Учебное пособие




Скачать 4.93 Mb.
Название Учебное пособие
страница 1/24
Дата публикации 21.09.2014
Размер 4.93 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24




И.А. Алебастрова

Конституционное (государственное) право зарубежных стран


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ



МОСКВА

Юриспруденция

2000





УДК 340

ББК 67.0

А 50


А 50 Алебастрова И.А.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.

ISBN 5-8401-0066-8

Пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» для юридических вузов и охватывает темы как Общей, так и Особенной частей данного курса.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов.

УДК 340

ББК 67.0



ISBN 5-8401-0066-8

© Алебастрова И.А., 2000

© Юриспруденция (оформление, оригинал-макет), 2000


ОГЛАВЛЕНИЕ








ОБЩАЯ ЧАСТЬ.
Глава 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО

(ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

§ 1. Конституционное право как отрасль права ........................ <�перейти>

§ 2. Конституционное право

как наука и учебная дисциплина .............................…………… <�перейти>
Глава 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ

§ 1. Сущность, содержание и форма конституции ..............….. <�перейти>

§ 2. Эволюция конституции и конституционные реформы....... <�перейти>

§ 3. Функции и действие конституции...........................……….. <�перейти>

§ 4. Конституционный контроль.................................…………. <�перейти>
Глава 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ

СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

§ 1. Общая характеристика конституционно-правового статуса

человека и гражданина...................................…………………... <�перейти>

§ 2. Гражданство и режим иностранцев в зарубежных странах <�перейти>

§ 3. Конституционные права, свободы и обязанности

человека и гражданина ...................................………………… <�перейти>
Глава 4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ

§ 1. Понятие общественного строя .............................…………. <�перейти>

§ 2. Основные направления конституционного регулирования

политической системы....................................………………….. <�перейти>

§ 3. Конституционное регулирование экономических,

социальных и духовно-культурных отношений................……. <�перейти>
Глава 5. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

РЕЖИМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

§ 1. Понятие формы правления и государственного режима… <�перейти>

§ 2. Монархия..............................................……………………... <�перейти>

§ 3. Республика .............................................…………………… <�перейти>
Глава 6. НАРОДНЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ В

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
§ 1. Выборы и отзыв .......................................…………………. <�перейти>

§ 2. Референдум ............................................…………………… <�перейти>
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

В ГОСУДАРСТВЕ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

§ 1. Общая характеристика территориальной организации

публичной власти в государстве............................…………….. <�перейти>

§ 2. Формы территориального устройства государства .......… <�перейти>

§ 3. Политико-административное и административно-

территориальное устройство государства.............................….. <�перейти>

§ 4. Специфические элементы территориального деления

и территориального устройства государства.................………. <�перейти>
Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

В ГОСУДАРСТВЕ: ОРГАН И УЧРЕЖДЕНИЯ

§ 1. Общая характеристика органов и учреждений

публичной власти..………………………………………………. <�перейти>

§ 2. Виды органов публичной власти...........................………… <�перейти>
Глава 9. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ:

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ

СТАТУС ПАРЛАМЕНТА

§ 1. Понятие, социальное предназначение

и полномочия парламента..............................…………………... <�перейти>

§ 2. Организация и порядок деятельности парламента .........… <�перейти>

§ 3. Статус парламентария .................................………………. <�перейти>
Глава 10. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ

ГОСУДАРСТВА

§ 1. Общая характеристика статуса главы государства ........…. <�перейти>

§ 2. Основания и порядок приобретения и прекращения

полномочий главы государства и его ответственность.........…. <�перейти>
Глава 11. ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

§ 1. Общая характеристика правительства......................……… <�перейти>

§ 2. Состав и формирование правительства......................…….. <�перейти>

§ 3. Ответственность правительства

и прекращение его полномочий...........................……………… <�перейти>
Глава 12. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

§ 1. Понятие, функции и организация судебной власти........…. <�перейти>

§ 2. Конституционные принципы организации

и деятельности судов....................................……………………. <�перейти>

§ 3. Конституционно-правовой статус

отдельных элементов судебной системы ....................………… <�перейти>
Глава 13. ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ

ГОСУДАРСТВА

§ 1. Государственная организация субъектов федерации

и иных государственно-подобных территориальных

единиц.................................……………………………………… <�перейти>

§ 2. Организация публичной власти на местах..............………. <�перейти>

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА США

§ 1. Конституция США .......................................……………….. <�перейти>

§ 2. Основы правового статуса человека и гражданина.........… <�перейти>

§ 3. Политические партии и конституционное право................. <�перейти>

§ 4. Территориальная организация публичной власти в США.. <�перейти>

§ 5. Органы и учреждения публичной власти.....................…… <�перейти>
Глава 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

§ 1. Конституция Великобритании..............................…………. <�перейти>

§ 2. Правовое положение человека и гражданина .................... <�перейти>

§ 3. Партии и партийная система .............................…………... <�перейти>

§ 4. Органы государственной власти.............................……….. <�перейти>

§ 5. Территориальное устройство...........................…………….. <�перейти>
Глава 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ

§ 1. Конституция Франции.....................................……………... <�перейти>

§ 2. Конституционно-правовое регулирование

статуса человека и гражданина............................………………. <�перейти>

§ 3. Партийная система Франции ..............................…………. <�перейти>

§ 4. Органы государственной власти Франции.................…….. <�перейти>

§ 5. Организация публичной власти на местах..........…………. <�перейти>
Глава 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРГ

§ 1. Главные источники конституционного права.................…. <�перейти>

§ 2. Конституционно-правовое регулирование

правового статуса человека и гражданина ...................………. <�перейти>

§ 3. Партийная система ФРГ..................................……………... <�перейти>

§ 4. Федеральные органы государственной власти .............…. <�перейти>

§ 5. Территориальное устройство публичной власти............…. <�перейти>
Глава 5. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИТАЛИИ

§ 1. Конституция Итальянской республики......................…….. <�перейти>

§ 2. Конституционный статус человека и гражданина..........…. <�перейти>

§ 3. Партии в политической системе Италии ...................…… <�перейти>

§ 4. Органы государственной власти Италии ......................…... <�перейти>

§ 5. Политико-территориальное устройство .....................…… <�перейти>
Глава 6. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИСПАНИИ

§ 1. Конституция Испании ....................................……………. <�перейти>

§ 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина <�перейти>

§ 3. Партийная система Испании................................………….. <�перейти>

§ 4. Система высших органов государственной власти ............ <�перейти>

§ 5. Территориальное устройство Испании.......................…….. <�перейти>

Глава 7. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ШВЕЙЦАРИИ

§ 1. Федеральная Конституция и конституции

кантонов Швейцарии ...................................…………………… <�перейти>

§ 2. Конституционный статус человека и гражданина...........… <�перейти>

§ 3. Высшие органы государственной власти Конфедерации... <�перейти>

§ 4. Территориальное устройство..............................…………... <�перейти>
Глава 8. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЯПОНИИ

§ 1 Конституция Японии.....................................……………….. <�перейти>

§ 2. Права и свободы человека

и гражданина в Конституции Японии.....................……………. <�перейти>

§ 3. Партийная система Японии...............................…………… <�перейти>

§ 4. Органы государственной власти............................………... <�перейти>

§ 5. Организация власти на местах.............................………….. <�перейти>
Глава 9. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА КНР

§ 1. Конституционное право и Конституция.....................…….. <�перейти>

§ 2. Конституционное регулирование прав граждан.............…. <�перейти>

§ 3. Партийная система КНР..................................……………... <�перейти>

§ 4. Система высших органов государственной власти ............ <�перейти>

§ 5. Территориальное устройство............................……………. <�перейти>
Литература....................................................…………………………….. <�перейти>
О Б Щ А Я Ч А С Т Ь







Глава 1

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН







§ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ

И МЕТОД КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.
Термин «конституционное право» употребляется в трех значениях. Им обозначаются отрасль права, область научных знаний и учебная дисциплина.

Конституционное право в первом из упомянутых значений - это основополагающая отрасль права конкретной страны, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы устройства общества, государства и положения человека в них, а также отношения, связанные с участием населения в осуществлении публичной власти. Следует отметить, что данная отрасль права появилась в западных странах с зарождением в них буржуазных отношений и начавшимися в связи с этим процессами демократизации. Это породило новые задачи правового регулирования. Во-первых, в основу функционирования государства были положены новые принципы: народный суверенитет и народное представительство, которые сделали необходимым возникновение, активизацию или возрождение целого ряда институтов, представляющих собой механизм их реализации (гражданство, политические права, прежде всего, избирательное право, парламент, местное самоуправление). Во-вторых, демократизация потребовала комплексной регламентации основ устройства государства и его взаимоотношений с человеком для того, чтобы обеспечить предсказуемость государственной власти, ограничить ее рамками, установленными народом-сувереном, и оградить человека от произвола государства. Необходимость правового регулирования данных отношений и обусловила возникновение новой отрасли права, которая сначала в правовой доктрине Англии (где буржуазные отношения начали складываться раньше, чем в других странах), а с появлением первых документов, официально именовавшихся конституциями (США, Польша, Франция), - и в других странах, стало именоваться конституционным. Как видно, изначально для предмета конституционного права было характерно единство двух блоков общественных отношений. Это, во-первых, основы устройства государства и его взаимоотношений с человеком и, во-вторых, отношения, связанные с обеспечением воздействия населения на публичную власть, т.е. политические отношения. Первая группа отношений, образующих предмет конституционного права, регулируется им лишь в основном - с помощью норм, содержащихся в конституции данного государства, и конкретизируется другими отраслями права. Вторая же составляющая предмета данной отрасли права регламентируется ею в полном объеме, причем уже не только конституцией, но и другими источниками конституционного права. Следует отметить, что в XX веке перед государством встали новые задачи. Оно стало выполнять не только функции «ночного сторожа», т.е. охранять свободу личности от незаконных посягательств, но и помогать человеку в реализации его интересов, сглаживать противоречия различных интересов, существующих в обществе. Новые задачи государства не могли не получить отражения в конституциях, которые стали регулировать не только основы устройства государства, но и основы устройства гражданского общества. В результате предмет конституционного права подвергся определенному расширению. В настоящее время его образуют важнейшие отношения между человеком, государством и обществом, и по-прежнему - отношения, в рамках которых население воздействует на публичную власть, т.е. отношения политического характера. Обратим еще раз внимание читателя на то, что общественные отношения первой группы регулируются конституционным правом лишь в основном (более детально они регламентируются другими отраслями права), а отношения второй группы - более детально и обстоятельно. Соответственно первая группа отношений регулируется конституцией данной страны, а вторая - другими источниками конституционного права. Отношения первой составляющей предмета конституционного права охватывают основы правового статуса человека и гражданина, основы функционирования гражданского общества, основы организации государственного механизма. К отношениям политического характера, подробно регулируемым конституционным правом, относятся: отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства (т.к. именно оно дает человеку статус соправителя государства и возможности влияния на государственную власть); отношения по проведению народных голосований и акций, выражающих общественное мнение (собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.п.); отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью общественных политических объединений; отношения, определяющие статус парламента; отношения по организации и деятельности местного самоуправления. Предмет конституционного права сложился исторически. Он является двуединым и включает в настоящее время основы взаимоотношений человека, общества и государства, а также институты, изначально возникшие как ограничители государственной власти.

Следует отметить, что традиция включать в предмет конституционного права перечисленные группы общественных отношений укоренилась достаточно прочно. Она действует даже в тех авторитарных и тоталитарных странах, где содержание ведущей отрасли права не соответствует изначальным задачам и идеям конституционализма, т.е. не преследует цели ограничения государственной власти (в связи с этим следует отметить, что в таких государствах основополагающая отрасль права даже именуется подчас по-другому: чаще всего для ее обозначения используется термин «государственное право», как это было, например, в большинстве социалистических государств, включая нашу страну). Исключение составляют государства, в которых отсутствует минимальный набор или хотя бы видимость демократических институтов. Политические отношения в них не основаны на участии населения в осуществлении публичной власти, не нуждаются поэтому в детальной правовой регламентации и подчас подвергаются регулированию в крайне ограниченном объеме. Поэтому ведущая отрасль права в таких странах охватывает лишь основы устройства государства и общества, т.е. первую группу общественных отношений традиционно понимаемого предмета конституционного права. С учетом усеченного характера предмета и отхода от изначальных ценностей конституционализма говорить о существовании в таких странах конституционного права можно лишь условно. Это касается, например, Объединенных Арабских Эмиратов, где отсутствуют какие бы то ни было избираемые населением органы государственной власти, в том числе парламент, политические права, институты непосредственной демократии, политические общественные объединения.

Конституционное право использует все три традиционных метода правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. При этом они чаще всего неравномерно распределяются между субъектами правоотношений, т.е. субъекты неравноправны: одни из них выступают преимущественно управомоченной стороной, а другие - обязанной. Например, в тех случаях, когда человек является субъектом того или иного права, признанного конституцией, он может требовать от государства гарантий реализации данного права, государство же обязано предоставить такие гарантии. И, наоборот, государство вправе требовать от человека исполнения его конституционных обязанностей. В данном случае государство является управомоченным субъектом, а человек - обязанным.

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Система конституционного права - это его внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимодействием множества элементов. К числу таких элементов относятся конституционно-правовые институты и нормы.

Конституционно-правовые институты - это обособленный комплекс родственных норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, являющиеся частью предмета данной отрасли. Они неодинаковы по объему и значимости. Самыми крупными институтами являются основы функционирования гражданского общества, основы правового статуса человека и гражданина, а также основы устройства государства, а точнее, публичной власти, существующей в государстве. Каждый из них включает ряд более частных институтов (например, основы устройства публичной власти в государстве охватывают институты государственных и самоуправленческих органов и учреждений, а также территориальной организации публичной власти), которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких институтов (например, институт государственных органов - из таких институтов, как парламент, правительство, суды и т.д).

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, регулирующие конкретные общественные отношения, входящие в предмет конституционного права. Особенностями конституционно-правовых норм являются: скрытый бланкетный характер многих из них (т.е. наличие санкций за их нарушение в нормах не конституционного, а уголовного или административного права); отсутствие санкций вообще, а иногда и гипотез у некоторых норм; значительный удельный вес норм обобщенного характера, не порождающих непосредственно субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. норм-дефиниций, многих норм-принципов и норм-целей.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по множеству оснований. По способу воздействия на общественные отношения они делятся на регулятивные и охранительные; по характеру предписания, содержащегося в диспозиции, - на управомочивающие (разрешающие), обязывающие и запрещающие; по характеру регулируемых отношений - на материальные и процессуальные; по действию во времени - на постоянные (с неопределенным сроком действия), временные (рассчитанные на тот или иной период времени, чаще всего это переходные положения) и чрезвычайные (предусмотренные на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливающие на это время действие отдельных постоянных норм).

Институты и нормы конституционного права, как уже говорилось, имеют неодинаковое значение в системе конституционного права. Особую роль играют нормы и институты, выступающие принципами конституционного права. Принципы конституционного права - это закрепленные в источниках данной отрасли руководящие идеи, в соответствии с которыми должны осуществляться конституционно-правовое регулирование и практика реализации положений конституционного права. Различают общие и специальные принципы конституционного права. Общие принципы имеют основополагающее значение для всех или многих институтов и норм конституционного права (в демократических государствах это, например, народный суверенитет, представительное правление, разделение властей, естественный характер прав и свобод человека, в социалистических - руководящая роль марксистско-ленинской партии, полновластие представительных органов и т.п.). В конституциях зарубежных стран общие принципы конституционного права нередко формулируются в начальных частях, главах или разделах. Например, в Конституции Итальянской Республики это не имеющая номера часть, которой открывается текст основного закона и которая называется «Основные принципы»; в Конституции Республики Болгария - первая глава «Основные начала» и т.д.

Специальные принципы конституционного права имеют руководящее значение лишь для отдельных конституционно-правовых институтов и норм (например, несовместимость депутатского мандата с некоторыми видами деятельности, неприкосновенность судей и т.п.).

Принципы конституционного права имеют столь важное значение в системе и содержании конституционного права, что в литературе была высказана точка зрения о том, что их следует считать самостоятельным элементом системы данной отрасли1. Представляется, что принципы конституционного права - это все-таки не отдельный элемент его системы, а особая разновидность конституционно-правовых норм и институтов, т.к. иначе как в нормах и институтах никакие правовые принципы выражены быть не могут.

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.
В материальном смысле источники конституционного права - это причины, породившие его нормы и институты. В формально-юридическом смысле источниками данной отрасли являются те формы, в которых получают внешнее закрепление и выражение конституционно-правовые нормы, институты и принципы. Наиболее распространенным видом источников конституционного права являются нормативные правовые акты. Большее или меньшее распространение в различных странах получили также конституционно-Правовые обычаи. В странах с англосаксонской правовой системой они играют гораздо большую роль, чем в государствах с европейской правовой системой. В англосаксонских странах, кроме того, в качестве источников конституционного права действуют судебные прецеденты и доктрины (доктринальные источники права), а в некоторых мусульманских государствах основополагающий характер имеют религиозные источники.

Нормативные правовые акты как источники конституционного права -это документы, принимаемые представительными либо исполнительными, а иногда судебными или квазисудебными органами государственной власти или местного самоуправления, а также референдумом и содержащие конституционно-правовые нормы. Среди нормативных правовых актов - источников конституционного права можно выделить законы, договоры, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы подразделяются на конституционные, органические и обычные (простые). Конституционные законы - это законодательные акты, обладающие наиболее высокой юридической силой по сравнению с другими законами. Среди конституционных законов следует выделить конституцию - акт, обладающий наивысшей среди актов внутреннего права юридической силой. В некоторых странах существуют и иные конституционные законы, причем определяются они по-разному: либо как законы, дополняющие конституцию (бывшая Чехословакия), либо как законы, принимаемые по наиболее важным вопросам, указанным в конституции (Италия), либо как законы, принимаемые одновременно с конституцией и содержащие переходные положения (Югославия).

Органические законы существуют лишь в ряде стран (Франция). Они подобны конституционным законам итальянской модели.

Обычные или простые законы - это законы, не относящиеся ни к конституционным, ни к органическим. Если конституционные и органические законы во всех случаях и в полном объеме являются источниками конституционного права, то простые законы могут также целиком выступать в качестве таковых, могут служить источниками конституционного права лишь частично, а могут вообще быть источниками других отраслей права. Разумеется, это зависит от того, каков круг отношений, регулируемых тем или иным законом1.

Договоры как источники конституционного права подразделяются на международные и внутригосударственные. Международные договоры являются источниками конституционного права в том случае, если они регулируют конституционно-правовые проблемы и имеют прямое действие. В связи с интернационализацией многих сфер общественных отношений в последние десятилетия наблюдается активизация использования источников права данного вида, в том числе по конституционно-правовым вопросам. Конституции многих государств закрепляют принцип верховенства норм международного права над правом внутригосударственным. Например, ст. 5 Конституции Республики Болгария 1991 года устанавливает: «Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке, обнародованные и вступившие в силу для Республики Болгария, являются частью внутреннего права страны. Они имеют приоритет перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат». Вместе с тем, все чаще в конституции зарубежных стран включаются положения, направленные на создание механизма, обеспечивающего соответствие международных договоров национальной конституции на стадиях их заключения, ратификации и введения в действие. Так, Конституция Испании 1978 года содержит норму о том, что «заключению международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, должен предшествовать пересмотр последней» (ст. 95).

Внутригосударственные договоры как источники конституционного права - это договоры, заключаемые территориальными общностями (субъектами федерации, автономными единицами или муниципальными образованиями) друг с другом или с центральной властью.

Нормативные акты исполнительной власти включают акты главы государства, правительства и отдельных ведомств. Разумеется, далеко не все из них являются источниками конституционного права, а лишь те, которые содержат конституционно-правовые нормы и институты.

Акты органов конституционного контроля как источники конституционного права - это их решения по вопросам о конституционности тех или иных документов или действий, о толковании конституции, о компетенции государственных органов и некоторым другим проблемам. Соотношение юридической силы актов органов конституционного контроля и законов является неоднозначным. С одной стороны, акты органов конституционного контроля могут признавать законы противоречащими конституции, в результате чего закон обычно прекращает действие. В этом смысле юридическую силу актов органов конституционного контроля можно считать более высокой, чем юридическую силу закона. С другой стороны, акты органов конституционного контроля должны приниматься в соответствии с порядком, установленным законом. С этой точки зрения акты органов конституционного контроля имеют подзаконный характер.

Регламенты парламентов или их палат всегда и в полном объеме являются источниками конституционного права. Они представляют собой принимаемые парламентом или его палатами подзаконные нормативные правовые акты, которые определяют структуру, организацию и порядок их деятельности.

Среди актов местного самоуправления лишь немногие могут выступать источниками конституционного права. Как правило, это местные уставы, статуты и иные акты, регулирующие основы организации местного самоуправления и порядок участия населения в его осуществлении.

Второй разновидностью источников конституционного права являются правовые обычаи. Конституционно-правовые обычаи - это нигде официально не зафиксированные правила поведения, применяемые в течение длительного времени по вопросам, имеющим конституционно-правовое значение, и молчаливо санкционированные государством. Конституционно-правовые обычаи в той или иной степени действуют практически в каждой стране, но наибольшее распространение они получили в странах с англосаксонской правовой системой, прежде всего — в Великобритании, конституция которой по большей части состоит именно из обычаев. Наиболее важными из них являются формирование правительства лидером партии парламентского большинства, существование кабинета министров, обязанность монарха согласиться с биллем (законопроектом, принятым обеими палатами парламента и т.д.

Судебные прецеденты, т.е. постановления судов по конкретным делам, являющиеся обязательными для судов при рассмотрении аналогичных дел в будущем, выступают источниками права, в том числе конституционного, только в странах англо-саксонской правовой семьи. Например, именно судебный прецедент в Великобритании обосновал неответственность монарха («Король не может быть неправ») и институт контрассигнатуры («Король не может действовать один»).

Доктринальные положения, т.е. опубликованные мнения ученых-юристов по конституционно-правовым вопросам можно лишь условно считать источниками конституционного права: в некоторых странах, например, в Великобритании суды вправе ссылаться на них для обоснования своих постановлений.

Религиозные источники права, в том числе конституционного, встречаются преимущественно в мусульманских странах. Это прежде всего шариат, превосходящий в некоторых государствах по юридической силе даже конституцию.

Следует иметь в виду, что конституции, конституционные и органические законы, а также акты органов конституционного контроля всегда, причем в полном объеме, являются источниками конституционного права. Все остальные формы права могут выступать источниками конституционного права целиком, частично или вообще не являться таковыми.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами конституционного права. Они представляют собой результат конституционно-правового регулирования. В их структуру входят субъекты, объекты и содержание.

Субъекты конституционно-правовых отношений, т.е. их участники подразделяются на физических лиц (например, это граждане, иностранцы, избиратели, депутаты, их группы) и общественные образования (государство в целом, его органы, иногда их части, территориальные единицы, их органы, общественные объединения).

Объектами конституционно-правовых отношений выступают те блага, ради которых субъекты вступают в эти отношения, например, участие в осуществлении публичной власти, достоинство личности, членство в общественном объединении и т.п.

Фактическое содержание конституционно-правовых отношений составляет реальное поведение субъектов, а юридическое - их субъективные права и юридические обязанности. Многие права и обязанности в конституционном праве имеют обобщенный характер и реализуются через комплекс прав и обязанностей более конкретных, устанавливаемых другими отраслями права. Поэтому и сами конституционно-правовые отношения часто носят общий характер, являясь отношениями-состояниями, включающими ряд более конкретных отношений. В конституционно-правовых отношениях с участием физических лиц правам одних субъектов, как правило, соответствуют обязанности других. Применительно же к таким субъектам, как государственные органы, их права выступают одновременно обязанностями и именуются полномочиями.

ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Тенденции развития конституционного права представляют собой основные направления эволюции содержания и практики применения конституционно-правовых норм и институтов. Такие тенденции просматриваются наиболее отчетливо при сопоставлении текстов первых конституционных документов, принятых в период буржуазных революций, и современных конституций.

Наиболее заметной является, пожалуй, тенденция социализации, означающая, что конституционно-правовые нормы все шире регулируют основы устройства не только государства (как это делали первые конституции), но и общества в целом, т.е. не только собственно политические, но и экономические, социальные и культурные отношения. Действие этой тенденции связано с тем, что государство перестало ограничиваться ролью «ночного сторожа», все более активно проводя политику предотвращения и урегулирования социальных конфликтов, установления разумного баланса различных интересов. Данная тенденция проявляется в том, что расширился круг конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина (если в первых конституциях закреплялись в основном, лишь личные и политические права и свободы, то в XX веке, а особенно после второй мировой войны, конституции стали регламентировать экономические, социальные и культурные права и обязанности), в том, что конституции стали регламентировать отношения между трудом и капиталом, стремиться предотвращать или смягчать иные социальные конфликты, устанавливать социальное предназначение собственности и т.д.

Демократизация конституционного права - это еще одна тенденция развития конституций и конституционного права, проявляющаяся в расширении у человека юридически признанных и гарантированных возможностей влиять на публичную власть и отстаивать свои интересы в конфликтах с ней. Она выражается в разрастании избирательного корпуса, в увеличении круга политических прав, в появлении административной юстиции, активизации институтов непосредственной демократии и т.п.

Интернационализация конституционного права - это тенденция, выражающаяся в большем или меньшем сближении отраслей национального конституционного права друг с другом и с международным публичным правом. Данная тенденция обусловлена активизацией информационного взаимодействия в обществе, в результате чего, в частности, достижения одних стран в области конституционного права перенимаются другими странами, иногда -через обобщение передового опыта на международном уровне и отражение его в международно-правовых документах. В связи с тем, что международное сообщество в настоящее время ставит своей основной целью защиту прав человека, увеличивается количество международно-правовых актов по вопросам конституционного значения. Как уже говорилось, международные документы признаются конституциями многих современных государств частью их правовой системы, причем их юридическая сила доминирует над законом.

Еще одним проявлением интернационализации конституционного права служит расширение круга наднациональных правовых актов в результате регионального сближения ряда государств. Это некоторые акты органов Европейского Союза, имеющие прямое действие на территории стран-участниц (например, акт, регулирующий порядок проведения прямых выборов в Европейский парламент).


§ 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ПОНЯТИЕ О НАУКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Наука конституционного права - это часть правоведения, представляющая собой систему знаний о конституционно-правовых принципах, нормах и институтах, а также отношениях, породивших их и регулируемых ими, о практике реализации конституционно-правовых норм и институтов, об истории и закономерностях их развития, о различных конституционно-правовых взглядах и теориях. На основе исследования теории (т.е. самопознания), истории и современной практики конституционализма наука конституционного права выявляет общие закономерности развития конституционно-правовых норм, институтов и отношений, перспективные и удачные идеи и решения, формулирует предложения по совершенствованию законодательства и его применению.

Наука конституционного права существует в каждой стране как единое целое, конституционное право зарубежных стран - ответвление от этой единой науки. Методология науки включает формально-юридический, исторический, компаративный (сравнительно-правовой), социологический, статистический и системный методы познания.

Систему науки конституционного права образуют такие ее разделы, как общее понятие о конституционном праве зарубежных стран, основы теории конституции, конституционно-правовое регулирование статуса человека и гражданина, конституционные основы общественного строя, конституционные основы организации государственного механизма, территориальная организация публичной власти. Наиболее пристальное внимание наука конституционного права уделяет исследованию политических прав человека и гражданина, правового регулирования и практики институтов непосредственной демократии, парламента, органов конституционной юстиции, федеративного устройства и местного самоуправления.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Конституционное право зарубежных стран - это один из учебных курсов, преподаваемых в российских юридических вузах, имеющий своим предметом изучение зарубежного опыта развития конституционно-правовых норм и институтов, условий, их породивших, а также практики их реализации. Система данной учебной дисциплины включает общую и особенную части.

В рамках общей части осуществляется концептуальное изучение основных конституционно-правовых институтов при выявлении их общих черт и отдельных особенностей в мировой практике. Особенная же часть направлена на изучение основ конституционного права отдельных стран.

Впрочем, имеются и другие подходы к изучению в юридических учебных заведениях конституционно-правового опыта развития зарубежных стран. Оно осуществляется в рамках единой учебной дисциплины конституционного права. Она включает общую часть, охватывающую изучение глобальных закономерностей и особенных черт как российского, так и зарубежного конституционного права; конституционное право России и конституционное право отдельных зарубежных стран. Такой подход применяется, например, на юридическом факультете МГУ.

Следует отметить, что наличие отдельной учебной дисциплины, знакомящей студентов с опытом конституционно-правового развития зарубежных стран - это специфическая черта юридического образования, сложившаяся в нашей стране. В зарубежных учебниках по конституционному праву общетеоретические положения и информация об иностранном опыте конституционно-правового развития содержатся в первых главах (разделах) либо во введении к каждой главе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие icon Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с
Учебное пособие icon Учебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...
Учебное пособие icon Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г....
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое...
Учебное пособие icon Учебное пособие
М74 модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е. Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала...
Учебное пособие icon Учебное пособие челябинск 2 004 Министерство образования Российской...
Лихолетов В. В. Системный анализ и проектирование систем управления: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во юурГУ, 2004. – 160 с
Учебное пособие icon Учебное пособие по курсу Автор составитель Перова И. Н. Учебное пособие...
Учебное пособие рассчитано на учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений
Учебное пособие icon Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Печатается по решению редакционно-издательского...
История России: основные термины и понятия: Учебное пособие / Составитель к и н. Н. Н. Грехова. Н. Новгород, 2007. 33 с
Учебное пособие icon Учебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1
Учебное пособие icon Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург
Учимся читать русскую классическую литературу: учебное пособие для иностранных учащихся / Плюснина Т. Д., Успенская И. С. – Спб.:...
Учебное пособие icon Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Базы данных» на третьем курсе. В пособии рассматриваются основы...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции