Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ




Скачать 353.91 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ
страница1/3
Дата публикации05.10.2014
Размер353.91 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
literature-edu.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,

самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова

для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования

по направлению подготовки магистров «Филология»

Квалификация (степень) «магистр»

МОСКВА 2010

Общие положения


Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования (далее – Образовательный стандарт МГУ) по направлению подготовки магистров «Филология», принят решением Ученого совета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, протокол № _____ от ____________, и введен в действие приказом ректора МГУ от ____________ № _____.

Направление подготовки высшего профессионального образования«Филология» относится к укрупненной группе направлений подготовки «Гуманитарные науки».

Область применения Образовательного стандарта МГУ

по направлению подготовки магистров «Филология»

Образовательный стандарт МГУ представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров «Филология» в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности).

Нормативные основы для формирования Образовательного стандарта МГУ

по направлению подготовки магистров «Филология»

Федеральный закон Российской Федерации «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в действующей редакции).

Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в действующей редакции).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров «Филология», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. № 24.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71.

Устав МГУ имени М.В.Ломоносова (в действующей редакции).

Локальные нормативные акты МГУ имени М.В.Ломоносова.


Список принятых сокращений


ОС МГУ – Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования

ООП – основная образовательная программа

ВПО – высшее профессиональное образование

ИК – инструментальные компетенции

ОНК – общенаучные компетенции

ПК – профессиональные компетенции

СК – системные компетенции

СПК – специализированные компетенции

1. Реализация основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров «Филология»




Основные образовательные программы высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров «Филология» реализуются по уровню магистратуры. Срок освоения ООП ВПО по очной форме обучения – 2 года, общая трудоемкость ООП ВПО – не менее 120 зачетных единиц.

Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за один учебный год составляет не менее 60 и не более 67,5 зачетных единиц.

Сроки освоения ООП ВПО по очно-заочной (вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, могут увеличиваться не более чем на пять месяцев по сравнению со сроком обучения по очной форме на основании решения Ученого совета МГУ. Сроки освоения ООП ВПО при организации совместных магистерских программ могут увеличиваться на основании решения Ученого совета факультета.

В рамках данного направления подготовки ООП ВПО могут быть реализованы по профилям подготовки, соотнесенным с соответствующим набором компетенций.

Решение об открытии профиля подготовки магистра принимается Ученым советом МГУ. Открытый в МГУ профиль подготовки магистра включается в единый Реестр профилей подготовки магистра МГУ (далее – Реестр профилей) наряду с общим профилем подготовки магистра. Реестр профилей принимается решением Ученого совета МГУ, вводится в действие приказом ректора МГУ и является неотъемлемой частью настоящего стандарта. Профиль подготовки магистра включает: наименование профиля подготовки; набор специализированных компетенций; устанавливаемый в структуре ООП магистратуры (в рамках ее вариативной части) перечень специализированных дисциплин (модулей), составляющих обязательную часть профиля подготовки (с указанием трудоемкости). Общая трудоемкость обязательной части профиля подготовки магистра составляет не менее 25% общей трудоемкости ООП магистратуры (30 зачетных единиц). Наименование профиля подготовки указывается в документах о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемых выпускникам МГУ.

Утверждение Ученым советом МГУ нового(-ых) профиля(-ей) подготовки магистра осуществляется в случае его (их) отличия в обязательной части профиля подготовки магистра от входящих в Реестр профилей (для данного направления подготовки) не менее чем на 25% общей трудоемкости ООП магистратуры (30 зачетных единиц).

При наличии профиля(-ей) подготовки допускается также реализация ООП магистратуры общего профиля.

2. Требования к уровню подготовки поступающих на обучение по ООП ВПО

по направлению подготовки магистров «Филология»
К вступительному испытанию на ООП ВПО подготовки магистров по направлению «Филология» допускаются лица, имеющие диплом бакалавра по направлению «Филология» или другому направлению подготовки. Вступительные испытания на ООП ВПО магистров по направлению подготовки «Филология» проводятся на уровне результатов освоения образовательной программы бакалавриата «Филология»1.

Испытания проводятся в устной или письменной форме по профильному предмету конкретной магистерской программы, а также по иностранному языку или русскому языку (для иностранцев). Перечень вступительных испытаний, программа, форма их проведения и способы оценки устанавливаются Ученым советом факультета в соответствии с нормативными актами МГУ.
3. Требования к результатам освоения ООП ВПО

по направлению подготовки магистров «Филология»
Обучение в МГУ имени М.В.Ломоносова направлено на подготовку работника высокой квалификации, который:

в полной мере обладает профессиональными и личностными качествами, обеспечивающими ему приоритетную востребованность и устойчивую конкурентоспособность на российском и международном рынке труда и широкие возможности самореализации, в том числе в новейших областях знаний, наиболее значимых сферах профессиональной деятельности и общественной жизни;

стремится к продолжению образования и самообразованию в течение всей жизни, способен максимально продуктивно использовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества и государства;

сознает ответственность за результаты своей профессиональной и научной деятельности перед страной и человечеством, обладает активной гражданской позицией, основанной на демократических убеждениях и гуманистических ценностях;

умеет обосновывать и отстаивать свою позицию, активно реализовывать собственные решения и идеи;

в своем поведении руководствуется нравственными и этическими нормами, основанными на толерантности, стремлении к сотрудничеству, укреплении взаимопонимания между представителями различных социальных групп, мировоззренческих позиций, национальных культур;

испытывает обоснованную гордость за свою принадлежность к одному из лучших учебных заведений, неизменно демонстрирует приверженность традициям и духовным ценностям Московского университета, осознает себя достойным продолжателем его научных школ;

способен творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности, сознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга;

умеет порождать новые идеи, расширять сферу собственной компетентности, вырабатывать оптимальные стратегии своей деятельности; готов решать проблемы в новых и нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях с учетом социальной и этической ответственности за принимаемые решения.

Выпускник МГУ имени М.В.Ломоносова, завершивший обучение по ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Филология», должен обладать следующими универсальными и профессиональными компетенциями.

Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1);

способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

б) инструментальные:

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).

в) системные:

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

владение навыками участия в работе научных, педагогических, производственных и др. коллективов на основе глубокого понимания коммуникативных процессов (М-СК-4);

умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (М-СК-5).
Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные компетенции:

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);

умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9);

способность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (М-ПК-10);

владение навыками последовательного устного и письменного перевода разностилевых текстов с основного и второго языков на родной и с родного на данные языки (М-ПК-11);

владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; учебных занятий и практик по филологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования, семинаров, дискуссий и конференций; владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам; навыками анализа процесса обучения и умением организовывать процесс обучения филологическим дисциплинам (М-ПК-12);

владение навыками популяризации филологических знаний и организации профориентационной работы в области филологии (М-ПК-13);

умение оказывать филологические экспертные и консультационные услуги в различных областях науки и образования, культуры, производства, общественно-политической жизни и государственного управления (М-ПК-14);

способность и готовность к участию в разработке научных, культурных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (М-ПК-15);

владение навыками подготовки научных, научно-популярных, литературно-художественных, публицистических и др. изданий, работы с официальными и историческими документами (М-ПК-16);

владение навыками организации научно-исследовательских и производственных работ для решения конкретных задач в соответствии с магистерской программой (М-ПК-17).

Специализированные компетенции указываются в Реестре профилей в установленном настоящим ОС МГУ порядке.
4. Требования к структуре ООП ВПО

по направлению подготовки магистров «Филология»
Основные образовательные программы ВПО, реализуемые в МГУ имени М.В.Ломоносова, имеют следующую структуру.

4.1. Базовая (обязательная) часть ООП

Названия дисциплин (модулей), входящих в базовую часть ООП, и их общая трудоемкость (в зачетных единицах) устанавливаются данным ОС МГУ.

4.2. Вариативная часть ООП

Общие названия дисциплин (модулей), входящих в вариативную часть ООП, и их общая трудоемкость (в зачетных единицах) устанавливаются данным ОС МГУ. В целях повышения конкурентоспособности выпускников в условиях динамичного рынка труда при сохранении единства фундаментальной подготовки магистров по направлению «Филология», в зачетных книжках и вкладышах в диплом названия дисциплин вариативной части М.2.1. – М.2.42 указываются с обязательной конкретизацией методологий, актуальных проблем, теорий, прикладных аспектов, междисциплинарных курсов, освоенных студентом3.

4.3. Практики и научно-исследовательская работа

Трудоёмкость разделов базовой, вариативной части ООП, практик и научно-исследовательской работы включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

4.4. Итоговая аттестация

Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

В основной образовательной программе должны быть предусмотрены дисциплины по выбору студентов в объеме не менее 16 зачетных единиц. Порядок формирования дисциплин по выбору и порядок выбора этих дисциплин обучающимися устанавливаются локальными нормативными актами МГУ имени М.В.Ломоносова.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  icon3. Особенности образовательного процесса Уровень и направленность...
Содержание основных образовательных программ определяется фгос по профессиям, утвержденными Министерством образования рф, рабочими...

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  iconМ. В. Ломоносова» Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»?
«Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? и обобщает представленный вами материал

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  iconКультивируемые микроорганизмы из пищеварительного тракта дождевых червей
Факультет почвоведения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, гсп-1, Ленинские горы, мгу...

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  iconХарактеристика реализуемых образовательных программ мбоу «Общеобразовательная...
Бурмистрова Т. А. Алгебра 7- 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2009 год

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  iconМетодика расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу...
Документ разработан Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса (вгус)

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  iconПеречень образовательных программ (специальностей), реализуемых в...
Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Фгос-до pdf. Издательство «дрофа» приглашает вас принять участие в вебинарах, посвящённых обсуждению проекта стандарта, с участием...

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  iconОбразовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности «неврология» разработан сотрудниками...

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  iconКонференция состоится 11 12 марта 2014 года в мгу имени М. В. Ломоносова...
Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической конференции «Евразийство: от диалога к взаимодействию»,...

Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ  iconI. общие положения
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции