Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях




Скачать 2.29 Mb.
Название Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях
страница 1/19
Дата публикации 30.09.2014
Размер 2.29 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

http://koob.ru



Н.Д. Гурьев

Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях



Содержание

Предисловие

О путях возникновения, формирования и роста болезней

О грехе

О добродетели

Перечень некоторых болезней с указанием их предположительных причин, которые, при всем разнообразии характеров, наблюдаются всегда

Краткое изложение сложившейся методики бесед с больными (нуждающимися)

Перечень и определения отрицательных качеств (грехов) с описанием некоторых из них

Перечень и определения положительных душевных качеств (добродетелей)

Дерево греха

Если иные бывают в расслаблении, имеют поврежденные члены, страждут огневицею и недомогают; то сие произошло от греха, потому что он есть корень всех зол; от него же бывают душевные пожелания и худые помышления.

Св. Макарий Великий

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сразу же хочется предупредить читателя, что он не столкнется в этой работе с описанием "благородных" страстей или "жутких" поступков, совершенных под влиянием той или иной страсти.

Речь пойдет о том, что незаметно наполняет нашу жизнь и определят ее течение: о грехах и добродетелях, об их влиянии на жизнь и здоровье человека.

На первый взгляд может показаться странным во время всеобщих бедствий, когда жить трудно, а для некоторых и непосильно, когда не хватает ни времени, ни сил на обеспечение житейских потребностей, разбираться в том, какие бывают грехи и к чему они ведут. Что от этого может измениться или улучшиться? На первый взгляд, только сам человек.

Но Бог непостижимым образом устраивает внешнюю жизнь человека в полном соответствии с его внутренним устройством. Узнав о грехе, человек может рассудить: что делает его жизнь хуже, а что содействует ее улучшению; в чем причина бед и скорбей личных, семейных, общественных. Человек сможет целеустремленно, последовательно, с терпением (не путать с терпимостью!) противостоять злу. А всякий, отстаивающий правду, имеет своим помощником Бога, и "если Бог за нас - кто против нас?" Но, если бы изменились люди - изменились бы и внешние условия их жизни. Если бы...

Всякое зло измеряется не само по себе, а величиной добра, которое злом отвергается. Отпадение России от организующего личную и общественную жизнь Православия можно определить не иначе, как "беспределом". Беспредельно далеко не исчерпавшее все свои возможности и продолжающее нарастать зло, проявления которого каждый может видеть вокруг себя и, видя, убедиться в деструктивном воздействии греха не только на отдельного человека, но и на все общество в целом. Улучшений ждать, к сожалению, не приходится, потому что правят нашей страной или еще только рвутся к власти люди, не приемлющие Православия. А Православие и Россия связаны настолько неразрывно, что враждебно относящийся к Православию не может не относиться враждебно и к России, и к русским, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Иначе и быть не может хотя бы потому, что не бывает атеизма спокойного, мирного, просто отрицающего бытие Божие. Атеизм стремится не оставить места Богу не только в сознании людей, но и где бы то ни было во всей Вселенной. Это - война с Богом, поэтому атеизм по природе своей воинственен и правильнее было бы называть его антитеизмом. Атеизм не может обойтись без активного разрушения, искоренения или извращения всего того, что связано с верой в Бога или сформировано под влиянием этой веры, будь то государственный строй, производственно-хозяйственные отношения, построение повседневного быта или индивидуальная нравственность. Именно поэтому те, кто находятся у власти, безудержно и безнаказанно разрушают все в бывшей православной стране, не уставая обещать все то, что, с их точки зрения, может быть привлекательным или соблазнительным для людей. И люди не замечают, что обещаемое атеистами по своей сути те же соблазны, которыми искушал Спасителя в пустыне сатана.

Надеюсь, что прочтение этой книги хоть в малой мере будет способствовать пониманию обстановки в нашей стране, ибо все, происходящее в России и с Россией, несмотря на кажущуюся хаотичность, имеет чисто религиозные причины, преследует чисто религиозные цели и, следовательно, может быть понято и оценено только с религиозной точки зрения.

Написана настоящая работа с позиций православной нравственности и адресована самому широкому кругу читателей, которые хотят лучше разобраться в себе и в окружающих, в характере подчиненных и руководителей, учащихся и преподавателей; всем, кто испытывает потребность понять причины того или иного поведения людей. Не требуя специального образования и будучи практически общедоступной по своему содержанию, книга эта будет понятнее православным людям любой национальности, а также русским, в которых православное отношение к себе и окружающему вольно или невольно сформировано их еще не до конца разрушенным бытом и которым не чужда православная нравственность.

Обращаю на это внимание потому, что универсальной нравственности не существует, ибо именно нравственность единит людей или отчуждает их друг от друга. Тем, кто причисляет нравственность к "общечеловеческим ценностям", хочется напомнить, что для японца совершить в определенных обстоятельствах самоубийство - дело чести, а для православного - всегда погубление души; что для иудея отдать деньги в рост под огромные проценты - причина для радости, а для русского - причина для исповеди и раскаяния для получения прощения в этом тяжком грехе; у индейцев (да и у белых американцев) о воинской доблести свидетельствовали скальпы, снимаемые даже с живых людей, а у русских в тот же исторический период и о той же доблести свидетельствовали прощение побежденных и забота о раненых и пленных.

Таким образом, есть все основания считать, что "общечеловеческое" ограничивается анатомией и физиологией, а во всем остальном тот, кто не исповедует христианство, не обладает христианским духом - непременно является носителем духа антихристианского. Это можно сказать и об иноверцах и, тем более, об атеистах и экуменистах, которые являются прямыми предтечами Антихриста, ибо уже делают то, что, в свое время, сделает и он сам: отвергают всех богов.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что обращаться за помощью к атеистам или иноверцам православные должны с осторожностью, учитывая чуждость их духа духу христианскому.

Раньше Церковь ограждала православных от возможной опасности такого обращения своими соборными правилами, запрещая обращаться к гадателям, волхвам, чародеям, звездочетам и врачам-иудеям. Но сейчас правила забываются и пренебрегаются. Увеличивается опасность вторжения в душу и воздействия на нее того, что чуждо и губительно для всякой души, особенно для души христианина.

Поэтому хочется напомнить, что, даже если при лечении телесных болезней врач дает рекомендации, касающихся психики человека, желателен совет священника, а при разрешении душевных и духовных вопросов такой совет просто необходим.


Н.Д.Гурьев

СТРАСТИ И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ В БОЛЕЗНЯХ

(соматических и нервно-психических)

О ПУТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ

Во всем мире люди болеют, страдают и умирают. Во всем мире все ищут выздоровления, в том числе православные люди. И во всем мире люди не очень хотят, мягко выражаясь, признать, что причина их заболеваний в них самих, в их греховных расположениях, хотя об этом ясно и многократно говорится в Священном Писании. Мне могут возразить, что болезни свойственны и святым и ведут к стяжанию венцов, что иногда они попускаются по особому промышлению Божию, с учетом жизненного пути человека, на котором болезни помешают ему реализовать свои греховные наклонности или послужат обнаружению Божьего всемогущества и милости, а также искуплению прегрешений и облегчению загробной участи, ибо дважды за одно не наказывают. Эти возражения, как правило, имеют целью не поиски истины, а обнаружение эрудиции возражающих.

Для чего посылаются болезни тому или иному человеку? Очевидно, что если человек переносит их с радостью - то для награды; если задумывается - то для вразумления, а если тяготится - то для наказания. Особенные случаи промыслительного заболевания я не рассматриваю, ибо святые отцы считают, что особенное, необычное не может быть общим правилом.

Но грех как причина болезни сказанным не исключается, поскольку награждать можно за противостояние греху, а вразумлять или наказывать - за услаждение тем же грехом. Возникает болезнь не по воле Бога, решившего наказать человека за его прегрешения, а как результат расположений самого человека, определяемых его же свободой и волей.

Отец всегда может наказать малолетнего ребенка за игры с огнем или предотвратить такие игры. Но может, если ребенок не слушает уверений, убедить его, что огонь опасен, дав ему возможность слегка обжечься. Приблизительно так же, как огонь и боль, соотносятся грех и болезнь. Приятна ли физическая боль? Нет, разумеется, но хорошо, что человек ее испытывает, поскольку боль предупреждает о повреждающем физическом воздействии на тело, об опасности физической. Точно так же страх - это ощущение в первую очередь опасности душевной и, чаще всего, еще только возникающей.

Болезнь также говорит о воздействии какого-либо повреждающего фактора, но, поскольку тело инертно и обладает колоссальным запасом прочности, о воздействии не кратковременном, а длительном.

Различные болезни вызываются разными грехами. И если человек ищет избавления от страданий, то ему необходимо знать, какой конкретный грех явился их причиной. Грех этот успешнее можно отыскать, если известны природа и устроение человека. Тогда станет понятно, что же в нем самом является причиной болезни и что во внешнем мире может способствовать заболеванию.

Человек состоит из души и тела. Говоря о создании человека и об его исходе из земной жизни, Св. Писание ничего не говорит нам о духе как о третьем обособленном компоненте человеческой природы, поэтому пока рассмотрение вопроса о духе целесообразнее отложить.

Душа человека создана по образу и подобию Божию и для своей деятельности располагает желательной, мыслительной и раздражительной силами, а также душевными чувствами, или ощущениями, - эмоциями. Располагает душа и "душевными органами", к которым относятся ум, память, воображение, сознание, произволение и некоторые другие. Главенствующее положение в душе занимает ум. Св. Макарий Великий говорит, что как органов телесных много, но они не враждуют между собой, а составляют одно тело, так много органов и у души, и они не противоречат друг другу, а согласно взаимодействуют. Нарушение этого взаимодействия и установленной Богом соподчиненности ведет к нарушению душевной деятельности. Например, подчинение всей души не уму, а желанию ведет к таким же пагубным результатам, как и подчинение всего тела желудку или подчинение всего государства рабочим.

Сведения об окружающем мире человек получает с помощью интеллекта, эмоций и телесных органов чувств. Телесными чувствами воспринимается только то, что оказывает на них непосредственное воздействие, поэтому само по себе тело может стремиться только к тому, что воспринимается его органами чувств, а не к предметам умопостигаемым.

Интеллект может давать информацию о явлениях и предметах, поэтапно, постепенно постигаемых рассудком.

Эмоционально человек может мгновенно оценить значение для себя того, на что направлено его внимание, к какому бы миру - духовному или физическому - ни относилось оцениваемое и как бы мало или велико оно ни было. Видимо, поэтому святые отцы и советовали для оценки являющихся человеку духов обращать внимание на то, какие эмоции они вызывают: страх, смущение, взбудораженность или радость, ясность, спокойствие.

Но вся и всякая информация подлежит рассмотрению и оценке ума, который руководит деятельностью человека и направляет ее. Так и говорится: "Человек пришел к умозаключению..."

Что касается телесных органов чувств, то они служат телу, сообщая ему, можно ли принять (приять), приемлемо (приятно) ли что-либо в физическом мире или оно может быть вредоносным (неприятным). Выходит так, что чувства телесные суть только слуги тела, а назначение тела - служить душе. Потому и говорят, что человек унижает себя, становясь слугой собственных слуг, когда душа служит телу, изыскивая приятное для него. При этом не имеет значения, услаждению какого телесного чувства служит душа: зрения, слуха или вкуса. Во всяком случае унижается роль души, унижается душа. И во всяком случае человек стремится, душой своей служа телу, творить волю удов (членов тела) или просто предоставлять удам волю, испытывая при этом удовольствие или удовлетворение.

Но назначение человека в том, чтобы, служа Богу, не утратить вечную жизнь души, а не в том, чтобы, служа преходящей материи, уготовить себе вечную смерть. Что же, о телесных потребностях не нужно заботиться? Нужно, но, по словам ап. Павла, нельзя законную заботу о плоти превращать в похоти.

Сказано, что грехом смерть вошла в мир. Но грех был бы невозможен без греховности. А греховность - это унаследованное нами от праотцев и ставшее привычным обращение внимания и желания от мира духовного к миру чувственному; от Творца - к творению; от Бога, Источника Жизни - к тому, что преходяще, разрушаемо, смертно, а будучи смертным, является и смертоносным. Святые отцы говорят, что душа человека приобретает качества того, на что обращено ее внимание и желание. Поэтому, если душа занята материей, которая ограничена во времени и пространстве, то и сама она становится ограниченной.

Душа всегда ищет возможность воплотить то, что в ней напечатлелось зрением, слухом или иными чувствами в ее повседневной деятельности, во внешнем мире или в теле, которое, по мнению святых отцов, также является внешним по отношению к душе.

Таковы, в самых общих чертах, естественное устроение и назначение человека. Но любое отклонение от естественного необходимо оказывается противоестественным и не может не повреждать естество человека, вызывая болезнь. Таким отклонением можно считать любое нарушение взаимодействия, соподчиненности и ориентации душевных сил человека. Именно душевных, потому что даже тогда, когда душа служит телу, в нем необходимо воплощается ее состояние.

Душевное состояние воплощается не только в телесных, физических процессах, но и в любых высказываниях или поступках человека. Для утверждения, что поведение обусловлено внешними обстоятельствами, нет ни малейшего основания: ведь каждому известно, что в одной и той же ситуации действия разных людей могут быть совершенно различны. В то же время именно на внешнее реагирует человек, совершая те или иные поступки, но реакция эта определяется не внешними событиями или обстоятельствами, а внутренним отношением к ним человека.

Отношение это зависит от характера, настроения и установок человека. Характер - это совокупность более или менее постоянных и выраженных нравственных качеств. Поэтому, спрашивая, что собой представляет тот или иной человек, в ответ чаще всего слышишь перечисление именно нравственных качеств: он добрый, честный, вспыльчивый, но отходчивый; немного ленив, но, начав дело, работает добросовестно и так далее.

Настроение - это всего лишь временный настрой на какое-либо определенное нравственное качество. Происходит он приблизительно так же, как настройка музыкального инструмента или радиоприемника на определенную длину волны. Человек, подобно камертону, отзывается, проявляет эмоциональную заинтересованность в том нравственном качестве, на которое настроен, и изыскивает причины как для удержания этого качества в своей душе, так и для его воплощения во внешнем мире. Настраиваются же обычно на то качество, которое по каким-либо причинам приятно человеку, по нраву ему. А установка - это решение следовать той или иной линии поведения, обусловленное опять-таки нравственными качествами.

Вот и получается, что, может быть и сам того не замечая или не сознавая, человек каждым своим поступком совершает служение тому или иному нравственному качеству. Человек может быть нравственным или безнравственным (добронравным или злонравным), но не может быть вненравственным. Поэтому любые действия и высказывания человека можно оценивать с самых разных точек зрения: насколько они приятны, полезны или удобны; свидетельствуют ли они о находчивости и уме; обнаруживают ли широту взглядов или высокую профессиональную подготовку. Но единственная оценка, которая должна быть дана рассматриваемым поступкам или высказываниям, независимо и помимо всего прочего, это их нравственная оценка, позволяющая сразу и без сомнений определить, чему они служат и к чему, в конечном счете, приведут.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon Т. В. Хромина методы регуляции неблагоприятных психических состояний...
Доктор психологических наук, профессор Дальневосточной государственной академии физической культуры В. А. Нестеров
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon 1. «Слово о полку Игореве» выдающийся памятник древнерусской литературы....
«Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в «Слове» идеи единства Русской земли
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon Протоиерей Валентин Мордасов об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них об искушениях
Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2, 1)
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon Аправления экспериментального исследования мотивации и эмоций
Создатель дифференциальной теории эмоций, предполагающей рассмотрение эмоции в трех аспектах: феноменологическом, нейрофизиологическом...
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях от
Е. Т. Соколова, 1976, 1980, 1989; Б. С. Братусь, 1988; В. М. Блейхер, 1978; и др Казалось бы, можно считать, что в качестве университетской...
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе
«Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя...
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе
«Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя...
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon Список литературы бунеев А. Н. // Судебная психиатрия. М., 1950
Гиндикич В. Я. II ранняя диагностика психических заболеваний. Киев, 1989, с. 65—77
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6
Л. Д. Логвиненко (Моск ун-т), д-р психол наук И. П волков (Ленингр ин-т физиче­ской культуры)
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях icon Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»
...
Литература


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции