Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан




Скачать 177.92 Kb.
Название Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан
Дата публикации 08.10.2014
Размер 177.92 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы


Магомедова М.А., к.филос.н.

с.н.с. РЦЭИ ДНЦ РАН

(г. Махачкала)

Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан

Рост экстремизма и терроризма в России происходит на фоне общего роста числа его проявлений в мире. Размах террористических акций дал основание западным исследователям называть последние два десятилетия фазой «века терроризма». Серьезной причиной порождающей экстремизм и терроризм, стали криминализация общества; стремление к рычагам власти со стороны организованной преступности; коррумпированности властных структур.

Экстремизм и терроризм по своей сути является сложным социально-политическим явлением, аккумулирующим в себе имеющиеся противоречия, достигшие в России уровня конфликта1.

Систематические насильственные акции с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств, захватов заложников, похищения людей позволяют рассматривать экстремизм и терроризм как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Учитывая нарастание этого явления в нашей стране, расширение спектра террористических проявлений, огромные негативные последствия для общества от реализации террористических акций, борьба с этим социальным злом превратилась сегодня в общегосударственную и общенациональную проблему, угрожающую самой безопасности страны.

Вышеперечисленные проблемы поднимаются в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева. В частности, эти вопросы анализируются и в статье «Россия, вперед!»2. Существенное внимание Президент уделяет вопросу противодействия религиозно-политическому экстремизму и стабилизации общественно-политической ситуации на Северном Кавказе. Далее отмечает Д.А. Медведев: «Мы сумели собрать страну, остановить центробежные тенденции. Но проблем еще очень много. Включая самые острые. Террористические атаки на Россию продолжаются. Жители республик Северного Кавказа просто не знают покоя. Гибнут военные и работники правоохранительных органов, государственные и муниципальные служащие, мирные люди. Конечно, эти преступления совершаются при поддержке международных бандгрупп. Но давайте признаем: ситуация не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие Юга России было по-настоящему результативным».

Регион Северного Кавказа является самым неблагополучным в Российской Федерации. Его характеризуют высокий уровень бедности, многочисленность молодого населения, низкий уровень образовательной подготовки к работе и недостаточный уровень трудоустройства среди молодежи, большое языковое и этническое многообразие, многочисленные проблемы, связанные с безопасностью, включая характеризующиеся насилием конфликты и религиозный экстремизм.

Особой проблемой на Северном Кавказе в 90-е годы выступал экстремизм и связанные с ним проявления терроризма. Взрывы, прогремевшие в городах региона за последнее время и унесшие более тысячи жизней граждан, еще раз свидетельствуют о том, какую опасность может таить в себе недооценка этой проблемы в целом.

В ряду острых проблем и экстремизм под религиозным флагом. Это один из факторов, способствующих возникновению этнополитических конфликтов. Этот фактор, как свидетельствует практика, используется успешно и местными элитами для решения своих вопросов по принципу «разделяй и властвуй», т.е. активно применяется «игра на национальных и религиозных чувствах».

Данные вопросы широко анализируются в работах таких ученых, как: А.К. Алиев, А.А. Игнатенко, К. М. Ханбабаев, Н.Ф. Бугай, А.Г. Гусейнов и многих других3.

Проблемам экстремизма большое внимание уделяет руководство Республики Дагестан. При поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации в республике прошли такие Всероссийские научно-практические конференции, как «Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму (Махачкала, 2007); «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму (Махачкала, 2008)4.

Проблемы экстремизма, вопросы противодействия экстремистской деятельности обсуждались и на Региональных, Всероссийских, Международных конференциях, которые проводились Региональным центром этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН5.

Сложная социально-экономическая ситуация, низкий уровень жизни, массовая безработица, коррупция на фоне высокой доли молодых людей среди населения региона – все это придает взрывной характер сегодняшней ситуации на Кавказе. Молодые люди, не видя для себя перспектив устроиться на работу, реализовать себя, теряют интерес к учебе, испытывают ненависть к власти. Достаточно обратить внимание на теракты в Дагестане, Чечне, Ингушетии. Несмотря на то, что в них гибнут простые граждане, они главным образом направлены именно против силовых структур, властей. В стремлении отомстить обществу, в котором для них не находится достаточного места, молодые люди отвергают принятые в нем мораль и нормы, пополняют ряды криминальных групп. К экстремизму как к последнему прибежищу обращается часть тех, кто не нашел места в жизни, в знак протеста против неприятия их обществом. Молодежь остается в «зоне отчуждения» от общества, выходит из правового поля. Именно на этапе поиска жизненных ориентиров молодыми легче воспринимаются идеи джихада в той трактовке, в какой его преподносят радикалы. Эти идеи на первый взгляд кажутся простыми и упорядоченными, для них характерно четкое разделение добра и зла. Преподносимый радикальными исламистами проект, где центральное место занимает борьба ислама, а с ним всего правового, истинного, против неверия, олицетворяющего все ложное и несправедливое, помогает молодым людям обрести цель в жизни. Эта идеология дает простые ответы на сложные жизненные вопросы. Пользуясь их слабым знанием арабского языка и религиозных знаний, экстремисты подбирают отрывки из Корана таким образом, чтобы настроить молодых мусульман против родителей, семей и того общества, в котором они живут.

Вместе с тем важное место в жизни народов Северного Кавказа занимает ислам. Для подавляющей части населения он является не политикой, не идеологией, а образом жизни. Традиционный институт семьи под напором времени даже на Северном Кавказе постепенно ослабевает, растет уровень информатизации общества. Мусульманская молодежь по сравнению со своими родителями обладает, как правило, более широким кругозором. Действительность ставит перед ними вопросы, на которые традиционные имамы мечетей не могут ответить. В результате молодежь отдает предпочтение исламским интеллектуалам из своей среды, сталкивающимся в повседневной жизни с теми же проблемами, что и они. Официальное же духовенство, на их взгляд, слишком много внимания уделяет обслуживанию интересов власти, что обуславливает стремительное падение авторитета официального муфтията на Кавказе.

Еще К. Гельвеций утверждал: «Во все времена, когда набожность усиливается, но полиция менее совершенна, совершается гораздо больше преступлений6, чем тогда, когда набожность ослабевает, но полиция усовершенствуется?7

Встреча президента России Дмитрия Медведева с лидерами духовенства и главами северокавказских республик в Сочи лишний раз подчеркивает всю серьезность ситуации в регионе. В числе мер по противодействию экстремизму была предложена программа, включающая в себя социально-экономические, а также силовые элементы8.

На заседании была подчеркнута необходимость ведения активной работы по предотвращению радикального ислама через всемирную компьютерную сеть, а также поставлен вопрос о создании телеканала, на котором велось бы разъяснение основ ислама. В настоящее время экстремисты важную роль в пропаганде своих идей отводят медиасфере. Ситуация осложняется тем, что радикальные Интернет-ресурсы появляются с такой скоростью, что их не успевают отслеживать.

Таким образом, причины, способствующие вовлечению молодежи в экстремистскую идеологию, следующие: незанятость на производстве; социальная нестабильность; криминализация общественных отношений; маргинализация большой части населения, его стратификация; активизация различных форм отчуждения; формирование духовных элит, сознательно противопоставляющих себя массам; подпадание под фундаменталистскую трактовку основных религиозных принципов; отсутствие воспитания, забвение традиций и обычаев предков; дискредитация традиционной системы ценностей; обострение глобальных проблем.

Выступая на заседании Государственного совета Российской Федерации и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи», 11 марта 2009 года в Туле председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин отметил, что экстремизм в последнее время все чаще пытается одеваться в религиозные одежды и навязывать молодежи радикальное псевдорелигиозное воззрение9.

Объектом воздействия экстремистов является наименее социально защищенные слои молодежи. Чем ниже уровень жизни молодых людей, чем ниже уровень их образования, тем быстрее они оказываются в экстремистких организациях. Это особенно актуально в период кризиса. Мы можем оказаться свидетелями резкого роста преступности на национальной и религиозной почве. Поэтому усилия в работе с молодежью должны быть направлены на предоставление молодым людям возможности учиться, работать, заниматься спортом и творчеством.

Влияние руководителей и вдохновителей экстремистов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей и борцов за воплощение его идеалов в жизнь. В этих условиях во всем мире формируется искаженное представление об исламе как о религии агрессивной, оправдывающей экстремизм и насилие. Причем определенные круги умело используют складывающуюся ситуацию для дискредитации ислама, распространения недоверия к его последователям, разделения и противопоставления людей по религиозному, цивилизационному признаку.

В условиях активизации международного терроризма, по мнению многих, религия сама должна стать главной силой, противодействующей экстремистким идеологиям. Духовные авторитеты, ученые-теологи должны активно включиться в антитеррористическую пропаганду, разъяснять и показать миру, что идеологическая и политическая платформы террористов несовместимы и истинной миссией религии, что экстремизм и терроризм – это извращение основ человечности, он в корне несовместим с моральными установками религии.

Осознав возрастающую опасность экстремистской деятельности для исламского мира и человечества в целом, мусульманские богословы в последние годы активнее стали консолидировать усилия в противодействии экстремизму и терроризму.

В ноябре 2004 года было распространено и получило широкий резонанс «Амманское послание», написанное от имени королевского двора Иордании, короля Абдаллы II Бен Аль-Хусейна, являющегося потомком пророка Мухаммада, и поддержанное мусульманскими лидерами всего мира10.

Основная идея этого воззвания заключается в том, что экстремизм и религия не совместимы. Тот, кто верит в Бога, как бы он ни назывался, не может быть экстремистом и террористом. «Ислам – это ежедневная борьба против экстремизма, радикализма и фанатизма, которые не дают уму возможности правильно оценивать негативные последствия действий и поощряют нерегулярные порывы вне религиозных, идейных и моральных рамок, – говорится в послании. – Подобные явления не имеют ничего общего с характерными чертами всегда толерантного и открытого душой мусульманина. Ислам отвергает их, как это делают и другие монотеистические религии, считая их ненормальными и видя в них разновидность распутства. Они не присущи лишь одному исламскому миру, с ними в той или иной мере столкнулись все нации, расы и религии, ибо причины у данных явлений всегда одинаковы.

Здесь уместно было бы процитировать заявление религиозных лидеров России членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, 11 марта 2009 года:

«Наша страна играет все более значимую роль в современном мире. Сообща народы России создали великое государство с высокой духовной традицией, богатейшей культурой, сильной экономикой, устойчивой политической системой, развитым гражданским обществом.

Основой развития страны является выработанные веками нравственные ценности и идеалы: патриотизм, крепкая семья, трудолюбие и честность, любовь к ближнему, справедливость и взаимопонимание.

На всех гражданах России, независимо от национальности, политических убеждений и социальной принадлежности, лежит общая историческая ответственность: сберечь это бесценное наследие, завещанное нам предками, приумножить духовный и экономический потенциал нашего Отечества.

Мы решительно отвергаем любую национальную, религиозную и социальную рознь как явление, в корне противоречащее многовековым традициям российского добрососедства, миролюбивым основам всех религий.

Прежде всего, эти слова мы обращаем к молодому поколению России, от гражданской позиции, ответственности и моральных качеств которого во многом зависит будущее страны, ее устойчивое развитие.

Указом Президента Российской Федерации 2009 год объявлен в нашей стране Годом молодежи.

Именно молодым людям присущи активная жизненная позиция, творческая инициатива, новаторство, тяга к образованию, науке и инновациям, критическому познанию мира.

Сегодня, когда наша страна, как и весь мир, находится под давлением глобального финансового и экономического кризиса, эти качества востребованы как никогда.

Мы уверены, что молодежь, все люди нашей страны достойно пройдут это испытание общества на прочность, терпение, духовную и гражданскую зрелость, проявят готовность оказать помощь и поддержку ближнему.

Пусть каждый из нас подумает: не поселились ли холод и равнодушие в его сердце, не получилось ли так, что мы отвернулись и прошли мимо, когда наше участие было необходимо? Любое, даже самое малое доброе дело в это непростое время станет для каждого шагом к исцелению души, к оздоровлению всего нашего общества.

Осознавая себя единым народом, общими усилиями мы должны сегодня крепить общественную солидарность, межрелигиозное и межнациональное согласие, социальную стабильность во благо Отечества и каждого, кто живет и трудится в нем»11. (Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси; Аюшев Дамба Бадмаевич, пандито хамбо-лама, председатель Буддийской традиционной сангхи России; Бердиев Исмаил Алиевич, муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа; Гайнутдин Равиль, муфтий, председатель Совета муфтиев России; Езрас, епископ, глава Ново-Нахичевской и Российской епархии Армянской апостольской церкви; Корнилий, митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви; Лазар Берл, главный раввин России; Ряховский Сергей Васильевич, епископ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Семченко Александр Трофимович, начальствующий епископ Союза церквей евангельских христиан; Столяр Василий Дмитриевич, старший пастор, президент Западнороссийского союза Церкви христиан – адвентистов седьмого дня; Таджуддин Талгат, председатель (верховный муфтий, шейх-уль-ислам) Центрального духовного управления мусульман России).

Прошедшая в июле 2008 года в Москве Международная конференция «Ислам победит терроризм», на которую собрались мусульманские лидеры мира, также внесла свой вклад в борьбу с риторикой политического экстремизма. Среди наиболее важных положений совместной резолюции зафиксировано, что покушение на жизнь и достоинство человека считается тяжким грехом, и убийцы невиновных людей не могут считаться шахидами. Кроме того, признано необходимым осудить «вдохновителей и спонсоров терроризма, использующих ситуацию для осуществления собственных политических и экономических целей».

Президент России Д. Медведев в своем приветствии участников конференции, еще раз подчеркнув важность миссии исламского духовенства в противодействии экстремистам, отметил: «Идеологи террора строят свои спекуляции не только на острых социальных проблемах, но и на религиозной безграмотности, сепаратистских и националистических настроениях. Убежден, у такого противостояния нет ничего общего с истинными целями религиозных объединений, ведь любая мировая религия основана на фундаментальных ценностях добра, справедливости и миролюбия»12.

Сегодня ислам, которому всегда были присущи умеренность, терпимость и способность к позитивному взаимодействию с другими культурами, экстремисты пытаются радикализировать, противопоставить всему остальному миру, разрушая тем самым не только межконфессиональный мир, но и внутреннее единство исламского мира.

К сожалению, многие представители молодежи поверхностно знают историю мировых религий, их основные постулаты, что дает возможность спекуляций на религиозные темы, открывает простор для деятельности религиозных организаций экстремистского характера, деструктивных культовых сект. По неофициальной информации, на территории Российской Федерации действует боле двух сотен религиозных организаций и объединений, работающих с молодежью. Деятельность около 20 из них запрещена, так как признана деструктивной и экстремистской. Не может не беспокоить то, что в России сегодня действует около 300 неформальных молодежных объединений, 150 из которых являются группировками различной экстремистской направленности и насчитывают, объединяют в своих рядах около 10 тысяч молодых людей. Это вызывает тревогу. Нашей общей целью должна стать скоординированная, совместная деятельность как по спасению молодых ребят, попавших под влияние деструктивных и экстремистских религиозных структур, так и разработка совместных мер по недопущению этого впредь.

Одной из средств достижения своих целей экстремисты избрали джихад. Вместе с тем вопреки призывам террористов, джихад отнюдь не сводится к войне с неверными. Ведущие современные мусульманские правоведы подчеркивают, что джихад – это прежде всего призыв к следованию путем Аллаха, усилия, направленные на самосовершенствование общества. Причем призыв следовать воле Аллаха, обращенный к немусульманам, исключает любое насилие, о чем прямо говорится в Коране: «Нет принуждения в религии» (2:256), «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом» (16:125).

В настоящее время для Республики Дагестан и страны в целом ислам – это не чуждое и постороннее явление, а одна из традиционных признаваемых государством религий. Одновременно он является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов людей, для которых Россия – их родной дом. Ислам – не только религия, но и особая цивилизация и культура. В ее рамках сложилась своя система нравственно-духовных и политико-правовых ценностей, накоплен огромный интеллектуальный потенциал, сформировалось богатое идейное наследие. Позитивные нравственные и интеллектуальные достижения исламской цивилизации стали неотъемлемой частью общероссийской культуры, они вносят вклад в духовное обновление страны.

В республике построены тысячи мечетей, развивается исламское религиозное образование, на различных телеканалах регулярно идут телепередачи на религиозные темы с участием духовенства. Все это свидетельствует о том, что призывы террористов к защите исламских ценностей с оружием в руках от несуществующей для мусульман опасности, якобы исходящей со стороны светского государства, не состоятельны.

Именно на основе вышеперечисленных неоспоримых фактов мы должны вести разъяснительную работу с подрастающим поколением, которое в силу своих возрастных и эмоциональных особенностей подвержено внешнему влиянию.

Вопросы противодействия распространению экстремистской и террористической идеологии, развития гражданственности и патриотизма должны стать целенаправленным направлением воспитательной деятельности.

На примерах именно таких событий, как разгром банд международных террористов в 1999 году, Победа в Великой Отечественной войне и многих других, мы должны воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и бережного отношения к истории, основываясь на вечных духовных ценностях и традициях наших народов.

События августа-сентября 1999 года показали единство народов Дагестана перед лицом общего врага, наглядно продемонстрировали желание дагестанцев жить в составе России и защищать его при необходимости с оружием в руках. Многие журналисты и политические обозреватели отметили, что впервые после окончания войны народ проявил такую единодушную и всеобщую поддержку армии и действиям государственных органов.

Вряд ли в новейшей истории найдется другой такой яркий и показательный пример столь массового проявления патриотизма народа, который проявили дагестанцы в драматические дни 1999 года.

«В те дни мы еще раз почувствовали дружескую поддержку всех народов России. Мы не остались один на один с нагрянувшей бедой. Отразив агрессию, мы содействовали повышению политического веса России в мире и укрепили авторитет Дагестана. И еще раз нашли подтверждение нашему историческому выбору – быть навеки с Россией, великим русским народом»13.

Большой опыт воспитания подрастающего поколения в духе ненасилия, мира и уважения народам и религиям накоплен в образовательных учреждениях Республики Дагестан. При этом традиционно используются идеи народной педагогики: единство, дружба народов Дагестана, миротворческое разрешение всех возникающих спорных проблем, взаимопомощь и сотрудничество людей разных национальностей и религий, уважительное, добрососедское отношение к другим народам, религиозная терпимость и открытость к достижению мировой цивилизации, общечеловеческих нравственных ценностей.

Основными средствами педагогической профилактики выступают воспитание и образование, осуществляемые в трех основных средах: в учебном процессе, во внеклассной и внешкольной работе, в сфере реальной общественной практики.
Предложения и рекомендации

1. Для эффективного противодействия экстремистским проявлениям необходимы выработка и реализация единой политики, направленной на минимизацию возможности распространения идеологии, ставящей своей целью ликвидацию институтов современного государства.

2. Учитывая то, что правоохранительная система в основном борется с уже свершившимися фактами экстремизма и их последствиями, полагаем необходимым активизировать работу по предотвращению экстремистских проявлений на стадии их приготовления.

3. Для этого, на наш взгляд, необходимо: принять специальные законодательные акты, направленные на пресечение не только самих насильственных действий экстремистского и террористического характера, но и идеологической подготовки к ним, позволяющие противодействовать любым, даже сравнительно слабым по российским меркам проявлениям экстремизма на ранних этапах его эскалации.

4. Принять меры по поднятию общего уровня массовой культуры, оказывающего огромное влияние на формирование ориентации на политическую корректность и негативное отношение к проявлениям экстремизма.

5. Необходимо более активно разъяснять несостоятельность, общественный вред и преступный характер идеологий, программ и действий, которые заключают в себе ненависть и вражду к людям других рас, национальностей, вероисповеданий, социальных групп.

Надо излагать и доводить до сведения читателей и слушателей современные положения науки о роли и значении культурных традиций и межкультурного диалога.

6. Повысить уровень идеологического противодействия экстремизму и терроризму, активнее привлекая к этой работе представителей государственной власти, местного самоуправления, ученых, деятелей культуры, духовенства, педагогических коллективов.

7. В целях преодоления практики одностороннего освещения происходящих на Северном Кавказе событий и устранения предпосылок для формирования ложных стереотипов массового сознания, способствующих разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни, органам государственной власти, правоохранительным органам необходимо направить в центральные СМИ публикации для объективного и всестороннего освещения жизни региона, ознакомления широкой дагестанской аудитории с культурой и лучшими представителями его народов.

8. Органам государственной власти и правоохранительным органам необходимо организовать через СМИ активную просветительскую работу, особенно среди молодежи, по разъяснению опасности экстремизма для государства и общества в целом, для каждого человека в отдельности, шире пропагандировать миролюбивую сущность и толерантность исламского вероучения, активно использовать его истинные ценности для нравственного воспитания верующих.


1 Гусейнов А.Г. Стратегия идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, «Лотос», 2007. С. 258-269.

2 См.: Россия, вперед! Статья Дмитрия Медведева // www.president.kremlin.ru

3 См.: Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007.; Игнатенко А. А. Халифы без халифата. М., 1988; Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики. М.: Новый хронограф, 2004.; Ханбабаев К.М., Якубов М.Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия. Махачкала, 2008; Гусейнов А.Г. Социально-политические конфликты Северного Кавказа: сущность и пути урегулирования. М.: Наука», 2007.

4 См.: Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, «Лотос», 2007.; Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, «Лотос», 2008.

5 См.: Национальные интересы и национальная политика на Юге России: приоритеты и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции, 14 декабря 2006 г. Махачкала, 2007; Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала. Изд-во ДНЦ РАН, 2006; Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона. Сборник научных статей. Махачкала. Изд-во типографии ДНЦ РАН, 2008; Этнополитическая безопасность Юга России в условиях глобализации. Материалы Всероссийской научной конференции. Махачкала. ИПФ «Наука – Дагестан», 2008; Северный Кавказ в современной геополитике России. Материалы региональной научной конференции. Махачкала: ИПФ «Наука – Дагестан». 2009.

6 Очень немногих людей религия удерживает от дурных поступков. Сколько преступлений совершают даже те люди, которым поручено указывать нам путь к спасению! Доказательством этого служит Варфоломеевская ночь, убийство Генриха III, резня, совершенная тамплерами, и т.д.

7 Гельвеций К. Об уме. М.: Литература, 2006. С. 208.

8 Нечитайло Д. Горячая молодежь. Всплеск насилия на Северном Кавказе обусловлен социальными проблемами наиболее активной части населения // Независимая газета. 2 сентября. 2009.

9 О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи // Вестник российской нации. № 2(4). 2009. С. 12-46.

10 Ислам против террора // www.dagpravda.ru

11 См.: О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи // Вестник российской нации. № 2(4). 2009. С. 12-46.


12 Ислам против террора // www.dagpravda.ru


13 Момент истины. Жаркое лето 99-го. Интервью Председателя Государственного Совета Республики Дагестан М.М. Магомедова // Дагестанская правда. 4 августа. 2009.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Урок №5. Национальный антитеррористический комитет (нак), его предназначение, структура и задачи
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Гражданско-правовые аспекты
Проблемы совершенствования законодательства в области противодействия распространению (рассылке) спама 23
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного...
Сош сулейман Стальского района Республики Дагестан составлен на основе Примерного учебного плана образовательных учреждений Республики...
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных...
Республики Дагестан» Постановлением Правительства рд от 9 октября 2009 года №352 «Об утверждении Положения об оплате труда работников...
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Положение об оплате труда работников муниципального образовательного...
Стан", Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 г. N 117 "О введении новых систем оплаты труда работников...
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Департамент образования г. Москвы
Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Методические рекомендации по расчету заработной платы работников...
О введении новой системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования...
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Примерный учебный план №2 для I-III классов общеобразовательных учреждений...
Примерный учебный план №2 для I-III классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Примерный учебный план №1 для I-II классов общеобразовательных учреждений...
Примерный учебный план №1 для I-II классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан icon Наградной лист
Почетная грамота Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, 2005 г
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции