Скачать 86.5 Kb.
|
Тема урока: Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Цели урока: 1. Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме «Мёртвые души». 2. Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
Оформление:
ХОД УРОКА I. Организационный момент (приветствие). Сообщение темы урока. II. Вступительное слово учителя. Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. - Назовите принцип классификации героев, основой может служить деятельность или её отсутствие. (Манилов, Ноздрёв – отсутствие деятельности, бездумное эгоистичное существование; Коробочка, Собакевич – наличие бурной деятельности, целью которой, однако, является накопительство; Плюшкин – синтез двух предыдущих групп: от накопительства через абсурдность к полному разорению). III. Анализ образа Манилова. - Кого из помещиков Чичиков навещает первым? - Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? “Чичиков у Манилова” Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся. - Какая деталь в описании героя является преобладающей? Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению - Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя? Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость. - С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей? Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка. - Определите положительные черты характера героя, которые трансформировались в общественный порок? (Бездумная мечтательность, доброта и стремление удружить перерождаются в пустословие и приторную слащавость). Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться. - К каким выводам автор приводит читателей? Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”. Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”. IV. Анализ образа Коробочки. - Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики? Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!” Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих. - Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга? - Выявите изначально позитивные качества помещицы и их перерождение (хозяйственность, предусмотрительность, практичность сменяются мелочным преследованием эгоистичных целей и «дубинноголовой» ограниченностью). Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”. - Каково положение крестьян у Коробочки? Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами. - Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки. Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность. - Что сделало Коробочку такой? Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными. “Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое. V. Анализ образа Ноздрёва. Авторская характеристика Ноздрёва Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё. - Как разоблачается желание Ноздрёва приврать? В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков. - Какова речь героя? Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни. - Каковы жизненные цели Ноздрёва? Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь” В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную. - Определить положительные качества его характера, изменившие его до неузнаваемости. (Смелость, удальство, открытость превратились в праздное безделье, безалаберность, фантазёрство, способность попадать в «истории»). VI. Анализ образа Собакевича. - Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича? Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами. - Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах? В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем. Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…” - Что поражает в портрете Собакевича? В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”; “Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…” “Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!” - Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими? Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул. _ Чтение диалога между Чичиковым и Собакевичем (стр.94) “Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”. Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности. Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку. Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается. - Определите положительные стороны характера, которые в данном персонаже принимают уродливые формы. (Недюженная сила, крепость натуры видоизменяется в человеконенавистничество и желание получить выгоду везде, где только открывается возможность). VII. Анализ образа Плюшкина. Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину. Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке. - Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”? - Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности? - Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина? Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро. - Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества. Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина. _ Чтение по ролям «Сцену торгов» между Плюшкиным и Чичиковым. (стр.120) Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная… Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки. - Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина? Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.(стр.120). Проанализировав образы помещиков делаем вывод о том ,что в поэме представлена «галерея типов». Часть их (Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрёв) имеют статический характер, т.е. представлены не в развитии. Другая же часть (Чичиков, Плюшкин) – это персонажи с развивающимся характером .Включение в повествование жизнеописания персонажей позволяет автору показать развитие героев. Домашнее задание. 1. Цитатная характеристика Чичикова 2. Составить таблицу.
|
Какому персонажу поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» принадлежит книга,... Каждый библиотекарь в силу своей профессии должен прекрасно ориентироваться в море художественной литературы |
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Поэма «Мертвые души» История создания «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. Н. В. Гоголь: «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение отдал мне... |
||
Тема занятия Учащиеся будут знать содержание 11 главы поэмы «Мертвые души»; смогут проанализировать образ Чичикова; сделать выводы о том, кем... |
Список литературы, рекомендуемый для чтения в летнее время Н. В. Гоголь отрывок «Птица-тройка» («Мертвые души») Список литературы, обязательный для чтения в летнее время |
||
Кроль Л. М. К 83 Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии К 83 Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 128 с. — (Библиотека психологии... |
Рассказе "Один день Ивана Денисовича". Проблема сохранения памятников... А. Т. Твардовский в поэме «По праву памяти» призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается и... |
||
2013 Синтаксический строй души – или сознающая себя душа (Заметки... Бориса Пастернака «Определение души») // «Объятые в тысячу охватов». Сборник материалов, посвященный памяти Евгения Борисовича Пастернака... |
Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается... Архетипы и образы русской литературы: Программа курса магистерской подготовки. – Н. Новгород: нгпу, 2004. с |
||
Илья Стогoв Мертвые могут танцевать: Путеводитель на конец света Написанная в свободной автобиографической манере, вобравшая в себя опыт молодежной культуры 1990-х годов, она в то же время во многом... |
Программа городского праздника книги и чтения Крестный ход (собор св князя Александра Невского — ул. Володарского — ул. К. Маркса — ул. Ленина — ул. Гоголя) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |