Рабочая программа по литературе




НазваниеРабочая программа по литературе
страница1/4
Дата публикации23.09.2014
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 6


Рассмотрена на заседании педагогического совета и рекомендована к утверждению руководителем

МКОУ ООШ № 6

Протокол № 11 от «30» августа 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ ООШ № 6

______А.Е. Мельникова

«31» августа 2013 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(название учебного предмета, курса (модуля))
Класс (годы) 5-9 классы

ГО Красноуфимск

2013 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе в 5 – 9 классах

Рабочая программа составлена на основании следующих документов

  1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

  3. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)/ под ред. Т.Ф. Курдюмовой-М.: Дрофа, 2006;

  4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №19993):



  1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-14 год»;

  2. Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2006г № 15 – ПП «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта»;

  3. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  4. Устава Муниципального казенного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №6 (далее по тексту МКОУ ООШ №6);

  5. Образовательная программа МКОУ ООШ №6;

  6. Учебного плана МКОУ ООШ №6 на 2013-2014 учебный год;

  7. Годового календарного учебного графика на 2013-2014 учебный год;



  1. Необходимость изучения курса, его роль и место в образовательном процессе основной школы

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры

Это достигается за счёт реализации принципов: системности, преемственности, соединения теории и практики, творческого и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей школьников и принципа возрастающей сложности.

Подбор произведений для изучения базируется на хронологическом принципе.

2.Место литературы в учебном плане

Учебный план МКОУ ООШ № 6 отводит 382 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Программа рассчитана на 319 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17%)

3.Логика изучения курса

V-VI классы На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

VII-VIII классы На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Обязательным является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).
4. Цели. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

  • формирование обобщённых способов деятельности;

  • Формирование читательской культуры учеников;

  • Формирование способности к социализации в реальной жизни




  1. Виды деятельности учеников по освоению содержания

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

  1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудио визуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  1. Требования к уровню подготовки (ГОС)

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.




  1. Критерии оценивания устного ответа




Критерии оценивания

«5»

Ученик обнаруживает понимание специфики задания, глубоко раскрывает содержание художественного произведения (фрагмента), опираясь на конкретные наблюдения над художественным текстом, оперируя теоретико-литературными понятиями и не допуская речевых и фактических ошибок.

«4»

Ученик обнаруживает понимание специфики задания, раскрывает основное содержание и художественные особенности произведения (фрагмента), опираясь на ключевые элементы художественного текста; допускает отдельные речевые и смысловые недочеты.

«3»


Ученик обнаруживает понимание специфики задания, но раскрывает основное содержание и художественные особенности произведения (фрагмента) поверхностно, опираясь на некоторые элементы художественного текста; допускает речевые и фактические ошибки.

«2»

Ученик не понимает суть проблематики вопроса и не обнаруживает знание учебного материала и текста художественного произведения.

Нн/а

ставится за четверть или год, если ученик пропустил более ¾ учебного времени, не имеет необходимого минимума за учебный период.


Критерии оценивания разных видов работ см. в Приложении к рабочей программе


  1. Научно-методическая база курса:

  1. Примерная программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы, под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, Москва, Дрофа, 2004.

  2. Государственный образовательный стандарт, федеральный компонент. Минимум содержания образования.


10. Формы внеклассной работы

1. Предметные недели

2. Предметные олимпиады всех уровней

3. Конкурсы всех уровней


11. Условия реализации программы (наглядные пособия, методические папки)

Методические папки:

  1. Толстой Л.Н.

  2. Маяковский В.В.

  3. Лермонтов М.Ю.

  4. Чехов А.П.

  5. Крылов И.А.

  6. М. Горький

  7. Салтыков-Щедрин М.Е.

  8. Гоголь Н.В.

  9. Некрасов Н.А.

  10. Крылов И.А

  11. Литература Урала.

  12. Тургенев И.С.Альбом по литературе 6 класс.

  13. Пушкин А.С..

  14. Раздаточный иллюстративный материал 5 класс

  15. Раздаточный иллюстративный материал 8 класс.

  16. Раздаточный иллюстративный материал 9класс.

  17. Альбом «Портреты поэтов и писателей» 19в, 20в

  18. Альбомы «Классицизм», «Романтизм»


12.Список литературы для учеников (рекомендован для внеклассного чтения)

Валерий Воскобойников

Книга «Остров Безветрия»

  • Тетрадь в красной обложке: Повесть

  • Девочка, мальчик, собака: Повести

  • Великий врачеватель: Ист. повесть об Авиценне

  • Утренние прогулки: Повесть

  • Кирилл и Мефодий: Ист. повесть

  • Остров Безветрия: Повесть

  • Утренние колокола: Ист. роман

  • Девятьсот дней мужества: Рассказы о Ленинградской блокаде

Марина Москвина

  • Увеличительное стекло. Сказки.

  • 2000 - Гений безответной любви. Романы и рассказы

  • 2002 - Не наступите на жука. Повесть

  • 2002 - Блохнесское чудовище или Жизнь и приключения милиционера Караваева.

  • 2002 - Изголовье из травы. Повесть-странствие в Японию

  • 2004 - Мусорная корзина для Алмазной сутры Современный апокриф о жизни мудрецов в миру 

Тамара Крюкова

  • Ловушка для героя

  • Лунный рыцарь

  • Паровозик ПЫХ

  • Плутыш, или не для без озорства

  • Потапов, к доске!

  • Ровно в полночь по картонным часам

  • Сказки для почемучек

Андрей Усачев Сборники стихотворений

  • 1999 — «Планета кошек»

  • 2003 — «Шуршащая песня»

  • 2003 — «Любопытная Варвара»

  • 2003 — «Шёл по улице жучок»

  • 2010 — «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым»

Олег Кургузов

  • “Энциклопедия Почемучки: Книга вопросов и ответов”(1999)

  • “Где ты, матрац?”(2000)

  • “День рождения вверх ногами: Рассказы и сказки”(2001)

  • “Наш кот - инопланетянин: Рассказы маленького мальчика”(2003)

Юрий Лигун

"Тузики не сдаются!", "Железный Булкин", "Карасёнки-Поросёнки"

Ариадна Борисова «Записки для моих потомков». Повесть в рассказах

Дина Сабитова «Сказки про Марту»

А.Я. (Андрей Ядрышников) книга «Индеи и ковбойцы», Сборник детских рассказов «Папатожечеловек»
13.Список литературы для учителя

1. Н.Русова В.Шевцов «Читаем русскую лирику»

2.Т.В.Торкунова «Готовимся к экзамену по литературе»

3. В.Н.Александров «Анализ поэтического текста»
14. Электронные образовательные ресурсы (Словари, справочники, библиотеки)

  1. Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru

  2. ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия  http://www.wikiznanie.ru

  3. Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий"   http://www.megabook.ru



15. Сведения об авторе рабочей программы:

Пишукова Галина Алексеевна, учитель русского языка, литературы и риторики первой квалификационной категории. Педагогический стаж – 28 лет.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа по литературе 5 9 классы
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Образовательной программы по литературе», учебно-методического комплекта под...

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа по литературе 8 класс
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса...

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа Кондауровой Ольги Викторовны, учителя русского...
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе авторской программы по литературе Г. С. Меркина, С. А. Зинина,...

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа по литературе на 2013 2014учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа по литературе 11 класс Составитель Голикова И. В
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе

Рабочая программа по литературе iconРабочая программа по литературе
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции