Скачать 70.57 Kb.
|
Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму" “ Мы в ответе за тех, кого приручили” А.Экзюпери 6 класс Абдулаева Айшат. Технические средства:
Формы работы на уроке:
Цель:
Ход урока I. Вступительное слово учителя Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?» Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока. Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем. II. Индивидуальное задание. Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет… (Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.) В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»! Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право. III. Работа по теме урока. А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима. Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима, и продолжите анализ Герасима по предложенному плану, используя материал учебника (стр. 209-211).
2. Работа со сравнениями. – При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.
Вывод:Герасим , хотя является глухонемым, является цельной натурой , он –настоящий трудяга, который исправно выполняет свои обязанности , за что и уважали его во дворе . 3. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна. Пересказ отношений Герасима к Татьяне. – Почему Герасим не стал бороться за Татьяну? Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает. 4. Герасим и Муму. Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки… Так в его жизнь вошла Муму – Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой». – Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? – Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». 5. Герасим и барыня. (Пауза – приглашение в театр встретиться с героиней рассказа). Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды… А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и совершить путешествие в театр. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня. Монолог ученицы в роли барыни. (Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!) – Какой была барыня – Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) – Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму? – Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни. 6. Смерть Муму. Просмотр отрывка из одноименного видеофильма. – Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя. – Что предпринимает Герасим? 7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241),– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню? – Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое? Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. IV. Обобщение по уроку. Общий вывод. 1. Прототип Герасима Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки. – Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым? (Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений). 2. Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь?
Вывод Жизнь Герасима сложилась так, потому что в этом виноват существующий строй , крепостное право , которое позволяло хозяевам поступать с крестьянами так , так, как им захочется V. Оценки за урок. Министерство образования и науки Республики Дагестан Буйнакское районное управление образования МКОУ Чиркейский многопрофильный лицей им А. Омарова . Конспект открытого урока по русской литературе проведенный в 6” х” классе на тему: ”Почему Герасим утопил Муму?” Учительница :Абдулаева А.Х. Чиркей 2013г. |
Урок по рассказу И. С. Тургенева «Муму» «Детство и начало литературного пути», «История создания рассказа «Муму», а также словарной работе. Поэтому на закрепление, задача... |
Рассказу И. С. Тургенева «Муму» в 5 «г» классе Цели и задачи: закрепление и обобщение изученного материала; проверка творческих возможностей каждого ученика; развитие у уч-ся мотивации... |
||
Обобщающий урок по разделу Выступление библиотекаря (знакомство с подготовленной выставкой книг и иллюстраций к ним) |
Урок Краснова Ольга Александровна Литературное чтение. Обобщающий урок Краснова Ольга Александровна, учитель начальных классов |
||
Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,... |
Урок №63. Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу... Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу М. Шолохова «Судьба человека» |
||
Тест №6 (2007\08) Часть 2 Длительное пребывание Тургенева во Франции сблизило его с французскими писателями. (2) В общении Тургенева с французскими собратьями... |
Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный по теме, формирование навыка использования проектной методики в подготовке... |
||
2. Концепция любви в повести И. С. Тургенева «Ася» Широко известен... Характеристика общественного типа сознания заслоняла собой элегическую тональность повести, поэтику реализации авторской позиции,... |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |