Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность»




Скачать 124.16 Kb.
НазваниеМежрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность»
Дата публикации08.10.2014
Размер124.16 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Право > Документы
Межрегиональная очно-заочная

научно-практическая конференция

для обучающихся

«Православие и современность»

Христианские мотивы

в сказках А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,

К. Д. Ушинского «Мена»

Автор: Михалева Полина

учащаяся 3 «б» класса

МОУ «СОШ №46»

Научный руководитель:

Зборомирская Ю.Б, учитель ОПК;

Рогачевская Н. П.,

учитель начальных классов МОУ СОШ №46

Саратов 2014

Содержание.

Вступление 2

Глава 1. Христианские мотивы сказок

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», К. Д. Ушинского «Мена». 3

1.1. Краткое содержание сказок 3

1.2. Характер и поступки героев сказки А.С.Пушкина 3

1.3. Пороки и добродетели в православном учении 5

1.4.Характер и поступки героев сказки К.Д.Ушинского 6

1.5.Пороки и добродетели в православном учении 7

Глава 2. Отношение одноклассников к добродетелям и порокам. 9

Заключение 10

Список литературы 11

Вступление

С раннего детства в жизни каждого человека появляется сказка. Их рассказывают своим детям мамы, бабушки. Дети вырастают и уже сами своим детям пересказывают эти же сказки. Почему же их как большую драгоценность передают из поколения в поколение?

Это не случайно, так как в сказках отражается дух нашей Родины. Православная Русь всегда жила верой в Бога и учила свой народ соблюдать заповеди Божии – их и запечатлели мудрые сказки. Хотя сказки это вымысел, но в них есть такое, что существует на самом деле. Прежде всего, они рассказывают о вечных ценностях жизни. Добрые и умные, сказки учат нас милосердию и состраданию. Веселые и правдивые, они ненавязчиво показывают, что добро и трудолюбие будут обязательно вознаграждены, а зло непременно наказано. Многие сказки пронизаны христианскими мотивами, в них нашли отражение библейские заповеди. Неслучайно А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Я люблю читать сказки. На уроках литературного чтения мы познакомились с произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». А на факультативных занятиях «Основы православной культуры» прочитали сказку К.Д.Ушинского «Мена». Мы проанализировали характеры героев, обсудили их поступки. В ходе этой работы я вспомнила Евангельское учение. Мне захотелось проследить, как в этих сказках отражаются христианские заповеди.

Цель моей работы – поиск христианских мотивов в текстах сказок А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и К.Д.Ушинского «Мена».

Задачи работы:

1. Изучить тексты сказок и найти в них мотивы библейских заповедей.

2. Выяснить, какие христианские ценности нашли отражение в характерах и поступках героев.

3. Узнать отношение одноклассников к порокам и добродетелям.
Глава 1. Христианские мотивы сказок

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», К. Д. Ушинского «Мена».

1.1. Краткое содержание сказок

Сюжет сказки А.С.Пушкина знаком всем. В сети бедного рыбака однажды попалась золотая рыбка. Говорила рыбка с ним человеческим языком и обещала выполнить любое его желание. А он сжалился над ней и отпустил «плавать на просторе». Взамен ничего не попросил для себя. А дома его ждала жадная корыстная жена, которая никак не могла остановиться в своих желаниях. Мы знаем, чем закончилась эта сказка. Старуха осталась ни с чем, а выражение «остаться у разбитого корыта» прочно вошло в русский язык.

Главный герой сказки «Мена» - тоже простой старик, «мужичок-серячок», который спас однажды тонущего купца. Купец, желая отблагодарить своего благодетеля, подарил ему кусок золота «величиной с конскую голову». Возвращаясь домой, старик встретил барышника, который предложил ему поменять золото на коня. Мужичок согласился. На своем пути он встречал пастуха, овчара, свинопаса, коробейника, каждый из которых предлагал ему обмен на свой товар. После всех обменов старик остался с одной иголкой, которую потерял, перелезая через плетень. Так и вернулся он к своей жене без всего. А старушка рада была видеть его живым и здоровым. Так и стали они жить «счастливо и без золота».

1.2. Характер и поступки героев сказки А.С.Пушкина

Прочитав текст сказок, я обратилась к героям и их характерам.

Старик из сказки А.С.Пушкина по своему характеру добрый и бескорыстный. Сам он отказывается от откупа и для себя ничего не просит:

«Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

Бог с тобою золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо,

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе…»

В отличие от старика, его жена – алчная и ненасытная старуха, которая без устали требует исполнения всех своих желаний. Сначала старуха просит немного - нового корыта:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

наше-то совсем раскололось!».

После корыта, она захотела избу:

«В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке,

Поклонись ей, выпроси уж избу».

Однако, сколько не дай старухе – ей все мало. Получив избу «со свтелкой, с кирпичною беленою трубою, с дубовыми тесовыми вороты», она захотела быть столбовою дворянкою:

«Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Но и этим она недовольна, старуха хочет стать вольной царицей, а потом и владычицей морскою, чтобы сама рыбка была у нее в услужении.

Автор хочет показать, что жадность это отрицательное качество. Даже море менялось по мере того как старик приходил с различными просьбами. Оно как будто возмущалось жадностью и ненасытностью старухи: в первый раз «море слегка разыгралось», потом «помутилось синее море», затем оно стало неспокойным, «почернело синее море», и наконец «на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и воют».

Рядом с жадностью прослеживается мотив неблагодарности: ни разу старуха не поблагодарила рыбку за исполнение своих желаний, а старика за его терпение.

Следующие качества, которые я увидела в старухе, это ее гордость и жестокость. Проявляются они в ее грубом обращении с мужем, часто она обзывает, даже бьет его:

«Еще пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!»;

«старуха сидит под окошком,

На чем свет уж мужа ругает…»;

«Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа».

Она жестока не только со своим стариком, но и со слугами, когда становится столбовою дворянкою:

«Перед нею усердные слуги:

Она бьет их за чупрун таскает».

Характер старика, напротив, настолько смиренный и покорный, что он не спорит и не противоречит старухе, когда та отправляет его к золотой рыбке со своими требованиями. Также кротко он ведет себя и с рыбкой. Речь его ласкова, вежлива, почтенна:

«Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка…».

1.3 Пороки и добродетели в православном учении

Обратимся теперь к заповедям Божиим. Они охраняют человека от греха и отвечают на вопрос, каким человеком нужно быть, чтобы войти в Царство Божие. Заповеди учат нас главным христианским добродетелям – смирению, терпению, благодарности. Добродетелями называются добрые качества, которые помогают человеку побеждать различные невзгоды и беды на земле и стать достойным вечной жизни в Царстве Божием.

Из Евангелия я знаю, что смирение – одна из главных добродетелей. Она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире. Давайте вслушаемся в само это слово смирение, то есть быть в мире со всеми. Действительно, смиренный человек мирно и дружелюбно относится к другим людям, безропотно терпит все огорчения. Он всегда скромного о себе мнения, так как видит в себе много недостатков.

Церковь учит нас, что смирение привлекает к нам милосердие Божие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»,- учит нас Библия. А в Евангелии Христос говорит: «научитесь от Меня, так как Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». В награду за смирение Господь обещает Царствие Божие.

От смирения рождается благодарность, еще одно важное доброе качество. Ему учит нас Сам Господь. В Евангелии рассказывается о том, что однажды Христос исцелил десять человек, которые болели тяжелой неизлечимой болезнью – проказой. И только один из них возвратился, чтобы поблагодарить Спасителя. «Не десять ли очистились? - сказал Господь, - где же девять других? Почему они не возвратились поблагодарить Бога?».

Среди пословиц русского народа есть и такая: «кто малым недоволен, тот большего недостоин». Сказка А. С. Пушкина иллюстрирует правоту этой пословицы. К чему приводит жадность и неблагодарность старухи, мы видим в финале сказки – она остается вновь со своим разбитым корытом.

Автор сказки о золотой рыбке хочет показать, что гордость, жадность и неблагодарность – злые качества человека, которые никогда не принесут ему радости и счастья. В этом и есть правда Божия, этому же учат нас и заповеди Божии.

1.4. Характер и поступки героев сказки К.Д.Ушинского

Обратимся теперь к сказке К. Д. Ушинского «Мена». Ее главный герой «мужичок-серячок» проявляет любовь и милосердие к ближнему. Он спасает из воды тонущего купца, не думая о благодарности и награде. А когда получает в подарок кусок золота «в конскую голову», то доверчиво и без сожаления расстается с ним.

Свой подарок он меняет у барышника на коня. – «Отдай мне золото, возьми лучшего коня»,- говорит ему барышник. «Взял старик лучшего коня, поблагодарил и пошел дальше». Коня он поменял у пастуха на вола. Овчар предложил ему обменять вола на лучшего барана. Свинопас выпросил у мужичка барана взамен на «лучшего поросенка». В конце пути коробейник предложил старику «променять поросенка на любую иглу». Герой сказки был простым и доверчивым, поэтому в других людях он не видел лжи и обмана. Он был благодарным и не забывал благодарить тех людей, с кем имел дело.

Я задумалась о том, почему старик совершает эти мены. Может быть, он любит ближнего и думает, что предмет, который он отдает, нужнее другому, чем ему? В этом проявляется важное христианское качество – жертвенность – умение забывать и не думать о себе, заботясь только о ближних.

Еще одно доброе качество, которое я увидела в главном герое, это его любовь к своей жене. Старик очень любит свою старушку, потому что хочет порадовать её подарочком: «хотел тебе, старая, подарочек принести …», - говорит он в конце сказки.

И в старушке я тоже увидела любовь к своему мужу. По своему характеру она отличается от старухи из сказки о золотой рыбке. Она любит своего мужа, переживает за него, разговаривает с ним ласково и нежно. «Выбежала старику навстречу старушка: «Ах, голубчик мой! Я без тебя здесь совсем было пропала». Она не жадная, ей не надо богатства. Самое главное для неё, что муж вернулся целым и невредимым. «Ну, слава же Богу, мой голубчик, что ты сам вернулся; пойдем в избу ужинать».

1.5. Пороки и добродетели в православном учении

Из Евангелия я знаю, что любовь – самая большая христианская добродетель. Она делает человека добрым, сострадательным, отзывчивым. Любящие люди умеют прощать обиды. Апостол Павел учит нас, говоря, что любовь не преследует корысти, не знает расчета, не требует благодарности, на злое действие отвечает добром. Рядом с любовью стоит следующая высокая добродетель – милосердие. Это сострадание к ближнему, умение оказать помощь любому, кто в ней нуждается. Такими мы видим главных героев сказки «Мена» - старика и его добрую старушку.

Автор награждает героев за их добродетели счастьем. Сказка заканчивается словами «и теперь живет старичок со старушкой, счастливы и без золота». Так бывает и в жизни. Кто-то довольствуется малым, живет в ладу с ближними и счастлив, а кого-то не осчастливит и все золото мира, ему и этого покажется мало.

Сказки учат нас, что если человек постиг правду Божию, научился жить по заповедям Божиим, то он счастлив.

Глава 2. Отношение одноклассников к добродетелям и порокам.

На факультативных занятиях «Основы православной культуры» мы изучаем заповеди Божии, учимся отличать добродетели от пороков. Мне стало интересно узнать отношение моих одноклассников к добрым и злым качествам души на примере сказок «О рыбаке и рыбке» и «Мена». Для этого я составила анкету (см. Приложение 1.).

В анкетировании принимали участие 20 человек из моего класса. По результатам ответов ребят получилась следующая таблица:


№ вопроса

кол-во верных ответов

кол-во неполных ответов

кол-во неверных ответов

1.

7

10

3

2.

11

6

3

3.

5

10

5

4.

4

11

5

5.

12

8

0

6.

10

10

0

7.

6

9

5


Из этой таблицы можно увидеть, что не у всех моих одноклассников получается отличить добродетель от порока. Однако, радует то, что многие ребята знают заповеди Божии и правильно определяют для себя жизненные ценности. Я думаю, что они научились этому именно на занятиях факультатива «Основы православной культуры».

Заключение.

Таким образом, проанализировав сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке» и К.Д.Ушинского «Мена», я пришла к выводу о том, что в них нашли отражение христианские мотивы. Я увидела, что эти произведения учат нас вечным ценностям – таким важным добродетелям как любовь, смирение, милосердие, благодарность. Эти сказки помогают человеку научиться отличать добро от зла и дарят духовное богатство. Пока люди читают сказки, в их душах будет побеждать не зло, не стремление к богатству, а стремление к добру и любви.

Из ответов ребят на вопросы анкеты можно сделать вывод о том, что они умеют отличить добродетель от порока. Однако пока им трудно увидеть, как плохие или добрые качества проявляются в характере и поступках человека.

Список литературы

Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке». М., 1982

Кац Э. Э. Литературное чтение: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. М., 2010.

Протоирей Виктор Дорофеев, Янушкявичине О. Л. Основы православной культуры: Учебное пособие. М., 2009.

Наперстникова С. Э., архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин), Меньшиков В. М. Основы православной культуры: экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Курск, 2007.
Приложение 1.
Анкета

Дорогой друг! Пожалуйста, ответь на вопросы анкеты. Будь честным и откровенным. Мне очень интересно твоё мнение.

  1. Какие душевные качества характеризуют старика из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:

Смирение, кротость, доброта, жадность, грубость, корысть, лень, трудолюбие, терпение, любовь.

  1. Какие душевные качества характеризуют старуху из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:

Смирение, кротость, доброта, жадность, грубость, корысть, лень, трудолюбие, терпение, любовь.

  1. Какие душевные качества характеризуют старика из сказки

К. Д. Ушинского «Мена»:

Смирение, кротость, доброта, жадность, грубость, корысть, лень, трудолюбие, терпение, любовь, доверчивость, благодарность.

  1. Какие душевные качества характеризуют старушку из сказки

К. Д. Ушинского «Мена»:

Смирение, кротость, доброта, жадность, грубость, корысть, лень, трудолюбие, терпение, любовь, доверчивость, благодарность.

  1. Отметь мнение, с которым ты согласишься:

- Старик не должен был отпускать рыбку, а использоваться её волшебство для себя.

- Старик, отпустив рыбку, поступил правильно, по-христиански.

- Старуха поступала правильно. Она хотела улучшить свою жизнь.

- Старуха нарушает заповеди Божии. Без труда она хочет получить все и сразу.

- Старик из сказки «Мена» поступил глупо и расточительно.

- Старик из сказки «Мена» поступил по-христиански, потомучто богатство для него не главная ценность в жизни. Важно доверие, любовь и забота.

- Старушка должна была поругать старика за расточительность.

-Старушка проявила христианские добродетели: любовь и умение прощать.

6. Укажи, какие из названых качеств можно назвать положительными (добродетели), а какие отрицательными (пороки):

Смирение, кротость, доброта, жадность, грубость, корысть, лень, трудолюбие, терпение, любовь, доверчивость, благодарность.

Добродетели

Пороки




  1. Выбери качества, которые ты хотел бы воспитать в себе:



Большое спасибо!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» iconНаучно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы»
Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: история, современность, перспективы развития»

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» iconМеждународная заочная научно-практическая конференция
Организатор Международной заочной научно-практической конференции – Консалтинговая компания «ар-консалт», г. Москва. Издание сборника...

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» iconI всероссийская научно
Всероссийская научно–практическая конференция с международным участием «инновации в здоровье нации»

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» iconРеспубликанская научно-практическая конференция
Оргкомитет Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми» объявляет о проведении второго...

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» icon14. 00 Научно практическая конференция, посвященная 70-й годовщине...
Научно – практическая конференция, посвященная 70-й годовщине освобождения города Феодосии и Крыма от фашистких захватчиков в Великой...

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» iconПоложение о школьном этапе научно-практической конференции школьников мбоу «сош №11» 1
Научно-практическая конференция школьников проводится в рамках реализации феде­ральной программы «Одаренные дети» и преследует следующие...

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» icon«Текст. Произведение. Читатель» Конференция состоится 3-4 июня 2012...
Конференция состоится 3–4 июня 2012 года. Форма проведения конференции – заочная

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» iconМеждународная научно-практическая конференция
«История, проблемы и необходимые условия становления гражданского общества в Украине»

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» iconБашкортостана Министерство культуры Республики Башкортостан Министерство...
Русский язык, история и культура на стыках эпох. Межрегиональная научно-практическая конференция (Уфа, 16 мая 2014 г). Материалы...

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «Православие и современность» iconVi всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции