Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций




НазваниеАктуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций
Дата публикации14.05.2014
Размер88.8 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Авто-обзор > Документы
Опубликовано: Актуальные исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций / Социально- экономическая эффективность результатов исследования молодых ученых в области образования. Материалы всерос.науч.-практ.конф.- Тула: Изд-во Тул. Гос.пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2010.- С. 165 -169 (0,28 п.л.).

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ



Шатилова В.П. (г. Санкт-Петербург, РГПУ им.А.И.Герцена)
The topicality of master's thesis quality improvement is proved in the article. As

a result of the statistic-linguistic analysis of the Internet resources, synopses of theses, manuals on the research work and master's thesis regulations of different universities there was disclosed the contradiction between the necessity of development of master's thesis quality improvement mechanisms and lack of the special research on this problem.
В настоящее время в системе образова­ния на первый план выдвигается проблема повышения качества подго­товки обучающихся в высшей школе. Необходимость повышения качества и обновления содержания высшего образования явилась одной из основных причин введения в России уровневого высшего образования. Получение степени «бакалавр» и квалификации «специалист» впервые годы введения уровневого обучения были более распространены, чем получение степени «магистр». Поэтому усилия как теоретиков, так и практиков на начальном этапе становления уровневой системы образования были сосредоточены именно в области качества подготовки бакалавров и специалистов. Сегодняшняя ситуация, связанная с обязательным полным переходом вузов на уровневое обучение, требует постановки исследований в области подготовки магистров. Качество данной подготовки оценивается вузом «на выходе» сдачей государственного экзамена и защитой магистерской диссертации. При этом многие преподаватели, а тем более и сами магистранты не понимают разницы межу магистерской и бакалаврской работой или дипломом специалиста, что в свою очередь отражается на качестве самой магистерской диссертации. Именно поэтому нам представляется интересным рассмотреть вопрос изученности в науке и практике проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций как показателя подготовленности магистра.

С этой целью мы использовали следующие методы исследования: лингвостатистический анализ ресурсов сети Интернет; анализ авторефератов по специальностям 13.00.01 и 13.00.08; анализ пособий по написанию магистерских диссертаций, а также анализ положений о магистерской диссертации, представленных на сайтах различных вузов. Поясним выбор указанных методов исследования. На начальном этапе необходимо было просмотреть как можно больше источников и изучить степень освещенности рассматриваемого вопроса. Для этого мы использовали лингвостатистический анализ. Однако из-за недостатков данного метода (отсутствие смыслового анализа текста) необходимо было подтвердить сделанные выводы, проведя детальный анализ авторефератов. Отсутствие научного освещения вопроса потребовало проведения анализа пособий по написанию магистерских диссертаций и положений различных вузов о магистерской диссертации для того, чтобы разобраться, какой имеется опыт в совершенствовании качества диссертационных работ магистрантов. Таковы основания, определившие логику выбора методов исследования, результаты применения которых представлены далее.

Как мы уже говорили, сначала мы провели лингвостатистический анализ материалов, представленных в сети Интернет, по поисковому запросу: «Механизмы повышения качества магистерских диссертаций». Он заключался в изучении количественных закономерностей естественного языка, проявляющихся в текстах. Материалом лингвистического анализа стал язык, который зафиксирован в виде речевых произведений (5). Информационное пространство Интернета мы рассматривали как гигантскую модель текста, огромный объем которого доступен с помощью поисковых систем, например, Яндекс.

Лингвостатистический анализ производился следующим образом. В поисковый запрос мы последовательно добавляли ключевые слова, придерживаясь при этом принципа «от общего к частному» по мере конкретизации задачи. В результате у нас получилась следующая цепочка понятий: диссертация - 6 млн.; магистерская - 460 тыс.; качество - 294 тыс.;

повышение - 165 тыс.; механизмы - 104 тыс.

Результаты процедуры представлены на рис.1.



Рисунок 1 диаграмма сужения массива текстовых документов, обнаружеваемых поисковой машиной Яндекс в массиве информации русскоязычного сегмента.
Было обнаружено, что  из 6 млн. документов, содержащих слово «диссертация», 460 тыс. (6%) содержит и слово «магистерская». Резкое сокращение числа упоминаний о магистерской диссертации свидетельствует о том, что в ресурсах Интернет чаще упоминаются кандидатские или докторские диссертации. Добавление слова «качество» уменьшает   число документов в 1,6 раза. Иными словами, «удельный вес» работ, посвященных качеству магистерских диссертаций, составляет около пяти процентов (4,9%). Добавление слова «повышение» уменьшает число найденных документов ещё в 1,8 раза. Наконец, «удельный вес» механизмов повышения качества магистерских диссертаций составляет 1,7%, из чего можно сделать вывод о недостаточной разработанности данной темы.

Но сделанный вывод может быть условен, ведь смыслового анализа текстов в рамках осуществляемой процедуры не предусмотрено. Именно поэтому мы провели анализ тематики авторефератов за 2009 г., которые были представлены в зале новых поступлений Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург) по специальностям 13.00.01 и 13.00.08. Всего таких авторефератов оказалось 856, однако авторефератов по вопросам качества написания магистерских диссертаций среди них не оказалось. И только одно исследование С.В. Богдановой было связано с магистерской подготовкой (2). Мы можем объяснить это тем, что только недавно произошел полный переход вузов на уровневое обучение, и большинство вузов не имеют опыта подготовки магистрантов.

Что же может способствовать качеству магистерских диссертаций? Для поиска ответа на этот вопрос мы решили конкретизировать процедуру отбора и стали анализировать авторефераты, связанные с качеством подготовки студентов и с проблемами написания диссертаций, ведь магистерскую диссертацию можно рассматривать как результат научной работы студента, а также отражение процесса его подготовки в магистратуре.

В результате такого отбора нами были отмечены 26 авторефератов 2009 г. и ещё 25 авторефератов более ранних годов. Их анализ позволил нам выдвинуть гипотезу, что повышению качества диссертационных исследований в магистратуре будут способствовать:

  1. Личная ответственность студента за результаты своего обучения, а также уровень его мотивации.

  2. Формирование у студента определенных компетенций (например, коммуникационной, информационной, исследовательской).

  3. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.

  4. Развитие образовательной самостоятельности у студентов.

  5. Учет исторического и зарубежного опыта подготовки студентов.

  6. Организованная система контроля за результатами обучения.

Но данная гипотеза требует проверки и научного обоснования. Несмотря на отсутствие исследований в направлении механизмов повышения качества магистерских исследований, уже сейчас существует множество отечественных пособий о том, как написать и защитить дипломный проект или диссертацию. Среди данных пособий есть такие, которые посвящены и написанию магистерских диссертаций. Мы проанализировали пособия таких авторов, как: Б.И. Анциз; В.Н. Бибило; Т.С. Бойко и др.; А.В. Коротков; В.И. Крышка; В.В. Кузнецов и др.; Е.Ф.Сысоева и др.; Л.В. Худобин; И.В. Штурц). Цель анализа состояла в том, чтобы понять, что есть магистерская диссертация, какова её структура, а также выделить отличия магистерской диссертации от дипломной работы и кандидатской диссертации.

Хотелось бы отметить, что из десяти пособий только пять (В.И. Крышка; В.В. Кузнецов и др.; Е.Ф.Сысоева и др.; Л.В. Худобин; И.В. Штурц) посвящены полностью написанию магистерской диссертации, остальные посвящены написанию и оформлению научных работ для студентов, магистрантов, аспирантов. Данный факт отражается на логике построения текста. Если в первых пяти пособиях мы наблюдаем целостный рассказ о том, что такое магистерская диссертация, то в остальных разговор идет о выпускной работе в целом, а затем даются рекомендации по каждому виду работы. Одно (4) из десяти пособий посвящено написанию магистерских диссертаций магистрам технических специальностей, в частности написанию диссертации по технологии машиностроения.

В целом содержание пособий по написанию магистерской диссертации аналогично. Они включают в себя такие разделы, как общие требования к работе, правила оформления, порядок защиты.

Только в трех пособиях (1, 3, 4) дается понятие «магистерская диссертация». Причем, в пособии, посвященному написанию магистерской диссертации в техническом вузе (4), мы наблюдаем, что новизна работы определяется с практической стороны. Мы, как исследователи, основываясь на собственном опыте написания магистерской диссертации по гуманитарному направлению, можем сказать о первостепенной важности научной новизны работы. Таким образом, возникает вопрос о единстве понимания магистерской диссертации в технических и гуманитарных вузах. Решения данного вопроса требует дальнейшего исследования, прежде всего, путем анализа положений о магистерской диссертации в гуманитарных и технических вузах страны.

Проведя анализ пособий по написанию магистерских диссертаций, мы также пришли к выводу, что они, безусловно, помогают спланировать работу магистранта по написанию диссертации, знакомят его с инструментарием исследования, но при этом не гарантируют качественное написание магистерской диссертации.

Что же подвергается оцениванию в магистерской диссертации, ведь именно это и определяет качество данного вида научной работы? На этот вопрос мы ответили, проведя анализ требований к магистерским диссертациям, представленных на сайтах вузов, предлагающих магистерские образовательные программы. Он показал, что магистерская диссертация должна иметь такие разделы как: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. Одним из наиболее важных оценочных критериев качества магистерской диссертации является корректное описание его научно-методологического аппарата, отражаемого во введении. Соответственно качество диссертационного исследования обеспечивается выбором научно-методологического аппарата исследования, в частности выбором методов исследования. Известно, что существуют как общие (применяемые в любой области науке), так и специальные (применяемые только в конкретной области) методы. Применение специальных методов влечет за собой различия в результатах исследования по разным областям наук и приводит к неоднозначности понимания качества диссертации.

Таким образом, мы видим, что одним из направлений повышения качества магистерских диссертаций является расширение методов исследования, путем их заимствования и адаптации к конкретной области науки. Описание более детальной процедуры оценивания качества магистерской диссертации на сайтах не приводится.

Проведенный анализ позволяет выделить противоречие между необходимостью разработки механизмов повышения качества магистерских диссертаций и отсутствием специальных исследований по их выявлению.

Приведенные рассуждения послужили основанием постановки исследования, направленного на поиск путей совершенствования качества магистерских диссертаций с целью способствования процессу подготовки конкурентоспособного специалиста.

Проведенный анализ показал, что совершенствование качества магистерских диссертаций может быть связанно как с организацией процесса обучения в магистратуре (например, вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, организованная система контроля за результатами обучения, формирование у студента определенных компетенций), так и с качеством проведенного исследования путем осмысленного выбора исследователем научно-методологического аппарата исследования, а также расширения методов исследования. Все это требует дальнейшего изучения.

В ходе работы открытым остался вопрос о различиях в понимании магистерской диссертации в технических и гуманитарных вузах. Он также требует дальнейшего изучения и может быть освещен в рамках решения выделенной проблемы.
Список литературы


  1. Анциз Б. И. Рекомендации по подготовке и защите выпускных

квалификационных работ. - М., 2005. – 35 с.

  1. Богданова С.В. Методы активного обучения как фактор эффективной

подготовки студентов магистратуры к познавательной деятельности в вузе. Автореф… канд. пед. наук [Текст] / С.В. Богданова – Карачаевск, 2009 – 25 с.

  1. Сысоева Е.Ф., Долгова О.В., Рыжкова Л.А. Пособие по выполнению

выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) для магистрантов направлений 080100 - "Экономика", 080500 - "Менеджмент". - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009. - 61 с.

  1. Худобин Л.В. Магистратура и магистерская диссертация по технологии

машиностроения: Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 89 с.

  1. Ахаян А.А. О восприятии международных Интернет-проектов на

уровне общественного сознания как средства повышения качества образования в сельской школе // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. – 2008, ART 1304. - CПб., 2008г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1304.htm. - Гос.рег.№ 0320100088

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций iconМодернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы
Актуальность содержания данной статьи обусловлена процессами реформирования системы образования РФ в контексте повышения качества...

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций icon"Функции женских образов в отражении авторской концепции творчества...
Окончила в 1982 Г. Нижегородский государственный педагогический институт им. М. Горького по специальности "учитель русского языка...

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций iconЛишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций iconПроблемы определения содержания римского права: исторический и цивилистический подход
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в нашей стране в юриспруденции наметилось коренное изменение представлений...

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций iconТеоретические основы проблемы исследования
Современное состояние проблемы правонарушений среди подростков в России

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций iconНазвание проблемы и аргументация проблемы
Позиция автора: по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций iconГражданско-правовые аспекты
Проблемы совершенствования законодательства в области противодействия распространению (рассылке) спама 23

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций iconАктуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных...
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии...

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций iconИсследования
20-40 станиц, должна называться в соответствии с ее содержанием, например: «Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности...

Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций iconВ педагогическую профессию Глава
Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции