Методические рекомендации
для общеобразовательных учреждений Республики Крым
о преподавании предметов художественно-эстетического цикла
в 2014/2015 учебном году
1. Нормативно-правовые документы
Преподавание предметов в 2014/2015 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ(с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
2. Учебно-методическое обеспечение
Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.
Не допускается использование устаревших и не получивших грифа Министерства образования и науки учебников и пособий.
2.1. Начальное общее образование
Подробная информация об УМК по музыке и изобразительному искусству (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах ведущих издательств учебной литературы:
Музыка
1. http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info
2. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/aleev/
3. http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=12845
4. http://edwisrb.ru/education/programs/?id=409230
5. http://www.ast.ru
Изобразительное искусство
http//www.prosv.ru
http//www.drofa.ru
http//www.vgf.ru
http://netedu.ru/
http://www.openclass.ru/stories/210094
http://my-shop.ru/shop/books/126064.html?partner=00509
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink
http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11303
В помощь учителю музыки и изобразительного искусства в преподавании предметов и в связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в Пояснительных записках к УМК для начальной школы.
2.2. Основное общее образование
Подробная информация об УМК по музыке и изобразительному искусству (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах ведущих издательств учебной литературы:
Музыка
1. http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info
2. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/aleev/
3. http://www.ast.ru
Изобразительное искусство
1. http://standart.edu.ru.
2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlinkhttp:
//mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/.
В помощь учителю музыки и изобразительного искусства в преподавании предметов и в связи с переходом на ФГОС второго поколения рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в Пояснительных записках к УМК для основной общей школы.
Количество часов в неделю, предусмотренное для изучения музыки и изобразительного искусства в 1-4 и 5-9 классах, в соответствии с федеральным БУП и Методическими рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/2015 учебный год (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19.05.2014 №01-14/68), следующее:
Класс
|
Начальное общее образование
|
Среднее общее образование
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Предмет
|
Музыка
|
ИЗО
|
Музыка
|
ИЗО
|
Музыка
|
ИЗО
|
Музыка
|
ИЗО
|
Музыка
|
ИЗО
|
Музыка
|
ИЗО
|
Музыка
|
ИЗО
|
Искусство
(Музыка)
|
Искусство
(ИЗО)
|
Искусство
(Музыка)
|
Искусство
(ИЗО)
|
Кол-во часов
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
Обращаем внимание, что в 8 и 9 классах предметы ИЗО и Музыка включаются в учебный план школы по 0,5 часа в неделю при наличии квалифицированных специалистов по данным дисциплинам. На усмотрение администрации и в силу объективных причин вместо предметов ИЗО и Музыка в 8 и 9 классах можно ввести интегрированный курс «Искусство» (1 час в неделю), который включается в нагрузку учителя имеющего специальное музыкально-педагогическое образование или учителя, окончившего художественно-графический факультет педагогического ВУЗа.
С целью предпрофильной подготовки учащихся возможно формировать классы с углубленным изучением (3 часа в неделю) музыки или изобразительного искусства. Дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.
Обращаем внимание на кадровое обеспечение преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Уроки предметной отрасли «Искусство» в начальной школе ведут специалисты, имеющие соответствующую квалификацию учителя музыки, изобразительного искусства (музыкально-педагогическое образование, художественно-графический факультет педагогического ВУЗа). В силу производственной необходимости уроки музыки может вести учитель начальной школы при условии владения музыкальным инструментом, певческим голосом и методикой преподавания предмета.
3. Особенности преподавания музыки и изобразительного искусства
В период перехода на новые стандарты особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, в том числе принципам системно-деятельностного подхода. Сегодня государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учебники, прошедшие экспертизу в экспертных организациях и включенные в федеральный перечень учебников, выбирает образовательное учреждение. Учитель выбирает те или иные методики обучения и воспитания, что во многом определяет успешность работы по определенному учебнику. Выбор учебников осуществляется в соответствии с «Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 года №1067, (сайт http://www.edu.ru/db minobr/mo/Data/d_12/m 1067.html) и в соответствии с «Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования» утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253.
При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться примерным тематическим планированием, приводимым в авторских программах.
По музыке, с учетом наличия в общеобразовательных организациях Республики Крым учебников для 1-4 классов авторов Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (издательство «Просвещение») и учебников для 5-7 классов авторов Сергеева Г.П., Критская Е.Д. (издательство «Просвещение»), необходимо руководствоваться Примерной программой по предмету «Музыка» для образовательных учреждений Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и использовать Рабочую программу учебного курса, составленную на основе указанной Примерной программы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.
Примерная программа основного общего образования по музыке отражает основные идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и ориентирована на УМК «Музыка» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (Примерную и Рабочую программу по музыке см. на сайте КРИППО в разделе «Предметы художественно-эстетического цикла»).
По изобразительному искусству, с учетом наличия в общеобразовательных организациях Республики Крым учебников под редакцией Б.М. Неменского:
1 класс – авт. Неменская Л.А.
класс – авт. Коротеева Е.И.
3 класс – авт. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.
4 класс – авт. Неменская Л.А., необходимо руководствоваться:
Примерными программами по учебным предметам. Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Авторскими программами:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» авторский коллектив под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского.− М.: Просвещение, 2012 г.
В 2014-2015 учебном году в преподавании изобразительного искусства обращаем внимание на следующие особенности:
1. Изменения в преподавании предмета, связанные с ведением ФГОС второго поколения, коснулись не столько содержания художественного образования, сколько конструирования урока, проработки его сценария.
2. Системно-деятельностный подход определенный авторами стандартов как приоритетный, предполагает четкую программу формирования УУД.
3. В отношении предмета ИЗО самым непростым звеном станут познавательные действия – поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий – синтез как составление частей и целого – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Приведенные выше аспекты свидетельствуют о безусловном возрастании интеллектуальной составляющей преподавании предмета, а так же о безусловном использовании учебников в процессе обучения.
Обращаем внимание на изменения в календарно-тематическом (см. образец в папке Рабочие программы по предметам искусства по адресу эл. почты: oromazan@mail.ru) и поурочном планировании.
Структура урока II поколения:
Класс, № урока, дата проведения
Тема урока, художественное название.
Тип и форма проведения урока.
Цель урока.
Планируемый результат обучения и УУД:
- познавательные;
- коммуникативные;
- регулятивные;
- личностные.
5. Ресурсы.
Типы уроков искусства:
а) урок введения в тему;
б) урок углубления и развития темы;
в) урок обобщения темы;
г) урок контроля эффективности освоения темы и художественного развития учащихся.
Формы уроков искусства:
- проблемные и творческие уроки, уроки-исследования;
- уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-экскурсии;
- уроки-концерты, уроки-спектакли, уроки-турниры, уроки-праздники;
интегрированные, панорамные уроки;
- уроки, композиция которых соответствует принципам музыкальной формы: рондо,
вариации, двухчастная, трехчастная и др.
Одним из условий ФГОС является наличие необходимого оборудования для оснащения кабинетов музыки и изобразительного искусства.
Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». Полный перечень оборудования для оснащения кабинета музыки и изобразительного искусства представлен в Разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» Примерных программ основного общего образования «Искусство» М., «Просвещение», 2010. С. 47).
4. Особенности преподавания предмета Мировая художественная культура
Предмет Мировая художественная культура на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в классах универсального обучения. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры осуществляется в классах художественно-эстетического профиля для учащихся, уже знакомых с основами мировой художественной культуры.
Курс по мировой художественной культуре на профильном уровне (http://www.edu.doal.ru/predm/laws10/prog_sp_mhk.dok) ориентирован на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие обучающихся в современном культурном процессе. В этой связи программы по данному предмету предусматривают виды деятельности, способствующие воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности. Программа предполагает значительную творческую самостоятельность учащихся при изучении художественных артефактов и расширение образовательной базы путем обращения к межпредметным связям, активное использование знаний, полученных учащимися на уроках литературы, изобразительного искусства, музыки, истории.
Рекомендуется рассматривать два основных этапа изучения МХК: 5-9 классы – факультативный курс, представленный спецкурсами или образовательными модулями и 10-11 классы – базовый и профильный курсы.
Интегрированный курс «Мировая художественная культура» в старшей школе ведут учителя, имеющие соответствующую квалификацию учителя мировой художественной культуры, либо учителя музыки, изобразительного искусства. При условии прохождения курсов повышения квалификации данную дисциплину в классах универсального обучения можно включить в нагрузку учителя истории, литературы.
Рекомендации по изучению предмета на профильном и углубленном уровне
Подготовительным курсом к изучению МХК может быть интегрированный курс «Искусство» для 8-9 класса (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская), в который входят программа, учебники, CD, творческие задания для учащихся, музыкальный материал для учителя, методическое пособие. Данная предметная линия является приоритетной с точки зрения перспективной разработки УМК и целью сохранения преемственности. Учебник входит в список рекомендованных к использованию. С целью осуществления выбора профилирующего направления деятельности старшеклассников в 9-х классах основной школы предполагается предпрофильная подготовка на основе введения значительного числа курсов по выбору (элективных курсов). Элективные курсы должны представлять специфику видов деятельности той или иной художественно-профессиональной сферы. Эти курсы не должны дублировать базовый курс. Содержание элективных курсов может углублять какой-то раздел учебных предметов: музыки, изобразительного искусства (предметно - ориентированные курсы), либо расширять их возможности через нетрадиционные и интегрированные курсы (межпредметные курсы). Набор элективных курсов должен иметь вариативный характер, а их содержание ориентировано на разнообразные проявления специального художественного или художественно-педагогического направлений. Продолжительность предметно-ориентированных курсов может быть четверть, полугодие; межпредметных – одна четверть, что связано с ознакомительным характером. Результативность обучения может быть отражена в таких формах контроля как: экзамен, реферат, зачет, защита проекта. При формировании билетов можно руководствоваться Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2006 г. № 01-66/07-01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на профильное обучение».
Для формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному художественному направлению содержание элективных курсов предпрофильной подготовки девятиклассников может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы по предметам искусства, а также специализированных программ школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и учреждений дополнительного образования.
Примерный перечень элективных курсов:
1. Куцман Н.Н. Элективный курс: Культура Древнего Мира: МХК, история: 9 класс. / Н.Н. Куцман.– «Корифей», 2006.;
2. Ромашина Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности». 10-11 классы / Н.Ф. Ромашина.– М.: «Глобус», 2007. -168 с.;
3. Секирова Т.А. Искусство понимания исторической живописи / Т.А. Секирова. - Профильная школа. - 2006.-№ 4. - С. 31-34;
4. Челышева Т.В. Медиакультура. Основы журналистики (специальное художественное образование). Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 56-66;
5. Челышева Т.В. Введение в историю русского искусства. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 67-75;
6. Хорошенкова А.В. Элективные курсы. МХК. История средневековой культуры / А.В. Хорошенкова.- М.«Экстремум», 2005;
7. Кисарова О.В. Элективный курс по МХК в 8 классе "Что есть красота"
(http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,17814/Itemid,118/
Характеристика видов контроля качества знаний
Следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). Необходимо учитывать и
достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.
Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню федерального государственного образовательного стандарта Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий. При желании обучающихся в качестве итоговой формы могут быть избраны: экзамен, защита проекта (реферата). В процессе подготовки устного экзамена по МХК необходимо учитывать следующее: материал, который выносится на экзамен, должен быть обязательно изучен в классе вместе с учителем. Нежелательно выносить на экзамен материал, который ученики осваивали самостоятельно (в том числе в виде докладов).
Для более эффективного усвоения материала по учебной дисциплине, итогового контроля по предмету, а также возможного в дальнейшем участия в олимпиаде рекомендуется педагогу обратить внимание учащихся на наличие рабочей тетради, в которой они могут фиксировать необходимые теоретические сведения, давать пояснения ключевым понятиям в рамках изучаемого раздела, темы, метапредметного уровня, а также факты, даты, события, разрабатывать опорные схемы и выполнять определенные домашние задания связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
При организации изучения мировой художественной культуры, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:
• стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне;
• федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;
• стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на профильном уровне;
• примерные программы по мировой художественной культуре.
Домашние задания по предметам искусства носят творческий характер, записываются в журнал, но не являются обязательными на каждом уроке.
Оценивание осуществляется по «5» балльной системе в следующих видах:
- текущее;
- тематическое;
- итоговое.
Текущие отметки выставляются за знание теоретического материала, умение анализировать художественное произведение, выполнять практические художественно-творческие задания.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках предметной отрасли «Искусство» осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, зачета по исполнению песенного материала (для уроков музыки), проверки выполнения домашнего задания, тестирования, защиты исследовательского проекта и т.д.
Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по предмету в каждом классе.
Контрольно-оценочная деятельность должна носить стимулирующий характер, осуществляется на каждом уроке, а отметка выставляется в соответствии с планом контроля, который отражается в календарно-тематическом плане рабочей программы.
На августовских предметных секциях (возможные формы проведения: методические объединения, творческие группы, проблемные группы, школа молодого учителя, школа совершенствования профессионального мастерства) рекомендуем обсудить следующие актуальные вопросы:
- нормативные правовые акты, регулирующие преподавание предметов искусства в условиях ФГОС;
- учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по изучению предметов искусства в 2014/2015 учебном году;
- оценка как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках;
- проектирование современного урока искусства;
- особенности формирования метапредметных умений у учащихся в условиях введения ФГОС второго поколения;
- межпредметные связи, интеграция как необходимое условие для формирования целостного восприятия, как способ приобщения обучающихся к системному методу мышления;
- использование «накопительных» систем оценивания учебных достижений обучающихся;
- нормативное сопровождение Требований к структуре рабочих программ и результатам их освоения;
- особенности реализации содержания предметов искусства в условиях перехода на ФГОС.
Методист по предметам художественно-эстетического цикла
УМЛ качества образования КРИППО О.А.Ромазан
|