МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Нормативные документы по защите и охране детства»
для студентов специальности 040101.65 «Социальная работа»
Автор:
М.И. Сидорова, к.п.н., ст. преподаватель кафедры «Социальных наук».
Цель освоения дисциплины «Нормативные документы по защите и охране детства»:
- формирование у студентов целостного представления о системе социальной защиты детства в РФ.
Основные задачи курса «Нормативные документы по защите и охране детства»:
дать общее понятие о концепции социальной защиты детства: ее способах, видах, формах, направленности, принципах и приоритетах;
познакомить студентов с основами государственной политики в интересах детей;
рассмотреть систему международных, федеральных и региональных нормативно- правовых актов, закрепляющих особые права детей.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
содержание и сущность социальной защиты детства;
понятийный аппарат социальной защиты детства;
основные направления и способы государственной политики Российской Федерации в интересах детей;
систему нормативных правовых актов, посвященных социальной защите детства;
права и свободы детей в различных сферах жизнедеятельности; проблемы реализации их на практике;
общепризнанные принципы и нормы международного права в области защиты прав и интересов ребенка;
основные базовые международные документы по правам ребенка;
способы, механизмы и принципы социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
уметь:
анализировать сущность, содержание и цели законодательных и нормативных актов в области социально-правовой защиты детства;
выявлять социально-педагогические подходы к воспитанию и формированию личности в межкультурном пространстве.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№
|
Наименование раздела, темы
|
Количество часов
|
всего
ауд.
|
Лк
|
Пр/
СМ
|
ЛБ
|
СР
|
1.
|
Международные соглашения о социальной защите детства
|
4
|
2
|
2
|
-
|
10
|
2.
|
Социальная защита детства в истории России
|
6
|
2
|
4
|
-
|
12
|
3.
|
Современная система социальной защиты детства в РФ
|
2
|
2
|
-
|
-
|
8
|
4.
|
Государство в системе социальной защиты детства
|
2
|
2
|
-
|
-
|
8
|
5.
|
Семья в системе социальной защиты детства
|
3
|
3
|
-
|
-
|
8
|
6.
|
Нормативно-правовая база социальной
защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
|
8
|
4
|
4
|
-
|
12
|
7.
|
Социальная защита детей в сферах образования и труда
|
5
|
3
|
2
|
-
|
12
|
|
Итого:
|
30
|
18
|
12
|
|
70
|
Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (2 часа)
Тема: Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства
План:
Организация Объединенных Наций и ее роль в координации усилий мирового сообщества по социальной защите детства.
Декларация прав ребенка: основные идеи и принципы.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Международная Конвенция ООН «О правах ребенка».
Вопросы для коллективного обсуждения:
Когда и в связи с чем в мировом сообществе возник вопрос об отдельном рассмотрении проблем социальной защиты детства?
В каких документах мирового сообщества рассматриваются проблемы социальной защиты детства?
Какие принципы социальной защиты детства провозглашены в Декларации прав ребенка?
Назовите основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка».
Задания для самостоятельной работы:
Проанализируйте содержание Конвенции ООН «О правах ребенка». Ответьте на вопрос: «Почему Конвенцию иногда называют конституцией прав ребенка?»
Выпишите основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка».
Определите чем Конвенция ООН отличается от Декларации ООН.
Основная литература:
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Положение детей в мире. – М., 1991.
Права ребенка: Сборник документов и статей. – М., 1990.
Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004. – С. 54-88, 169-191.
Дополнительная литература:
Актуальные проблемы современного детства: Сборник научных трудов. – М., 1992.
Положение детей в мире. – М., 1997.
Практическое занятие №2 (4 ч.)
Тема: Социальная защита детства в истории России
План:
Социальная защита детства в дореволюционной России.
Социальная защита детства в Советской России.
Организация социальной защиты детства в современной России.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Когда и как в России возник первый опыт общественного призрения детей, оставшихся без попечения родителей?
Какие формы социальной защиты детства возникли в дореволюционной России?
Каковы особенности социальной защиты детства в Советской России?
Сформулируйте основные тенденции развития системы социальной защиты детства в современной России.
Какой опыт социальной защиты детства дореволюционной и советской России был бы полезен в современных условиях?
Задания для самостоятельной работы:
Составьте сравнительную таблицу: «Основные субъекты социальной защиты детства в дореволюционной, советской и современной России».
Охарактеризуйте качественные изменения, произошедшие в системе социальной защиты детства в постсоветский период.
Основная литература:
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 1999.
Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. – М., 1988.
Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004.
Дополнительная литература:
Беляков В.В. Сиротские учреждения России. – М., 1993.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. – М., 1988.
Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1996.
Программа Коммунистической партии Советского Союза. – М., 1961.
Практическое занятие №3 (4 часа)
Тема: Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
План:
Организация устройства детей.
Усыновление.
Опека и попечительство.
Приемная семья.
Государственные учреждения.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Какие нормативные акты регулируют вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Что такое биологическое сиротство и что такое социальное сиротство?
По каким причинам дети остаются без попечения родителей?
Каков порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей?
Как осуществляется усыновление (удочерение)?
Как осуществляются опека и попечительство над детьми?
Что такое приемная семья?
Назовите и охарактеризуйте формы государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
Какие требования предъявляются к потенциальным усыновителям, опекунам, попечителям и приемным родителям?
Какая разница между освобождением и отстранением от обязанностей опекунов, попечителей и приемных родителей?
Задания для самостоятельной работы:
Дайте определение понятиям: социальное сиротство; усыновление; опека; попечительство; приемная семья.
Выпишите из Семейного кодекса РФ требования к личности усыновителей и приемных родителей.
Основная литература:
Антокольская М.В. Семейное право. – М., 1997.
Гражданский кодекс РФ. – М., 2000.
Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. – М., 1998.
О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный Закон РФ от 21.12.96.
О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон РФ от 20.06.92.
Положение о приемной семье: Постановление Правительства РФ от 17.06.96.
Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 17.07.96.
Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004.
Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1996.
Дополнительная литература:
Иванова Н.П. Воспитание и развитие детей в детском доме. – М., 1996.
Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. – М, 1997.
Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. – М., 1995.
Практическое занятие №4 (2 часа)
Тема: Социальная защита детей в сферах образования и труда
План:
Социальная защита будущих матерей и детей-дошкольников.
Социальная защита детей в сфере образования.
Социальная защита труда несовершеннолетних.
Вопросы для коллективного обсуждения:
В каких случаях и размерах выплачиваются пособия беременным женщинам?
Кому, в каких случаях и размерах выплачиваются пособия на несовершеннолетних детей?
В каких случаях и размерах выплачивается пенсия на ребенка по потере кормильца?
Назовите основные виды образовательных программ для несовершеннолетних граждан РФ.
В каких формах дети и подростки могут получить интересующее их образование?
Какие дополнительные образовательные услуги могут оказывать обучающимся образовательные учреждения?
Назовите основные функции образовательных учреждений в области охраны и укрепления здоровья несовершеннолетних обучаемых.
Как учитываются особенности несовершеннолетних при заключении с ними трудового договора?
Какие ограничения обязан соблюдать работодатель при организации труда несовершеннолетних?
Задания для самостоятельной работы:
Охарактеризуйте государственную политику РФ в области образования детей.
Выпишите из Трудового Кодекса РФ перечень ограничений на использование детского труда.
Основная литература:
«Об образовании»: Закон РФ. – М., 1996.
Клемантович И.П. Социальная защита детства в России. – М., 1998.
Конвенция ООН о правах ребенка. – М., 1991.
Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
Дополнительная литература:
Кадры предприятия. 2650 видов работ, при выполнении которых запрещен труд женщин и подростков: Практическое пособие. – М., 2000.
Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М., 2000.
Социальная защита детства в России. – М., 1998.
Шкатулла В.И. Образовательное право. – М., 2001.
Примерный перечень вопросов к зачету.
Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства.
Международная конвенция «О правах ребенка».
Комитет ООН по правам ребенка.
Деятельность стран-участниц Конвенции.
Социальная защита детства в дореволюционной России.
Социальная защита детства в Советской России.
Организация социальной защиты детства в современной России.
Содержание и принципы современной системы социальной защиты детства.
Формы и методы социальной защиты детства.
Субъекты социальной защиты детства.
Цели и субъекты государственной политики социальной защиты детства.
Государственные социальные стандарты и гарантии социальной защиты детства.
Социальная защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Уровни реализации государственной политики по социальной защите детства.
Брак родителей и судьбы детей.
Установление происхождения ребенка.
Права детей и обязанности родителей.
Ограничение и лишение родительских прав.
Организация устройства детей.
Усыновление.
Опека и попечительство.
Приемная семья.
Государственные учреждения.
Социальная защита будущих матерей и детей-дошкольников.
Социальная защита детей в сфере образования.
Социальная защита труда несовершеннолетних.
Примерная тематика рефератов.
«Детские деревни» в Австрии.
Государственная поддержка многодетных семей и одиноких матерей.
Децентрализация социальной защиты детства в США.
Деятельность органов опеки и попечительства в современной России.
Закон Великобритании «О детях».
Коллизионные нормы защиты прав и интересов детей.
Конвенция ООН о правах ребенка, ее особенности и пути реализации.
Контроль за ходом выполнения Конвенции ООН о правах ребенка.
Основные направления государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Охрана труда несовершеннолетних.
Охрана здоровья детей в России.
Права детей в области семейных отношений.
Права ребенка в России.
Проблемы беспризорности детей в России и пути их разрешения.
Пути содействия реализации Конвенции ООН о правах ребенка.
Реформирование системы социальной защиты детства в постсоветский период.
Роль и значение неправительственных организаций в реализации прав детей.
Советский опыт социальной защиты детства.
Социальная защита детей-инвалидов во Франции.
Социальная защита детей-сирот в современных условиях.
Социальная защита детства в дореволюционной России.
Социальная защита детства в Финляндии.
Социально-правовое положение в Российской Федерации и основные пути реализации государственной политики в интересах детей.
Социально-экономические меры, предпринимаемые в России по реализации Конвенции ООН о правах ребенка.
25.Учреждения социальной защиты населения.
Примерные тестовые задания.
Вариант 1.
1. К документам предвоенной Лиги Наций в области социальной защиты детства в 1924 году относится:
а) Европейская коалиция в защиту детей.
б) Союзный пакт защиты прав детей.
в) Женевская декларация прав ребенка.
г) Лондонская декларация о свободе ребенка.
2. Организация Объединенных Наций в 1959 году приняла:
а) Пакт свободы ребенка.
б) Декларацию прав ребенка.
в) 12 Принципов благополучия детей.
3. Международным документом в области социальной защиты детства, в котором на основании юридических норм зафиксированы меры по социальной защите ребенка, обязательные для исполнения государствами, его подписавших является:
а) Билль о правах ребенка.
б) Конвенция ООН о правах ребенка.
в) Международный пакт о поддержке детей.
г) Европейская коалиция в защиту детей.
4. Первый опыт общественной заботы о детях-сиротах и детях, оставленных родителями, на Руси возникает:
а) В родовой общине славян.
б) В время царствования Ивана Грозного.
в) При Петре I.
5. Во время правления Екатерины II широкое распространение получило создание:
а) Губернских шпиталитетов.
б) Обществ попечения о неимущих и нуждающихся.
в) Воспитательных домов.
6. Первый советский Семейный кодекс принят:
а) В 1918 г.
б) В 1924 г..
в) В 1938 г.
7. Определите субъект государственной структуры Советской России, который не относится к защите детства в этот период.
а) Комиссия по правам ребенка.
б) Государственный совет защиты детей.
в) Деткомиссия ВЦИК.
г) Общественные организации (профсоюзная, комсомольская, пионерская и др.).
8. Как называется интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы, обеспечивающих безопасность детей?
а) Система мер помощи детству, материнству и отцовству.
б) Система поддержки детства и материнства.
в) Система социальной защиты детства.
г) Система коалиции в защиту детей.
9. Как определяет законодательство Российской Федерации детей, оставшиеся без попечения родителей; инвалидов; имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертв насилия; отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении; жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств?
Дети, нуждающиеся в особой защите.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Дети, требующие особую заботу.
Дети, добивающиеся защиты.
10. Какая форма социальной защиты детства в России не рассматривается как основная?
Постановления и решения компетентных органов.
Программы.
Планы мероприятий по социальной защите детства.
Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства.
Стимулирование и поощрение социальной защиты детства.
11. Ведущим принципом, на котором строится институт усыновления является:
а) Охрана права каждого ребенка на социальную защиту.
б) Многообразие форм и видов социальной защиты детства.
в) Наилучшее обеспечение интересов детей.
12. Попечительство назначается над детьми в возрасте:
а) от 10 до 14 лет.
б) от 14 до 18 лет.
в) от 16 до 18 лет.
13. Правила установления опеки и попечительства над детьми определяются:
а) Конституцией РФ.
б) Семейным кодексом РФ.
в) Гражданским кодексом РФ.
14. С какого возраста наступает полная уголовная ответственность ребенка?
а) С 14 лет.
б) С 16 лет.
в) С 18 лет.
Вариант 2.
1. В международном сообществе вопрос об отдельном рассмотрении проблем социальной защиты детства возник:
а) В результате массовых движений за демократические реформы в XIX веке.
б) В начале XX века.
в) После окончания II Мировой войны.
2. В 1985 году Организация Объединенных Наций приняла:
а) Всеобщую Декларацию прав человека..
б) Женевскую декларацию прав ребенка.
в) Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
3. Конвенция ООН о правах ребенка является правовым документом:
а) Федерального уровня.
б) Международного уровня.
в) Муниципального уровня.
4. Наиболее полным документом древнерусского права, в котором определены условия опекунства, права детей при разделе семейного имущества, их социальное положение после смерти родителей, является:
а) «Поучение» Владимира Мономаха.
б) «Русская правда», составленная князем Ярославом.
в) «Устав» Великого князя Владимира.
5. Начало созданию в России благотворительных обществ положила:
а) Екатерина II
б) Императрица Мария Федоровна.
в) Великая княжна Елизавета Федоровна.
6. Первый Всероссийский съезд по охране детства был проведен:
а) В 1919 г.
б) В 1930 г.
в) В 1935 г.
7. Социальная защита детства в Советской России характеризуется:
а) Созданием системы детских домов семейного типа.
б) Созданием системы частных и государственных попечительских обществ.
в) Созданием системы общедоступных образовательных и оздоровительных учреждений.
8. Определите принцип, который не учитывается в российской системе социальной защиты детства?
Всеобщности и доступности основных форм социальной защиты детства.
Интеллектуальной состоятельности.
Многообразия форм и видов социальной защиты детства.
Единства и дифференциации социальной защиты детства.
9. Как называется процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы?
социальная адаптация
социальная реабилитация ребенка
социальное служение детям
виктимологическая защита.
10. Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии:
а) С минимальными социальными показателями уровня жизни населения страны.
б) С минимальными социальными критериями оценки характера благополучия детей.
в) С минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей.
11. Лишение родительских прав производится:
а) В административном порядке.
б) В зависимости от конкретных обстоятельств: либо в административном, либо в судебном порядке.
в) Только в судебном порядке.
12. Институт приемной семьи законодательно закреплен:
а) Конституцией РФ.
б) Семейным кодексом РФ.
в) Гражданским кодексом РФ.
13. Опека назначается над детьми в возрасте:
а) До 14 лет.
б) До 16 лет.
в) До 18 лет.
14. С какого возраста наступает гражданская правоспособность ребенка:
а) С момента рождения.
б) С 14 лет.
в) С 18 лет.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Основная литература
Антокольская М.В. Семейное право. - М., 1997.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2000.
Варывдин В.А. Семейное право // Право: Курс лекций / Под ред. В.А. Варывдина. - М., 1999.
Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 10.12.48). - М., 1993.
Декларация прав ребенка (ООН, 20.11.59). - М., 1989.
Дети России. Президентская программа: Указ Президента РФ от 19.02.96. № 210.
Иванова Н.П. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996.
Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. - М., 1998.
Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. — М., 1998.
Международные акты о правах человека: Сб. док. В.Л. / В.Л. Карташкин, Е.Л. Лукашева. - М., 1998.
Международные документы по правам человека. – СПб., 1997.
Миронов О.О. Права человека: сборник документов. – М., 2006.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. – М., 1997.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М., 2004.
Социальная защита детства в России. – М., 1998.
Социальная педагогика: Курс лекций // Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
Филонов Г.Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. – М., 1993.
дополнительная
Беляков В.В. Сиротские учреждения России. – М., 1993.
Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч. в 6 т. - М., 1983.
Гордеева А.В. Практическая реабилитационная педагогика. — М., 1996.
Клемантович И.П. Благотворительность в России: Страницы истории. - М., 1998.
Козлов А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М., 1998.
Комментарии к Гражданскому кодексу РФ (любое издание).
Комментарии к Конституции РФ (любое издание).
Комментарии к Уголовному кодексу РФ (любое издание).
Комментарий к Закону РФ «Об образовании. / Отв. ред. В.И. Шкатулла - М., 1998.
Комментарий к Семейному кодексу РФ (любое издание).
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. – М., 1993.
Конституция РФ: Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, и др. - М., 1997.
Курган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. - Челябинск, 1995.
О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон РФ. 21.12.96. № 159-ФЗ.
О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством): Приказ Минобразования РФ. 19.08.99. № 199.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Закон РФ. 24.07.98. № 124-ФЗ.
Основные направления государственной семейной политики: Указ Президента РФ. 14.05.96. № 712.
Положение о Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации: Постановление Правительства РФ. 28.03.2000. № 267.
Положение о приемной семье: Постановление Правительства РФ. 17.07.96. № 829.
Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ. 03.08.96. №919.
Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ. 29.03.2000. № 275.
Программа Коммунистической партии Советского Союза. – М., 1961.
Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. - М., 1995.
Словарь международного права. - М., 1982.
Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. - М., 1991.
Социальная энциклопедия / А.П. Горкин. - М., 2000.
Социальный педагог: подготовка и деятельность. - Челябинск., 1994.
Терповская М.Ф. О системе социальной защиты детей в Великобритании. - М., 1996.
Шарин В.И. Фонды социальной защиты. – Екатеринбург, 2001.
Шкатулла В.И. Образовательное право. – М., 2001.
Энциклопедический юридический словарь. - М., 1997.
Юридическая энциклопедия (любое издание).
Яркина Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. – М., 1998.
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Перечень используемых технических средств
Аудио- видеоаппаратура;
мультимедийная техника.
Перечень используемых пособий
контрольно-тестирующие комплекты (бланочное тестирование);
сравнительные таблицы;
схемы;
графики.
Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения
Учебные фильмы:
«Дети-сироты»;
«Пенитенциарные учреждения в России»;
«Профилактика наркомании у детей и подростков»;
«Конвенция ООН о правах ребенка»;
«Защита детей от насилия».
|