Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека




НазваниеЕвропейский суд по правам человека механизм защиты прав человека
страница1/5
Дата публикации23.09.2014
Размер0.94 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5

ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА – МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

. Из истории Европейского Суда по правам человека…………………….7

1.2. Европейский Суд – один из механизмов защиты прав человека (структура Суда, порядок рассмотрения дел, нормативные акты, регулирующие его деятельность)………………………………………………11

1.2.1. Законодательная база ……………………………………………...12

1.2.2. Структура и состав Суда…………………………………………..14

1.2.3. Процедура прохождения заявлений в Европейском Суде и приемлемость жалоб…………………………………………………………….19

1.2.4. Механизм ответственности Европейского Суда………………...29

1.3. Сравнение Европейского Суда по правам человека с другими правозащитными механизмами………………………………………………...31

1.3.1 Европейский Суд по правам человека и суды…………………...33

1.3.2. Европейский Суд по правам человека и Конституционный Суд (РФ)……………………………………………………………………………….36

1.3.3. Европейский Суд по правам человека и Уполномоченный по правам человека (ombudsman)………………………………………………….41

1.3.4. Обращение в Европейский Суд по правам человека и право на петицию………………………………………………………………………….43

1.3.5. Европейский Суд по правам человека и специальные правовые процедуры («habeas corpus»)…………………………………………………...45

1.3.6. Европейские и российские административно-правовые формы защиты прав и свобод личности и их взаимосвязь с Европейским Судом.....47

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.

2.1. Анализ судебной практики Европейского суда по правам человека… 55

2.1.1. Дело Sunday Times………………………………………………...56

2.1.2. Дело «Еманакова против Российской Федерации»………..........61

2.2. Плюсы и минусы в деятельности Европейского суда по правам человека…………………………………………………………………………..67

2.2.1. Минусы в деятельности Европейского Суда по правам человека……………………………………..…………………………………....68

2.2.2. Причины, по которым стоит обращаться в Европейский Суд по правам человека………………………………………………………………….72

2.3. Будущее Европейского Суда по правам человека ……………………...75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...84

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………87

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....88

ВВЕДЕНИЕ
Сейчас многие истцы, годами ведущие тяжбы в различных национальных инстанциях, все чаще стали подавать жалобы в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Поэтому сам собой напрашивается ряд вопросов: что же такое Суд в Страсбурге и чем он, как механизм по защите прав человека эффективнее остальных (национальных и международных)? Стоит ли туда обращаться нашим соотечественникам?

Но трудно ответить на эти вопросы однозначно без предварительного анализа. Как нам кажется, ответить на них проще, рассматривая Европейский Суд по правам человека именно как правозащитный механизм в его целостности: его устройство, историю, практику, плюсы и минусы в его правовом обеспечении и методах сложившегося разрешения дел и т.д. Иными словами, цель данной работы – не оценивать положительные и отрицательные стороны Суда с точки зрения его внутренних недостатков и достоинств, а показать целесообразность обращения в Страсбург для простого российского гражданина и предоставить ему самую необходимую информацию по его деятельности, то есть рассказать о Суде как о механизме по защите прав и свобод человека.

Так же в работе необходимо предоставить сведения, касающиеся будущего порядка обращения в Европейский Суд, то есть своеобразный прогноз развития права подачи жалоб в Страсбург, чтобы дать минимальное представление о том, проще, или, наоборот, труднее будет это сделать через 5-10 лет.

Данная работа включает в себя две части – теоретическую и практическую. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка сокращений и библиографии. Работа освещает следующие наиболее важные вопросы для потенциального истца:

- основные вехи истории создания и деятельности Европейского Суда по правам человека;

- устройство и функционирование Суда сегодня;

- сравнительный анализ Европейского Суда по правам человека с другими современными механизмами по защите прав человека;

- анализ нескольких наиболее непохожих друг на друга дел из практики Суда, затрагивающие проблемы его дальнейшего реформирования;

- наиболее характерные достоинства и недостатки Суда с точки зрения обращающегося туда истца-россиянина;

- возможные будущие изменения в организации Суда.

При написании данной работы были использованы следующие научные методы: метод конкретно-исторического анализа, методы сравнительного правоведения и аналогии, анализ и толкование нормативно-правовой базы по изучаемой теме, метод логического обобщения выводов по теме, анализ судебной практики по предмету исследования.

Так как вопрос исследования Европейского Суда по правам человека как механизма по защите прав человека представляется достаточно обширным, в работе затрагиваются его наиболее существенные аспекты для современного российского гражданина.

ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА – МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Из истории развития Европейского Суда по правам человека.
Права человека во все времена занимали умы просветителей, государственных деятелей, простых людей, но никогда права личности не занимали такое место в международном праве, никогда так широко не обсуждались общественностью, как сегодня. Стремление каждого европейского государства к демократии обеспечивает на сегодняшний день устойчивую тенденцию к постоянному расширению спектра прав личности, так как, в конечном счете, многообразие в ее правовом статусе определяет уровень развития демократии в стране. Поэтому история Европейского Суда по правам человека, отражающая путь его становления и его эволюцию как органа правовой защиты, насчитывает не одно десятилетие, (хотя как такой механизм он еще и достаточно молод) и представляет собой, ввиду масштабности, отдельную тему для анализа. Мы же затронем основные ее вехи просто для того, чтобы понять с каким расчетом в прошлом столетии создавался этот механизм по защите прав человека.

28 февраля 1996 г. в Страсбурге состоялась официальная церемония приема России в Совет Европы, что положило начало ее официальному признанию как члена Европы. Что это нам дало? А то, что, на сегодняшний день, Совет Европы является самой представительной международной организацией нашего континента, а по числу участвующих в ней государств (41) ее можно сравнить только с ОБСЕ (53), и деятельность ее заметно активизировалась в последние годы, в связи с увеличением на одну треть количества членов этой организации за счет стран Центральной и Восточной Европы. Главным правоустанавливающим документом Совета Европы стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Вообще, Конвенция представляет собой международный договор, в силу которого большинство государств Европы приняли на себя обязательство соблюдать ряд основных прав. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод - это первый в истории международный договор, по которому государства приняли на себя обязательства по соблюдению основных гражданских и политических прав и свобод. В отличие от обычных международных договоров Конвенция регулирует, прежде всего, отношения между индивидом и государством. При этом обязательства по выполнению Конвенции являются безусловными, т. е. принимаются государством в одностороннем порядке, без учета принципа взаимности»1. В поддержку этих слов можно добавить, что государства-участники Конвенции определили основную цель, стоящую перед ними: обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 Конвенции.

Европейская Конвенция не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. (Эта работа и будет посвящена одному из таких механизмов – Европейскому Суду по правам человека в Страсбурге. Под механизмом защиты прав человека понимается внутреннее устройство, систему взаимосвязанных составляющих органа, основным направлением деятельности которого является защита и восстановление прав личности).

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский Суд по правам человека был создан в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и по сей день является одним из самых эффективных механизмов защиты прав человека.

Идея использовать региональный международный суд для защиты прав человека в Европе возникла уже в ходе дискуссий, предшествовавших заключению Европейской конвенции о правах человека. 17 августа 1949 года Уинстон Черчилль, выступая в качестве представителя Соединенного Королевства, заявил на первой сессии Консультативной Ассамблеи Совета Европы: «Как только будут согласованы основы прав человека – в духе решений, принятых Организацией Объединенных Наций в Женеве, но, уверен, в гораздо более краткой форме, - надеемся, удастся создать Европейский суд, в рамках которого дела о нарушении этих прав в нашем сообществе из 12 стран можно будет выносить на суд цивилизованного мира. Конечно, такой Суд не мог бы применять санкций, и осуществление его решений зависело бы от индивидуальных решений государств, объединившихся ныне в Совет Европы. Но эти государства заранее согласились бы с такой процедурой, и я не сомневаюсь в том, что общественное мнение этих стран, имеющее огромный вес, добивалось бы действий в соответствии со свободно вынесенным решением»2

В то время, когда он создавался, число членов Совета Европы (СЕ) было незначительно. Сейчас эта цифра возросла в несколько раз, а ЕКПЧ в настоящее время ратифицировало более 40 государств - членов Совета Европы. В результате этого увеличилась нагрузка и количество жалоб, поступающих в контрольные органы ЕКПЧ, что не могло не сказаться на качестве их работы и сроках рассмотрения жалоб. Учитывая такую ситуацию, 11 мая 1994 года члены СЕ приняли Протокол N11 к ЕКПЧ, который, как уже было выше отмечено, предоставил право отдельным гражданам, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции (жалобы) непосредственно в Суд. Этот Протокол вступил в силу 1 ноября 1998 года и стал обязательным для государств - членов Совета Европы. Согласно Протоколу Европейская Комиссия по правам человека упраздняется и единственным органом европейского правосудия становится Суд, который действует на постоянной основе. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

«Задача Европейского суда, чья компетенция распространяется более чем на 40 государств от Атлантического до Тихого океанов, от Лиссабона до Владивостока, от Рейкьявика до Тбилиси, заключается в том, чтобы унифицировать на всем этом пространстве защиту прав человека, создать Европу без двойных стандартов, способствовать своими решениями позитивным изменениям в функционировании сущностно важных механизмов современного демократического общества, содействовать приведению требований европейского стандарта прав человека к идеалу»3.

Говоря о действии Европейского Суда применительно к России, нужно отметить, что ратификация РФ Европейской конвенции (федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54 ФЗ) позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". И хотя первоначально, как показывает история, в Европейский Суд можно было обращаться только государствам или через непрямой орган, сейчас Суд законодательно открыт практически для каждого лица. Так ли дело обстоит на практике? Для этого в начале целесообразно будет рассмотреть его устройство и сравнить с другими органами, целью которых также является защита прав личности.

1.2. Европейский Суд – один из механизмов защиты прав человека (структура Суда, порядок рассмотрения дел, нормативные акты, регулирующие его деятельность).
Как известно, любой механизм, в том числе правовой, подразумевает наличие собственной системы тесно взаимосвязанных элементов. Сама эта взаимосвязь определяет процесс функционирования этой системы, что и дает ей право называться механизмом. Иными словами, главное, что делает механизм механизмом – это реализация всех связей в пределах его системы.

Когда мы говорим о Европейском Суде по правам человека именно как о механизме защиты этих прав, то, прежде всего, необходимо разобраться, как происходит процесс защиты прав? С помощью каких органов? Что нужно чтобы действие механизма «запустилось» по отношению к конкретному субъекту права?

Европейский Суд также построен на принципе реализации связей в пределах единой системы механизма. Он имеет свои составные элементы: законодательную базу, регулирующую его деятельность, собственную структуру, порядок реализации своих функций, который выражается в установлении критериев приемлемости жалоб и процедуре прохождения заявлений (жалоб) в Суде, порядок привлечения к ответственности. Любой из этих элементов является необходимым условием для деятельности этого механизма, а вместе они обеспечивают его целостность и единство. Взаимосвязь вышеперечисленных элементов и образует такой региональный механизм защиты прав человека как Европейский Суд, и чтобы понять его действие и оценить его именно в этом качестве, необходимо рассмотреть все его составные части, а также эту взаимосвязь.
1.2.1. Законодательная база
В основе деятельности Суда лежит ряд законодательных источников, регламентирующих его существование и деятельность. Понять устройство Суда без их учета не представляется возможным.

Основным документом, регулирующим деятельность ЕСПЧ, является, безусловно, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 4 ноября 1950 года в Риме, а также Протокол №11, как выше уже было сказано, в 1998 году изменивший систему Суда и упразднивший Комиссию по правам человека. Значимость его для европейского правосудия настолько очевидна, что можно сказать, что сам Суд изначально был создан в поддержку положений Конвенции, да и основной критерии приемлемости жалоб – прямое нарушение статей ЕКПЧ. Конвенция состоит из 5 разделов и 66 статей в первоначальном своем виде. Позже были приняты и основные протоколы к ней, которые, однако, не заменяют текст самой Конвенции, а дополняют ее положениями по вопросам, не урегулированным ею первоначально, и отражают более поздние реалии права в области защиты прав человека. К настоящему моменту было принято 11 протоколов, но их число может возрасти, так как в современном международном сообществе существует устойчивая тенденция к расширению спектра прав и свобод личности.

Вторым по значимости нормативным источником является Регламент Европейского Суда. Он, в основном, содержит порядок деятельности Суда, регулирует организацию судебной процедуры, требования к содержанию жалоб, порядок назначения судейского состава, Секретаря Суда, Председателей Суда и Палат. Регламент выполняет роль регулятора внутреннего распорядка Суда и содержит нормы, которые применяют по большему счету сами судьи, их заместители, юристы и референты, работающие там.

Третий источник – обширная практика Суда. Часто она не касается принципиальных вопросов материального права, а регулирует «процедурные обыкновения», что оказывает непосредственное влияние на принятие того или иного решения Судом, на результаты его работы в целом. Суд всегда старается исследовать практику рассмотрения схожих дел, если она имеется, что облегчает принятие решений по существу. В Росси судебная практика Европейского Суда публикуется в российском издании Информационного Бюллетеня Суда по правам человека. «Совет Европы считает чрезвычайно важным, чтобы на всех уровнях государственной власти судьи, законодатели и официальные лица, связанные в своей деятельности с правом, на регулярной основе имели бы доступ к прецедентной практике Европейского Суда. Это необходимо для того, чтобы они в своей повседневной работе содействовали бы применению стандартов прав человека, принятых Советом Европы»4.

Можно также добавить, что Устав Совета Европы, хотя ничего и не говорит о Европейском Суде, но из него выходит ряд важнейших положений, косвенно касающихся деятельности Суда. Например, пункты c, d, e ст. З8 Устава говорят о порядке финансирования Совета Европы, что касается и деятельности Суда, являющегося органом правосудия Совета Европы, так как ст. 50 Конвенции гласит, что «расходы на содержание суда несет Совет Европы».

При более подробном анализе исследование законодательства о Суде и его практики дает исчерпывающее представление о его устройстве, структуре и т.п., во многом определяя защитные приоритеты данного механизма.

1.2.2 Структура и состав Суда
Структура и состав Суда отражают его построение как правозащитного механизма, говорят об эффективности, удобности и современности требований к форме органов Суда применительно к восстановлению нарушенных прав субъектов международных отношений.

1.Состав Суда. Статья 20 ЕКПЧ гласит, что «число судей, входящих в состав Суда, равно числу Высоких Договаривающихся Сторон», то есть государств-участников Конвенции. Члены Суда избираются Консультативной (Парламентской) Ассамблеей Совета Европы большинством голосов из числа трех кандидатов, представленных каждым государством-участником.

Срок полномочий судьи составляет 6 лет, однако каждые три года Парламентская Ассамблея может изменить срок полномочий любого судьи так, что он не может быть менее трех лет и более 9 лет. Объективно оценивая п.3 ст. 23, можно отметить, что таким образом Ассамблея наделяется правом выражения высокой оценки работы судьи, имея возможность увеличить срок его полномочий и, наоборот, если судья зарекомендовал себя неудовлетворительно, можно сократить срок его полномочий. Очень разумная мера, если учесть положения статьи 24 Европейской Конвенции.

Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.

Какими же личными и профессиональными качествами должен обладать потенциальный судья, чтобы быть избранным на столь значимый и уважаемый пост? Во-первых, кандидат должен быть дееспособным и подходить по гражданству и возрасту. Во-вторых, иметь высшее юридическое образование, наличие большого стажа работы по юридической специальности, преимущественно в области публичного международного права. В-третьих, быть большим профессионалом своего дела. Этот критерий, является, пожалуй, основным в объективной оценке кандидата на должность судьи. В-четвертых, обладать высокими моральными качествами. И одной незапятнанной репутации тут мало. В своем поведении и профессиональной деятельности судья должен всегда руководствоваться нравственными принципами, что само по себе является достаточно сложной задачей. В-пятых, быть «правоведом с признанным авторитетом», что подразумевает наличие наград и почетных званий. В-шестых, кандидат должен владеть хотя бы одним из официальных языков Суда – английским или французским. В-седьмых, достаточно хорошо разбираться в тонкостях международного права. И, наконец, главное «понравиться» членам Консультативной Ассамблеи, так как процесс выбора Ассамблеей судей достаточно политизирован сегодня и это считается основной проблемой при формировании судейского состава. То есть требования более чем высокие, и ясно, что лишь немногие кандидаты могут удовлетворять им всем.

Судья Европейского Суда не имеет право осуществлять никакой профессиональной, политической, либо административной деятельности, которая будет не совместима по каким-либо моральным или объективным причинам с деятельностью Суда.

Прекращение полномочий Судьи может быть, согласно правилам 6, 7 Регламента Суда, следствием отстранения от должности или подачи заявления об отставке (по состоянию здоровья, достижении 70-летнего возраста, в связи с окончанием срока полномочий и т.д.).

Говоря о составе Суда, можно отметить также демократичность выбора судей, так как их (в отличие, например, от России, где судей назначает Президент) избирает парламент Совета Европы (Консультативная Ассамблея).

2.Структура Суда. Суд рассматривает поступающие в него дела в Комитетах, состоящих из трех судей, в Палатах, включающих семь судей и в Большой Палате из 17 судей. Суд возглавляет Председатель, который имеет заместителей.

Комитеты представляют собой органы Суда, куда первоначально попадают жалобы, и которые решают вопрос об их приемлемости на единогласной основе и формируются на срок двенадцать месяцев по очереди из Палат, образованных на пленарном заседании (которые называются Секциями). Председатели Секций в комитеты не входят. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с Председателями Секций. Решение Комитета не подлежит обжалованию, если жалоба признана неприемлемой.

Не приняв единогласного решения о приемлемости жалобы, Комитет передает ее Палате из семи судей, которая рассматривает спор по существу, либо в Большую Палату в случаях особой важности (см. процедуру прохождения заявлений в Европейском Суде).
Палаты из семи судей для рассмотрения дел формируются из состава Секций так, что по каждому делу в состав Палаты входит Председатель Секции и судья, избранный от государства, выступающего стороной в деле. Если такой судья не в состоянии или отказывается участвовать в заседании, то «Председатель Палаты предлагает этому государству сообщить в течение тридцати дней, намерено ли оно назначить для участия в заседании в качестве судьи другого избранного судью или в качестве судьи ad hoc5 какое-либо иное лицо, удовлетворяющее требованиям, которые предъявляются в соответствии с
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека iconГосударство это там, где соблюдаются права человека
В разных государствах это происходит по-разному, однако основные принципы защиты прав людей, которые в своем законодательстве должно...

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека iconКраткое описание проекта
...

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека iconРуководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей...
Основные цели и задачи Национальной Концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека icon«Ответ Украины на нетрадиционные вызовы современной безопасности»
Разработано Учебно-методическим центром защиты прав человека для конкурса экспертных рекомендаций Представительства фонда Фридриха...

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека iconДоклад Московского бюро по правам человека
Бюрократическое государственное управление – один из важнейших факторов широкого распространения коррупции в России 8

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека iconПрава человека и практика
Под таким названием в данное время, Андижанское Региональное общество «Апелляция», реализует проект по защите прав человека. Срок...

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека iconРешение теоретических и практических задач управления образовательным...
Саморегуляция психического состояния руководителя образовательного учреждения как фактор эффективного управления персоналом

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека iconУрок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения»
Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает...

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека iconОглавление
Ик «Комплект» в 1996 году. В ней описан механизм воздействия урины на организм человека. Разобраны древние методики уринотерапии,...

Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека iconПитание энергией пространства
Этот метод предполагает полный отказ человека от приема пищи и жидкости. Объясняются принципы этого феномена. Даются духовные практики,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции