Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую




Скачать 0.67 Mb.
Название Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую
страница 1/5
Дата публикации 14.05.2014
Размер 0.67 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую, каноническую и духовную традиции. Православные признают первые семь Вселенских Соборов, на которых были сформулированы основные положения учения и церковной жизни. В Православии считается, что последующие поместные соборы выражают ту же самую веру. Обычно это сообщество называют Православной Церковью, но нередко — Восточной Православной Церковью, в отличие от Древних Восточных Церквей, описанных в предыдущей главе.

На уровне церковного управления Православие — это сооб­щество Церквей, признающих первым среди равных (primus inter pares) патриарха Константинопольского. Хотя патриарх не вправе вмешиваться в дела поместных Церквей вне своего патриархата, он считается первым по чести и своеобразным символическим центром всех православных Церквей. Константинопольский патриарх, именуемый также Вселенским, обладает некоторыми привилегиями по отношению к поместным Церквям. Его статус позволяет ему способствовать установлению взаимопонимания и взаимной ответственности Церквей. Патриарх может координировать действия Церквей, приглашать их для взаимных консультаций, а иногда и вмешиваться в ту или иную ситуацию для разрешения спорных вопросов.

Разрыв между Православной и Католической Церквями оказался следствием многовекового процесса отчуждения. Такое событие, как отлучение, которому предали друг друга в 1054 году папский легат и патриарх Константинопольский,— лишь крайнее выражение этого процесса. Вместе с тем, у каждой из Православных Церквей своя история разрыва с Римом. Например, между Римом и Антиохийским патриархатом, собственно, никакого формального разрыва не было, хотя в Антиохии и разделяют общевизантийское представление о нем. Сегодня широко признано, что в постепенном отчуждении Востока и Запада существенную роль сыграли небогословские факторы, в том числе ослабление политико-экономических и культурных связей, возникшее как следствие политических процессов, и незнание одной стороной греческого или латыни, употреблявшихся другой.

Тем не менее, имели место и вероучительные расхождения, особенно относящиеся к вопросу о природе Церкви. Главные разногласия касались превечного исхождения Святого Духа (в связи с добавлением латинянами filioque в Символ Веры), а также роли и значения епископа Рима как первого епископа Церкви.

Две важнейшие попытки восстановить общение между католиками и православными имели место на II Лионском соборе в 1274 году и на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438—1439 годах. Хотя в обоих случаях и было провозглашено формальное единство, оба собора были отвергнуты большинством православного народа. Долговечная взаимная изоляция только в последнее время подходит к концу. С 1980 года идет официальный международный диалог между двумя Церквями.

III.A. Автокефальные Православные Церкви

В настоящее время 14 Церквей признаны «автокефальными», что в переводе с греческого означает «самовозглавляемые». Автокефальная Церковь обладает правом решать свои внутренние проблемы самостоятельно, избирать епископов, включая патриарха, архи­епископа и митрополита, возглавляющих Церковь. Хотя авто­кефальные Церкви действуют независимо, они пребывают в полном литургическом общении друг с другом.

Сегодня к числу автокефальных Церквей относятся 4 древних Восточных Патриархата (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский) и 10 Православных Церквей, возникших в России, Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии, на Кипре, в Греции, Польше, Албании, а также в Чехии и Словакии. По своей инициативе Московский патриархат даровал автокефалию боль­шинству своих приходов в Северной Америке, объединенных Право­славной Церковью в Америке. Однако Константинопольский патриархат, претендующий на исключительное право даровать автокефалию, как и большинство других Православных Церквей, не признает автокефалии Американской Церкви.

9 автокефальных Церквей — Патриархата (Константинополь­ский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Русский, Сербский, Румынский, Болгарский и Грузинский), остальные возглавляются архиепископами или митрополитами.

III.A.1. Константинопольский Патриархат

В новозаветные времена в восточных областях Римской империи господствовала греческая культура. Распространение Церкви, начатое с миссионерской деятельности Ал. Павла, привело в конце концов к христианизации греческой цивилизации.

Император Константин начал процесс, который завершился принятием христианства как государственной религии при импера­торе Феодосии в конце Г/ века. В 330 году Константин перенес столицу империи из Рима в греческий городок Византии, переиме­новав его в Константинополь, или Новый Рим.

Благодаря новому статусу Константинополя как столицы империи, роль Константинопольской Церкви все более возрастала. Третий канон I Константинопольского Собора 381 года утвердил:

«Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Таким образом, положение патриарха Константинополя оказалось более высоким, чем положение более древних патриархов Александрии и Антиохии.

В 451 году в вызвавшем немало споров 28 каноне Халкидонский Собор признал расширение границ Константинопольского Патриар­хата и распространение его власти над епископами «у варваров» (в церк.-слав. «иноплеменных» — прим. перев.), что толковалось либо относящимся к областям вне Византийской империи, либо к негрекам. Как бы то ни было, более тысячи лет Константинопольский Патриарх возглавлял Церковь в Восточной Римской (Византийской) империи и руководил ее миссионерской деятельностью, которая принесла христианскую веру в ее византийской форме многим народам к северу от империи. Кафедральный Константинопольский собор Святой Софии (Святой Премудрости Божией) являлся средоточием религи­озной жизни в восточно-христианском мире.

Разрыв Рима и Константинополя образовывался медленно и на протяжении длительного периода. В старых книгах говорится, что его пик пришелся на 1054 год, когда патриарх Михаил Керулларий и папский легат кардинал Гумберт анафематствовали друг друга, но для простых византийцев разрыв стал по-настоящему реальным лишь после взятия Константинополя крестоносцами во время IV Крестового похода в 1204 году. После прекращения литургического общения с Римом Константи­нополь стал первым среди Церквей византийской традиции.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турки наложили на христиан целый ряд ограничений, но в определенном смысле способствовали усилению власти патриарха, сделав его еще и гражданским главой многонациональной православной общины Османской империи. Кроме того, патриарх сохранил значение первого среди православных патриархов, что давало ему определенную власть над греческими патриархами Александрии, Антиохии и Иерусалима, также пребывавшими под властью турок. За принятие патриархом функций гражданской власти приходилось платить дорогой ценой. Так, когда в 1821 году греки восстали против турецкого владычества, турецкий султан возложил всю ответственность на патриарха Григория V и повесил его перед воротами патриаршей резиденции. Два митрополита и 12 епископов разделили его участь.

В 1832 году была провозглашена независимость Греции, а в 1833 году учреждена автокефальная Греческая (Элладская) Церковь.

Первая мировая война вызвала большой взаимный обмен населением между Грецией и Турцией. Антигреческие выступления в Стамбуле (турецкое название Константинополя) привели в 1951 году к еще одному исходу греков из Турции. Сегодня их осталось там совсем немного.

В настоящее время Константинопольский Патриархат — это 4— 5 тысяч греков, оставшихся в Турции, и некоторые греческие территории (Гора Афон, полуавтономная Церковь Крита и Додека-несских островов). На острове Халки, близ Стамбула, существовала знаменитая богословская школа, закрытая в 1971 году турецким правительством. Нынешний патриарх одной из первых своих задач считает возобновление ее деятельности. Патриархат руководит несколькими богословскими учебными заведениями в Греции, включая школу в монастыре Ал. Иоанна Богослова на Патмосе, Патриарший Патриотический Институт в Фессалониках и Православную Академию на Крите. Патриаршим институтом объявлен также Православный Институт патриарха Афинагора при Graduate Theological Union в Беркли, штат Калифорния. Патриархат оказывает поддержку Православному Центру в Шамбези (Швейцария). В конце 1997 года в Шамбези открылся новый Институт Православного Богословия.

Монашеская республика Горы Афон, расположенная в Греции, находится в юрисдикции Вселенского патриарха. Греческая конститу­ция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Положение на Афоне в последнее время меняется. Если в 1913 году численность монахов составляла 6345 человек, а в 1980 году упала до 1191, то в 1995 году приток молодых монахов увеличился до 1300. В I960 году в монастырях началось движение перехода от идиоритмического* к кеновийному образу жизни. И если в I960 году имелось 11 кеновийных и 9 идиоритмических

* В отличие от кеновийной общины, руководимой настоятелем, идио-ритмическая община представляет собой более либеральную систему, где монахи могут обладать личным имуществом и управляются двумя ежегодно избираемыми поверенными (Прим. ред.).

общин, то уже в 1992 году, когда монастырь Пантократрра официаль­но стал общежительным, ни одной идиоритмической общины не

осталось.

Афон издавна многонационален, помимо греков здесь много монахов из других Православных Церквей. Падение коммунизма в Восточной Европе позволило монахам из этих стран вновь приезжать на Афон. Есть, однако, свидетельства и о том, что греческое правительство пытается ограничить число монахов-негреков.

В декабре 1989 года Патриархат открыл свою новую резиденцию на Фанаре (район Стамбула) взамен здания XVII века, поврежденного пожаром 1941 года. Только в 1987 году турецкое правительство выдало разрешение на перестройку здания. Используя его, а также пустующий комплекс богословской школы на Халки, Патриархат с недавних пор стал устраивать здесь важные церковные мероприятия.

Патриарх Варфоломей по-новому отнесся к роли своей Церкви в Православии и за его пределами. Он неоднократно устраивал на Фанаре собрания епископов Патриархата. В марте 1992 года он собрал глав всех автокефальных Церквей в Стамбуле, а в сентябре 1995 года — на Патмосе. В апреле 1994 года Вселенский патриарх выступил с речью в Европейском парламенте в Страсбурге, посетил большинство автокефальных Церквей, в июне 1995 года встретился с папой Иоанном Павлом II в Ватикане. В декабре 1995 года он нанес визит архиепископу Кентерберийскому в Англии и посетил Всемирный Совет Церквей в Женеве. В январе 1994 года патриарх в сотрудничестве с Патриаршим Институтом в Фессалониках возобновил издание патриаршего бюллетеня «Orthodoxia», который регулярно выходил с 1926 по 1963 год. 10 января 1995 года по инициативе патриарха было открыто патриаршее представительство в штаб-квартире Европейского сообщества в Брюсселе. Патриарх — горячий поборник защиты окружающей среды.

Тем не менее, положение греческой общины в Турции остается сложным: достаточно вспомнить такие случаи, как осквернение греческого кладбища в Стамбуле или поджог греческой школы. 4 ноября 1993 года Генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей в письме турецкому премьер-министру Тансу Чиллер выразил свою озабоченность ограничением прав греческого меньшинства. Он обратил внимание на усиление в стране вражды к грекам и нехватку для них школ. Он призвал турецкое правительство защитить греческое меньшинство от роста нетерпимости, гарантировать его право на собственный язык и культуру, прекратить использование греческой общины как заложников в международных спорах и позволить открыть богословскую школу на о. Халки. Проблемы, тем не менее, продолжают оставаться: в мае 1994 года перед зданиями патриаршего комплекса были обезврежены три бомбы, в сентябре 1996 года там произошел взрыв гранаты, не повлекший, к счастью, человеческих жертв, в ночь со 2 на 3 декабря 1997 года на территории Патриархата взорвалась бомба, вызвав сильные разрушения и ранив одного диакона. В январе 1998 года была ограблена и подожжена церковь в Стамбуле, при этом один служитель погиб*.

Даже в этой непростой ситуации патриарх Варфоломей отверг предложение переместить Патриархат в другой город, например, в Фессалоники (Греция). Он напомнил, что, не считая короткого промежутка времени в XIII веке, Патриархат всегда находился в Константинополе. Более того, перенос Патриархата в Фессалоники означал бы его отождествление с Грецией, тогда как оставаться в Стамбуле, на пересечении различных цивилизаций и культур, значит быть вне национального соперничества. Патриарх энергично осуждает проявление национализма как чуждого православию и миру во всем мире и считает, что пребывание Патриархата в светском государстве с преобладающим мусульманским населением приносит Православной Церкви немалую пользу.

Патриархат управляется Постоянным Священным Синодом во главе с патриархом, в который входит 12 действующих епископов, чьи епархии находятся в Турции. После того как в 1923 году смешанный Синод из мирян и священства был упразднен, миряне непосред­ственного участия в управлении Патриархатом не принимают.

* 21 октября 1998 года в США под влиянием греческого лобби официально принят закон в защиту Вселенского патриарха, который вменяет правительству США выступать в его защиту (сообщение Вертоградъ-Информ). (Прим. перев.)

Греческие православные в рассеянии — составная часть Вселенского Патриархата. Крупные Церкви имеются в Северной Америке, Западной Европе и Австралии. Несколько других право­славных юрисдикции были приняты во Вселенский Патриархат при различных исторических обстоятельствах (см. III.C. Канонические Церкви Юрисдикции Вселенского Патриархата).

местонахождение: турция, греция, северная и южная америки,

западная европа, австралия

глава; ПАТРИАРХ варфоломей I (ГОДИЛСЯ В 1940 ГОДУ, ИЗБРАН В 1991

ГОДУ)

титул: АРХИЕПИСКОП константинополя/нового рима, вселенский

ПАТРИАРХ

резиденция: стамбул (Турция) численность: 3 500 000

адрес В интернете: HTTP://WWW.PATRIARCHATE.ORG

III.A.2. Александрийский Патриархат

До Халкидонского Собора 451 года христиане Египта были объединены в одном патриархате. Спор, возникший после Халкидона в связи с христологическим учением, привел к расколу на большин­ство, отвергшее Собор (см. II. В. Коптская Церковь), и на меньшинство, главным образом греческое, принявшее его. Греческий Православный Патриархат Александрии происходит от этой последней группы. В начале VII века в Египте было, как полагают, 17—18 миллионов коптов и около 200 000 принявших Халкидон (в основном, греков — императорских чиновников, солдат и купцов). Сначала обе группы служили древнюю александрийскую литургию, но в Греческом патриархате ее постепенно заменила византийская, и в XII веке александрийский обряд исчез.

После арабского завоевания Египта и вывода в 642 году византийских войск греки в Египте претерпевали гонения за свою связь с Византийской империей. После турецкого завоевания Египта в 1517 году ситуация еще более ухудшилась. Греческие патриархи Александрии перебрались в Константинополь, и их зачастую назначал Вселенский Патриархат. Только в 1846 году после избрания патриарха Иерофея I патриархи вновь вернулись в Александрию. Вмешательство Вселенского патриарха в управление Александрийской Церковью прекратилось в 1858 году после кончины Иерофея I.

Патриарх Мелетий II (1926—1935) составил правила само­управления Патриархата и подал их на рассмотрение египетскому правительству. Согласно этим правилам, Патриархат является независимым и защищается государством. Мелетий стал первым патриархом, признанным королевским декретом. К этому времени Египет уже вышел из состава Османской империи. Мелетий основал Свято-Афанасиевскую семинарию, упорядочил церковные суды и распространил юрисдикцию Патриархата на всю Африку, почему и стал именоваться патриархом «всея Африки» вместо «всего Египта».

В начале XX века значительная иммиграция греков и право­славных арабов в Египет и другие части Африки способствовала росту численности Патриархата. В 1907 году в Египте было около 192 000 греков, а в 1997 году их число уменьшилось до 165 000. Ныне Патриархат имеет юрисдикцию над всеми православными верующими в Африке.

В 1930 году в Уганде под руководством бывшего англиканина Рейбена Спартаса возникло движение африканцев за вступление в Православную Церковь. В 1946 году Спартас был принят в литурги­ческое общение греческим православным патриархом, а основанные под его руководством православные общины в Восточной Африке были в 1958 году организованы в Иринопольскую архиепископию с центром в Найроби. Служат здесь все возрастающие в числе местные православные клирики, включая трех епископов. В 1998 году в Кении было 80 священников, в Уганде — 22, в Танзании —11. В ноябре 1994 года Священный Синод Патриархии учредил епархию в Уганде и избрал первым митрополитом Уганды Феодора Нагьяма, бывшего викарного епископа Иринопольского. Это первый чернокожий, который стал главой епархии в Православной Церкви.

Папа Парфений III (избран в 1987 году, скончался в 1996 году) вплоть до своей кончины был горячим сторонником экуменического движения и одним
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon Мартин Солли Эти странные итальянцы Национализм и самосознание
Итальянцы – не нация, а просто скопище людей. В первую голову они считают себя и друг друга римлянами, миланцами, сицилийцами или...
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon Бога и человека и бога в человеке стала главной в творчестве Лореса....
Геолого-разведочного института, достаточно много времени проведший в «поле». Атмо­сфера геологической партии создает оп­ределенные...
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon Рассказ «Живые мощи»
Сейчас примерно 60% россиян считают себя православными, а треть – атеистами. Однако зададим вопрос: сколько среди этих православных...
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon К сыроедению
Новшество заключается в том, что Виктория Бутенко впервые затронула тему о том, как много людей в буквальном смысле слова зависят...
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon Книга «Двенадцать ступеней к сыроедению»
Новшество заключается в том, что Виктория Бутенко впервые затронула тему о том, как много людей в буквальном смысле слова зависят...
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon Каким образом данные о том, что происходит в клетках
Играет ли эта клеточная реакция одну и ту же роль у кошки и у моллюска, пока неизвестно, но знание биохимичес
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon Масонский протокол и этикет
Организация, подобная нашей, принимает подобные правила потому, что нам необходимо проводить наши труды в атмосфере царящей меж нами...
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых...
Работая со студентами колледжа, которые выбрали себе профессию педагога, невольно задумываешься о том, как сохранить идеалы и любовь...
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon Как должны мы обучать наших детей, чтобы помочь им стать компетентными,...
Этот период, повидимому, является критическим для успеха или неуспеха в строгом абстрактном мышлении: одни получают призы на олимпиадах,...
Православные христиане считают себя членами единой Церкви в том смысле, что они разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургическую icon Православные подвижницы ХХ столетия
Человек может только желать спасения, а сам спасти себя не может. Надо желать спасения, сознав себя погибающим, негодным для царствия...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции