«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь




Скачать 0.69 Mb.
Название «Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь
страница 1/6
Дата публикации 17.10.2014
Размер 0.69 Mb.
Тип Контрольные вопросы
literature-edu.ru > Право > Контрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ставропольского края «Ставропольский базовый медицинский колледж»

«Социология в системе образования»

Разработал: преподаватель ЦМК «ОГСЭ»

Огаджанян Н. М.


Ставрополь

2013

Пояснительная записка
Социология - наука о закономерностях развития общества, социальных отношений и общностей. Во второй половине XX века интерес к ней как науке, изучающий общественные отношения, социальные взаимосвязи и взаимодействия, резко возрос. Это объясняется ускорением общественных процессов, усложнением социальных связей, усилением взаимодействия общества, науки, природы. В современный период социологические исследования охватывают практически все сферы жизни. Социологическая подготовка входит в число профессиональных требований к специалисту любой профессии.

Изучение социологии и формирование социологического мышления невозможно без решения практических заданий, упражнений и задач.

Практикум - составная часть активного процесса обучения основам социологических знаний. Он ориентирован на развитие аналитического мышления, навыков логической аргументации своих ответов и позиции, самостоятельности в изложении мыслей. Он формирует критическое отношение к обыденным предрассудкам либо к информации, полученных из надежных источников.

Практикум учит студентов работать со статистической информацией, справочной литературой. Наконец, он дает им возможность овладеть умениями и навыками подготовка и проведения самостоятельного исследования общества и его составных частей. Практикум составлен с учетом требований государственного стандарта по социологии. Тематика пособия соответствует тематике программы по дисциплине «Основы социологии и политологии».

Материал по каждой теме включает в себя следующие разделы:

  1. План раскрытия темы. Студент должен, используя план, изучить данную тему, с тем, чтобы раскрыть для себя содержание её, свободно оперировать понятиями и уметь выступить в течение 5-7 минут на семинаре.

  2. Основные понятия. Студент должен овладеть минимумом философских понятий и использовать их при изложении вопросов, предусмотренных планом занятия. Целесообразно выписать понятия в рабочую тетрадь, т.к. большинство понятий применяются при изучении следующих тем курса.

  3. Контрольные вопросы определяют тот минимум знаний, который должен усвоить каждый студент по данной теме. Они являются ориентиром, который поможет студенту отобрать нужный материал и проверить объём своих знаний по теме.

  4. Темы докладов и рефератов. Целью этого вида деятельности является развитие навыков самостоятельной, творческой работы студентов, умение

пользоваться научной литературой, грамотно излагать материал в письменной форме.

Рефераты выполняются на отдельных листах. Титульный лист содержит следующую информацию: избранная тема, фамилия, инициалы исполнителя, учебная группа, дата написания реферата, фамилия и инициалы преподавателя, название учебного заведения.

На первом листе помещается план реферата. Начиная со второго листа - изложение темы, она при необходимости разбивается на части. Все незнакомые термины, имена, факты обязательно объясняются в тексте (в скобках) или в конце каждой страницы - в сносках.

Новые вопросы должны быть связаны с предыдущими и логично вытекать из них.

В конце помещается список использованной литературы. В списке литературы следует указывать фамилию и инициалы автора, название произведения, место издания, год издания.

Часть рефератов заслушивается и обсуждается на семинарских занятиях. Остальные рефераты рецензируются письменно назначенными преподавателем рецензентами. Во всех случаях выставляется оценка.

  1. Литература. Список литературы включает основную и дополнительную литературу, достаточную для подготовки устного ответа и написания реферата.

  2. Задачи и упражнения. Целью этого раздела является развитие навыков самостоятельного философского мышления, умений сопоставлять различные точки зрения, вырабатывать и обосновывать собственное мнение. Работа с задачами и упражнениями проводится как в ходе самостоятельной подготовки, так и на семинарских занятиях.

  3. Тесты для итогового контроля знаний.

  4. Словарь специальных терминов.

Данное пособие предназначено для студентов, изучающих социологию, как в процессе самостоятельной работы, так и для использования на семинарских занятиях.

Тема: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ
План


  1. Объект и предмет социологии, ее значение в современном мире

  2. Основные методы социологического исследования

  3. Структура и уровни социологических знаний


Основные понятия
Социология, объект и предмет социологии, социальное, программа социологического исследования, исследовательские стратегии, контент- анализ, опрос, анкетирование, генеральная совокупность, выборочная совокупность, интервью, наблюдение, эксперимент, микросоциология и макросоциология.




Контрольные вопросы:

  • Каковы причины различных подходов к определению предмета социологии?

  • Что такое «социальное» как основное понятие социологии?

  • Каково сходство и различие законов и категорий социологии и философии?

  • Каково соотношение собственно социологических, психологических и математических методов в социологии?

  • Назовите основные различные критерии и классификации социологических исследований.

  • Какова роль и место социологического исследования?

  • В чем сущность выборочных исследований, их преимущества и сложности?

  • Объясните термины: генеральная совокупность, выборочная совокупность, выборка.

  • Каковы требования к выборке?

  • Чем различия между неслучайной и случайной выборками и их методами?

  • Макро- и микросоциология: в чем различие?

  • Каковы механизмы взаимоотношения социологии и истории?

Темы докладов и рефератов:

  1. Проблемы определения предмета социологии.

  2. Роль социологии в познании и преобразовании жизни современного общества.

  3. Социология в системе общественных наук.

  4. Э. Дюркгейм о методе социологии.


Основная литература
Кравченко А.И. Основы социологии. М.. 1997.

Касьянов В.В. Основы социологии и политологии. Ростов-на-Дону, 2003. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М., 2005.

Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М., 2000.

Косов Г.В. Основы социологии и политологии. М., 2002.
Дополнительная литература
Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс. 1997. № 1.

Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России // Социс. 1996. №3.

Зуй М.И. Социология - мифология - философия (типы сознания) // Социс. 1996. № 6.

Ильин В.В. Теоретические и империческое в социологии: смена парадигмы //1996. № 10.

Ильин В.В.Социология как фундаментальная наука // Социс. 1994.№ 3. Портянкин Б.А. Размышления о микро- и макросоциологии // Социс. 1992.№ 1.

Романовский Н.В. Социология позднего сталинизма // Социс. 1997.№ 7. Социология и реальность // Социс. 1996. № 9, 11.

Что происходит с социологией // Социс. 1997.№ 5.

Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социс. 1990.№ 2. Яновский Р.Г. Проблемы макросоциологии // Социс. 1996.№ 4.
Задачи и упражнения.


  1. В левом столбце таблицы в алфавитном порядке перечислены основные методы социологического исследования. В правом столбце в таком же порядке - различные объекты изучения. Какой предмет социологического исследования наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов?

    Основные методы

    Предмет изучения

    Анкетирование Включенное наблюдение Изучение документов Интервью

    Невключенное наблюдение Социологический тест Социологический эксперимент

    Индивидуальные особенности сознания. Механизм становления «группового сознания» Причинно - следственные связи Результаты деятельности больших социальных групп

    Факты поведения людей

    Факты сознания (мнения, интересы)

    Ценностные ориентации и установки

  2. Самостоятельно сформулируйте по 2 закрытых и 2 открытых вопроса на следующие темы:

  • отношение родителей к вашему досугу

  • социально-психологическая адаптация первокурсников

  • наиболее популярная ТВ-программа



  1. Приведите несколько примеров профессий, должностей, в которых по роду занятий должны проводиться наблюдения. Какого типа эти наблюдения? Чем отличается социологическое исследование от житейских наблюдений?




  1. Какие документальные источники можно использовать в сравнительном анализе интенсивности работы двух различных городских средних общеобразовательных школ, отделений милиции, средств массовой информации?




  1. Какие социологические исследования могут заказать:

  • Руководитель политической партии

  • Ректор университета




  1. Определите, правильно ли действовал социолог при формировании выборки в перечисленных ниже конкретных ситуациях:

  • цель исследования - проблема «дедовщины» в армии. Социолог опросил тех, кто когда-нибудь служил в армии

  • цель исследования - проблема социальной защиты населения. Социолог опросил пенсионеров.

  • цель исследования - социальные проблемы студенчества. Социолог опросил всех, кто получает тот или иной вид профессионального образования.




  1. Известный американский социолог Э. Шилз в статье «Призвание социологии» выделяет три типа взаимоотношений социологии и власти. Первый тип - «манипулятивный» - характеризуется сотрудничеством с властями: социологическое знание используется для целей управления общественными процессами и манипуляции поведения людей и групп. Второй тип ориентации - «критический» - имеет место, когда социологи занимают независимую позицию по отношению к проводимой политике. Третий - «согласительный» - тип ориентации заключается в поиске согласия между властями... Как вы считаете, какой ориентации по отношению к власти следует придерживаться российским социологам и почему?




  1. Основоположник социологии О. Конт называл новую науку об обществе «социальной физикой». Вместе с тем он утверждал, что социология основывается «на законах биологии», без них она невозможна, хотя имеет «нечто своеобразное... вытекающее из взаимодействия индивидов друг с другом...» (Цит. по: Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 138). Объясните, что дает для понимания специфики социологической науки обозначение её как «социальной физики».




  1. Предмет социологии раскрывается на двух уровнях - микро и макро. Раскройте особенности микро- и макросоциологии и определите, к какому уровню и почему относятся следующие явления:

Развод. Забастовка. Межнациональный конфликт. Ссора друзей. Революция. Выборы президента страны. Сокращение числа поступающих в ВУЗ. Борьба классов. Семейный конфликт. Инфляция.


10. Выберите правильные варианты ответов.



Вопрос

Ответ

1.

Что такое интервью?

а) конкретный метод исследования;

б) теоретический метод исследования.

2.

Кто такой респондент?

а) исследователь;

б) опрашиваемый;

в) лицо, входящее в генеральную совокупность.

3.

Что такое анализ документов?

а) этап социологического исследования;

б) теоретический метод исследования;

в) конкретный метод исследования.

4.

Выборочная совокупность - это...

а) совокупность людей, мнение которых изучается;

б) совокупность людей, которые были опрошены в процессе исследования.

5.

Что при

социологическом исследовании понимается под гипотезой?

а) это основная проблема, на разрешение которой направлено исследование;

б) это предложение о том, как связаны между собой значимые факторы, которое проверяется в процессе исследования.

6.

Открытый вопрос в социологии - это...

а) вопрос, в котором исследователь прямо указывает на то, что хочет знать;

б) вопрос, на который опрашиваемый отвечает в свободной форме;

в) вопрос, на который опрашиваемый может дать несколько ответов;

г) вопрос, на который опрашиваемый может не отвечать.

7.

Контент - анализ используется...

а) при анализе документов;

б) при обобщении и интерпретации результатов опроса;

в) при планировании социологического исследования.

8.

Самый

распространенный метод исследования в социологии - это...

а) анализ документов;

б) анкетирование;

в) наблюдение;

г) эксперимент.

9.

Можно ли назвать перепись населения социологическим исследованием?

а) да;

б) нет.

10.

Чтобы получить

а) 10 ООО человек;




достоверные сведения о

б) 70- 100 человек;




состоянии

в) 2000 человек;




общественного мнения такого государства, как США, достаточно опросить...

г) 100 000 человек.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon Программа вступительного испытания по предмету социология для поступающих...
История социологии. Истоки социологии. Становление и развитие социологической теории в XIX – XX вв. Западная социология в XX в. Отечественная...
«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon Энтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде
«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon Социология
С 44 Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьяно­ва В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. 512 с
«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon Дополнительная образовательная программа Тхэквондо (итф) возраст...
Итф подготовлена с учетом нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ в системе Министерства образования...
«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного...
«Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе...
«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon Рабочая программа по дисциплине Социология Москва
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие...
«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon «Квалиметрический подход в системе непрерывного образования». Комплекс...
Разработка научно-информационной и практико-ориентированной программы проведения повышения квалификации для педагогических работников...
«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon «Социология социальных структур и институтов»
«Социология социальных структур и институтов» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика
«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon Рабочая программа дисциплины «социология»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
«Социология в системе образования» Разработал: преподаватель цмк «огсэ» Огаджанян Н. М. Ставрополь icon Уроках литературы казановская О. А
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18, г. Ставрополь
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции