Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные




Скачать 354.91 Kb.
Название Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные
страница 1/3
Дата публикации 10.06.2014
Размер 354.91 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3
Разъяснения по ФГОС ООО
ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО (образовательное учреждение должно составлять и утверждать списки учебников и учебных пособий, которые предполагаются к использованию в образовательном процессе в очередном учебном году (пп. 23 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Такие списки должны составляться в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»). Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.

Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне и переход общеобразовательных учреждений на образовательные программы основного общего образования, соответствующие требованиям стандарта, является комплексным, многоплановым процессом. Нормативно-правовое обеспечение этого процесса осуществляется на основе сочетания нормативного и системного подходов к работе с документами, постоянного их совершенствования по мере изменения федеральной и региональной нормативной правовой базы1.

В свою очередь в общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:

- кадровых;

- финансово-экономических;

- материально-технических;

- психолого-педагогических

- информационно-методических.

В связи с этим руководителям общеобразовательных учреждений необходимо, прежде всего, осуществить внутренний мониторинг уровня готовности в соответствии с Картой самооценки готовности общеобразовательного учреждения к введению ФГОС ООО. По итогам мониторинга разрабатывается план-график («дорожная карта») введения ФГОС ООО в конкретном общеобразовательном учреждении, который предусматривает мероприятия по организационному, информационному, нормативному, методическому, материально-техническому обеспечению процесса перехода на ФГОС ООО.

Обеспечение преемственности при введении и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Сохранение единства методологических и концептуальных оснований ФГОС для всех ступеней общего образования обеспечено:

- статьей 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании» (далее – Закона), устанавливающей в ФГОС как совокупность требований, обязательных при реализации соответствующих основных образовательных программ;

- пунктом 5.2. статьи 29 Закона, устанавливающим право субъектов Российской Федерации на участие в разработке на основе ФГОС примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

- Правилами разработки и утверждения ФГОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142);

- федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников2;

- федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса3 и оборудования учебных помещений и рекомендациями4.

Вместе с тем, при практической реализации общеобразовательным учреждением ФГОС вопросу преемственности стандартов рекомендуем уделить особое внимание в части собственной компетенции и ответственности образовательного учреждения (ст.32 Закона), в том числе:

- использование и совершенствование способов организации образовательного процесса и образовательных технологий;

- разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

- подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

- определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах федерального, регионального и муниципального финансирования и собственных финансовых средств.
Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения

Основная образовательная программа основного общего образования (далее - ООП ООО) общеобразовательного учреждения является локальным нормативным документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований ФГОС ООО в общеобразовательном учреждении. В ней конкретизируются положения ФГОС ООО применительно к особенностям вида общеобразовательного учреждения, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении.

При проектировании и разработке ООП ООО школы необходимо учитывать, что основная образовательная программа разрабатывается общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО и одобренной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования5.

ООП ООО регламентирует организационно-педагогические условия и содержание деятельности школы по реализации ФГОС ООО, утверждается органами самоуправления общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом. Это означает, что после утверждения основная образовательная программа не должна проходить экспертизу и согласование в региональных и муниципальных органах управления образованием. Объектом внешней оценки основная образовательная программа общеобразовательного учреждения становится один раз в пять лет в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.

Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором следует указать:

  • порядок и периодичность разработки ООП ООО или внесения изменений в действующую основную образовательную программу (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения);

  • состав участников разработки ООП ООО, их полномочия и ответственность.

  • порядок обсуждения проекта ООП ООО;

  • порядок утверждения ООП ООО и ввода в действие.

Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт общеобразовательного учреждения следует включить перечень индивидуальных прав обучающихся и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа, и процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах – индивидуальная образовательная программа на основе образовательной программы учреждения, индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы учреждения, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30 % от общего объема основной образовательной программы. Данным соотношением необходимо руководствоваться при разработке каждого раздела основной образовательной программы школы.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предоставляет возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность.

При проектировании и разработке основной образовательной программы основного общего образования образовательное учреждение должно руководствоваться требованиями ФГОС ООО к её структуре. В соответствии с этими требованиями структура основной образовательной программы включает в себя следующие разделы6:

  • Целевой раздел

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

  • Содержательный раздел

  • программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования

  • программы отдельных учебных предметов, курсов

  • программа воспитания и социализации

  • программа коррекционной работы7

  • Организационный раздел

  • учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

  • система условий реализации основной  образовательной  программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Кроме указанных разделов основная образовательная программа школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и общеобразовательного учреждения. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия и др.

Целевой раздел основной образовательной программы начинается с пояснительной записки, которая должна содержать: введение; цели и задачи реализации основной образовательной программы; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы конкретного образовательного учреждения.

Формулируя цели и задачи реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО к результатам образования, необходимо отметить, что образовательная программа предусматривает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, которые описываются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам и результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и др.). При их формулировке следует обратить внимание на то, что «структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся», «уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов»8. При этом если под метапредметными результатами в начальной школе подразумевались освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то на ступени основного общего образования к ним добавляется способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования как один из разделов основной образовательной программы образовательного учреждения должна определять  основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, обеспечивать комплексный подход к оценке результатов, обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Она должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Приоритетными в системе оценивания должны быть не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Кроме того, помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий. При этом вместо ориентации на ошибки учащихся, поиск неудачи, что отрицательно сказывается на мотивации, рекомендуется переосмыслить пятибалльную оценочно-отметочную шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», то есть решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи следует оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.

Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании необходимо также учитывать сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Причём результаты промежуточной аттестации (в том числе накопленная оценка – портфель достижений, или портфолио) свидетельствуют о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая составляющая фиксирует не только предметные знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

В целом система оценки достижения планируемых результатов должна быть основана на принципах формирующего оценивания («оценивание для обучения»), которое ориентировано на конкретного ученика и призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы восполнить их с максимальной эффективностью и не предполагает сравнения результатов разных учащихся.

Реализация ФГОС ООО при изучении конкретных учебных предметов (курсов) осуществляется на основе входящих в содержательный раздел основной образовательной программы школы рабочих программ по учебным предметам (курсам), которые представляют собой локальный документ образовательного учреждения, определяющий перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению, и характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются педагогами образовательного учреждения на основе а) примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования; б) примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования и авторских программ; в) примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.

Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) определена ФГОС ООО и включает в себя следующие разделы:

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5)  содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса9.

В соответствии со ст. 32 Закона об образовании рабочие программы по учебным предметам (курсам) разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно и не должны проходить обязательную внешнюю экспертизу и согласование в региональных, муниципальных органах управления образованием и методических службах.

Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам (курсам), соответствующее требованиям ФГОС ООО, определено федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год)10. Перечень содержит учебники, содержание которых соответствует требованиям ФГОС ООО.

В процессе проектирования и разработки основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательному учреждению необходимо в соответствии с утвержденным федеральным перечнем определить (предусмотреть в рабочих программах учебных предметов, курсов в разделах «оснащение учебного процесса», либо закрепить локальным нормативным актом) список учебно-методических комплектов, используемых в образовательном процессе, или сформировать систему учебников из различных учебно-методических комплектов, учитывая их возможности для достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

В содержательный раздел основной образовательной программы учреждения также должны быть включены отдельные программы, перечень которых указан в ФГОС ООО:

  • программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков), включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской  и проектной деятельности;

  • программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы11.

При этом следует учитывать, что на ступени основного общего образования программа развития универсальных учебных действий дополняется вопросами формирования и развития компетентности в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Также следует иметь в виду, что в соответствии с целями основной ступени общего образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены разделы, касающиеся профессиональной ориентации, формирования экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. 

Данные программы должны быть рассчитаны на весь период реализации образовательной программы (5-9 классы) и иметь внутреннюю структуру и содержание, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Кроме того, в них целесообразно представить характеристику условий, цели и задачи деятельности, перечень участников программы, основные направления работы, планируемые результаты, систему оценивания их достижения, мероприятия по обеспечению ресурсной базы программы, календарно-тематический план работы на весь период реализации программы и по годам обучения, описание системы управления реализацией программы и формы предъявления полученных результатов.

В эти программы могут быть включены иные структурные части, отражающие специфику программ. Содержание вариативной части программ формируется, исходя из образовательных запросов обучающихся, их семей, региональных, муниципальных и локальных особенностей и потребностей.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Учебный план основного общего образования образовательного учреждения является одним из основных механизмов реализации соответствующей основной образовательной программы.

Пункт 18.3.1. ФГОС ООО12 устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и обязательные предметные области. Требования к учебному плану основного общего образования образовательного учреждения фиксируют требования к общему объёму нагрузки и максимальному объёму аудиторной нагрузки обучающихся, составу и структуре обязательных предметных областей по классам и годам обучения.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020  часов13.

Структура учебного плана по ФГОС ООО должна содержать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включая направления внеурочной деятельности.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Анализ деятельности, направленной на выполнение закона РФ «об образовании»...
По состоянию на 1 сентября 2012 года в образовательном учреждении обучалось детей
Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Реализация национальных интересов России в настоящий момент может...
Кавказ является единой геополитической системой, и его стабильность может быть обеспечена только политическим единством всех народов...
Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Доклад муниципального органа управления образованием «Отдел образования...
В течение трёх последних лет по проблемам внедрения фгос прошли обучение 77% руководителей и педагогических работников, что обеспечило...
Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам
М. В. Черкезова //Русская литература: Программы для национальных общеобразовательных учреждений: 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2012)....
Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Г. И. Беленького (М. «Мнемозина», 2012 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учреждений....
Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Состав педагогических работников моу сош №12 на 1 сентября 2012 года

Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Рабочая программа по литературе для 9Акласса составлена на основе...
Маоу кирсановская сош и программой для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной
Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Новая литература в библиотеке мбоу «имц»
В течение августа и сентября 2013 года в библиотеку мбоу «имц» поступили новые книги. Предлагаем список этих книг
Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Приказ №5 «У» по Казбековскому руо от 16 января 2013 г
Во исполнение приказа мо и н рд №892 от 17 сентября 2007 года «О мерах по совершенствованию изучения родных языков в общеобразовательных...
Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные icon Рабочая программа по орксэ модуль «Основы православной культуры»
Фгос ноо на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции