Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения




Скачать 242.5 Kb.
Название Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения
страница 1/3
Дата публикации 01.10.2014
Размер 242.5 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3
Введение

Введение.
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения. К их числу относится возникновение, развитие и существование частных и общественных образовательных заведений, представлявших альтернативу государственным учреждениям. В дореволюционной России, наряду с государственными, частные и общественные учебные заведения охватывали все уровни образования: от детских садов до университетов. Их значение в развитии педагогики, науки, культуры и общественной мысли России крайне велико и еще пока недостаточно оценено.
Особенно важной представляется эта тема в настоящее время, когда система негосударственного образования начинает заново создаваться, практически на пустом месте. Организационный, педагогический и научный опыт аналогичных заведений, существовавших в Российской империи до 1917 г., должен быть востребован современными деятелями в области образования. Поэтому изучение истории образования, структуры, содержания обучения, управления частных и общественных учебных заведений дореволюционной России представляется весьма важным.
Актуальность исследования тесно связана с современной ситуацией в области образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) санкционировал создание негосударственных учебных заведений. Сложившаяся в течении последнего десятилетия такая система является важнейшим компонентом образовательной системы России и частью ее культуры. В своем развитии негосударственная высшая школа современности неоднократно сталкивается с теми же трудностями организационного и методологического характера, что и негосударственная высшая школа дореволюционной России. При сопоставлении как общественно-политической и законодательной ситуации, так и организации и учебного процесса выявляется множество различий и совпадений. Оценка опыта негосударственных образовательных учреждений дореволюционной России и его применение в современных условиях, успешно проводящиеся современными негосударственными и даже государственными вузами, являются необходимым условием их дальнейшего развития. Лучшие стороны деятельности негосударственных вузов XIX—начала XX вв., их педагогияеские, просветительские и научные идеи и принципы не должны быть забыты на современном
л этапе развития образовательной системы, характеризующемся той же динамичностью и
разнообразием, что и в этот период.
Степень научной разработанности темы. К настоящему времени работ, обобщающих опыт негосударственной школы, крайне мало. Помимо специальной работы В.А. Солоницына1, историография вопроса представлена либо общими трудами по истории образования и образовательных учреждений (как отдельного типа, так и в целом), либо исследованиями, посвященными конкретно тому или иному учебному заведению. Это обстоятельство делает исследование данной темы еще более важным2.
Дореволюционная историография представлена общими работами Г. Фальброка и В.Чернолусского, СВ. Рождественского, Н.В. Чехова и других авторов3. Они содержат общие очерки развития сети образовательных учреждений Российской империи, характеризуют юридическую базу, уровень обучения, профильные направления, преподавательский состав и многие иные вопросы становления и существования как государственных, так и негосударственных высших, средних и низших учебных заведений. Особое внимание дореволюционные авторы уделяли теоретическим проблемам развития образовательной системы, а также педагогике.
' Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. М., 1998.
2 См.: Библиографические сводки: Справочники по истории дореволюционной России: библиографический указатель. М., 1978; Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918—1977: библиографический указатель. М., 1979; Москва: библиографический указатель книг 1900—1994. М., 1996; Москва: указатель книг, статей из журналов и сборников на русском языке с XVIII в. по 1900 г. включительно. М., 1998.
3 Фальброк Г., Чернолусский В. Народное образование в России. СПб., 1900; СВ. Рождественский. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1802—1902. СПб., 1902; Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., 1912; Медведков А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении. Пг., 1916. Существует значительное число общетеоретических работ, посвященных развитию высшего образования. Их проблемный, а, порою, полемический характер несколько уводит в сторону от конкретных задач настоящей работы (см.: Кареев Н.И. Выбор факультета и прохождение университетского курса. СПб., 1897; Брок А. Гуманитарное образование. СПб., 1908; Вернадский В.И. Письма о высшем образовании в России. М., 1913 и др.).
После 1917 г. было создано значительное число обобщающих работ по истории высшей школы4. Существенным отличием этих трудов от дореволюционной историографии является большой интерес к участию учебных заведений в целом, а также их преподавателей и студенчества в революционном и общественном движении второй половины XIX—начала XX вв. Особое внимание уделялось изучению проблем женского образования, при котором основной упор делался на борьбу женщин за право получения высшего образования5. Впрочем, эта тема являлась одной из самых плодотворных и в дореволюционной историографии, когда обладала значительной актуальностью. До 1917 г. работы, посвященные вопросам женского образования, содержали многие элементы полемики и теории6. Большой интерес к истории женского образования наблюдается и после 1990 г.7
4 Мерчинский Е.Н. Высшее техническое и сельскохозяйственное образование в дореволюционной России // Высшая техническая школа. 1934. № 4. С.63—76, № 5. С.54—67; Украинцев В.В. Некоторые вопросы из истории дореволюционной высшей школы // Тр. Калининградского торфяного института. Вып.9. С.71—100; Барашков К.И. Высшая техническая школа накануне Великой октябрьской социалистической революции и в первые годы советской власти // Московский полиграфический институт. Сб. науч. тр. М., 1957. С 95— 103; Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР. Сб. ст. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1972; Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М., 1979; Князев Е.А. Предметная система в высшей школе России. // Вестник высшей школы. 1987. № 11; Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине XIX в. М., 1990; Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в Росси в начале XX в. М.. 1994; Иванов А.Е. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы России конца XIX—начала XX в. Общественно-политический облик. // История СССР. 1990. № 5. С 60—76; Он же. Высшая школа в России в конце XIX—начале XX вв. М., 1991; Он же. Студенты России конца XIX -начала XX в. Социально-историческая судьба. М., 1999 и др.
5 Молодых Н.И. Московские высшие женские курсы // Советская педагогика. 1941. № 5. С.80—91; Боброва Л.А. Высшие женские курсы проф. Герье в Москве (1872—1888) // Труды МГИАИ. Т. 16. М., 1961. С.253—265; Михеева Э.П. Высшее женское образование в дореволюционной России. Автореф. дисс. ...к.и.н. М., 1969; Эвенчик С.Л. Высшие женские курсы в Москве. // Опыт подготовки педагогических кадров... С. 14—99; Андреева И.Н. В.И. Герье — организатор Высших женских курсов в Москве. // Советская педагогика. 1987. № 9. С 107—112 и др.
6 Некрасова Е.С. Два слова в память десятилетия Московских высших женских курсов.// Русская мысль. 1882. Кн. XI. С 191—192; Лихачева Е.О. Материалы по истории женского образования в России. Кн. I—IV. СПб., 1890—1895, 1901; Зинченко Н.Е. Женское образование в России. СПб., 1901; Шохолъ К.Р. К вопросу о развитии высшего женского образования в России // Журнал министерства народного просвещения. 1912. Август. Отдел по народному образованию. С 153 — 196; Сурин П. Женское сельскохозяйственное образование в России. // Сборник статей по вопросам сельскохозяйственного образования. СПб., 1905; Крашенинникова А. Высшее женское образование в Москве.// Москва в ее прошлом и настоящем. Т. XII. М., 1912. С 116—122 и др.
7 Симонова М.В. Проблема женского образования во второй половине XIX в.// Женщины в социальной истории России. Сб. научных трудов. Тверь, 1997. С.39—46; Орлова Е. Высшее женское образование в России (по публицистике второй половины XIX в.). // Alma Mater. 1999, №3. С 36—40 и др.
Значительное число работ посвящено студенчеству. Дореволюционные публикации, в основном, представляют собой сводки статистических данных и анализ этих
Q
материалов . В советской историографии основное внимание уделялось участию студенчества в революционном и общественном движении9. Наиболее полным и обстоятельным исследованием является недавняя работа А.Е. Иванова «Студенты России конца XIX - начала XX в. Социально-историческая судьба» (1999)10.
Представляется необходимым охарактеризовать исследования наиболее важные для изучения истории частных и общественных образовательных учреждений Москвы.
Достаточно полная сводка содержится в «Очерках по истории школы и педагогической мысли народов СССР» в трех томах . Издание охватывает период XIX—начала XX вв. Для рассмотрения данной темы наибольший интерес представляет третий том, содержащий обзор периода конца XIX—начала XX вв. В нем дается общий очерк возникновения и развития системы негосударственного высшего образования, в составе которого значительное место уделено и московским учебным заведениям, приводится классификация негосударственных вузов, согласно профилю преподаваемых в них дисциплин и организационной структуре.
Общая характеристика развития образовательной системы (в т.ч. частных и общественных высших, средних и низших учебных заведений) содержится также в очерках по истории педагогики, опубликованных в последнее десятилетие12.
В работах А.Е. Иванова подробно рассматриваются вопросы, связанные с организацией, развитием, уставами, программами, управлением, преподавательским составом, студенчеством, финансированием, управлением негосударственных вузов, а также их ролью в культурной и общественной жизни. Автор опирался на значительную
8 Иванов П. Студенчество в Москве. Быт, нравы, типы (Очерки). М., 1903; Членов М.А. Половая перепись московского студенчества и ее общественное значение. М., 1909; Кауфман А.Л. Русская курсистка в цифрах. По данным переписи, произведенной на Санкт-Петербургских Высших женских курсах. 15.11. 1909 г. // Русская мысль. 1912. Кн. IV; Шейнис Д.И. Еврейское студенчество в Москве. По данным анкеты 1913 г. М., б.г. и др.
9 Брауед X. Еврейское студенчество накануне революции (1917)//Еврейский студент. 1922. № 2. СП—20; № 3. С. 15—20; Ткаченко П.А. Московское студенчество в общественно-политической жизни России второй половины XIX в. М.: МГУ, 1958 и др.
10 Иванов А.Е. Студенты России конца XIX—начала XX в. Социально-историческая судьба. М., 1999.
1' Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Т. I. Первая половина XIX в. Т. II. Вторая половина XIX в. М.. 1976. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX -начало XX в. М., 1991.
12 История педагогики. 4.2. С XVIII до середины XX вв. / Под общ. редакцией академика РАО А.И. Пискунова. М., 1998. С. 157—230; История педагогики. Воспитание и образование в России (X—начало XX вв.). М., 1998. С.250—354 и другие.
7
и источниковую базу, активно использовал архивные документы и сведения
дореволюционной справочной литературы по высшему образованию13.
В работе Ю.С. Воробьевой «Общественность и высшая школа в России в начале XX в.» (1994) рассмотрена проблема взаимодействия и борьбы правительства и различных слоев общественности по вопросам, связанным с развитием высшей школы в России, в том числе, и системы негосударственных учебных заведений. Ю.С. Воробьева показывает, какое значение имело влияние этих взаимоотношений на возникновение и становление народных университетов. Показано большое значение московских неправительственных вузов (в частности, Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского и Московского коммерческого института) для становления аналогичных учебных заведений в других городах14.
Важнейшее значение для изучения системы негосударственного образование имеет работа В.А. Солоницына «Негосударственное высшее образование в России»15. Автор дает общий исторический очерк частного и общественного образования России, начиная с эпохи Средних веков и до 1917 г. В область исследования входит л рассмотрение всех негосударственных вузов, существовавших на территории
Российской империи. Развитие негосударственных высших учебные заведения рассматривается автором в контексте правительственной политики в области просвещения; широко освещается законодательная база образования в XVIII—начале XX вв. Автор показывает тесную связь между развитием негосударственной системы образования и потребностями общественного развития России во второй половине XIX—начале XX вв.
В то же время, широкий географический и хронологический охват темы не позволил автору обратиться к более пристальному анализу конкретных учебных заведений. За рамками исследования, в большинстве случаев, оставались профессорско-преподавательский состав, учащиеся негосударственных вузов и их вклад в российскую и мировую науку. Более пристального внимания требуют исследования содержания и методов обучения. Важнейшим представляется привлечение данных о педагогической полемике и общественных представлениях о содержании образования к общей истории негосударственных вузов.
13 Иванов А.Е. Профессорско-преподавательский корпус... // История СССР. 1990. № 5. С 60—76; Он же. Высшая школа в России...; Он же. Университетская политика царского правительства накануне революции 1905—07 гг. // Отечественная история. 1995. № 6. С.93— 107; Он оке. Студенты России...и др.
14 Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в России...
Отчасти дополняет сведения В. А. Солоницына (особенно при анализе педагогической и общественной мысли) работа «Университеты в истории и культуре дореволюционной России», авторы которой Е.С. Ляхович и А.С. Ревушкин16. В ней содержится подробный анализ положения университетов в государстве и общества в его историческом развитии. Авторы привлекают обширный мировой опыт и подробно обращаются к педагогической и общественной публицистике, к планам переустройства и реформам университетов. Большое место уделяется университетской политике правительства и роли общественной инициативы в ее развитии. Е.С. Ляхович и А.С. Ревушкин характеризуют развитие университетов в дореволюционной России в сравнении с развитием университетов в Европе, США и странах Азии, оценивают значение российской университетской профессуры для развития отечественной и мировой науки и культуры. Немалое место уделяется в работе и негосударственному сектору высшего образования, в первую очередь, высшим женским курсам и народным университетам17.
Предметом рассмотрения Е.Я. Александровой и И.М. Быховской стало художественное образование XVIII—XIX вв., рассматривающееся авторами как
1 8
историко-культурное явление . Эта работа имеет важное методологическое значение, в плане анализа образования с историко-культурологической точки зрения. Согласно мнению авторов, национальное своеобразие феномена российского образования более всего проявило себя в таких сферах как гуманитарное, общекультурное и художественное образование, поскольку именно в них определяющими являются культурные ценности и ориентиры. Художественное образование наиболее показательно тем, что, помимо взаимосвязей с общими и национальными культурными достижениями, содержит элемент творчества и самопознания человека, «его отношения к жизни и смерти, поисков смысла жизни, нравственных основ бытия» .
Исследование художественного образования проводится авторами на основе изучения широкой источниковой базы (законодательная деятельность правительства в этой области, документы, фиксирующие общественную инициативу в сфере искусства, мемуары и художественная литература) и анализа работ культурологического и культуроведческого характера (принятого достаточно широко, включая труды
15 Солоницын В. А. Негосударственное высшее образование в России. М., 1998.
16 Ляхович Е.С, Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск., 1998.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon Лишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных...
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии...
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon Актуальность темы исследования. «В россии центр на периферии». Это...
Учет этой объективной черты российской реальности делает актуальным и социально важным анализ и осмысление закономерно особенного,...
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon Актуальность темы исследования. Сегодня наблюдается стремительный...
Эта напряженность используется международным терроризмом в своих преступных целях
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon 1. Сущность и стадии формирования поведенческого маркетинга
Целью работы является рассмотрение поведенческого маркетинга в системе продавец потребитель. Актуальность данной темы обусловлена...
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon Локальных войн достаточно новая для русской литературы. Крупных монографических...
Новизна темы, как и всей нашей работы в целом, заключается в том, что выбранные нами тексты не были подвергнуты ранее какому-либо...
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon 25 Количественные модели для планирования и управления запасами
Однако такие модели, как правило, требуют специальных подходов, позволяющих пре­одолеть трудности управления запасами, которые встречаются...
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций
Социально- экономическая эффективность результатов исследования молодых ученых в области образования. Материалы всерос науч практ...
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon Корпоративная культура организации в России
Вто, позволяющее снять ряд ограничений по экспорту российских товаров в страны с развитой экономикой, в целом на мировой рынок. С...
Актуальность темы исследования. История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения icon Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции