Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре




Скачать 337.48 Kb.
Название Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре
страница 1/3
Дата публикации 24.09.2014
Размер 337.48 Kb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи



Косычева Марина Александровна

КОНЦЕПТ ‘CHILD’ И СРЕДСТВА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

В АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Специальность 10.02.04 – германские языки

АВТОРЕФЕРАТ



диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук

сАМАРА 2013


Работа выполнена на кафедре английской филологии и межкультурной коммуникации

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения 
высшего профессионального образования 


«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Научный руководитель: кандидат филологических наук,

доцент

Шалифова Ольга Николаевна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор, заведующий кафедрой

иностранных и латинского языков

ГБОУ ВПО «Самарский государственный

медицинский университет»

Бекишева Елена Владимировна



кандидат филологических наук,

доцент кафедры английской филологии

ФГБОУ ВПО «Самарский

государственный университет»

Бондаренко Михаил Васильевич

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет»


Защита состоится 10 октября 2013 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67, зал заседаний.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Текст автореферата размещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ www.vak2.ed.gov.ru. и на сайте Поволжской государственной социально-гуманитарной академии www.pgsga.ru.
Автореферат разослан « » сентября 2013 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор Е.Б.Борисова
общая характеристика работы
На современном этапе развития гуманитарных наук в центре внимания исследователей находятся вопросы о взаимодействии языка, сознания, мышления и национальной культуры. В этой связи одним из актуальных направлений в исследовании языка стала лингвокультурология, в рамках которой язык изучается как важнейший компонент культуры, а языковые единицы – как выражение национально-культурной специфики языкового сознания.

Реферируемое диссертационное исследование выполнено в русле когнитивного и культурологического направлений современной лингвоконцептологии и посвящено анализу английского концепта ‘child’.

Актуальность нашего диссертационного исследования обусловлена необходимостью дальнейшей разработки проблем, связанных с изучением базовых концептов английской лингвокультуры, составляющих ядро соответствующей концептосферы. Концепт ‘child’ является важной частью англоязычной картины мира и характеризуется высокой значимостью в системе ее ценностей, вследствие чего он имеет множество воплощений в языковой семантике и коммуникативной деятельности ее носителей. Кроме того, в современном обществе ребенок и детство представляют собой важные психосоциальные и культурные феномены, отраженные в культуре языка. Всё это побуждает к их активному изучению в рамках разных научных направлений.

Объектом исследования является концепт ‘child’, вербализованный в современном английском языке.

Предметом исследования служит специфика объективации концепта ‘child’ разноуровневыми языковыми средствами.

Основная цель диссертационного исследования состоит в комплексном описании концепта ‘child’ как лингвокультурного и когнитивно-прагматического явления, актуального для английского национального сознания, путем выявления и систематизации способов его лингвистического представления в английской языковой картине мира.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда задач:

  1. охарактеризовать феномен ребенка и детства с учетом достижений современной психологии, социологии и философии и установить степень и характер его отражения в концепте ‘child’;

  2. выявить и описать корпус лексических, фразеологических и паремиологических единиц, объективирующих концепт ‘child’ в английской лингвокультуре;

  3. установить понятийные, образные и ценностные признаки концепта ‘child’ в английской лингвокультуре;

  4. смоделировать структуру концепта ‘child’.



Теоретико-методологической базой исследования служит ряд положений, доказанных в научной литературе:

1. Этнокультурная специфика понимания мира отражена в языковом сознании и коммуникативном поведении членов социума (А. Вежбицкая, Е.М. Верещагин, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, О.А. Леонтович, Ю.В. Мещерякова, В.Т. Малыгин, А.В. Олянич, И.В. Палашевская, О.Г. Прохвачева, В.М. Савицкий, Н.Л. Шамне, А.Д. Шмелев и др.).

2. Основной единицей аксиолингвистики и лингвоконцептологии является концепт (Н.Д. Арутюнова, Е.В. Бабаева, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин, Ю. В. Степанов, В.Н. Телия и др.).

3. Концепты, вербализованные в культуре, могут изучаться с помощью таких лингвистических методов, как анализ словарных дефиниций, синонимов и симиляров ключевого слова, ценностно-маркированных высказываний (пословиц, поговорок, афоризмов), этимологический анализ (Н.А. Красавский, М.В. Пименова, И.А. Стернин, З.Д. Попова и др.).

Материалом исследования является корпус средств объективации концепта ‘child’, собранный путем сплошной выборки из лексических толковых словарей, фразеологических и паремиологических справочников, словарей синонимов, сборников афоризмов, ассоциативных словарей, энциклопедических электронных словарей и тезаурусов, тексты газетных и журнальных статей, материалы различных сайтов. Кроме того, материалом послужили данные, полученные в психолингвистическом эксперименте. В целом в корпус материала вошло 842 примера языковой объективации анализируемого концепта и данные ассоциативного эксперимента.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые определены общие и специфические характеристики концепта ‘child’ в языковом сознании носителей английского языка через лексические, паремиологические и фразеологические средства их лингвистической объективации.

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что ее результаты вносят вклад в развитие теории концептов, расширяют сведения о базовых концептах английской лингвокультуры, способствуют изучению связи языка и культуры как особого миропонимания, определяющего специфику данного лингвокультурного общества.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты и собранный языковой материал могут быть использованы в лекционных курсах и спецкурсах по лексикологии, лингвоаксиологии, теории межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, социолингвистике, лингвострановедению, а также на практических занятиях по английскому языку, при разработке тематики курсовых и дипломных работ.

При анализе материала использовался комплекс дополняющих друг друга методов, а именно:

• метод дефиниционного анализа, применяемый для установления

семантики ключевых лексем в лексикографических источниках;

• метод компонентного анализа, используемый для определения

концептуальных признаков в структуре элементов поля концепта;

• контекстуальный и интерпретационный анализ, позволяющий выявить

специфику функционирования конституентов поля концепта ‘child’ в

вербальной коммуникации;

• метод полевого структурирования;

• психолингвистический эксперимент.
На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепт ‘child’ представляет собой лингвокультурный концепт, содержанием которого является сложная система концептуальных признаков.

Концепт ‘child’ относится к универсальным, коррелирует на когнитивном уровне с феноменом ребенка и детства в философском, антропологическом и социокультурном аспектах, является значимым компонентом ментального пространства. В то же время при осмыслении исследуемого концепта английской национальной языковой личностью наблюдается определенная специфика, свойственная данной лингвокультуре, что находит свое отражение в комплексе разноуровневых средств объективации изучаемого значения в современном английском языке.

2. Понятийная сторона концепта ‘child’ объективирована именами детей с обязательными семантическими признаками "лицо", "невзрослый". Сема "невзрослый" является идентифицирующей для всех наименований детей и дифференцирующей по отношению к номинациям других возрастных групп.

3. Образную сторону концепта ‘child’ вербализует совокупность десигнаторов концепта, которые подвергаются переосмыслению в составе фразеологических единиц, сложных слов, вторичных номинаций на основе когнитивных признаков, характеризующих период детства («требующий ухода», «нуждающийся в опеке», «несамостоятельный», «маленький», «невоспитанный», «непослушный», «игривый», «любимый», «лучшая пора жизни», «проблемы взросления», «ребенок в душе», «инфантилизм»).

4. Ценностную сторону концепта составляет амбивалентно-оценочное отношение носителей английской лингвокультуры к детям и детству как периоду жизни. Средствами репрезентации являются английские пословицы, поговорки, афоризмы, в которых раскрывается отношение англоязычного социума к детям – их надо воспитывать, они любимы, но, с другой стороны, в современном обществе наблюдается добровольный отказ от детей и связанных с ними проблем.

5. Лингвокультурный концепт ‘child’ имеет полевую структуру. Ядерные признаки «лицо», «не взрослый» составляют ядро изучаемого концепта и раскрывают его сущностные свойства. Они обнаруживаются во всех актуализациях исследуемого концепта. Периферию составляют конституенты интерпретационного поля («неповторимый», «неразумный», «непосредственный»).

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах на II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития» (Самара, 24-25 мая 2006), II Международной конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков. Памяти Р.Г. Пиотровского» (Тольятти, 5-7 октября 2010), Международной научно-практической конференции «Современные направления развития гуманитарных наук» 2011 (Пекин, 5-13 ноября 2011).

По теме диссертации опубликовано 8 работ, в том числе две статьи в научных журналах, входящих в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (220 наименований) и трех приложений. Общий объем текста составляет 179 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, демонстрируется теоретическая и практическая значимость работы, определяются задачи, цель и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Общетеоретические основы исследования концепта ‘child’» описываются сущностные черты феномена детства, рассматриваются такие ключевые понятия, как «ребенок», «детство», «возраст», «концепт», «культурный концепт», дается обзор основных работ, посвященных исследованию категории детства через средства языка и системе исследовательских процедур, направленных на раскрытие содержания и структуры концептов, их смыслового потенциала в англоязычной лингвокультуре.

Ребенок и детство представляют собой комплексный социально-психологический феномен. Фигурируя в системе социальных отношений, детство является объектом социальной оценки. В различных обществах аксиологические доминанты, связанные с отношением к детям, эксплицируются в виде норм. Приоритетные нормы формулируются в виде исходных и производных ценностных суждений. Социальные аспекты детства тесно связаны с психологическими характеристиками этого феномена.

Философское понимание феномена детства актуально в аспекте переосмысления культурных процессов: детство и ребёнок не просто детерминированы типом культуры, но являются её реальным фундаментом. Осознание философских оснований процесса укоренения ребёнка в культуре открывает новые возможности рассмотрения концепта ‘child’ в англоязычной лингвокультуре.

Проанализировав наиболее общие особенности социализации в современной английской семье, К. Хьюитт отмечает, что английские родители стараются максимально интегрировать ребенка в каждодневную жизнь семьи. Детей c раннего возраста приучают к самостоятельности, самодисциплине и ответственности за свои поступки. К.Хьюитт подчеркивает, что страх «испортить» ребенка является априорной британской педагогической установкой. Среди английских родителей превалирует мнение, что неумеренное проявление родительской любви и чрезмерной опеки приносит вред детскому характеру [Hewitt, 1994: 48-76].

Американцы тоже поощряют в детях независимость, самостоятельность, дисциплинированность, но, в отличие от англичан, которые ориентируются на логику и здравый смысл, они более снисходительны и терпимы к детским шалостям и капризам. Тем не менее, и в американском, и в британском обществе дети любимы. Родители стараются сделать их счастливыми, но делают это разными способами. Британцы – приучая к трудностям с детства, американцы – постоянно напоминая, что их ребенок самый лучший.

На примере концепта ‘child’ мы проследили знаковое воплощение национальной культуры в лексическом, фразеологическом и паремиологическом фондах английского языка.

Как отмечают ученые (Н.Д.Арутюнова, С.Г.Воркачев, В.И.Карасик, В.В. Красных, С.Х. Ляпин, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов и др.), концепт является ментальной структурой, которая представляет собой знания об определенном фрагменте окружающего мира, связанные с системой мировидения человека. Поскольку восприятие действительности у разных людей зависит от их жизненного опыта и миропонимания, содержание одного и того же концепта у них не одинаково. Являясь частью картины мира, концепт отражает ценностную ориентацию как отдельной личности, так и всего языкового коллектива. Это означает, что концепт может включать общезначимые признаки (коллективный опыт) и индивидуально значимые (личный опыт носителя языка).

Изучив ряд точек зрения, мы, вслед за В.И. Карасиком, под концептом понимаем ментальное образование,
отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом
характеризующее носителей определенной этнокультуры [Карасик 2004]. По мнению ученого, концепты являются первичными культурными образованиями, выражающими объективное содержание слов, имеющими смысл и поэтому транслируемыми в различные сферы бытия человека, в частности, в сферы преимущественно понятийного (наука), преимущественно образного (искусство) и преимущественно деятельностного (обыденная жизнь) освоения мира [там же: 123].

Культурный концепт включает предметно-образную, понятийную и ценностную составляющие.

Образная сторона концепта – это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти, это релевантные признаки практического знания. Понятийная сторона концепта - это языковая фиксация концепта, его обозначение, описание, признаковая структура, дефиниция, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов, которые никогда не существуют изолированно, их важнейшее качество - голографическая многомерная встроенность в систему нашего опыта. Ценностная сторона концепта заключается в важности психического образования как для индивидуума, так и для коллектива, она является определяющей для выделения культурного концепта. Совокупность концептов, рассматриваемых в аспекте ценностей, образует ценностную картину мира. В этом сложном ментальном образовании выделяются наиболее существенные для данной культуры смыслы, ценностные доминанты, которые в целом и образуют определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке [Карасик 1996: 5].

Лингвокультурологи выделяют в концепте
ядро и периферию. Ядро составляют наиболее актуальные для носителей
языка ассоциации, менее значимые — периферию, четких границ при этом
нет [Карасик, Слышкин 2001:77]. Сопоставление понятийного, образного и ценностного компонентов концепта ‘child’ в английском языке позволило выявить общие и культурно-специфические признаки, которые составляют своеобразие английской

лингвокультуры, менталитет ее представителей.

Вторая глава «Языковые средства репрезентации концепта ‘child’ в английской лингвокультуре» является собственно исследовательской: здесь мы выявили и описали корпус лексических, фразеологических и паремиологических единиц, объективирующих концепт ‘child’ в английском языке, установили понятийные, образные и ценностные признаки концепта ‘child’в английской лингвокультуре, смоделировали структуру концепта ‘child’.

Проведенный нами комплексный анализ позволил выявить лексические средства репрезентации концепта ‘child’ и предложить семантическую классификацию наименований детей в английском языке. При описании системных отношений в сфере наименований детей применялись принципы и методы изучения лексико-семантических, лексико-грамматических, тематических групп.

Ключевым словом – именем концепта является существительное child. В его семантике отражаются ядерные признаки исследуемого концепта.

В современном английском языке лексема child имеет следующие значения:
1. A boy or girl from the time of birth until he or she is an adult, who has not attained maturity or the age of legal majority (мальчик или девочка в период времени от рождения (или до рождения) до момента, когда он становится физически развитым или взрослым (с юридической точки зрения – совершеннолетним).

2. A son or daughter of any age; an offspring (сын или дочь любого возраста, потомок).

3. A descendant, follower, adherent, or product of (последователь, типичный представитель).

4. A member of a family or tribe; descendant (член семейства или клана).
Таким образом, ядро изучаемого концепта составляют признаки «лицо», «не взрослый». Сема «не взрослый» является идентифицирующей для всех наименований детей и дифференцирующей по отношению к номинаторам других возрастных групп.

К концепту ‘child’ относится тематический ряд – adolescent, baby, boy, girl, infant, juvenile, lad, lass, minor, newborn, offspring, toddler, youngster, youth; daughter, descendant, heir, issue, offspring, progeny, son [ODS&A: 61].

Данные лексемы с прямым номинативным значением «человек в детском возрасте», которое не осложнено дополнительными семантическими компонентами, наряду с лексемой child, являются в современном английском языке основными средствами репрезентации изучаемого концепта.

Для вербализации данного концепта используются разговорно-шутливые номинации babe, bambino, kid, nipper, stripling, tot. Презрительное отношение раскрывается в синонимах brat , guttersnipe , urchin.

Мы выявили 122 номинации, объективирующие концепт ‘child’ в английском языке. Высокая степень концептуализации свидетельствует о релевантности концепта ‘child’ для семантического пространства английской лингвокультуры.

На основе анализа языкового материала из различных лексикографических источников мы отобрали следующие параметры, на основе которых может быть построена тематическая организация класса наименований лица:

1) физические черты человека (рост, телосложение, внешность и т.д.);

2) социальная зрелость (уровень социальной зрелости относительно самого себя – от полной зависимости от внешнего мира, например, младенец (baby), до полной возможности заботиться о себе);

3) социальные характеристики (отнесенность к социальным институтам, например, школьник (schoolboy); юридически зафиксированная форма совершеннолетия, например, несовершеннолетний (juvenile); социальный статус, например, барышня (damsel); положение в семье или отнесенность к семье, например, первенец, найденыш (first-born, foundling);

4) поведение и способности характеризуемого: плакса, ябеда (weeper);

5) выражение отношения говорящего к характеризуемому: крошка (mite)

[http://www.dialog-21.ru/materials/archive.asp?id =6255&y=2000&vol=6077]

Таким образом, реализация различных параметров в номинациях детей позволяет выделить в концептосфере ‘child’ следующие
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon Прагматический потенциал негативной оценки в английской стилизованной разговорной речи
Работа выполнена на кафедре английской филологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon Специфичность универсального: идея справедливости в лингвокультуре
«лингвистическим, логическим и философским проблемам изучения понятий, общих для научных теорий и обыденного сознания», то это научное...
Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon Задачи Средства реализации задач
Развить навыки в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) у 85% детей по высокому и среднему уровню
Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon Фразеологизмы с компонентом-именем числительным в русском языке
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство» В. Г. Белинский
Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon Convention on the Rights of the Child
Список вопросов относительно дополнительной и новой информации, в связи с рассмотрением объединенного третьего и четвертого периодического...
Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon Средства массовой информации образовательной направленности
Перечисленные ресурсы содержат ссылки на программные средства, которые могут быть использованы для повышения эффективности работы...
Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon И средства коммуникации
А38 Профессиональный язык архитектора и средства коммуникации: Методические указания и программа-задание для студентов специальности...
Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon Кафедра автоматизации систем вычислительных комплексов автоматическое...
Формулируются критерии, проводится сравнительный анализ и выбирается один метод для реализации в рамках метода обнаружения уязвимостей....
Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon Механизмы актуализации концепта horse в британской лингвокультуре
Защита состоится 27 января 2011 г в 15 часов на заседании диссертационного совета д 212. 216. 03 в гоу впо «Поволжская государственная...
Концепт ‘ child ’ и средства его реализации в английской лингвокультуре icon Электронные средства обучения (эсо) Электронные средства обучения...
Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе 19-20 вв
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции