Скачать 2.55 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ Учебно-методическое пособие Нижний Новгород, 2012 УДК ББК Социальные технологии работы с молодежью: Учебно-методическое пособие – Н. Новгород, 2012. – 180 с. ISBN Рецензенты: Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью. В нем раскрываются сущность социальных технологий работы с данной категорией населения, анализируется содержание деятельности государства по социальной поддержке молодежи, характеризуются работа по профилактике асоциальных явлений в данной среде, комплексная поддержка молодой семьи. Особое внимание уделено социальной помощи уязвимым категориям молодежи, а также молодым мигрантам и переселенцам, анализу организации досуговой деятельности и отдыха молодых людей. Большое место отводится педагогическим и правовым основам работы с молодежью. Данное пособие направлено на повышение интеллектуальной и профессиональной компетентности, выработка стратегии социальной адаптации и интеграции, формирование навыков профессиональной деятельности через систематизирование и соединение теоретического содержания с вопросами практической работы с различными категориями молодежи для формирования модели системы социальной работы с молодежью. Пособие предназначено для подготовки студентов высших учебных заведений по профилям «Организация работы с молодежью» и «Психология и социальная педагогика», преподавателей высших и средних учебных заведений, педагогов образовательных учреждений, практикующих социальных педагогов и социальных работников.
Специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью. Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи. Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др. Некоторые социальные технологии, применяемые за рубежом, уже применяются в России, другие являются перспективными, третьи вызывают сомнение в применении тех или иных способов, методов, приемов, а часть совершенно неприменимы в нашей стране. Это имеет много причин: разный уровень экономического развития, условия жизни, культурные традиций и др. Требуется постоянный анализ критериев, по которым зарубежные технологии следует относить к той или иной категории, поскольку на разных этапах функционирования и развития российского общества и в различных регионах неприемлемое может оказаться насущным и наоборот. Это может значительно повысить возможности решения социальных проблем, позволит использовать лучший опыт социальной работы, багаж которого весьма велик. Молодым присущи такие возрастные черты, как дух экспериментаторства, максимализма, сумасбродства. Этот период жизни, относительно свободный от общественных и семейных обязанностей, они стараются творчески наполнить приключениями. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении все более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это свидетельствует о необходимости применения социальных технологий в работе с молодежными категориями населения.
Сегодня социологи не могут прийти к единому мнению относительно того, как определить понятия молодости, подростковости и молодежной культуры. И это несмотря на то, что молодежь и молодость находились в центре внимания исследователей на протяжении всего ХХ века, да еще и наибольшее количество публикаций появилось в последние 40 лет. Обычно молодежь понимают как социальную категорию для обозначения определенной возрастной группы, имеющей определенные социокультурные особенности, а также ценностные и поколенческие характеристики, отличающие эту группу от младших (дети) и старших (взрослые) возрастных групп. Синонимом понятия молодежь часто выступает подростковый период, но этот термин связан с более узкими возрастными границами, и определяется по аналогии с английским словом "тинейджер" как возраст от 13 до 19 лет. Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет. Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 год, во Франции – 25). В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины». Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития в связи с рядом условий: 1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями. 2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. 3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура. На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте, обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen»1. Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей. Трудности социализации в молодёжном возрасте связаны с: 1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом; 2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением; 3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников. Молодёжь в российском обществе находится в пограничном состоянии. Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются. В Европе молодостью в настоящее время считают период от 15 до 29 лет- время между окончанием обязательного обучения и устройством на работу, началом жизни в собственном (в смысле отдельном от родителей) жилище, стабилизацией личной жизни, и т.д. Молодежь является объектом молодежной политики и государственных программ, что предполагает стимулирование государственных мер в сфере образования, семейной и демографической политики, срочной службы, ипотечного кредитования, а также в некоторых других сферах. Повышенное внимание уделяется молодежи в связи с правонарушениями, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, субкультурной активностью. Этот дискурс часто называют "моральными паниками" в отношении молодежи, которая конструируется как маргинальная или даже девиантная группа, мешающая размеренному существованию "взрослого" общества. Когда именно происходит переход от детства к молодости, и от молодости к взрослому состоянию - это дискуссионный вопрос. Как правило, это моменты связываются
Сегодня молодёжь России - это около 39 миллионов молодых граждан - 27% от общей численности населения страны Задания для самопроверки:
Формируем компетенции:
|
Учебно-методическое пособие для студентов Нижний Новгород 2009 Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н. Новгород: нгпу, 2009. 42с |
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета |
||
Учебно-методическое пособие Н. Новгород ... |
Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Печатается по решению редакционно-издательского... История России: основные термины и понятия: Учебное пособие / Составитель к и н. Н. Н. Грехова. Н. Новгород, 2007. 33 с |
||
Литература для чтения по дисциплине «Гендерная психология» Семенова Л. Э. Гендерная психология: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: нгпу, 2012. 49 с. (библиотека нгпу) |
По теории и методике обучения математике Учебно-методическое пособие Нижний Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета |
||
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... |
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с |
||
Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий для... Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических |
План-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое... «образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |