Скачать 49.74 Kb.
|
МОУ СОШ с.Засечное ОТКРЫТЫЙ УРОК (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ). А.С.ПУШКИН. «МЕДНЫЙ ВСАДНИК». 7 КЛАСС. Разработала и провела урок: Антонова И.Н. 2006г. А.С.Пушкин. «Медный всадник». ЦЕЛИ УРОКА: выявить своеобразие жанра «Медного всадника», его композицию, конфликт; выяснить авторское отношение к героям; увлечь учащихся поэтическим наследием Пушкина. На экране – портрет А.С.Пушкина. На доске – цели урока. ХОД УРОКА 1) ОРГМОМЕНТ с сообщением темы и целей урока. 2) СООБЩЕНИЕ учащегося о творческой истории создания поэмы «Медный всадник». «Медный всадник» был написан Пушкиным в 1833 году во время второй болдинской осени. При жизни поэта было опубликовано только вступление под названием «Петербург. Отрывок из поэмы».(1834г.) После смерти поэта «Медный всадник» был опубликован в журнале «Современник». 3) БЕСЕДА с классом. (Обращение к тетрадям, записи по ходу урока) -- Теперь обратимся к вопросу жанра произведения. Сам Пушкин указал на него: «Петербургская повесть». -- Ребята, что же такое повесть? Согласны ли вы с выбором самого автора? Обоснуйте свой ответ. -- Давайте посмотрим на построение поэмы. Какова ее композиция? 4) РАБОТА С ТЕКСТОМ. «ВСТУПЛЕНИЕ». -- Как начинается повесть «Медный всадник»? С чего? (С предисловия). Причем предисловие написано в прозе, что подчеркивает реальность события. (Учитель зачитывает и дает пояснения). -- Где происходит действие? (В Петербурге). Да, в Петербурге, и связано с наводнением 1824 года. Пушкин обращается к теме Петербурга и его основателя, самодержца, преобразователя России. -- Зачитаем первые строки «Вступления». («…Стоял он…»). (На партах отрывки из текста представлены). Посмотрите, местоимение ОН выделено курсивом. А ведь с местоимения работы начинать не принято. Наверное, автор нарочито так поступает. Как вы думаете, что он хотел тем самым показать? С какой интонацией читается эта строка? ( Интонационно выделяется, произносится торжественно, читатель уже понимает, о ком пойдет речь). На экране – иллюстрация («…Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.») -- О чем же думал Петр? (Хотел построить город). -- Удалось ли ему это сделать? -- Какой же город вырос? И что прежде было на этом месте? (На листках отрывок под №1 выразительно прочитать). -- Построенный на только что отвоеванной окраине страны. Он явился открытым вызовом врагам России. (Обратите внимание на слово, выделенное на листке курсивом, – «назло». Курсив мой). Петербург создавался и как вызов природе. Он строился на месте, мало пригодном для житья, ценой небывалых усилий и жертв. На экране – иллюстрация. -- В каких словах отразилось отношение самого автора к городу? («Люблю тебя, Петра творенье…»). -- Как же относится Пушкин к историческим деяниям Петра I? (Хвалит, говорит высоким слогом). -- На какой жанр это похоже? Вспомните Ломоносова. (Ода – хвалебная песня). -- Какими словами завершается торжественно-величественное вступление? («Была ужасная пора…»). -- Вся ли повесть проникнута настроением торжественности, величия? (Нет, только вступление). -- Правильно, вступление противопоставлено трагическому содержанию двух частей поэмы и ее финалу. 5) РАБОТА С ТЕКСТОМ. ЧАСТИ 1,2. -- Какое же событие потрясло Петербург? Когда оно произошло? -- Найдите сравнения в описании погоды. Какая картина перед нами предстает? (Ужасающая, страшная). -- Что мы узнаем о Евгении? Зачитайте. -- О чем же он думал? – листки на партах, №2 Одинаковы ли мысли Петра и Евгения? СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Цели Петра – государственные, прогрессивно-исторические. У Евгения цели только личные. Но это не противостояние двух людей, а противостояние человека и государства, человека в государстве. В повести рядом с образом великого государственного деятеля возникает образ обыкновенного человека, судьбу которого определяют результаты преобразований Петра. В образе Евгения поэт показал человека в движении истории, воссоздал образ жизни обычного человека в городе, построенном Петром, раскрыл внутренний мир обыкновенного человека. -- Итак, Евгений мечтал о будущей жизни, желал успокоения бури и заснул. Суждено ли было исполнится его мечтам? Почему? Конец 1-ой части. -- Почему «кумир на бронзовом коне» обращен к Евгению спиной? (Равнодушен к его проблемам, жизни). -- Наводнение отступило, вернее отступает. С чем, с кем сравнивает Пушкин Неву? (Злодеи, разбойники). -- Куда спешит Евгений? Что предстало его взору? Что произошло с ним? (Враз изменился). На экране – иллюстрация. -- А изменилась ли жизнь вокруг? -- Какие чувства овладели Евгением в момент прояснения его ума и встречи с «властелином судьбы»? СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Евгений бросил вызов самодержцу: «Ужо тебе!» Эта угроза – момент духовного возвышения человека, в полной мере осознающего свою беззащитность перед «властелином судеб». Всадник преследует Евгения (фантастика), охраняя власть закона и порядок самодержавного государства. (Это двойственная оценка Пушкиным деятельности Петра). Евгений доведен до крайности, повержен петровскими преобразованиями, и в нем пробуждается мятежный дух. -- Нашел ли успокоение в этой жизни Евгений? -- Каков же финал его жизни? (Трагический. Он нашел домик Параши и умер на его пороге). 6) ИТОГОВЫЙ ВОПРОС -- Как же Пушкин относится к личности Петра I, личности исторической? (Неоднозначно. Ратует за его преобразования, но видит, что эти преобразования для обычного человека подчас оборачиваются бедой в условиях самодержавного государства. Пушкин осуждает жестокую преобразовательную деятельность). 7) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. -выучить наизусть отрывок из поэмы «Медный всадник»; -выписать из литературоведческого словаря определение жанра «баллады». |
Моу «Октябрьская сош» Открытый урок по русскому языку в 4 классе.... Цели урока: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов |
Открытый урок Чтения мбоу сош №170 Крылов! Это имя нам дорого с детства" (В. И. Лебедев-Кумач) "Люблю, где случай есть, пороки пощипать" (И. А. Крылов) "Его басни переживут... |
||
Публичный отчет моу «сош №2 с Алтуд» Учредитель школы – «моу сош №2 с. Алтуд» является местная администрация Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской... |
Урок по мхк в 9 классе по теме «Синтез искусств в театре» Учитель : Урсаева М. Г. Моу сош с. Варламово, Чебаркульский район, Челябинская область |
||
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор... ... |
Пояснительная записка перечень общеобразовательных программ, реализуемых... Образовательная деятельность моу сош №89 ориентирована на внешние запросы, определяемые государственной политикой в сфере образования,... |
||
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
«Об утверждении и порядке введения фгос в моу «сош №2 с. Карагач» Рф от 26. 11. 2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,... |
||
«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Карагач» утверждено директором... Это достигается путем создания благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития... |
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |