Курс: История отечественного государства и права Тема 13




Скачать 265.59 Kb.
НазваниеКурс: История отечественного государства и права Тема 13
страница1/3
Дата публикации28.09.2014
Размер265.59 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3
Московский экономико-правовой институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин


Курс:

История отечественного государства и права

Тема 13. Советское государство и право

в период Великой Отечественной

войны (1941 - 1945 гг.)

Л 34: Преобразования государства и

права на военный лад


План лекции:


  1. Перестройка государственного механизма на военный лад.


2. Правовые отношения в военные годы.
3. Изменение формы государственного единства в годы войны.

Москва 2010

1. Перестройка государственного механизма

на военный лад.

При рассмотрении этого вопроса необходимо прежде всего отметить, что за рассматриваемый период трижды приходилось перестраивать работу государственного механизма в соответствии с конкретно-исторической обстановкой: в период Великой Отечественной войны, в период восстановления народного хозяйства и, наконец, мирного послевоенного строительства.

22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники без объявления войны вторглись на территорию нашей страны, растоптав тем самым все договоры, заключенные с Советским Союзом в 1939 г. Трудности и поражения начального периода войны не сломили патриотический дух советского народа, его верность Отечеству. Развернулась борьба за перестройку всей жизни нашей страны на военный лад, за укрепление советских Вооруженных Сил под лозунгом “Все для фронта! Все для победы!”.

Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ “О военном положении”, а 29 июня ЦК ВКП/б/ и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий по борьбе с фашистским агрессором. Изменения в государственном аппарате определялись главным образом военными обстоятельствами. В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании советского государства. Поэтому создавались чрезвычайные органы или обычным органам придавались чрезвычайные полномочия.

Кроме того, продолжали действовать и обычные органы: Верховный Совет СССР, СНК СССР, Президиум Верховного Совета СССР, обще- союзные органы управления, республиканские и местные органы власти и управления. Однако и их коснулись изменения. Так, при СНК СССР был создан Совет по эвакуации, на плечи которого легла гигантская работа по перебазированию промышленности из западных районов страны в восточные и т.д. Кроме того, были созданы новые органы, необходимость которых также вызывалась войной: Комитет по учету и распределению рабочей силы. Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др. Были расширены права СНК союзных и автономных республик, местных органов управления.

Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, ве­роломно напавшему на нашу Родину, 31 июня 1941 г. Президиум Вер­ховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость создания Государ­ственного Комитета Обороны, сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и во­енные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и рас­поряжения ГКО. Состав ГКО был узким, вначале в него входило пять человек, затем он был расширен до 9 человек. Возглавил его И. В. Ста­лин. ГКО занимался всеми проблемами, связанными с решением основ­ной задачи - разгрома захватчиков. ГКО иногда решал и локальные за­дачи. Так, он руководил обороной Москвы и Ленинграда. Он не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). Для подготовки проектов постановлений, решения кон­кретных вопросов, изучения и решения сложных вопросов ГКО созда­вал комитеты, советы, комиссии. Существовал институт уполномочен­ных ГКО, обычно уполномоченные назначались ГКО для решения опре­деленных вопросов.

В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обко­мов или горкомов партий. В них также входили председатели областно­го или городского исполкомов, представители военного командования, начальники управления НКВД и другие лица. Они были созданы в Се­вастополе, Сталинграде, Одессе, Туле, Ростове, Воронеже и в других городах. Всего их было создано более 72.

ГКО осуществлял интенсив­ную нормотворческую деятельность. Им было издано более 10 тыс. по­становлений. Так, 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР", по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Было уста­новлено, что обязательное военное обучение должно осуществляться вневойсковым порядком без отрыва лиц, привлеченных к прохождению военного обучения, от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхо­зах, учреждениях. Время занятий не должно было мешать нормальному ходу работы предприятий и учреждений. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. Для это­го в составе Наркомата обороны было образовано управление всеобще­го военного обучения (Всеобуч), а в военных округах, областных, крае­вых, республиканских военкоматах - отделы Всеобуча. В райвоенкома­тах были 2-3 инструктора Всеобуча. В качестве инструкторов должны были привлекаться командиры запаса и наиболее подготовленные рядо­вые старших возрастов, не призванные в армию. В местностях, объявленных на военном положении, все полномочен государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советами фронтов, армий, военных округов, а где их не было - высшему командованию войсковых соединений. Они наделялись широкими чрезвычайными полномочиями: привлечение граждан к трудовой повинности для оборонных работ, охрана важнейших народнохозяйственных объектов и участие в борьбе с различными стихийными бедствиями, установление военно-квартирной обязанности для расквартирования воинских частей и учреждений, объявление трудовой и автогужевой повинности для военных надобностей, изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и отдельных граждан, регулирование времени работы предприятий и учреждений, обеспечение порядка уличного движения, организация всякого рода массовых мероприятий, определение порядка местожительства и передвижения. По всем вышеперечисленным вопросам военные власти имели право издавать обязательные постановления, неисполнение которых влекло административную ответственность и даже уголовную. Военные власти имели право отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным, учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установле- нию и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, обществ венным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На нее были возложены собирание документальных данных, их проверка, подготовка материалов о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе, причиненном советским гражданам, колхозам и государству в результате оккупации советских территорий apмиями гитлеровской Германии и ее сообщников. Комиссии было предоставлено право поручать надлежащим органам производить расследования, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания В иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских oккупантов и их сообщников. Подобные комиссии были созданы в pecпубликах, краях, областях и городах, подвергшихся оккупации. Иногда они создавались в городах, которые не были оккупированы.

В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов, связанных с выполнением в условиях военного времени возложенных на народные комиссариаты СССР задач и в первую очередь выполнением планов производства и строительства, СНК СССР постановлением от 1 июля 1941 г. "О расширении прав народных ко­миссаров СССР в условиях военного времени" предоставил им право: распределять и перераспределять материальные ресурсы наркомата ме­жду отдельными предприятиями и строительствами, разрешать директо­рам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов дру­гим предприятиям необходимые материалы для выполнения производст­венных планов и заказов по договорам, перераспределять капиталовло­жения по сверхлимитным строительствам, разрешать пуск в эксплуата­цию строившихся предприятий и их отдельных частей с последующим уведомлением СНК СССР, производить затраты на восстановление раз­рушенных военными действиями предприятий и жилищ за счет капита­ловложений, внелимитных затрат, капитального ремонта, а при отсутст­вии их - в счет себестоимости продукции и т. д.

Изменения в государственном аппарате в этот период были связаны с расширением прав союзных республик. 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон "О создании войсковых формирований союз­ных республик и о преобразовании в связи с этим народного комисса­риата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат". В марте - октябре 1944 г. Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои Конституции. Такие воинские форми­рования были созданы и они сражались на фронтах в последние годы войны. В тот же день 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон "О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного ко­миссариата иностранных дел в союзно-республиканский народный ко­миссариат". В 1944 г. Верховные Советы союзных республик создали наркоматы иностранных дел и назначили наркомов. Закон установил, что союзные республики могли вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Бело­русская ССР и Украинская ССР участвовали в учреждении Организации Объединенных Наций, создании и подписании Устава ООН. 22 сентября 1944 г. между правительством Литовской ССР и Польским Комитетом национального освобождения было заключено соглашение об эвакуации литовского населения с территории Польши и польских граждан с тер­ритории Литовской ССР. Такие же соглашения были заключены с Польшей, Белорусской ССР и Украинской ССР. В июне 1943 г. были установлены ранги для дипломатических представителей СССР за гра­ницей.

Для решения архиважной задачи обеспечения вооруженных сил но­вейшими видами военной техники в сентябре 1941 г. был создан Народ­ный комиссариат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Народный комиссариат минометного вооружения.

Вооруженные силы. В этот период вооруженные силы являлись главным звеном государственного аппарата в решении основной задачей разгромить врага. Поэтому Советское государство уделяло им особое внимание. Были внесены серьезные изменения в управление вооружен- ными силами. Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКПб) и СНК СССР была создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР, вскоре переименованная в Ставку Верховного Командования, а затем в Ставку Верховного Главнокомандования. Она должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган С.М. Тимошенко, а затем с 10 июля 1941 г. Д И.В. Сталин. В него вошли члены Политбюро и руководители Народного комиссариата обороны. 19 июля 1941 г. И.В. Сталин был назначен Народным комиссаром обороны, а 8 августа 1941 г. - Главнокомандующим Вооруженными Силами. 10 августа 1941 г. Генеральный штаб Народного комиссариата обороны был переименован в Генеральный штаб вооруженных сил и подчинен только Верховному Главнокомандующему. Он являлся оперативным органом Ставки.

В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии, возглавляемое заместителем наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий, являвшийся председателем военного совета. В его coстав, как правило, входили также член военного совета и начальник штаба.

В июле 1941 г. по Указу Президиума Верховного Совета СССР в вооруженных силах вводился институт военных комиссаров. Однако военные комиссары не имели права контроля над командным составом, как это имело место в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции. 9 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был упразднен институт военных комиссаров, как выполнивший свою задачу, и в армии устанавливалось полное единоначалие.

По решению ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Коман- дования был создан Центральный штаб партизанского движения. Кроме того, были образованы штабы партизанского движения, руководивший партизанским движением Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии. В оккупированных областях РСФСР действовали областные штабы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 г. вво- дилось гвардейское звание и был учрежден особый нагрудный знак. B январе 1943 г. для личного состава Красной Армии вводились новые знаки различия - погоны. В июле 1943 г. было установлено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой состав, сержантский, офи­церский и генералов.

Были учреждены новые ордена: Победы, Славы, Отечественной вой­ны, Суворова, Кутузова, Нахимова, Александра Невского и др., а также новые медали. Президиум Верховного Совета СССР предоставил право военному командованию награждать отличившихся в боях орденами и медалями от имени Президиума.

Военные трибуналы. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных дейст­вий. Назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Пред­седатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели пра­во временно отстранять председателей, их заместителей и членов ниже­стоящих трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР. Рас­ширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о пре­ступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убий­ства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их про­возглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о пригово­рах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения опреде­ленного времени она не истребовала дело, приговор приводился в ис­полнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодо­рожном, речном и морском транспорте. Для работников транспорта вводилась военная дисциплина, они объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте до конца войны. Дела о престу­плениях на транспорте рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры устанавливались классные чины. Вводились соответствующие знаки разли- чия, форма. В начале воины было создано Советское информационное бюро.
2. Правовые отношения в военные годы.

Изменения в праве в годы войны были обусловлены прежде всего борьбой с фашистской Германией и решали проблемы, вызванные ею. Широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения, при которых создавался такой правовой режим, используя который государство решало прежде всего задачи обороны страны, обеспечения государственной безопасности и общественного порядка, а также решало другие задачи, необходимые для победы над врагом. Когда возникала угроза захвата той или иной территории противником, вводился еще более строгий правовой режим - осадное положение. Когда враг подошел к Москве и возникла угроза ее захвата, Государственный Комитет Обороны 19 октября 1941 г. принял поста­новление о введении с 20 октября 1941 г. в Москве и прилегающих к городу районах осадного положения в целях тылового обеспечения обо­роны Москвы и укрепления тыла войск, защищавших Москву, а также пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма. Согласно этому постановлению воспреща­лось всякое уличное движение как отдельных лиц, так и транспорта с 12 ч ночи до 5 ч утра, нарушители порядка должны были немедленно привлекаться к суду военного трибунала, провокаторы, шпионы и про­чие агенты врага, призывавшие к нарушению порядка, расстреливались на месте и т.д.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconРабочая программа учебной дисциплины история отечественного государства...
Гос впо по специальности 030501. 65 «Юриспруденция», утвержденный Министерством образования РФ 27 марта 2000 г

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconРабочая программа учебной дисциплины история отечественного государства...
Гос впо по специальности 030501. 65 «Юриспруденция», утвержденный Министерством образования РФ 27 марта 2000 г

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconУчебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconИсточники и литература
Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Часть 1/ сост. А. В. Скоробогатов Казань: Таглимат, 2006. 460 с

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconУчебная программа (Специальность 030501. 65 «Юриспруденция») Москва 2010
История отечественного государства и права: Учебная программа (Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»)/ Сост.: Чингузов О. М. –...

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconДоцент кафедры теории и истории права и государства Рф рап
Теория права и государства и актуальные проблемы борьбы с коррупцией (государство и его коррупция)

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconУчебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 История...
История государства и права зарубежных стран. Часть Учебник для вузов. Под ред проф. Крашенинниковой Н. А и проф. Жидкова О. А. М....

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconРабочая программа по курсу «история» 7 класс
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconУчебника по дисциплине «История политических и правовых учений»
Марченко Михаил Николаевич д-р юрид наук, проф., заведу­ющий кафедрой теории государства и права и политологии юриди­ческого факультета...

Курс: История отечественного государства и права Тема 13 iconТема урока Основное содержание
Художественное своеобразие повести «Бедная Лиза». «История Государства Российского»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции