Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт




Скачать 429.32 Kb.
Название Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт
страница 1/4
Дата публикации 03.10.2014
Размер 429.32 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Утвержден решением Священного Синода

Русской Православной Церкви

«27» июля 2011 г. Журнал № 76

СТАНДАРТ

ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Отдел религиозного образования и катехизации

Русской Православной Церкви

2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка____________________________________3

  2. Общие положения_________________________________________11

  3. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования__________________________________________________14

  4. Требования к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования_______________18

  5. Требования к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования________________________23

  6. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования_______________32

  7. Порядок реализации Стандарта православного компонента общего образования__________________________________________________35

  8. Контроль над выполнением Стандарта православного компонента общего образования_______________________________________37


Пояснительная записка
Введение Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено особенностями перемен, происходящих в современном обществе, основной доминантой которых является сфера образования как важнейшее пространство осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего развития и духовного оздоровления. Обновление сферы образования предполагает переход от «знаниевого подхода» к «умению учиться» на основе качественного улучшения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, его социализации и формирования универсальных учебных действий.

Русская Православная Церковь является хранительницей традиционных для государств ее канонического присутствия целей, идеалов и ценностей, поэтому сегодня особо возрастает ее значение в осуществлении национальных программ модернизации обществ, духовно ею окормляемых.

Стандарт православного компонента общего образования является нормативным документом, который, с одной стороны, определяет место православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви выполняют ФГОС и действуют в рамках Закона «Об образовании»), с другой стороны, определяет степень участия Русской Православной Церкви, важнейшего общественного института как субъекта образовательного процесса, выполняющего социальный заказ православных верующих граждан государств, находящихся на ее канонической территории, в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования. В современных условиях система религиозного образования не может существовать автономно, вне рамок законодательства в сфере образования, а государственная система образования нуждается в историческом, педагогическом, духовно-нравственном опыте Русской Православной Церкви для решения задач стратегического значения, обеспечивающих дальнейшее устойчивое развитие общества, сохранение национального единства российского государства, здорового нравственного и духовного пространства стран СНГ.

Стандарт православного компонента общего образования представляет концептуальные параметры восполнения духовно-нравственной составляющей общего среднего образования, православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви, иных образовательных организациях.

Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических целей и традиций, воспитательных идеалов и ценностей, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью.

Основы систематического обучения на Руси были заложены со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси, cвятым равноапостольным князем Владимиром.

За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического обучения.

Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом К.Д. Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России.

В первые послереволюционные годы (1918-1920) православный компонент образования был изъят из системы общего образования Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (январь 1918 г.).

Со знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) началось возрождение общеобразовательной деятельности Русской Православной Церкви.

При православных приходах стали открываться первые воскресные школы. Новый Закон «Об образовании» 1992г. в Российской Федерации предоставил зарегистрированным религиозным организациям право на создание дошкольных и общеобразовательных учреждений, что положило начало их формирования при приходах, епархиях Русской Православной Церкви, православных братствах.

В национальном законодательстве стран СНГ в области образования и свободы вероисповедания также было закреплено право религиозных организаций на образовательную деятельность (Закон Украины «Об образовании» от 23.05.1991 г. № 1060-XII, Закон Украины «О свободе совести и религиозных объединениях» от 23.04.1991 г., Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 г., № 1202-XII, Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 17.12.1992 г., Закон Республики Молдова «Об образовании» от 21.07.1995 г. № 547-XII, Закон Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992 г. № 979-XII).

Важным основанием для рассмотрения вопроса о введении Стандарта православного компонента общего образования явились изменения в Законодательстве Российской Федерации, отраженные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (опубликовано в Бюллетене МО РФ, 2000 г., № 11). Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития. К стратегическим целям образования Доктрина относит «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности».

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности, которые предусмотрены в структуре основной образовательной программы: в концепции духовно-нравственного воспитания и примерной программе воспитания и социализации обучающихся, как дополнении к основному содержанию образования. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни.

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, и издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексно учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 годах, стало одним из важных моментов в принятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования.

Участвуя в апробации комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», Русская Православная Церковь содействует введению в систему общего образования Российской Федерации нового для современной российской школы учебного предмета «Основы православной культуры».

Разработка и апробация православного компонента общего образования как системы непрерывного православного образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях государств, находящихся на канонической территории Русской Православной Церкви, позволит целенаправленно и комплексно решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в интересах государства и общества.

Стандарт православного компонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования обеспечит:

  • сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, целей и ценностей в современном обществе, поскольку именно духовные и нравственные традиции составляют основу устойчивого развития обществ;

  • консолидацию обществ на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий;

  • общественное и национальное согласие;

  • духовную безопасность личности, семьи и общества;

  • возрождение традиционной системы духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей развитие религиозного (православного) сознания и самосознания подрастающего поколения, что является гарантом духовного здоровья общества.

Введение Стандарта православного компонента в начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование опирается на:

  • Конституцию Российской Федерации, Закон «Об образовании», Закон «О свободе совести и вероисповедания», «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации, подзаконные нормативные акты внедрения ФГОС в систему государственного образования, Программу национальных инициатив «Наша новая школа», национальные законодательства государств канонического присутствия Русской Православной Церкви, национальные образовательные стандарты;

  • более чем двадцатилетний опыт духовно-нравственного образования и воспитания в системе образовательных организаций Русской Православной Церкви.

Функции Стандарта православного компонента общего образования:

правовая: обеспечение прав православных обучающихся, верующих родителей на религиозное образование и воспитание в соответствии с их собственными убеждениями в едином образовательном пространстве;

системообразующая: построение целостной системы непрерывного православного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, единства, верности традиции;

контрольно-регулятивная: определение критериев и показателей результативности образовательного процесса в целях контроля и оценки эффективности деятельности православных образовательных организаций, качества и результатов православного образования, уровня подготовки выпускников;

педагогическая: создание возможности для формирования православной образовательной и воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности.

Цели внедрения Стандарта православного компонента общего образования:

правовая – создание правового механизма встраивания религиозного (православного) компонента в структуру ФГОС в рамках существующего законодательства Российской Федерации, в национальные образовательные стандарты стран канонического присутствия Русской Православной Церкви;

социальная – обеспечение социального доверия граждан государств канонического присутствия Русской Православной Церкви к системе православного образования, обеспечение способности системы православного образования чутко реагировать на запросы православных верующих, желающих обучать и воспитывать своих детей на традициях Православия, снижение рисков социально-психологической напряженности между различными религиозными группами населения в сфере образования;

педагогическая – целенаправленное развитие духовно-нравственной сферы обучающихся, обеспечение высокого уровня православного образования, формирование у обучающихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.

Задачи Стандарта православного компонента общего образования:

  • организация систематического и системного изучения православной веры, религии и культуры;

  • формирование духовной и нравственной ответственности богозданного человека;

  • воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;

  • изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;

  • формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;

  • воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;

  • воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности обучающегося, его размышлений о жизни и подвиге святых;

  • формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;

  • раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека);

  • повышение педагогической и культурологической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей.

Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа:

  • единства и взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания обучающихся.

Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:

  • воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви;

  • понимания воспитательного значения содержания образования, формирования цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры; раскрытия связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;

  • учета подготовленности обучающихся к принятию и усвоению духовного знания, к принятию Божественной Истины;

  • построения уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;

  • обеспечения вариативности и дифференциации православного образования;

  • соответствия содержания образования возрастным нормативам физического и психического развития детей на каждой ступени образования;

  • учета возможности социализации детей за пределами Церкви.

Область применения Стандарта православного компонента общего образования:

педагогические коллективы православных общеобразовательных учреждений, иных общеобразовательных учреждений;

обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся православного вероисповедания или желающие приобщить своих детей к культурно-историческим традициям Православия;

Епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon «Связи с общественностью Русской Православной Церкви» Камышников, Крауш Вступление
Данная креативная работа посвящена связям с общественностью Русской Православной Церкви. Мы намерены рассмотреть их состояние на...
Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon Юбилейный архиерейский собор русской православной церкви
...
Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon Классный час ко Дню православной книги
Священный Синод Русской Православной Церкви на состоявшемся 25 декабря 2009 года заседании рассмотрел вопрос о мерах по дальнейшему...
Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon Г. Новосибирск, 10-19 июля 2011 г. Авторский коллектив
Институт психотехнологий, Форсайт-Клуба г. Новосибирска, материалы Русской Онтологической Школы в г. Новосибирске, 13-17 июля 2011...
Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon В. Солодов pr-деятельность Римской католической церкви: пример Франции
Русской православной церкви, осваивающей сейчас это новое для себя поле деятельности, так и для других государственных и некоммерческих...
Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon Программа курса «история русской православной церкви»
Поместный Собор 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев). Развитие церковной жизни
Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon Введение в патрологию
Церкви с целью научить будущих пастырей извлекать из богатейшей духовной сокровищницы святоотеческих творений знания и сохранить...
Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon Курс русской риторики Рекомендовано Учебным комитетом при Священном...
Риторика классическая наука о целесообразном и уместном слове востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства...
Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon Программа по предмету «история русской церкви»
Попытаться выявить и показать основные тенденции в зарождении и дальнейшем развитии Русской Церкви в период от Крещения Руси до монгольского...
Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал №76 стандарт icon Литература Введение
Непосредственно после крушения СССР начался процесс упрочнения позиций Русской Православной Церкви. В первую очередь, это происходило...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции