Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»




Скачать 21.64 Kb.
Название Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
Дата публикации 10.10.2014
Размер 21.64 Kb.
Тип Анализ
literature-edu.ru > Авто-обзор > Анализ
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К морю»
Своего рода итогом пушкинского романтизма – наиболее полным, ярким его выражением и одновременно воплощением его кризиса – стало завершенное уже в Михайловском стихотворение «К морю», которое можно назвать прощанием поэта с романтической юностью.

Созданный в стихотворении образ «свободной стихии» многозначен и символичен. Море предстает в нем как живое существо, близкий друг автора. Оно оказывается даже его двойником – символом души поэта. Отсюда особый, глубоко личный тон стихотворения, искренность лирических признаний, интимные стороны своей жизни.

Образ моря в пушкинском стихотворении воплощает идеал поэта – романтика. Он выступает прежде всего как символ безграничной свободы. Оно, в отличие от «скучного неподвижного берега», влечет поэта своей беспрестанной подвижностью, изменчивостью, своим беспокойством и многообразием. Оно таит в себе опасности, неожиданности, внезапные и резкие контрасты. Наконец, оно величественно и грандиозно, оно неподвластно человеку. Наоборот, человек ничтожен перед грозной мощью вольной стихии.

Вот почему обращенный к морю монолог поэта – это не просто задушевная, дружеская беседа с ним, но восторженный, торжественный гимн в честь его «гордой красы». Отсюда приподнятая, патетическая интонация стихотворения, звучная (с опорой на сонорные согласные [р], [л], [м], [н] ) инструментовка стиха, торжественная, насыщенная архаизмами лексика («брег», «бездны глас» и др.)

В композиционном отношении стихотворение отчетливо делится на две части. В первой – раскрывается идеал поэта. Во второй – содержится безотрадная оценка действительности, современного автору цивилизованного общества, во всем противоположного и враждебного этому идеалу. Такая двухчастная композиция выражает главнейшую черту романтического миросозерцания, в основе которого – непримиримый конфликт между идеалом и действительностью.

Трагична участь романтического героя в «опустевшем мире». Это подтверждается раздумьями о судьбах Наполеона и Байрона – двух величайших людей эпохи, двух ее «гениев», «властителей дум» нескольких поколений. Мятежные, непокорные, они сродни величественной океанской стихии. Не случайно могилой Наполеона стал затерянный в безбрежных морских просторах остров святой Елены, а Байрон «был, о море, твой певец».

Чем ближе к концу, тем мрачнее, безнадежнее тон стихотворения: ведь Байрон и Наполеон – это уже свергнутые, хотя и дорогие еще кумиры. Их печальный финал – судьба угасшего «среди мучений» Наполеона и трагическая смерть «оплаканного свободой» Байрона – свидетельствует о том, что даже гениальная личность не может направить по своему произволу ход исторических событий. Прощание с морем выливается у Пушкина в прощание с мечтами о свободе, с надеждами на скорое их осуществление.

И к другому важному выводу приходит поэт в этом стихотворении. Он убеждается, что бежать от общества в какой-то иной, лучший мир невозможно, что бежать некуда, ибо человек всюду и везде зависит от сложившихся общественных условий, независимо от того, нравятся они ему или нет. Он может сохранить лишь внутреннюю свободу, отстаивать дорогие ему убеждения и идеалы. В финале стихотворения поэт обещает сохранить навсегда память о море – верность романтическим идеалам юности.

(А.М.Гуревич. Романтизм Пушкина)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» иТютчева «Как хорошо ты, о море ночное »
Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии »
Цель урока: показать многомерность пространства пушкинского текста на примере стихотворения «На холмах Грузии»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока
Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить...
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класс
Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов с текстуальным анализом стихотворения «К морю»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Урок литературы в 9-м классе по теме: Философская лирика А. С. Пушкина
Цель: Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…”
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Урока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»
Выразительно читать стихотворения А. С. Пушкина («На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна»), подготовиться...
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия»
Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» icon Урока: Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Цели урока: Развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции