Теоретические основы проблемы исследования




Скачать 414.56 Kb.
Название Теоретические основы проблемы исследования
страница 1/3
Дата публикации 28.09.2014
Размер 414.56 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Право > Реферат
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования……………………..6

  1. Современное состояние проблемы правонарушений среди подростков в России…………………………………………………………………………….6

  2. Причины правонарушений в подростковой среде…………………….12

  3. Портрет подростка-правонарушителя………………………………….28

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………34

ВВЕДЕНИЕ

Правонарушения и антиобщественное поведение несовершеннолетних относятся к разряду серьезных социальных проблем. По приведенным данным (А. А. Реан), к началу 2005 г. на учет КДН в России было поставлено 199 тыс. подростков, совершивших противоправные действия. Однако это лишь небольшая часть реального числа несовершеннолетних, замеченных в правонарушениях. Многие из совершивших антиобщественные проступки пока не выявлены и не взяты на учет, поэтому истинные показатели подростковой преступности выше учтенных примерно в 1,5-2 раза.

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития личности. Несмотря на относительную кратковременность, этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждого человека, так как именно в подростковом возрасте преимущественна) 'Происходит завершение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальной среды, ближайшего окружения и общества в целом.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, имеют социально-обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

Социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи с коллективистских духовных ценностей на корыстно-индивидуалистические. После распада СССР в Российской Федерации выросло целое поколение, которое с малых лет занималось лавочной торговлей, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях и т.п. Несовершеннолетние, воспитываясь в условиях, когда многие вопросы решались в отсутствие необходимого правового поля, привыкли не соблюдать предписания законов. Более того, у многих из них вошло в привычку постоянно всех обманывать и жить в страхе за собственную жизнь.

У многих несовершеннолетних появилась, если так можно сказать, «робингудовская» психология мести за несправедливость по отношению к ним, которая облегчает для них совершение преступления. Они внутренне не согласны с навязанным им клеймом «социального аутсайдерства».

Впрочем, утверждать, что проблемы, связанные с преступностью несовершеннолетних, появились только за последние два десятилетия, тоже было бы неправильно. Латание общественных дыр с помощью молодежи, постоянное потребительское отношение к ней привело к разрастанию форм дезадаптивного поведения. Неудивительно, что несовершеннолетние не верят сколько-нибудь серьезно официальной пропаганде.

Таким образом, социологические исследования последних лет свидетельствуют о неуклонном увеличении темпов роста преступности, в том числе ее рецидивов среди несовершеннолетних и молодежи.

В этой связи научный интерес вызывает изучение особенности личностного развития лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, с позиции основных уровней функционирования их психики: личностно-смыслового, ответственного за производство и реализацию ценностно-смысловых установок; индивидуально-исполнительского, отражающего индивидуальные характерологические особенности и психологическую защиту личности, с которыми связан поиск адекватных способов реализации ценностно-смысловых установок; психофизиологического, выражающегося в психических состояниях субъекта и особенностях его психической реактивности (по B.C. Братусю ). Именно поэтому выбранная нами тема исследования является актуальной.

Цель исследования: на основе анализов источников документации составить социально-психологический портрет подростка правонарушителя.

Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что существуют различия в проявлении социально-психологических черт у подростков-правонарушителей в отличие от их сверстников без правонарушений.

Объект исследования: личность подростка-правонарушителя.

Предмет исследования: социально-психологический портрет подростка-правонарушителя.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

  2. Изучение индивидуально-психологических карт подростков - правонарушителей.

  3. Контент анализ имеющихся данных;

  4. Выводы об отличительных чертах в социально-психологическом портрете подростка-правонарушителя;

  5. Разработка рекомендаций по снижению правонарушений среди подростков.

Методы исследования:

  1. Анализ документальных источников;

  2. Контент - анализ.

  3. Качественный и количественный анализ результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые составлен социально-психологический портрет подростка-правонарушителя в результате анализа документальных источников и контент-анализа.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, заключения и приложений.

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования

1.1.Современное состояние проблемы правонарушений среди подростков в России

Рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации вызывает тревогу всего общества. Характер криминологической ситуации с предопределенным уровнем подростковой преступности на фоне общего социально-экономического положения в стране, в рамках которого перед правоохранительными органами возникают непосредственные задачи по преодолению их противоправному поведению. Важно также отметить, что характер преступной активности несовершеннолетних составляют основ для воспроизводства преступности в целом [1, с. 11].

Безусловно, профилактическая работа среди подростков, как специализированными субъектами, так и субъектами общей, дает положительные результаты. Но как быть с детьми, еще не достигшими возраста уголовной ответственности, но уже совершившими данное деяние? Как правило, такие подростки имеют довольно низкий не только правовой, но и нравственной культуры. Их правосознание поддается воздействию более авторитетных сверстников, взрослых, мнению большинства. Зачастую несовершеннолетние в своих действиях руководствуются не нормой закона, а мотивом. На преступный путь может толкнуть желание доказать свой авторитет и не показаться трусом: друзей. Подростки не соотносят свои действия с требованиями конкретной ситуации, иногда этому мешает повышенная эмоциональная сфера в силу возраста, иногда — элементарное незнание уголовного законодательства, а иногда и открытое пренебрежение нормами морали и права[10, с. 24].

Ключевую роль в формирование и в развитии личности, безусловно, играет воспитание. Говоря о воспитании в широком смысле, мы имеем в виду не только деятельность образовательных учреждений, но и семейное воспитание, воспитание общества в целом. Только тогда это будет комплексный и систематический процесс. Если речь идет о воспитанниках специализированных школ закрытого типа, то воспитание правосознания выходит на первый тип. В данном случае воспитание необходимо рассматривать как средство, а сознание — как цель. Эту задачу реализует правовое воспитание. Обратимся к определениям правового воспитания.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру [5, с. 311].

По мнению В. К. Бабаева, «правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения» [4, с. 46].

А. А. Кваша справедливо определяет правовое воспитание через его составные элементы: «Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении новых нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность соблюдать закон» [23, с. 57].

Правовое воспитание можно определить как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой национальной культуры [22, с. 44].

Очевидно, что разнообразие определений понятия правового воспитания отражает видение каждого автора, однако объединены они общим пониманием необходимости формирования правового сознания. Е. А. Певцова подчеркивает, что целью правового воспитания является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитие правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [39, с. 51].

Юридический словарь определяет правосознание как специфическую
форму общественного сознания — совокупность взглядов, выражающих от-
ношение людей к праву, их правовые требования, правовые идеалы
[11, с. 215].

В. В. Сорокин дает следующее определение: правовое со-
знание — это относительно самостоятельное явление, которое представляет
собой духовную основу правовой системы [52, с. 49].

Согласно Письму Министерства образования РФ от 19 сентября 2003 г. «для несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа организуется обучение в рамках общеобразовательных программ (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), а также занятия производительным трудом в соответствии с возрастом и состоянием здоровья несовершеннолетних» [40, с. 47]. Обучение в таких учреждениях проходит по типовому учебному плану.

Воспитание правосознания подростков — одна из актуальных проблем современного российского общества. Хотя сегодня можно говорить об определённой положительной динамике в правовом развитии детей, однако это направление в образовании пока не приобрело системного характера. Преимущественной формой его осуществления остаётся просветительская работа: периодически выходят статьи и брошюры, появляются отдельные теле- и радиопередачи. Но образовательные учреждения пока явно недостаточно участвуют в этой работе.

Между тем для значительной части населения страны характерен правовой нигилизм — незнание законов, неуважение к ним и нежелание их исполнять. Причины неуважения к закону кроются в том числе в неосведомлённости о своих правах и отсутствии знаний о практических способах их защиты. Формирование правосознания особенно важно для подростков, так как установки, сложившиеся в период гражданского становления, во многом определяют сознание и поведение во взрослой жизни [41, с. 20].

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития личности. Несмотря на относительную кратковременность, этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждого человека, так как именно в подростковом возрасте преимущественна). Происходит завершение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальной среды, ближайшего окружения и общества в целом.

Подростковый возраст является важным этапом развития самосознания и чувства собственного достоинства. У подростков пробуждается интерес к себе, они начинают познавать себя, собственные особенности, размышляют о себе. Самосознание (Я-концепция) представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируются эмоциональное отношение к себе и самооценка [47, с. 44]. При этом самооценка формируется в деятельности и служит регулятором активности личности.

Психологи отмечают, что на формирование самооценки влияют две тенденции: повышение важности оценок окружающих и увеличение ориентации на собственные, внутренние критерии. В разных ситуациях преобладает то одна, то другая тенденция. Однако критерии подростков еще несамостоятельны и подвержены внешним влияниям. Например, когда родители и учителя объясняют успехи подростка его способностями, а неудачи недостатком усилий, т. е. создают условия для того, чтобы он прилагал больше усилий, уровень его интеллектуального развития может существенно возрасти. Этот тип отношений наиболее благоприятен для позитивного формирования у подростка самооценки [51, с. 25].

В тех же случаях, когда родители и учителя постоянно указывают на неудачи, ошибки и недостатки подростка, а успех считают случайным, у него формируется низкая самооценка, препятствующая нормальному психическому развитию. В формировании самооценки позитивную роль играют сочетание общего положительного отношения взрослого к подростку, демонстрация веры в его способности и объективной оценки его поступков на основе четких и понятных критериев.

Неадекватное, оскорбительное поведение взрослых или сверстников способно привести к стрессу или депрессии. В то же время повышенная чувствительность подростков может вызывать конфликтные реакции и психические нарушения невротического характера. Иногда у подростков отмечается снижение самооценки и чувства собственной значимости.

Специалисты отмечают, что у подростков медленно развивается та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение считаться с интересами других. Подростки отличаются обостренным чувством справедливости, но только по отношению к себе [65 .с. 44]. Они эгоцентричстепени, как на остальных людей. Так, подросток считает, что он должен иметь свободный доступ к компьютеру, ноутбуку, автомобилю, принадлежащим родителям. Но если мать или отец без предупреждения зашли в его комнату, это воспринимается как вмешательство в его личную жизнь. Специалисты выделяют три типа независимости, к которым стремятся подростки.

Первый тип — эмоциональная независимость — разборчивость в установлении близких отношений. Подростки начинают задумываться над потребностями и желаниями других людей и оценивать свои личные приоритеты. Например: «Стоит ли мне пойти погулять со своим юношей (девушкой), вместо того чтобы пойти в кино с подругой (другом)?».

Подростки уверены, что их проблемы, идеи и переживания должны быть интересны всем. Подростковый эгоцентризм может проявляться в болезненном внимании к собственной персоне [35, с. 49].

Подростки часто апеллируют к воображаемому зрителю. Абстрактное мышление позволяет им задумываться над тем, о чем будто бы думают окружающие. Если все наблюдают за тобой и думают исключительно о тебе (благодаря воображаемым зрителям), то тогда ты должен представлять собой что-то особенное, уникальное. Более того, подростки подразумевают, что на них не распространяются законы природы. Например, они могут считать, что никогда не состарятся [24, с. 19]

Для подросткового возраста характерна практика двойного стандарта, когда действующие правила распространяются на подростков не в такой

Второй тип — поведенческая независимость — стремление принимать независимые решения и выполнять их. Подростки часто обращаются к сверстникам за информацией по поводу своих друзей и житейских проблем. Например: «Я курю и пью пиво, потому что все мои друзья так делают». От учителей и других взрослых подростки хотят получать объективную информацию. К родителям они обращаются за оценкой и советом по поводу своих будущих планов[20, с. 12].

Третий тип — оценочная независимость — развитие понятий о том, что хорошо и что плохо. Подростки часто бросают вызов семейным и общественным ценностям. Например: «Мама не разрешает мне употреблять спиртное, но в гостях она иногда выпивает вина, а потом ведет автомобиль. Почему ей можно, а мне нельзя Кульминация подросткового кризиса независимости часто приходится на возраст 13 лет, когда в поведении наиболее выражены такие проявления, как строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание авторитета взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Поэтому мать его эмоционально, интуитивно (а не рассудочно), сочувствовать [12, с. 36]. Эмоциональная регуляция — это умение управлять своими эмоциями и чувствами социально приемлемыми способами. Подростки должны, с одной стороны, научиться устанавливать отношения и контролировать эмоции при оценке рискованного поведения следует учитывать изменения когнитивных потребностей подростков: от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснению причин; от многочисленных поверхностных увлечений к нескольким постоянным интересам; претензии на общение с взрослыми на равных; стремление к лидерству; неосмотрительность, деструктивность поведения [1 ,с. 18].
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретические основы проблемы исследования icon Этнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков
Е раскрываются теоретические, методологические, и эмпирические аспекты проблемы исследования интеллекта в зарубежной и отечественной...
Теоретические основы проблемы исследования icon Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные...
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...
Теоретические основы проблемы исследования icon §1 Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений...
I теоретические основы изучения психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений
Теоретические основы проблемы исследования icon Программа по дисциплине дс. Ф 14
Предмет, задачи, методы, теоретические основы общей и специальной дошкольной педагогики. Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников...
Теоретические основы проблемы исследования icon Литература
I. Историко- теоретические и практические основы использования народной педагогики в системе образования
Теоретические основы проблемы исследования icon Определения и сокращения 2 введение 3 1 аналитический обзор литературы 5
Математические модели, положенные в основу разрабатываемого проекта, и теоретические исследования 17
Теоретические основы проблемы исследования icon Исследования
20-40 станиц, должна называться в соответствии с ее содержанием, например: «Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности...
Теоретические основы проблемы исследования icon Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы
Выводы по 3 разделу
Теоретические основы проблемы исследования icon Введение теоретические основы оценки банковских кредитных рисков
Анализ иструментов dataminingдляпостроения скоринговых моделейоценки кредитоспособности заемщика
Теоретические основы проблемы исследования icon Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций
Социально- экономическая эффективность результатов исследования молодых ученых в области образования. Материалы всерос науч практ...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции