|
|
№
|
Названия разделов, тем уроков
основные вопросы нового
материала
|
Понятия.
термины
|
Региональный компонент
|
Формируемые
ЗУНы
|
Домашнее
задание
|
1
|
Народы и государства на
|
территории
|
нашей страны
|
в древности 1 час
|
|
1.
|
Восточные славяне и их соседи
1) восточнославянские племена
2)соседи славян
|
Индоевропейская
группа народов,
славянская языковая семья,
колонизация,
«Повесть временных лет»
|
|
- умение работать с картой
|
П.1
|
II
|
Восточные славяне VI-XII в.в.
|
1 час
|
|
|
|
2.
|
Как жили восточные славяне
|
Родовая община,
соседская община,
«нарочитая чадь»,
подсечное, пашенное
земледелие,саамы, лопари
|
Древние жители нашего
края
|
-извлекать необходимую информацию из текста
параграфа,
-рассматривать и объяснять иллюстрации
|
П.2
|
III
|
Древнерусское гос-воIX-XII в.в.
|
6 часов
|
|
|
|
3.
|
Создание Древнерусского гос-ва
1)Причины образования го-ва
у восточных славян
2)Два центра в.славянской гос-ти
3)Образование Древнерусского
гос-ва с центром в Киеве.
4)Княжение Олега, Игоря
5).Норманнская теория.
|
государство,
княжеская власть,
полюдье, дань
|
|
-устанавливать причинно-следствен.
связи,
-умение работать с картой
|
П.3-4
|
4.
|
Русь при Ольге и Святославе
1)Деятельность Ольги по укреплении. Внутреннего положения Древнерусс.гос-ва
2)Внешняя политика Ольги
3)Походы Святослава
|
уроки, погост,
междоусобица,
детинец
|
|
-давать характеристику ист. деятелю и его политике по памятке
|
П.5-6
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Русь при Владимире.
1)Подчинение всех в.славян Киеву
2)Государственное управление
3)Внешняя политика
|
дружина, вои, люди,
бояре-наместники
|
|
-извлекать информацию из документа,
|
П.7
|
6.
|
Принятие христианства. Значение
крещения Руси
1)Причины обращения к христианству.
2)Поход на Корсунь
3)Значение крещения Руси
|
христианство,
крещение
|
|
-устанавливать причинно-следственн.
связи,
-давать хар-ку историч
деятелю и его политике по памятке
|
П.8
|
7.
|
Расцвет Руси при Ярославе
Мудром.
1)Борьба между сыновьями Владимира за киевский престол
2)Княжение Я.Мудрого
-внутренняя политика
-внешняя политика
|
вече, закон, вира,
«Русская правда»
|
|
-давать хар-ку историч
личности и его деят-ти
-извлекать необходимую информацию из текста
иллюстраций.
|
П.9 сообщение о
Вл.Мономахе
|
8.
|
Русь при Владимире Мономахе
1)Правление Ярославичей
2)Междоусобицы
3)Любечский съезд князей
4)Правление Владимира Мономаха
|
«Правда Ярославичей»,
половцы,
«Поучение детям»
|
|
-умение работать с картой,
- извлекать важную информации из сообшения
-давать оценку историч.деятелю
|
П.10
|
IV
|
Русские земли и княжества в
|
начале удельного
|
периода
|
нач. XII-XIII в.в.
|
|
9.
|
Древнерусское хозяйство
1)Земледелие и скотоводство
2)Ремесло
3)Промыслы
4)Торговля, денежное обращение
|
трехполье, ремесло,
промыслы, природное разделение труда,
гривна, куна
|
|
-извлекать информацию из учебника, схем,
иллюстраций,
-умение делать выводы
|
П.11
|
10
|
Социальная структура Киевской
Руси.
1)Князья
2)Дружинники
3)Свободное население
4)Зависимые крестьяне
|
князья, бояре,
старшая дружина,
младшая дружина, гости, закупы,
смерды,холопы
|
|
-находить и объяснять
новые понятия.
-сравнивать положение зависимого населения в Европе и Руси
|
П.12
|
11
|
Наш край в древности
1)Стоянки первобытных людей
2)Занятия древних жителей Мурмана
3)Находки археологов
4)Загадки лабиринтов
|
могильник,
петроглифы,
лабиринты
|
Экскурсия в историко-краев
музей «Петроглифы
Канозера»
|
-учиться слушать экскурсовода.
-извлекать важную информацию из
рассказа экскурсовода
|
записи
|
12
|
Приход русского населения на Кольский полуостров
1)Причины движения на Север
2)Хозяйственная деятельность поморов
|
лопь, терские саамы,
рыбий зуб.
|
|
-умение работать с документами,
-извлекать информацию из текста
пособия, иллюстраций
-делать выводы
|
записи
|
13.
|
Политическая раздробленность
страны.
1)Причины раздробленности
2)Начало раздробленности
3)Значение периода раздробленности в русской истории
|
раздробленность,
междоусобицы
|
|
-умение сравнивать исторические явления,
-устанавливать причинно-следственн.
связи.
|
П.14.
подготовить презентацию своего княжества
|
14,
15.
|
Центры политической раздробленности
1)Галицко-Волынское княжество
2)Владимиро-Суздальское княжество
3)Господин Великий Новгород
|
республика, вече,
экспорт, импорт,
посадник,архиепископ
тысяцкий
|
|
-умение ставить цели,
раскрывать их на примере истории отдельного княжества,используя памятку
-коммуникативная компетенция
-отстаивать свое мнение
|
П.15(1), 16-18
|
16
17.
|
Культура Руси в домонгольский период
1)Архитектура
2)Живопись
3)Прикладное искусство
|
крестово-купольные храмы,нефы, хоры,
смальта, рельеф,
филигрань, перегородчатая эмаль
фольклор
|
|
-рассматривать, описывать памятники
зодчества по плану,
- извлекать полезную информацию из текста, иллюстраций
|
П.13
|
18.
|
Повторительно-обобщающий
«Русь в домонгольский период»
(тесты, решение познавательных задач)
|
|
|
-умение обобщать, делать выводы
|
повт П.14
|
V
|
Борьба с внешней агрессией
|
в XIIIв.-6 часов
|
|
|
|
19.
|
Чингисхан и его империя
1)Жизнь и быт монголо-татар
2)Войско Чингисхана
3)Битва на р. Калке
|
тумен, нукеры, пороки, хан
|
|
-умение анализировать факты,
делать выводы,
-извлекать из карты
сведения о походах войска Чингисхана
|
П.20
|
20
|
Походы Батыя на Русь
1)Западный поход монголов
2)Монголо-татары в Северо-Восточной и Северной Руси
3)Монголо-татары на юге Руси
|
освободительная война, захватническая война, Золотая Орда
|
|
-извлекать из карты сведения о походах
Батыя
-устанавливать причинно-следственные связи
|
П.21
подготовить сообщение об А.Невском
|
21
22
|
Невская битва и Ледовое побоище.
1)Крестоносцы
2)Невская битва
3)Ледовое побоище
4)Значение победы над крестоносцами
|
Орден меченосцев,
Тевтонский орден,
Ливонский орден
|
|
-извлекать из карты, схем сражений сведения о битвах,
-устанавливать причинно-следственные связи,
-давать характеристику историческому деятелю
|
П.22
|
23
24
|
Владимирская Русь под монголо-татарским игом
1)Последствия Батыева нашествия
2)Ордынское иго
3)Последствия ига
|
иго, ордынский выход
ярлык,численники,
баскаки
|
|
-анализировать исторические факты,
-обобщать причины, результаты
|
П.23-24
|
VI
|
Складывание предпосылок
|
образования
|
Российского
|
государства
|
9 часов
|
25
|
Центры собирания русских земель
1)Причины и предпосылки объединения русских земель
2)Тверь и Москва
3)Иван Калита
4)Причины возвышения Москвы
|
калита, уния
|
|
-устанавливать причинно-следственные связи,
-извлекать нужную информацию из документа,
-давать хар-ку ист.
деятелю
|
П.25
|
26.
|
Восстановление хозяйства на Руси
1)Развитие сельского хоз-ва и ремесла
2)Рост городов
3)Усиление экономических связей между русскими землями
|
вотчинное,
монастырское,
помещичье,
черносошное
землевладение
|
|
-составлять развернутый план на основе изучения текста учебника
|
П.26.
подготовить
сообщение о
Д.Донском,
С.Радонежском
|
27
28
|
Куликовская битва
1)Отношения Дмитрия Московского с Суздальским и Тверским князьями
2)Мамай и настроения в Орде
3)Битва на р.Воже
4)Куликовская битва и ее историческое значение
5)Нашествие Тохтамыша
|
|
|
-рассказывать о битвах на основе текста учебника, схем,
карты
-устанавливать причинно-следственные связи
|
П. 27
|
29
|
Патриотизм русского народа
1)Дмитрий Донской
2)Сергий Радонежский
3)Формирование великорусской народности
|
народность,
патриотизм
|
|
-давать характеристику и оценку деятельности
исторических личностей
|
стр.160-161
|
30
31
|
Культура и быт в XIV-нач.XVв.
1)Ист. условия, особенности развития русской культуры в XIV-начXVв.в.
2)Архитектура
3)Житийная литература
4)Феофан Грек
5)Андрей Рублев
|
собор, икона, фреска
|
|
-описывать и характеризовать памятники культуры по памятке,
-давать оценку историческим явлениям
|
П.28
|
32
|
Наш край в XIII-XIVв.в.
1)Терская земля-владение Новгорода
2)Умба и Варзуга – первые постоянные селения на Кольском п-ве
3)Культурный и хозяйственный обмен между русским населением и лопарями
|
|
|
-извлекать информацию, необходимую для хар-ки ист. явлений из документов и текста пособий
|
И.Ф.Ушаков
«История Кольского Севера»
стр.18-19
|
33
|
Повторительно-обобщающий
«Борьба с внешней агрессией.
Складывание предпосылок
образования Российского государства».
|
Выполнение тестов, решение познавательных задач
|
|
|
|
|
Завершение образования
|
Российского
|
государства
|
в к.XV-н.XVI в.в.
|
|
34.
|
Образование единого государства в княжение ИванаIII
1)Причины образования единого государства
2)Присоединение Новгорода к Москве
3)Свержение золотоордынского ига
4)Присоединение Твери
|
поместье,
сепаратизм
|
|
-выявлять причинно-следственные связи,
-извлекать из исторической карты сведения о событиях
|
П.29
|
35.
|
Русь при ИванеIII
1)Причины изменений в государственном управлении
2)Реформы ИванаIII
3)Судебник 1497г.
|
Боярская дума,
думные бояре, дьяки,
дворецкий, казна,
уезды, волости,
наместники, местничество, судебник
концепция «Москва-
третий Рим»
|
|
-умение составлять схему «Органы гос.управления в XVв.»
-объяснять новые понятия, используя текст учебника
|
П.30
|
36.
|
Русь при Василии III
1)Завершение собирания земель
2)Последствия объединения
|
деспотия
|
|
-устанавливать причинно-следственные связи
-сравнивать исторические явления
|
П.31
|
37.
|
Повторительно-обобщающий
«Образование единого централизованного государства»
|
решение тестов, познавательных задач
|
|
-обобщать, делать выводы.
|
|
|
|
|
|
|
|