I. Значение работы и безработицы в XXI веке




НазваниеI. Значение работы и безработицы в XXI веке
страница1/9
Дата публикации16.10.2014
Размер1.05 Mb.
ТипУчебный курс
literature-edu.ru > Право > Учебный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук


УТВЕРЖДАЮ

Декан _________________ факультета

"_____"__________________20___ г.

Учебный курс
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИЩУЩИМИ РАБОТУ


Сизова И.Л.

Нижний Новгород

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН………………………………………………………

4

ТЕМА I. Значение работы и безработицы в XXI веке………………

6

ТЕМА II. Современные проблемы на рынке труда. Особенности безработицы и незанятости в России………………………………….


9

ТЕМА III. Безработица как биографическая и психосоциальная кризисная ситуация……………………………………………………..


13

ТЕМА IV. «Ищущие работу» клиенты Государственной службы занятости населения и их потребности в помощи. Задачи социальной работы…………………………………………………….



21

ТЕМА V. Индивидуальное сопровождение (case management) ищущих работу, имеющих особые проблемы в трудоустройстве..

  1. Понятие и концепция «индивидуального сопровождения»….

  2. Критерии отбора клиентов, функции и фазы индивидуального сопровождения «ищущих работу»………………………………..

  3. Организация процесса ИС в рамках системной и сетевой деятельности…………………………………………………………..


29

30
32
34

ТЕМА VI. Консультирование в программе индивидуального сопровождения ищущих работу……………………………………….

  1. Первый контакт с клиентом………………………………………..

  2. Диагностирование потребностей и ресурсов……………………

  3. Заключение контракта. Постановка целей и разработка плана помощи……………………………………………………………


42

43

44
45

ТЕМА VII. Коучинг как процесс интервенции и метод консультирования ищущего работу…………………………………....

  1. Определение, функции и формы коучинга……………………….

  2. Последовательность действий и уровни коучинга……………..

  3. Обратная связь с клиентом………………………………………….


48

48

50

52

ТЕМА VIII. Методы коучинга с ищущими работу (зарубежный опыт)………………………………………………………………………

  1. Технологические процедуры в рамках вторичной деятельности коуча…………………………………………………….

  2. Методика коучинга……………………………………………………..


55
56

58

ТЕМА IX. Оценка и контроль индивидуального сопровождения ищущих работу…………………………………………………………..


74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....

78

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..

79

ВВЕДЕНИЕ

Цель учебного курса заключается в предложении студентам–социальным работникам систематизированных материалов по изучению новой технологии социального сопровождения лиц, ищущих работу и имеющих серьезные проблемы в трудоустройстве.

Задачами данного учебного курса является ознакомление с новым клиентом социальной работы – лицами, ищущими работу на российском рынке труда, и предложение технологии помощи им на основе современных теорий и моделей социальной работы.

В теме I учебного курса освещаются значение труда и занятости в современном мире и России. Особое внимание уделяется персональным и социальным последствиям безработицы. Тема II посвящена анализу текущей ситуации с безработицей и незанятостью в России. В ней акцентируется, что в настоящее время представляет опасность не столько массовая безработица, с которой научились бороться, сколько сами безработные и/или ищущие работу люди, среди которых много представителей социально незащищенных групп общества. В теме III уделено внимание выявлению лиц, у которых сама биография или социальная ситуация/положение затрудняют поиск работы и/или стабилизацию в трудовых отношениях. В IV теме анализируются возможности по институализации (внедрению в практику соответствующих служб или созданию новой службы) технологии социального сопровождения ищущих работу, имеющих особые проблемы в трудоустройстве в российских регионах. Автором охарактеризованы варианты организации и управления услугами, предоставляемыми специалистами по социальной работе, в государственных структурах (Службы занятости населения Российской Федерации) или в частном секторе (НКО, кадровых агентствах и пр.). Особо акцентируется проблема качества и эффективности социальных услуг, их нацеленность на скорейшее включение ищущих работу в трудовые отношения.

В темах с V по IX размещены материалы по основным методикам и техникам социальной работы с данной группой клиентов. В V теме рассматриваются новые вопросы по осуществлению социального сопровождения ищущих работу на уровне взаимодействия в системе социальной работы. Здесь оказание помощи клиентам рассматривается через призму сетевой и коллегиальной социальной работы, помогающих преодолеть субъективность в работе с клиентом, односторонность услуг, учитывающих потребности клиента. В рамках ресурсоориентированной социальной работы анализируются возможности предоставления клиентам комплексной помощи, включения сторонних производителей и поставщиков социальных услуг в процесс помощи. Применяемые теории и способы помощи ищущим работу основываются на проведении кейс-менеджмента в работе с клиентом. Социальная работа организуется на разных уровнях: непосредственно с ищущим работу, его социальным окружением, в гражданском коллективе и в организациях самопомощи и взаимопомощи, на институциональном уровне.

Структура тем учебного курса включает описание (а), выделение разделов (б); примеры из практики и задания к ним (в); образцы работы с клиентом (г); вопросы для самоконтроля знаний (д), основную и дополнительную литературу (е).

БЛАГОДАРНОСТИ

Учебный курс «Социальная работа с ищущими работу» подготовлен в рамках проекта Темпус IV «Совершенствование преподавания социальной работы в России» (2009-2012). Автор выражает благодарность европейскому руководству Темпуса, принимающим зарубежным университетам (Великобритании, Германии, Греции), российским вузам в Саратове и Казани, за оказанное гостеприимство и всестороннюю помощь в подготовке данных материалов. Выражаем признательность университету г. Зиген (Германия) и Казанскому государственному медицинскому университету за возможность представить и обсудить идею учебного курса в рамках конференций и круглых столов, а также руководству проектом от Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского за содействие в разработке курса и своевременное разрешение возникающих на этом трудном пути проблем. Благодарим студентку IV курса специальности «Социальная работа» ННГУ Милкину Елену за участие в данном научном проекте и личный вклад в создании кейсов и проведении интервью с работниками Государственной службы занятости г. Нижний Новгород.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения учебного курса студенты должны:

- уметь применять теоретические знания в области социальной работы и корреспондирующих с ней дисциплин для осуществления помощи ищущим работу лицам;

- уметь планировать процесс помощи клиенту в рамках модели индивидуального сопровождения и оценивать последствия запланированных мероприятий;

- уметь применять в процессе помощи ищущим работу общие и специальные методы и техники социальной работы;

- овладеть индивидуальными навыками работы, а также приобрести опыт работы в команде, в рабочей группе, комиссии (участие в коллегиальных сетевых формах работы с ищущими работу);

- уметь использовать в своей деятельности информационные источники, критически отбирать и рефлектировать научные материалы, применять данные статистики службы занятости, других социальных служб, пользоваться банками данных, электронными ресурсами при работе с клиентами на федеральном и региональном уровнях;

- уметь оценивать и использовать материальные, финансовые и предметные ресурсы в процессе оказания помощи;

- самостоятельно критически контролировать качество своей работы, проводить мониторинг результатов и затраченных средств, признавать необходимость внешнего контроля (работодателя, общественности, клиента).
Учебный курс способствует освоению следующих компетенций:

- способен осуществлять организационно-управленческие решения в рамках программы социального сопровождения ищущих работу (ОК-4)

- готов использовать основные методы работы с клиентом в программы социального сопровождения ищущих работу (ОК-9)

- готов решать проблемы ищущих работу в рамках сетевой социальной работы.

(ПК-7)

- способен к рефлексии и саморефлексии результатов работы с клиентом в рамках программы социального сопровождения ищущих работу (ПК-10)

Дорогие студенты!
Вы начинаете изучение нового учебного предмета «Социальная работа с лицами, ищущими работу. В этом вам окажет помощь предлагаемый учебно-методический комплекс, в котором собраны все справочные, учебные, организационные и методические материалы, связанные с освоением курса и приобретением набора требуемых профессиональных знаний и навыков.

В первом разделе учебно-методического комплекса приводится тематический план, в котором представлена общая структура курса, буквенное обозначение (и их расшифровка) форм занятий с разбивкой по темам, образовательные методы, способы вашей индивидуальной (домашней) подготовки и формы участия в занятиях.

Во втором разделе – программе учебного курса – даны содержательные аспекты изучаемых тем, приводится алгоритм каждого занятия, составлены списки рекомендуемой литературы.

В третьем разделе предлагается таблица дифференцированных требований по промежуточному и итоговому контролю знаний. Оценка, которую вы получите по окончании учебного курса, во многом зависит от вашей активности, самостоятельности и ответственности в приобретении знаний и профессиональных навыков.
Надеюсь на плодотворную совместную работу и желаю удачи!
Автор курса


УЧЕБНЫЙ ПЛАН





Темы

Кол-во учебных часов

Форма заня-тий

Образовательные методы

Требования к материально-техническому обеспечению занятий







ауд.

сам. раб.










1.

Значение работы и безработицы в XXI веке

2

-

Л

Презентация

Мультимедийная ауд.

2.

Современные проблемы на рынке труда. Особенности безработицы и незанятости в России

2

4

Л, C

Дискуссия, подготовка сообщений

Ауд.

3.

Безработица как биографическая и психосоциальная кризисная ситуация

2

4

ПЗ, С

Исследовательское интервью (работа в подгруппах), анализ кейсов (биографий), составление геносоциограмм, учебная дискуссия

Ауд.

4.

Ищущие работу клиенты Государственной службы занятости населения и их потребности в помощи. Задачи социальной работы

2

4

С, ПС, ПЗ

Презентация, итоговое обсуждение

посещение ГСЗН, ауд

5.


Индивидуальное сопровождение (Case Management) ищущих работу, имеющих особые проблемы в трудоустройстве















5.1.

Понятие и концепция «индивидуального сопровождения»

2

4

Л, С

Презентация, дискуссия

Ауд.

5.2.

Критерии отбора клиентов, функции и фазы индивидуального сопровождения ищущих работу

2

4

ПЗ

Кейс-стади

Ауд.

5.3.

Организация процесса ИС в рамках системной и сетевой деятельности

2

4

С, ПЗ

Работа в группе, общая дискуссия

Ауд.

6.

Консультирование в программе индивидуального сопровождения ищущих работу
















6.1.

Первый контакт с клиентом

4

4

С, ПЗ

Работа в подгруппах, тренинг

Ауд, тренинговая комната

6.2.

Диагностирование потребностей и ресурсов

2

4

С, ПЗ,

Сообщения, работа в подгруппах

Ауд.

6.3.

Заключение контракта. Выработка целей и плана помощи

2

2

Л, ПЗ

Отчеты об индивидуальной работе

Ауд.

7.

Коучинг как процесс интервенции и метод консультирования ищущего работу
















7.1.

Определение и функции коучинга

2

2

Л, С

Презентация, дискуссия

Мультимедийная ауд.

7.2.

Формы коучинга

2

2

С

Дискуссия

Ауд.

7.3.

Последовательность действий и уровни коучинга

2

4

ПЗ

Интервью, кейс-стади, ролевая игра

Ауд.

7.4.

Обратная связь с клиентом

2

4

С

Сообщения, дискуссия

Ауд.

8.

Методы коучинга с ищущими работу (зарубежный опыт)

2

4

С, ПЗ

Семинар, ролевая игра, тренинг

Ауд, тренинговая комната

9.

Оценка и контроль индивидуального сопровождения ищущих работу

-

6

С, ПЗ

Кейс-стади, заключительный отчет (эссе)

Ауд.




Итого

32

56











Технические обозначения:

Л - лекция

ПЗ – практическое занятие

С – семинар

ПС – приглашение специалиста-практика

Т – тренинг




Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинары, практические задания, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (презентации, сообщения, дискуссии, работа в малых группах, индивидуальная работа, ролевые игры, тренинги, приглашения специалиста-практика мозгового штурма, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 60 % аудиторных занятий.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Итоговым оценочным средством выступает написание эссе с использованием научных и источников, объем 5000 тысяч знаков. Промежуточный контроль включает отчеты по практическим заданиям, практической работе, полевому исследованию, оценку презентаций и сообщений студентов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconВнешняя политика: вопросы теории и практики
В. В. Штоль. Роль государства и его внешней политики в XXI веке. Коллизия двух ведущих принципов международного права

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconА. Н. Фортунатов Телевидение в XX и XXI веке. Механический, электронный,...
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика», но также может быть полезно...

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconТехнологии в практике управления школой
В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Перед системой образования стоит задача достижения...

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconЭдвин Лефевр. "Воспоминания биржевого спекулянта"
Она рассказывает о психологии толпы и скачках рыночного спроса так, как если бы речь шла о случившейся на прошлой неделе панике на...

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconЭдвин Лефевр "Воспоминания биржевого спекулянта"
Она рассказывает о психологии толпы и скачках рыночного спроса так, как если бы речь шла о случившейся на прошлой неделе панике на...

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconПредисловие Предположения "жизнь начинается завтра"
Ты готовился к настоящему, подлинному существованию, но дорога уже пройдена, а обратного пути нет. Жизнь потрачена на подготовку...

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconДостаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она...
При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением...

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconБрюс Стерлинг Будущее уже началось: Что ждет каждого из нас в XXI веке?
Кевина Келли, Лоренса Лессига и Стюарта Бранда и знакомит читателя с политическими движениями, способными спровоцировать будущие...

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconЭлективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки...
И информированности человечества, в связи с тем, что наука становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни известный французский...

I. Значение работы и безработицы в XXI веке iconКомплексные работы в 4 классе
Комплексные олимпиадные работы дают возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции