Вопросы к экзамену в восьмом семестре:
1.Государственно-общественный характер управления системой образования.
2.Общие принципы управления педагогическими системами.
3.Школа как педагогическая система и объект научного управления.
4.Эволюция управления, основные источники.
5.Системный и ситуационный подходы как методология управления
6.Характеристика основных функций управления.
7.Закономерности процесса управления.
8.Классификация видов контроля.
9.Особенности планирования. Виды планов.
10.Принципы, формы, методы контроля.
11.Конфликты в управлении и пути их преодоления.
12.Требования к личности руководителя, его управленческая культура.
13.Делопроизводство в школе.
14Понятие, уровни и формы получения образования
15.Система образования: понятие и элементы
16.Государственные образовательные стандарты и образовательные программы
17.Международно-правовое регулирование образования
18.Законодательство Российской Федерации в области образования
19.Законодательство зарубежных стран в области образования: основные модели
20.Понятие, виды и компетенция образовательных учреждений
21.Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений
22.Лицензирование образовательной деятельности
23.Аккредитация и аттестация образовательных учреждений
24.Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации
25.Прием в образовательные учреждения
26 Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров.
27.Единый государственный экзамен
28.Документы об образовании
29.Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса
30.Права и обязанности обучающихся (воспитанников)
31.Особенности правового статуса несовершеннолетних обучающихся
32.Правовое положение педагогических работников
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература по управлению образовательными системами
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000.
В рабочую тетрадь заместителя директора школы по воспитательной работе//Воспитание школьников, 2001,№ 4. – С. 14-17.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. – М., 1993.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
Гуров В.Н., Степанов С.В.. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений. – Ставрополь,2001.
Закон РФ об образовании. – М., 1992.
Зацепина Л. Телекоммуникации в управлении образованием//Мир
школы, 2001, № 6. – С. 9.
Золотухина В. Права детей. Личные права детей в системе образования//Нар.образование, 2001, № 1. – С.26.
Кузибецкий А. Управленческие техники в коммуникативной культуре руководителя//Нар.образование, 2001, № 7. – С.44-54.
Курдюмова И. Школьное инспектирование в Великобритании//Нар.образование, 2001, № 8. – С.58.
Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). – Рязань, 1997.
Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М., 1999.
Модернизация образования – общенациональная задача//Первое сент. 25 авг. 2001, № 59.
О национальной доктрине образования в РФ//Нар.образование, 2000, № 2. – С. 14.
О негосударственных общеобразовательных учреждениях //Нар.образование, 2001, № 10.
О проблемах сохранения единства образовательного пространства в РФ//Вестник образования, 2001, № 7. – С.30.
О программе развития системы непрерывного педагогического образования на 2001-2010 гг.//Вестник обр., 2001, № 19. –С.7-34.
Педагогика. Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1998.
Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
Перечень типов образовательных учреждений системы образования РФ//Вестник обр., 2001, № 19. – С. 68.
Плоцкая В.А. Насущные заботы руководителя (Советы начинающему директору школы)//Открытая школа. Научно-метод.журнал, 2001, № 5. – С.14-22.
Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.
Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. – М., 1993.
Санитарные правила СП 1.1.1058-01//Первое сент., 14 дек.2001, № 89.
Сластёнин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы//Избр.пед.соч. В 3-х тт. Т. 1. – М., 1981.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении//Первое сент. 3 июля 2001, № 48.
Управление в системе школы: проблемы и решения. Под ред. В.А. Караковского и др. – М., 1999.
Управление развитием школы. Под ред. М.М. Поташника и др. – М., 1995.
Основная литература по нормативно-правовое обеспечению образования
1. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков [Текст]:учебное пособие / Б.Л. Вульфсон; Московский психолого-социальный институт. - М., 2006.
2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебник для вузов / А.Н. Джуринский. - М., 2004
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М., 1999.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учебное пособие / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина; Ред. З.И. Васильева. - М., 2001.
5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2004.
6. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" / Отв. ред В.И. Шкатулла. - М., 1998.
7. Комментарий к Федеральному закону О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Под ред. В. М. Сырых и Е. В. Буслова. - М.,1998.
8. Латышина Д.И. История педагогики и образования [Текст]: учебник /Д.И. Латышина. - М., 2007.
9. Сырых В.М. Образовательное право. Учебное пособие. - М., 1999.
10. Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. - М, 2002.
11. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник /В.Г. Торосян. - М., 2003.
12. Управление образовательными системами [Текст]: Учебное пособие / И.А. Зайцева [и др.]. - М.: Ростов н/Д., 2003.
13. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. - М., 2003.
14. Шкатула В. И. Образовательное право. - М., 2001.
|