Скачать 21.64 Kb.
|
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К морю» Своего рода итогом пушкинского романтизма – наиболее полным, ярким его выражением и одновременно воплощением его кризиса – стало завершенное уже в Михайловском стихотворение «К морю», которое можно назвать прощанием поэта с романтической юностью. Созданный в стихотворении образ «свободной стихии» многозначен и символичен. Море предстает в нем как живое существо, близкий друг автора. Оно оказывается даже его двойником – символом души поэта. Отсюда особый, глубоко личный тон стихотворения, искренность лирических признаний, интимные стороны своей жизни. Образ моря в пушкинском стихотворении воплощает идеал поэта – романтика. Он выступает прежде всего как символ безграничной свободы. Оно, в отличие от «скучного неподвижного берега», влечет поэта своей беспрестанной подвижностью, изменчивостью, своим беспокойством и многообразием. Оно таит в себе опасности, неожиданности, внезапные и резкие контрасты. Наконец, оно величественно и грандиозно, оно неподвластно человеку. Наоборот, человек ничтожен перед грозной мощью вольной стихии. Вот почему обращенный к морю монолог поэта – это не просто задушевная, дружеская беседа с ним, но восторженный, торжественный гимн в честь его «гордой красы». Отсюда приподнятая, патетическая интонация стихотворения, звучная (с опорой на сонорные согласные [р], [л], [м], [н] ) инструментовка стиха, торжественная, насыщенная архаизмами лексика («брег», «бездны глас» и др.) В композиционном отношении стихотворение отчетливо делится на две части. В первой – раскрывается идеал поэта. Во второй – содержится безотрадная оценка действительности, современного автору цивилизованного общества, во всем противоположного и враждебного этому идеалу. Такая двухчастная композиция выражает главнейшую черту романтического миросозерцания, в основе которого – непримиримый конфликт между идеалом и действительностью. Трагична участь романтического героя в «опустевшем мире». Это подтверждается раздумьями о судьбах Наполеона и Байрона – двух величайших людей эпохи, двух ее «гениев», «властителей дум» нескольких поколений. Мятежные, непокорные, они сродни величественной океанской стихии. Не случайно могилой Наполеона стал затерянный в безбрежных морских просторах остров святой Елены, а Байрон «был, о море, твой певец». Чем ближе к концу, тем мрачнее, безнадежнее тон стихотворения: ведь Байрон и Наполеон – это уже свергнутые, хотя и дорогие еще кумиры. Их печальный финал – судьба угасшего «среди мучений» Наполеона и трагическая смерть «оплаканного свободой» Байрона – свидетельствует о том, что даже гениальная личность не может направить по своему произволу ход исторических событий. Прощание с морем выливается у Пушкина в прощание с мечтами о свободе, с надеждами на скорое их осуществление. И к другому важному выводу приходит поэт в этом стихотворении. Он убеждается, что бежать от общества в какой-то иной, лучший мир невозможно, что бежать некуда, ибо человек всюду и везде зависит от сложившихся общественных условий, независимо от того, нравятся они ему или нет. Он может сохранить лишь внутреннюю свободу, отстаивать дорогие ему убеждения и идеалы. В финале стихотворения поэт обещает сохранить навсегда память о море – верность романтическим идеалам юности. (А.М.Гуревич. Романтизм Пушкина) |
Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» иТютчева «Как хорошо ты, о море ночное » Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное» |
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » Цель урока: показать многомерность пространства пушкинского текста на примере стихотворения «На холмах Грузии» |
||
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс |
Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить... |
||
Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класс Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов с текстуальным анализом стихотворения «К морю» |
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6... А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы... |
||
Урок литературы в 9-м классе по теме: Философская лирика А. С. Пушкина Цель: Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…” |
Урока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина» Выразительно читать стихотворения А. С. Пушкина («На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна»), подготовиться... |
||
Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество |
Урока: Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» Цели урока: Развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |