Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс)




Скачать 120.64 Kb.
Название Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс)
Дата публикации 28.09.2014
Размер 120.64 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
Разработка и апробация дидактических материалов для занятий с одаренными детьми
Предметная область «Обществознание»

Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс).

Автор-разработчик: учитель истории, к.и.н. Ярома О.В.
1. Ниже приведены две точки зрения на происхождение Древнерусского государства:

1) Государственность была принесена на Русь извне, варягами (норманнами).

2) Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов, необходимости защищать свои земли от внешних врагов.

Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Ответ аргументируйте.

2. Сравните биографии и политическую деятельность князя Игоря и его сына Святослава. Найдите черты сходства и различия.

3. В чём недостатки и достоинства политических моделей, существовавших на Руси в период раздробленности?

4. Могли ли русские ремесленники, горожане ограничивать и контролировать власть князя? Ответ обоснуйте.

5. Почему князь Владимир начал войну с государством, от которого собирался принять новую веру?

6. Как повлияли на складывание российской цивилизации различные религии (кроме православного христианства)?

7. Какую культурную традицию Русь не стала заимствовать от Византии? Ответ обоснуйте.

8. Существуют две точки зрения на последствия монгольского нашествия на Русь в XIII в. и зависимость Руси от Золотой Орды:

1) Монгольское нашествие и иго Золотой Орды привели к крайне негативным последствиям для Руси. Был нанесён огромный ущерб экономическому, политическому, культурному развитию Руси. Она стала отставать от стран Европы. (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский и др.)

2) Нашествие Батыя трактуется как рядовой набег кочевников, а между русскими князьями и ханами установились союзнические отношения, а не отношения господства-подчинения. (Л.Н. Гумилёв.)

Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Ответ аргументируйте.

9. Почему монголы не пошли на Западную Европу?

10. В чём заключался цивилизационный выбор Александра Невского? Почему он был именно таким?

11. Как монгольское завоевание повлияло на складывание российской цивилизации? В качестве параметров возьмите военный, политический, культурные факторы.

12. Оцените объединительную политику московских князей с позиций политической целесообразности и нравственности. Возможна ли однозначная оценка? Ответ обоснуйте.

13. Сравните политику московских и тверских князей по отношению к Золотой Орде в первой половине XIV в. Укажите общие черты и различия данной политики.

14. Существуют две точки зрения по поводу деятельности Дмитрия Донского. Наиболее традиционная гласит, что деятельность Дмитрия заслуживает самой высокой положительной оценки. Другая утверждает, что итоги деятельности князя были плачевны. Какую точку зрения вы разделяете? Подтвердите аргументами оба взгляда.

15. Известны слова В.О. Ключевского о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты. Как вы понимаете эти слова?

16. Русский философ Н.А. Бердяев писал: «Московский период был самым плохим периодом русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу…» Что позволило так утверждать философу? Согласны ли вы с его оценкой московского периода в истории России.

17. Какую роль в формировании социальной структуры сыграли Судебники1497 и 1550 гг.? Какие изменения в обществе они закрепили?

18. Назовите социальные группы, заинтересованные и незаинтересованные в усилении самодержавной власти. Ответ обоснуйте.

19. Влияло ли присоединение новых земель к московскому государству на формирование его социальной структуры? Ответ обоснуйте.

20. Прочтите отрывок из исторического сочинения. Укажите название документа, авторство, дату принятия. Какие последствия имело принятие документа? В чём его значение?

«Мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жён и у детей не отъимати, будет которые с ними и в мыслях не были, также и у гостей, и у торговых, и у чёрных людей, хотя которой по суду и по сыску дойдёти до смертныя вины и после их у жён и у детей не отъимати, будут они с ими в той же вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати».

21. Прочтите отрывок из письма немецкого наёмника К. Буссова. Правомерно ли утверждение, что Смута закончилась с избранием Михаила Романова на русский престол. Обоснуйте ответ.

«Если новый царь удержит свою державу, значит, ему очень везёт… Есть более знатные вельможи, которые…держат сторону короля и принца Владислава».

22. По мнению ряда историков, с убийством Лжедмитрия I Россия упустила уникальный шанс провести модернизацию и стать европейской державой уже в XVII веке. Известна ли вам другая точка зрения по этому вопросу? Какую точку зрения вы считаете наиболее убедительной? Ответ обоснуйте.

23. Прочитайте отрывок из работы историка и публициста И. Солоневича. Является ли высказанная им точка зрения общепризнанной? Можете ли вы опровергнуть какие либо аргументы автора?

«Не прошло и трёх-четырёх десятков лет [после смуты], и московское крестьянство подымается до такого материального уровня, какого оно не имело никогда – или во всяком случае никогда в послепетровскую эпоху. Присоединяется Малороссия…Обескровленная Польша делает свой окончательный шаг в пропасть…Растёт и крепнет военная сила Москвы. При Алексее Михайловиче не только строились оружейные и пушечные заводы, но стало фабриковаться даже нарезное огнестрельное оружие… В Москве появился первый театр, первая аптека, первая газета, на Дону был построен первый русский корабль – «Орёл», у которого петровский ботик безо всякого зазрения совести украл звание «дедушки русского флота»…Москва первых Романовых росла поразительными темпами».

24. В чём заключается трактовка церковного раскола как кризиса средневековой системы ценностей?

25. Важнейшими вехами в трансформации этого сословия являлись 1714, 1719, 1762, 1766, 1775, 1785 гг. О каком сословии идёт речь?

26. Докажите положение «Реформы Петра великого привели к расслоению общества».

27. Какую роль в дворянской культуре российской империи играли дуэли? Почему участие в дуэлях преследовалось государством?

28. Существует точка зрения, что эпоха дворцовых переворотов – «потерянное время для истории России. Какая другая оценка этого периода Вам известна? Какую оценку вы считаете более убедительной? Ответ аргументируйте.

29. Согласились бы вы с мнением, что ряд переворотов совершён был загнанными в угол людьми, и они были просто вынуждены пойти на переворот? Ответ обоснуйте.

30. Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубокие преобразования? Подумайте, что ещё могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьёзного сопротивления им?

«Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчёта, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так е6му казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нём наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу».

31. Почему русские крестьяне во время войны 1812 г. не переходили на сторону Наполеона, несмотря на его обещания отменить крепостное право? Ответ аргументируйте.

32. Программа какого общества декабристов, – Южного или Северного, – кажется вам наиболее реалистичной для России? Ответ обоснуйте.

33. При каких условиях декабристы могли одержать победу на Сенатской площади? Если вы считаете, что не могли ни при каких условиях, то объясните свою позицию.

34. Какая, по вашему мнению, реформа Александра II была наиболее последовательной и законченной? Почему?

35. Как с точки зрения нравственности можно оценить оправдание Веры Засулич? Как бы вы поступили на месте присяжных? Ответ обоснуйте.

36. Почему на Николая I, жёстко относившегося к революционерам, не было совершено ни одного покушения, а на царя реформатора Александра II революционеры буквально охотились? Ответ обоснуйте.

37. Определите, какими буквами на графике «Развитие революции с февраля по октябрь 1917» обозначены линии влияния Временного правительства, эсеро-меньшевистских Советов, большевиков, сторонников Л.Г. Корнилова. Определите, какие события революции обозначены цифрами.

Уровень влияния

3

2

1

Г

7

6

7

5

4

Февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь

В

А

Б

38. Могла ли Россия избежать участия в первой мировой войне? Ответ обоснуйте.

39. В феврале 1917 г. не нашлось ни одного полка, ни одного военного или политического деятеля, который бы встал на защиту Николая II. Народу, веками поклонявшемуся царю, не оказалось до него никакого дела. Почему так произошло? Почему сам Николай II не оказал сопротивления и не отстаивал монархию?

40. Соотнесите пункты плана и отрывки из документов. В соответствии с планом составьте устный рассказ о действиях большевиков по созданию Красной Армии.

1. Создание добровольной Красной армии.

2. Отмена принципа добровольности при комплектовании армии

3. Привлечение в армию военных специалистов под контролем военных комиссаров.

4. Централизация управления войсками.

5. Централизация системы обеспечения потребностей армии

А. «Центральный Исполнительный комитет считает, что переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян диктуется всем положением страны, как для борьбы за хлеб, так и для отражений обнаглевшей на почве голода контрреволюции, как внутренней, так и внешней». (Из декрета от 15 января 1918 г.).

Б. «Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая…послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе… Рабоче-Крестьянская Красная армия создаётся из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс. Доступ в её ряды открыт для всех граждан российской республики не моложе 18 лет». (Из декрета от 29 мая 1918 г.).

В. «Центральный Исполнительный комитет… постановляет: Советская республика превращается в военный лагерь. Во главе всех фронтов и всех военных учреждений Республики становится Революционный Военный Совет с одним главнокомандующим». (Из декрета от 2 сентября 1918 г.).

Г. «…Необходимо теснейшее объединение военного ведомства, чрезвычайной комиссии по производству снабжения, ведомств путей сообщения и продовольствия на общей работе во имя общих практических задач». (Из декрета от 30 ноября 1918 г.).

Д. «Для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта, знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии. Они все должны быть взяты на учёт и обязаны становиться на те посты, какие им укажет Советская власть …Военные комиссары являются блюстителями тесной и ненарушимой связи Красной армии с рабочим и крестьянским режимом в целом». (Из постановления V Всероссийского съезда Советов от 10 июля 1918 г.).

41. Какие события гражданской войны иллюстрируют отрывки из стихотворений?

1. Казалось –

наша лодчонка кренится -

Вильгельмов сапог,

Николаева шпористей,

Сотрёт Советской страны границы.

(В.В. Маяковский.)
2. Озверевшее

красновское

казачьё

Вместе с немцами

серыми

смерть шлёт.

(В.В. Маяковский.)
3. Могилы копайте,

Гроба копите –

Юденича рати

Прут на Питер.

(В.В. Маяковский.)
4. Мундир английский,

Погон российский,

Табак японский,

Правитель Омский.

(Частушка времён гражданской войны).
5.Сегодня

на лестнице

грязной и тусклой

копались

обывательские слухи-свиньи

«Деникин

подходит

к самой, к тульской,

к пороховой сердцевине.

6. Белая армия,

Чёрный барон

Снова готовят нам царский трон

(Песня времён гражданской войны)
7. Гремела атака, и пули звенели,

И ровно строчил пулемет…

И девушка наша проходит в шинели,

Горящей Каховкой идёт.

(М. Светлов)
8. Уходили мы из Крыма,

Среди дыма и огня;

Я с кормы всё время мимо

В своего стрелял коня.

Мой денщик стрелял не мимо –

Покраснела чуть вода…

Этот южный берег Крыма

Я запомнил навсегда.

(Н. Туроверов)
9. На Дону и в Замостье

Тлеют белые кости,

Над костями шумят ветерки.

Помнят псы-атаманы,

Помнят польские паны

Конармейские наши клинки.

(А. Сурков)
10. По долинам и по взгорьям

Шла дивизия вперёд,

Чтобы с бою взять Приморье –

Белой армии оплот.

Наливалися знамёна

Кумачом последних ран,

Шли лихие эскадроны

Приамурских партизан.

(Песня времён гражданской войны)
42. Определите, результаты каких партий обозначены цифрами на графике выборов в Учредительное собрание.


43. Кем вы склонны считать крестьянство – победителем или побеждённым в Гражданской войне?
44. Определите примерное время появления документов. Свой выбор объясните (устно).

А. Первая половина 20-х гг.

Б. Вторая половина 20-х гг.

В. первая половина 30-х гг.

1. «Наступать на кулачество – это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пустозвонство, всё что угодно, только не настоящее большевистское наступление…Могли ли мы предпринять лет пять или года три назад такое наступление с расчётом на успех? Нет, не могли».

2. «Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение… колхозного и кооперативного имущества высшую меру социально защиты – расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества. Не применять амнистии к преступникам, осуждённым по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества».

3. «Государственными трестами признаются промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций согласно утверждённому для каждого из них уставу и которые действуют на началах коммерческого расчёта с целью извлечения прибыли».

4. Поворот в сторону советской власти беспартийных писателей и огромный рост пролетарской художественной литературы со всей настойчивостью выдвинули задачу объединения писательских сил… - в единую писательскую организацию. Историческое решение ЦК ВКП (б) указало на создание единого Союза советских писателей, как на организационную форму этого объединения».

5. «На Северном Кавказе, в Шахтинском районе Донбасса, органами ОГПУ при полном содействии рабочих раскрыта контрреволюционная организация, поставившая себе целью дезорганизацию и разрушение каменноугольной промышленности этого района».

6. «Теперь настал момент уменьшить тяготы крестьянства без риска потерять наиболее ценные завоевания рабоче-крестьянской революции. Отныне постановлением ВЦИК и СНК… вводится натуральный налог на продукты сельского хозяйства».
45. Определите, какие события обозначены буквами на сравнительном графике по Великой Отечественной войне.

Г

Советская армия

Немецкая армия

Крупная победа

Успех

Успех

Крупная победа

А

Б

В

Д

Е

Ж

З

И

46. Как и почему оккупанты использовали тот факт, что они воюют в многонациональной стране?
47. Почему так драматично сложилась судьба советских военнопленных?
48. Назовите причины быстрого и успешного восстановления советской промышленности после Второй мировой войны. Какие недостатки имел советский хозяйственный механизм, сформировавшийся к началу 1950-х гг.? Перечислите их.
49. Можно ли считать разоблачение культа личности ликвидацией тоталитарного режима?
50. Заполните таблицу «Правление Л.И. Брежнева: Традиции и новации».


Сферы деятельности

Главные традиции (что осталось неизменным)

Главные новации (что появилось нового)

Хозяйство







Социальная сфера







Политическая сфера







Культура








51. Почему представители старшего поколения характеризуют эпоху «застоя» в основном положительно? Ответ поясните.
52. Могла ли советская система и после 1985 г оставаться неизменной? Аргументируйте ответ.
53. Сравните ситуацию в СССР в период нэпа, «оттепели» и перестройки. По каким параметрам можно провести сравнение?
54. Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников?
55. Постсоветские политические режимы: сходство и различие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история»
Б для освоения модуля «История» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в...
Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon Рабочая программа по курсу «История России XVII-XVIII века» (7 класс)
План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской...
Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon Отчёт о работе с одарёнными детьми Русский язык и литература как...
Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Это внеурочная деятельность: предметные...
Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon Отчет по работе с одаренными детьми ммсош – интернат 2012-2013 г
За минувший учебный год в ммсош – интернат проделана определенная работа с одаренными детьми
Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon Семинар ответственных по работе с одарёнными детьми
Практический опыт работы проектирования системы работы с одаренными детьми отражен в единой районной программе «Одаренные дети»,...
Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической...
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи самая важная в сфере образования
Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon В 2012-2013 учебном году будут проведены 21 предметная олимпиада...
Одной из приоритетных форм работы с одаренными детьми являются олимпиады. В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников...
Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon Методическая разработка занятий с одаренными детьми по теме "Ин
Инвариант от латинского invarians, в родительном падеже invariantis – неизменяющийся. Был введён английским математиком Джеймсом...
Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для общеобразовательных учреждений

Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности по курсу «Отечественная история» для занятий с интеллектуально одаренными детьми (10-11 класс) icon Рабочая программа по курсу «история» 7 класс
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции