Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы




Скачать 241.1 Kb.
Название Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы
Дата публикации 07.10.2014
Размер 241.1 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук
Система идеологической работы в Казахстане:

особенности и механизмы
В современной политической науке идеология определяется как система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, которые выражают интересы различных социальных общностей (группы, классы, общества и т.д.) и в которых осознаются и оцениваются отношения людей к существующей действительности и друг к другу [1].

Чаще всего идеологию связывают с политическими партиями и другими общественно-политическими организациями, которые строят свою деятельность в соответствие с определенными программными установками, в свою очередь, отражающими ценностно-ориентационные компоненты того или иного идеологического течения.

В Казахстане в период его пребывания в составе Союза ССР продолжительное время существовала официальная идеология монопольно правящей Коммунистической партии Советского Союза – марксизм-ленинизм. Однако с падением тоталитарного советского строя и распадом СССР постепенно были разрушены и многие его ценности. Прежде всего, казахстанцы перестали индентифицировать себя с институтами советского строя (КПСС, комсомол и т.д.). Вместе с тем деидеологизация общественных отношений привела к массовой дезориентации населения республики, что отрицательно отразилось и в духовно-нравственной сфере.

Так или иначе, но именно в этих условиях, совпавших с первыми годами суверенитета Казахстана, происходит переосмысление роли и места идеологии в общественно-политической жизни страны. В новых социоисторических реалиях, связанных с провозглашением Казахстана независимым государством, руководство республики предприняло меры, призванные преодолеть идейно-духовный вакуум общества и придать новое идеологическое обоснование его дальнейшему развитию. Разработку и представление Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в 1992-1993 гг. своих идеолого-теоретических произведений «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» и «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана» можно рассматривать как первые шаги по оформлению новой официальной идеологии страны.

Обобщение современных научно-теоретических представлений о государственной идеологии позволяет сформулировать следующее определение этого явления:

Государственная идеология представляет собой целостную и систематизированную совокупность идей, знаний, представлений, ценностей и принципов соответствующего государства, в которых образующая его общность людей (народ, нация) непосредственно и/или через официальные институты, которым она делегировала осуществление государственной власти, осознает себя и свое положение в окружающей действительности, определяет формы организации своего существования, выражает и обосновывает свои цели, потребности и интересы как единого целого, определяет пути и ориентиры своего развития, формулирует и корректирует по мере необходимости приоритеты политики данного государства.

Несмотря на то, что в большинстве стран мира государственная идеология как таковая отсутствует, во всяком случае в ее советском варианте, тем не менее в каждой из них имеется система ценностей и идей, сплачивающих соответствующее общество как совокупности граждан данного государства и членов сложившейся здесь национально-культурной общности, содержащих представления об истории становления данного народа и его государственности, о его политических, экономических, культурных, правовых и морально-нравственных традициях и устоях. Для этой системы более подходит другое понятие – национальная идея.

Именно такого подхода, судя по всему, придерживается и Казахстан. Вместе с тем в силу транзитного характера формирования современного казахстанского общества и государства и влияния ряда сопутствующих ему факторов четко обозначенной национальной идеи здесь еще фактически не сложилось. Во всяком случае, на таком уровне, чтобы основным субъектом ее формирования и ее носителем был народ Казахстана.

В этих условиях государству приходится выполнять идеологическую функцию, выражающуюся в формировании и поддержании ценностей и идей, разделяемых абсолютным большинством казахстанцев. При этом соответствующая работа выражается в сохранении и активном развитии традиционных ценностей и идеалов, прежде всего казахов как государствообразующего этноса, с одной стороны, и наполнении общественного сознания качественно новым социоисторическим и духовным содержанием, с другой стороны.

Основные подходы руководства страны к официальной идеологии отражены в Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан, утвержденной распоряжением Президента РК 23 мая 1996 года, следующим образом: «В Казахстане признано идеологическое и политическое многообразие. Это, по сути, отказ от монополии на истину и от идейного единообразия. Важно исходить из того, что идеология ни одного общественного объединения не должна претендовать на статус общегосударственной. Поскольку любое общественное объединение выражает интересы только части граждан, то основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость. В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм» [2].

Таким образом, при обеспечении в обществе идеологического плюрализма государство оставляет за собой право формировать и поддерживать общую для всех казахстанцев систему взглядов и ценностей, что особенно актуально в контексте многоэтничного, многоконфессионального и поликультурного уклада казахстанского общества. Соответственно этому государством проводится определенная идеологическая работа.

Нужно отметить, что если идеологию можно рассматривать как научно-теоретическую категорию, то понятие «идеологическая работа», скорее всего, следует отнести в разряд прикладных. Для ее четкого понимания следует обратиться к практике современной Беларуси, являющейся партнером Казахстана по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. В этой стране идеологическая работа носит системный характер и подкреплена многочисленными научно-теоретическими разработками и, что самое важное, разветвленным механизмом ее реализации. По свидетельству некоторых теоретиков основ белорусской идеологии, среди населения само слово «идеология» уже не вызывает неприятных ассоциаций, а воспринимается как составной элемент политики белорусского государства. При этом в обществе сформировался социальный заказ на проведение идеологической работы [3].

Непосредственно идеологическая работа определяется в Беларуси как «совокупность адаптивных, социально значимых форм и методов общественного воздействия на формирование мировоззрения человека, его нравственной и духовной культуры, этики межличностных, межнациональных, межконфессиональных отношений, гражданских компетенций в контексте ценностей и идеалов белорусского общества, цивилизационного процесса, международного права» [4].

Представляется, что относительная успешность проведения идеологической работы в Беларуси обусловлена следующими ключевыми факторами. Во-первых, сочетанием в рамках идеологии элементов, отражающих традиционные этнокультурные ценности белорусов (толерантность, трудолюбие, патриотизм, коллективизм, основанный на признании приоритета общего интереса, и т.д.), с одной стороны, и идеи, призванные консолидировать население страны (государственность, суверенитет, гражданственность и т.д.), с другой стороны. Можно сказать, что белорусское руководство пытается сформировать своего рода синтез государственной идеологии и национальной идеи.

Во-вторых, высоким уровнем поддержки значительной частью населения официального политического курса, проводимого президентом страны Александром Лукашенко. При этом роль самого президента в идеологической политике государства признается определяющей.

В-третьих, выстраиванием идеологической вертикали в системе государственной власти и управления Беларуси. Она включает Главное идеологическое управление Администрации Президента РБ, управления и отделы идеологической работы областных, районных и городских исполнительных комитетов. В систему идеологической работы также вовлечены руководители государственных СМИ. Помимо этого на руководителей других государственных органов и организаций возложена персональная ответственность за состояние идеологической работы в коллективах работников [5].

Еще одной особенностью официальной идеологии Беларуси является ее надпартийный характер. Это обусловлено тем, что в политической системе страны нет института правящей партии, которая бы имела либо монопольное право, либо преимущественное положение на разработку и продвижение в обществе своего собственного мировоззрения. Надо сказать, что даже Палата представителей Национального собрания формируется на мажоритарной основе и не имеет депутатских фракций политических партий. Это делает государственную идеологию общенациональной и максимально привлекательной в обществе. Вместе с тем руководство Беларуси опирается на сеть общественно-политических организаций, которые поддерживают его политику и участвуют в той или иной степени в идеолого-пропагандистском процессе. Это, в частности, Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусский союз женщин, Белорусское общественное объединение ветеранов, Федерация профсоюзов Беларуси и т.д.

В отличие от Беларуси государственная идеология Казахстана находится в неоднозначном положении. С одной стороны, она не является официально признанным атрибутом системы государственной власти и управления. Соответственно это касается и идеологической работы государства и его уполномоченных органов, которая никак не отражена в действующем праве республики.

С другой стороны, как уже отмечалось выше, официальная идеология все же имеет место. Реально она проявляется на следующих основных уровнях:

1) положения Конституции как Основного закона Республики Казахстан, где идеология государства находит свое максимально концентрированное выражение;

2) идеи Президента РК, озвученные в его ежегодных Посланиях народу Казахстана, выступлениях на различных публичных мероприятиях, а также научных и идеолого-теоретических произведениях;

3) идеи, отраженные в концепциях, государственных программах, стратегических планах и иных официальных документах.

Также имеются базовые идейно-политические концепты, которые постоянно применяются на официальном уровне и выступают в качестве своего рода руководства к деятельности государства и его органов. Это, в частности, гражданский мир, внутриполитическая стабильность, общественное, межэтническое (межнациональное) и межконфессиональное согласие, национальное единство, религиозная толерантность, социальная и политическая модернизация.

Соответственно всему этому в Казахстане действует и система идеологической работы, которая выглядит следующим образом*:



Государственный институт (орган) или негосударственная структура

Направления деятельности, функции по линии идеологии

1

Президент

1. Обращение с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики.

2. Утверждение государственных программ и стратегических планов.

2

Государственный секретарь

Выработка для Президента РК предложений по основным направлениям внутренней политики

3

Отдел внутренней политики Администрации Президента РК

1. Внесение предложений по:

- формированию и совершенствованию внутренней политики государства, в том числе государственной информационной и молодежной политики, политики в сферах развития гражданского общества и прав человека, межконфессиональных отношений, образования, общественно-гуманитарных наук, здравоохранения, демографии, культуры, языковой политики и спорта;

- обеспечению внутриполитической стабильности в стране, в том числе в межконфессиональной сфере.

2. Организация разъяснения в СМИ проводимой Президентом РК внутренней политики.

4

Министерство культуры и информации

1. Формирование государственной политики в области культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, языковой политики, информации, архивного дела и документации и взаимодействия с общественными организациями.

2. Разработка государственных и отраслевых (секторальных) программ в областях культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, языковой политики, информации, архивного дела и документации.

3. Проведение международных, республиканских и иных мероприятий, акций и конкурсов, направленных на укрепление внутриполитической стабильности, межэтнического согласия.

4. Осуществление взаимодействия с общественными организациями по реализации государственной и отраслевых (секторальных) программ.

5. Проведение социально значимых мероприятий в области культуры.

6. Обеспечение всемерного развития государственного языка, укрепление его международного авторитета.

7. Формирование, размещение и контроль издания литературы на республиканском уровне, а также создание национальных фильмов.

8. Координация деятельности организаций культуры.

9. Координация репертуарной политики в сфере музыкального и театрального искусства.

10. Взаимодействие с творческими союзами и другими организациями независимо от формы собственности по вопросам культуры.

11. Координация деятельности центральных и местных исполнительных органов по вопросам СМИ.

12. Формирование и размещение государственных заказов по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне.

5

Министерство образования и науки

1. Формирование единой государственной политики в области образования, научной и научно-технической деятельности, а также государственной молодежной политики.

2. Разработка и внедрение в практику работы организаций образования программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, привитие им основ нравственности и здорового образа жизни.

3. Проведение государственной молодежной политики и разработка программ по ее реализации.

4. Повышение патриотического самосознания и гражданской активности молодежи.

5. Организация информационного и научного обеспечения деятельности по реализации государственной молодежной политики.

6. Обеспечение учебниками и учебно-методическими комплексами республиканских организаций среднего образования.

7. Выдача разрешений к использованию учебников, пособий и другой литературы для организаций образования.

8. Формирование приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований.

6

Министерство здравоохранения

1. Организация, координация и методическое руководство формирования здорового образа жизни.

2. Организация разъяснительной работы среди населения по вопросам охраны здоровья.

7

Министерство обороны

1. Организация работы по морально-психологическому обеспечению войск с целью формирования у личного состава высоких боевых и морально-нравственных качеств.

2. Осуществление контроля за деятельностью и качеством учебно-воспитательной работы ведомственных военно-учебных заведений и других организаций образования, осуществляющих военную подготовку.

8

Министерство иностранных дел

1. Содействие распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны.

2. Формирование положительного имиджа Казахстана на международных рынках.

8

Агентство по делам религий

1. Осуществление государственного руководства в сфере обеспечения межконфессионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями.

2. Выработка предложений по формированию государственной политики в сфере обеспечения реализации прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями.

3. Проведение разъяснительной работы по вопросам государственной политики в области обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания.

4. Обеспечение проведения  религиоведческих экспертиз.

5. Осуществление информационно-пропагандистских мероприятия по вопросам, относящимся к компетенции агентства.

9

Управления внутренней политики областей, городов Астана и Алматы**

1. Реализация государственной политики по обеспечению внутриполитической стабильности, единства народа и консолидации общества в регионе.

2. Информационно-идеологическое сопровождение деятельности местных исполнительных органов региона по ключевым направлениям внутренней политики, в том числе по вопросам реализации государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения, занятости, межэтнического и межконфессионального согласия, патриотического воспитания и молодежной политики, пропаганды государственных символов, в языковой, информационной, культурной, гендерной и семейно-демографической сферах.

3. Формирование социального оптимизма жителей региона.

4. Обеспечение разъяснения и пропаганды в регионе основных приоритетов Стратегии развития Казахстана до 2030 года, ежегодных Посланий Президента народу Казахстана, государственных и отраслевых программ и других стратегических документов.

5. Организация информационно-разъяснительной работы о деятельности местных исполнительных органов в социально-экономической, общественно-политической и других сферах.

6. Организация в регионе деятельности информационно-пропагандистских групп (ИПГ) республиканского и регионального значения по разъяснению и пропаганде ежегодных Посланий Президента народу Казахстана и других стратегических документов, информационно-методическое обеспечение ИПГ.

7. Обеспечение эффективной реализации государственной информационной политики в регионе.

10

Ассамблея народа Казахстана

1. Создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе.

2. Формирование политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы.

3. Содействие формированию казахстанского патриотизма.

4. Пропаганда казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в стране и за рубежом.

5. Осуществление просветительской и издательской деятельности, направленной на достижение межэтнического согласия.

6. Поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной.

7. Методическая помощь этнокультурным общественным объединениям.

8. Проведение семинаров, конференций, осуществление иных мероприятий, обеспечивающих диалог государственных органов и общественных объединений по вопросам межэтнических отношений.

11

Народно-демократическая партия «Нур Отан»

1. Укрепление идейной и организационной основы общенациональной консолидации вокруг курса Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева.

2. Дальнейшее развитие базовых ценностей казахстанского общества [6].

12

Информационно-пропагандистские группы

Проведение целенаправленной информационно-политической работы среди населения по пропаганде, разъяснению и продвижению ежегодных Посланий Президента страны народу Казахстана

13

Государственные средства массовой информации

Реализация государственной информационной политики

14

Частные СМИ, получающие и реализующие государственный информационный заказ

* Данная таблица разработана с учетом положений Конституции и действующего законодательства Республики Казахстан, определяющих соответствующие направления деятельности, функции рассматриваемых государственных институтов (органов) и негосударственных структур

** На примере Управления внутренней политики Актюбинской области (см. Положение о государственном учреждении «Управление внутренней политики Актюбинской области» (http://sayasat.aktobe.gov.kz/ru/node/1343))

Очевидно, что главенствующую роль в процессе формирования, а также определения путей и механизмов продвижения официальной идеологии Казахстана в силу своего конституционного положения играет Президент республики. Показательным в этом отношении, в частности, является публикация 10 июля 2012 года в газете «Казахстанская правда» фактически программной статьи Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

Одной из ключевых идеологических установок здесь можно считать критический подход к доминирующей в современном обществе идеологии потребления. Так, по словам Главы государства: «Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия. Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса» [7].

Таким заявлением фактически был дан старт процессу формирования в казахстанском обществе качественно новой культуры потребления. Представляется, что эта культура должна быть основанной на чувстве ответственности граждан за развитие общества и государства и их социальной активности в этом процессе, а также исключить социальное иждивенчество и эгоистичное удовлетворение людьми своих потребностей. В практическом же отношении Глава государства поставил перед правительством и другими государственными органами 20 поручений в рамках проведения социальной модернизации. В целом, соответствующие установки Президента РК способны заложить основу для долгосрочного стратегического тренда на ориентацию деятельности государства и его органов в интересах повышения уровня и качества жизни казахстанцев и совершенствования социальной политики страны.

Что касается других отмеченных выше государственных и негосударственных структур, то они в рамках своих направлений работы и полномочий призваны непосредственно продвигать и популяризировать соответствующие идейно-политические установки Президента РК среди населения.

Отдельно следует выделить такой институт, как информационно-пропагандистские группы (ИПГ). Впервые такие группы появились в мае 2000 года в целях разъяснения и пропаганды первоочередных мероприятий правительства и программы его действий на 2000-2002 годы [8]. Первоначально они создавались на межведомственной основе из числа представителей руководящего состава центральных исполнительных органов. Впоследствии статус и деятельность ИПГ подверглись серьезным изменениям. Прежде всего, их главными задачами стали пропаганда, разъяснение и продвижение ключевых установок Президента РК, озвученных им в рамках своих ежегодных Посланий народу Казахстана. При этом ИПГ стали образовываться и действовать на всех уровнях административно-территориального деления страны – от республиканского до сельского. Наконец, помимо госслужащих в их число входят депутаты Парламента и маслихатов, представители поддерживающих официальный политический курс партий, НПО и экспертного сообщества.

Вместе с тем, несмотря на наличие системы и механизмов идеологической работы в Казахстане, она в силу ряда причин осуществляется на недостаточном уровне. На первое место среди них, видимо, следует поставить отмеченный выше факт расхождения между положением официальной идеологии на уровнях де-факто и де-юре. То есть, реально она присутствует, но официального статуса, как, например, в той же Беларуси, и вытекающих из него подходов и возможностей для своего продвижения не имеет.

Показательным в этом отношении являются следующие противоположные друг другу две точки зрения по данной проблеме:

1. Официальная (из Стратегического плана Минкультуры и информации РК на 2011-2015 гг. – прим. авт.): «Учитывая, что одной из ключевых задач государства является проведение эффективной идеологической работы с широкими слоями населения, требуются дальнейшее совершенствование механизмов и методов организации информационно-пропагандистской деятельности, расширение сотрудничества в этой сфере с институтами гражданского общества, разработка и внедрение методологической и технической базы, отвечающих современным требованиям» [9].

2. Альтернативная (озвучена председателем Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Гульжан Карагусовой – прим. авт.): «Надо признать честно – за 20 лет были существенные пробелы в идеологической работе. Нет государства без идеологии! Если этой работой не займется государство на своем уровне, этим займется религия, извращенная, фундаментальная. Если государство не будет работать со своим народом с момента рождения, это сделают за государство деструктивные силы. Не надо бояться этого слова – идеология, оно есть в каждом государстве… И, если мы опоздаем с идеологией, то мы дороже заплатим. Возможно, и человеческими жизнями, судьбами» [10].

Как видим, обе стороны признают необходимость осуществления идеологической работы. Вместе с тем даже по официальной линии видно, что данное направление государственной деятельности нуждается в совершенствовании важных механизмов ее реализации. Тогда как позиция парламентария вообще основана на том, что идеология должна быть именно признана на официальном уровне и продвигаться более активнее, чем в настоящее время.

Отдельные эксперты также видят серьезные недостатки в процессе идеологической работы в большом количестве непосредственно ответственных за нее госорганов и должностных лиц при отсутствии четкой координации их деятельности и отсутствии эффективного взаимодействия между ними. Так, по оценкам главного редактора биографической энциклопедии «Кто есть Кто в Казахстане» Данияра Ашимбаева, «В этом секторе много «смотрящих»: есть госсекретарь, замруководителя по идеологии, премьер, пресс-секретарь президента, советник президента по политическим вопросам, вице-премьер по социальной политике… Непосредственным руководителям СМИ приходится иметь дело с кучей руководителей, которые дают массу взаимоисключающих приказов. Фактически идеологическая работа была парализована» [11].

Если принимать во внимание соответствующий опыт различных зарубежных государств, провозглашающих свою приверженность демократии и политическому плюрализму, то общенациональные идейно-духовные ценности здесь помимо государства формируют и поддерживают различные социальные институты, включая семью, религию, частные учреждения образования, партии, профсоюзы, СМИ и т.д. Государство же, как правило, выполняет лишь определенные идеолого-пропагандистские функции.

В Казахстане же ни один из данных институтов, за исключением именно государства, в силу разных факторов не в состоянии выполнять указанные задачи. Разве что различные общественные организации и СМИ в той или иной степени оказывают содействие государству в проведении идеологической работы. Но вместе с тем они сами не формируют, а всего лишь передают, причем часто в собственной интерпретации, те или иные идейно-политические ценности и установки. В связи с этим сложно оценить уровень приверженности последним самих этих организаций и масс-медиа. Тем более, что многие из них делают это небезвозмездно, в частности, в рамках государственного социального или информационного заказа. К тому же не наблюдается какой-либо системности в соответствующей деятельности рассматриваемых негосударственных структур, включая ее координации со стороны уполномоченных госорганов.

Немаловажно и то, что в Казахстане в условиях политического и идеологического плюрализма наряду с официальной идеологией действуют альтернативные идейно-политические течения, имеющие своих проводников и приверженцев. На левом фланге политического поля страны речь в основном идет о коммунистических (марксизм-ленинизм, троцкизм и т.д.) и социал-демократических идеях. Тогда как правый фланг в этом отношении представлен в основном всевозможными вариациями неолиберализма. Однако фактически универсальными в силу отсутствия четко определенных политических рамок и поэтому наиболее серьезными оппонентами официальной идеологии выступают национал-патриотические идеи, основанные на политизации состояния государственного языка и других актуальных вопросов развития казахского этноса.

По логике вещей всем этим идейно-политическим течениям и их носителям в лице соответствующих партий и общественных движений в первую очередь должна оппонировать возглавляемая Президентом РК Народно-демократическая партия «Нур Отан». Тем более, что еще в ходе внеочередного XII съезда партии, прошедшего 15 мая 2009 года, Глава государства поручил «Нур Отану» возглавить работу «по формированию правильной системы ценностей в обществе», включая культивирование в молодежной среде ценностей межэтнического согласия и патриотизма [12]. В то же время НДП «Нур Отан» пока не вышла на уровень политической силы, способной самостоятельно отстаивать политику руководства страны на публичном уровне, особенно во взаимодействии с оппозицией. Во всяком случае, должного позиционирования со стороны именно этой партии преимуществ декларируемых ею ценностей и идей политического центризма по отношению к идеям национал-патриотизма, неолиберализма и т.д. не наблюдается.

Наконец, серьезные проблемы и упущения в идеолого-пропагандистской работе наблюдаются со стороны государственных и частных СМИ. Причем это открыто было признано Государственным секретарем РК Маратом Тажиным в ходе прошедшей 22 февраля этого года встречи с информационным активом страны. В частности, он подверг критике работу соответствующих СМИ по следующим моментам:

а) несоответствие уровня популярности и доверия со стороны населения к официальным масс-медиа увеличению объемов их финансирования;

б) чрезмерная зависимость данных СМИ от пропагандистской функции в ущерб информационной составляющей;

в) несовершенство политики по формированию государственного информационного заказа и практики содержательного контроля за его исполнением;

г) кадровый дефицит, особенно в региональных СМИ;

д) низкий уровень подготовки и переподготовки специалистов информационной отрасли [13].

Исходя из этого, госсекретарь дал уполномоченным госорганам и руководству официальных СМИ ряд поручений, призванных улучшить процесс идеолого-пропагандистской работы. Среди них особенно выделяется установка относительно изменения подачи информации о социальных, экономических и иных проблемах в Казахстане в соответствие со следующей схемой: «проблемы показываются – проблемы не скрываются – показываются и меры, предпринимаемые государством для нейтрализации и удаления болевых точек». Представляется, что данная мера будет способствовать повышению уровня объективности и, как следствие, привлекательности официальной информации среди населения страны. В свою очередь, это позволит государственным и поддерживающим официальный политический курс частным СМИ более эффективно конкурировать с оппозиционными масс-медиа.

Также обращает на себя внимание поручение сформировать несколько мобильных групп из ведущих журналистов и телеоператоров для подготовки «живых» специальных репортажей о ситуации в мире. Тем самым казахстанские власти, скорее всего, рассчитывают постепенно преодолеть явное доминирование на информационном поле Казахстана новостной и аналитической информации о ситуации в мире со стороны масс-медиа соседней России. В идеологическом отношении это правильный подход, позволяющий казахстанским СМИ формировать и транслировать собственную точку зрения относительно развития процессов и событий за рубежом.

В целом, нужно отметить, что политика деидеологизации общества и государства была оправдана на заре независимости Казахстана в интересах преодоления тоталитарного прошлого. Вместе с тем она привела к массовой дезориентации населения республики, что отрицательно отразилось и в духовно-нравственной сфере. Так что по мере строительства суверенного национального государства потребовалось пересмотреть эту политику в сторону постепенного формирования качественно новой системы идейно-духовных ценностей.

В связи с этим на настоящем этапе развития казахстанского общества и государства сложилась и действует официальная идеология. Правда, в условиях идеологического и политического многообразия она представляет собой не столько систему, сколько набор функций государства по формированию и поддержке общих для всех казахстанцев взглядов и ценностей. К тому же нуждаются в серьезном совершенствовании подходы и механизмы осуществления деятельности по их продвижению и пропаганде. Особенно это касается мер, стимулирующих общество и его институты к осознанному и активному участию в данном процессе, что, в свою очередь, станет важным условием достижения здесь в перспективе заметных позитивных результатов.
Список использованных источников:
1. Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. ред. Ю.С. Борцов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 137.

2. Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан (одобрена Распоряжением Президента Республики Казахстан 23 мая 1996 г. N 2995) // Юридический справочник «Законодательство».

3. Идеологическая работа в Республике Беларусь: в помощь идеологическому активу / Е.В. Матусевич, С.Г. Паречина; под общ. ред. С.Н. Князева. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – С. 6.

4. Вонсович Л.В. Основы идеологии белорусского государства. Ответы на экзаменационные вопросы. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – С. 61-62.

5. Указ Президента Республики Беларусь от 20.02.2004 № 111 «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» // Интернет-портал «LawsBY - Правовая база Республики Беларусь» (http://lawsby.narod.ru).

6. Программа Народно-Демократической партии «Нур Отан» до 2020 года // Веб-сайт НДП «Нур Отан» (http://www.ndp-nurotan.kz).

7. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. – 2012. – 10 июля.

8. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 19 мая 2000 года N 80-р «О межведомственных информационно-пропагандистских группах» // Юридический справочник «Законодательство».

9. Стратегический план Министерства культуры и информации Республики Казахстан на 2011-2015 годы (Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от «8» февраля 2011 года № 96) // Веб-сайт Министерства культуры и информации РК (http://www.mk.gov.kz).

10. Г. Карагусова: Социальная инфантильность общества - следствие просчетов в идеологической работе государства // Новости-Казахстан. – 2012. – 12 ноября.

11. Ахматова З. Данияр Ашимбаев: Системе не хватает нового «верховного южанина» // Vласть. – 2013. – 11 февраля.

12. Индустриально-технологическое развитие Казахстана ради нашего будущего. Выступление Президента Республики Казахстан, Председателя НДП «Hyp Отан» Нурсултана Назарбаева на внеочередном XII съезде партии // Казахстанская правда. – 2009. – 16 мая.

13. В Астане состоялась встреча Госсекретаря РК с информационным активом // Номад. – 2013. – 25 февраля.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon Статья учитывается как печатный труд. Главный редактор журнала: Киселев...
Прежде всего, мы хотим вас поблагодарить за доверие нашему издательству! Для нас очень приятно, что наша команда каждый день пополняется...
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon Регуляторные механизмы клетки – нанотехнологии в растениеводстве
С. П. Пономаренко директор Межведомственного научно-технологического центра «Агробиотех» Национальной академии наук и Министерства...
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель...
Е. В. Кузнецова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель рф, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова»
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon Учреждение образования «гродненскиигосударственныи университет имени...
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Г. Ф. Михальченко; кандидат психологических наук, доцент П. А. Ковалевский; доктор...
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография
Андрей Витальевич Миронов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии естественных факультетов мгу им. М. В. Ломоносова
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon О результатах самообследования деятельности образовательного учреждения
...
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon Программа «Детство»
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon Современной
...
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году
Российской ассоциации по связям с общественностью (расо), генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков пр и...
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Система идеологической работы в Казахстане: особенности и механизмы icon Секция №9 Текст и дискурс как объекты гуманитарных исследований
Дорофеева Маргарита Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой немецкого языка и перевода Киевского национального...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции