Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева "Муму"




Скачать 70.57 Kb.
Название Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева "Муму"
Дата публикации 04.10.2014
Размер 70.57 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Право > Урок
Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Мы в ответе за тех,

кого приручили”

А.Экзюпери

6 класс Абдулаева Айшат.

Технические средства:

  1. использование презентации;

  2. использование аудиозаписи.

Формы работы на уроке:

  1. фронтальная;

  2. индивидуальная.

Цель:

  1. дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;

  2. показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;

  3. показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.

II. Индивидуальное задание.

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…

(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)

В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.

III. Работа по теме урока.

А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.

Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима, и продолжите анализ Герасима по предложенному плану, используя материал учебника (стр. 209-211).

  1. Необычайная сила Герасима.

  2. Новые обязанности Герасима.

  3. Отношения с остальными слугами.

  4. Случай в околотке.

  5. Нрав Герасима.

2. Работа со сравнениями.

– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

  1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
    Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?

  2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

  3. «Пойманный зверь».
    – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
    – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
    – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
    – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.

  4. «Степенный гусак».
    – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).

Вывод:Герасим , хотя является глухонемым, является цельной натурой , он –настоящий трудяга, который исправно выполняет свои обязанности , за что и уважали его во дворе .

3. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.

Пересказ отношений Герасима к Татьяне.

– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

4. Герасим и Муму.

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…

Так в его жизнь вошла Муму

– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5. Герасим и барыня.

(Пауза – приглашение в театр встретиться с героиней рассказа).

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и совершить путешествие в театр. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня.

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)

– Какой была барыня

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.

6. Смерть Муму.

Просмотр отрывка из одноименного видеофильма.

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что предпринимает Герасим?

7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241),– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.

1. Прототип Герасима

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

– Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

2. Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь?

  1. Герасим.

  2. Барыня.

  3. Степан, передавший приказ барыни.

  4. И. С. Тургенев.

  5. Крепостное право.

Вывод Жизнь Герасима сложилась так, потому что в этом виноват существующий строй , крепостное право , которое позволяло хозяевам поступать с крестьянами так , так, как им захочется

V. Оценки за урок.

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Буйнакское районное управление образования

МКОУ Чиркейский многопрофильный лицей им А. Омарова .

Конспект открытого урока по русской литературе проведенный в 6” х” классе на тему:

Почему Герасим утопил Муму?”

Учительница :Абдулаева А.Х.

Чиркей 2013г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon Урок по рассказу И. С. Тургенева «Муму»
«Детство и начало литературного пути», «История создания рассказа «Муму», а также словарной работе. Поэтому на закрепление, задача...
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon Рассказу И. С. Тургенева «Муму» в 5 «г» классе
Цели и задачи: закрепление и обобщение изученного материала; проверка творческих возможностей каждого ученика; развитие у уч-ся мотивации...
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon Обобщающий урок по разделу
Выступление библиотекаря (знакомство с подготовленной выставкой книг и иллюстраций к ним)
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon Урок Краснова Ольга Александровна
Литературное чтение. Обобщающий урок Краснова Ольга Александровна, учитель начальных классов
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon Урок №63. Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу...
Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon Тест №6 (2007\08) Часть 2
Длительное пребывание Тургенева во Франции сблизило его с французскими писателями. (2) В общении Тургенева с французскими собратьями...
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов)
Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный по теме, формирование навыка использования проектной методики в подготовке...
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon 2. Концепция любви в повести И. С. Тургенева «Ася» Широко известен...
Характеристика общественного типа сознания заслоняла собой элегическую тональность повести, поэтику реализации авторской позиции,...
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева \"Муму\" icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции