Правила по русскому языку (9 10 классы)




Скачать 349.53 Kb.
Название Правила по русскому языку (9 10 классы)
страница 1/3
Дата публикации 29.09.2014
Размер 349.53 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-обзор > Документы
  1   2   3
Правила по русскому языку (9 – 10 классы)

1.Сложным называется предложение, имеющее в своем составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.

2. Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, могут объединяться: а) сочинительными союзами; б) подчинительными союзами или относительными словами; в) бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением).

3.Сложносочиненные предложения – это сложные предложения, включающие равноправные по смыслу простые предложения, которые связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
К средствам связи простых предложений в сложносочиненном предложении относятся: сочинительные союзы, интонация, видовременные формы сказуемых, неполнота одного из простых предложений, общие члены предложения, синонимы, антонимы, повторяющиеся слова и др.

4. Запятая ставится между частями сложного предложения, связанными союзами соединительными (и, да в значении «и»), противительными (однако, зато, же, а то, а не то), разделительными (или, либо, то…то, не то… не то), присоединительными (то есть, а именно).
В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами выражаются:

- значения одновременности описываемых действий: Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном;

- значения последовательности описываемых действий: Потом разом смерклось, и наступила глухая ночь;

- значения причины и следствия: Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали (+ поэтому); Потемки все сгущались, и поэтому предметы теряли свои контуры.

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами выражаются отношения:

- противопоставления: Лето пошло на убыль, но дни стоят душные и тяжелые;

- сопоставления: Ранняя птичка носок очищает, а поздняя глаза продирает (средства связи: противительный союз а, сопоставительная интонация, антонимы (ранняя - поздняя), неполнота второго простого предложения (опущено подлежащее птичка).

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами выражаются значения:

-взаимоисключения – возможность одного явления (события) из двух или нескольких: Либо сена клок, либо вилы в бок (возможно одно из названных явлений);

- чередование явлений (событий): То огонек блеснет во тьме, то перейдет дорогу пеший (чередование событий).

5.Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами и, да в значении «и» лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой), например: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уж был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента; Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживая по этой своей квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость; На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду.

6. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире, например: Я спешу туда ж – а там уже весь город; Один прыжок – и лев уже на спине буйвола.

7. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится:

- если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, например: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой;

- если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, например: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги;

- между двумя назывными предложениями, например: Прогулка в лесу и катанье на лодках;

-между двумя вопросительными предложениями, например: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

8. Запятая не ставится также между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых, например: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.

9. Запятая ставится между частями сложносочиненного предложениями, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение, если эти части соединены повторяющимся союзом, например: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

10. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

Ошибки в построении сложносочиненного предложения часто касаются:

- подмены одного союза другим, например: употребление противительных союзов а, но вместо соединительного союза и: Тигр вскочил на забор, задел лапами дрова, но дрова упали на него; соединительного союза и вместо противительных союзов а, но: Толстой показывает, что Иван Васильевич не может примириться с существующими порядками и остается пассивным;

- использование лишних союзов и постановки рядом однозначных союзов: Всем предприятиям было предложено представить заявки на сырье, но однако некоторые из них своевременно этого не сделали;

- тавтологического употребления сочинительных союзов: Искали его три дня, но все напрасно; но (лишний союз) потом нашли в степи без чувств;

- объединения сочинительной связью простого и сложного предложений: На собрании речь шла не только об успеваемости, но мы говорили об отношении к учебе и к своим обязанностям (правильно: но и об отношении к учебе и своим обязанностям).
11. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

К лексическим ошибкам относят нарушение норм лексической сочетаемости. Часто нарушается сочетаемость слов спереди, вперед, сначала, поначалу.

Правильными являются сочетания: стоять спереди, пришить пуговицу спереди, сначала ответь, начать сначала, поначалу поверили, идти вперед, заплатить вперед, идти впереди всех, мои часы впереди.

12. Сложноподчиненное предложение – это сложное предложение, в котором:

- одно простое предложение является главным, другое – придаточным (в нем есть подчинительный союз или союзное слово);

- придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному;

- придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов, союзных слов и интонации.

12. Строение сложноподчиненного предложения можно представить в виде схемы, в которой главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное – круглыми. Например, схема сложноподчиненного предложения Недаром говорят, что у каждого влюбленного есть звезда следующая:

1 2

[ глагол - сказуемое ], (что…).

Эта схема показывает, что в данном предложении придаточное предложение относится к главному, соединяется союзом что и стоит после главного предложения.

13. Средства связи простых предложений в сложноподчиненном:

- подчинительные союзы,

- союзные слова,

- интонация,

- указательные слова в главном предложении,

- неполнота одного из предложений;

- повторяющиеся слова и местоимения и др.
14. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Придаточные определительные:

- отвечают на вопрос какой?;

- относятся к определяемым словам, содержащимся в главном предложении, и дают им характеристику;

- соединяются с определяемыми словами при помощи союзных слов-местоимений и наречий: который, что, куда, когда, где и др., прикрепляются к главному предложению с помощью союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда, реже с помощью союзов чтобы, как, словно, будто, точно и др. Например: Наступила и вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой; С улицы доносился шум, какой бывает только днем; Настала минута, когда я понял всю цену этих слов; Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли; Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать; Я тот, чей взор надежду губит;

- иногда для выделения определяемого слова к нему прибавляется указательное слово тот, такой

Сравните: Детство – это путешествие (какое?), которое никому не удалось совершить дважды. и Детство –это такое путешествие (какое именно?), которое никому не удалось совершить дважды;

- всегда стоят после определяемого слова. Например: Слово – удивительный дар, которым обладает человек.

Сложноподчиненным предложениям с придаточными определительными близки сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно-определительными, относящимися не к существительным, а к местоимениям, которые употребляются в значении существительного: тот, все, каждый и др. Местоименно-определительные придаточные отвечают на вопросы кто именно? что именно? Например: (Кто именно?) Кто ищет, тот всегда найдет; Благословляю все, что было.

Иногда для выделения определяемого слова к нему прибавляется указательное слово тот, такой. Сравните: Детство – это путешествие (какое?), которое никому не удалось совершить дважды. и Детство – это такое путешествие (какое именно?), которое никому не удалось совершить дважды.

15. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Придаточные изъяснительные:

- отвечают на падежные вопросы;

- относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам со значением речи (сказал (что?), сообщение (о чем?), известен (чем?)) и др.;

- уточняют (дополняют, поясняют) смысл изъясняемых слов;

- соединяются с изъясняемым словом при помощи союзов что, чтобы, будто, как, как будто, словно, ли и др. и союзных слов кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько насколько и др. Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес; Ты рада, что ты дома? Отец потребовал, чтобы я ехала с ним; А вы мне скажите, почему вы так боитесь молчания? Воропаев спросил, где председатель; О нем ходят слухи, будто он занялся хлебной торговлей и разбогател сильно.

13. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.

Эти придаточные отвечают на вопросы как? каким образом? насколько? в какой мере? до какой степени? и содержат указание на образ или способ совершения действия, степень качества, о которых говорится в главном предложении; прикрепляются к нему с помощью союзов как, что, чтобы, словно, точно, союзных слов насколько, поскольку: Волнение злобы во мне было столь сильным, что я не понадеялся на верность руки; Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости; Надо только стать таким образом, чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней святого Георгия; Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу; Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю; В иные дни до того припекало, что становилось трудно дышать.

14.Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.

Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени? и относятся ко всему главному предложению.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени можно разбить на две группы: в одной указываются отношения одновременности (полной или частичной), в другой – отношения разновременности.

Отношения одновременности передаются с помощью союзов когда, пока и формами глаголов: В длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал газету, Федюшка обыкновенно играл с нею (Каштанкой) (полная одновременность); Пока в цехе шли обычные операции, здание тонуло во мраке (то же); Пока он падал, Алешка схватил с головы Макара шапку и скрылся в тайге (частичная одновременность).

Отношения разновременности выражаются различными союзами, соотношением видовых форм глаголов-сказуемых, порядком расположения главного и придаточного предложений: Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я со своей собакой прошел через высокую березовую рощу (предшествование того действия, о котором говорится в главном предложении, тому действию, о котором идет речь в придаточном предложении); Только после того как миновало часа четыре дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошел душой (следование действия, о котором говорится в главном предложении, за действием, о котором идет речь в придаточном предложении).

Для указания на то, что действие, о котором говорится в главном предложении, совершилось или начало совершаться сразу после действия, о котором идет речь в придаточном предложении, используются союзы как только, лишь только, едва только и др.: Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы ему изменили; Едва жандармы начали обыск, вернулся из театра Кирилл.

15.Сложноподчиненные предложения с придаточными места.

В придаточных предложениях места, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?, содержится указание на место, направление, пространство, где совершается то, о чем говорится в главном предложении. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда: Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему; Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел; Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали; Откуда ветер, оттуда и счастье ;Все заглядывали вперед, где реяло знамя.

16.Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

В придаточных причины, отвечающих на вопросы почему? отчего? по какой причине?, содержится указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главном предложении. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, так как и др.; Вошедши в зал ,Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный; Собака далеко залезла в конуру, благо не на кого было лаять; Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны, то и положиться на вас нельзя; И собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их.

17.Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

В придаточных предложениях цели, отвечающих на вопросы зачем? для чего? с какой целью?, содержится указание на цель или назначение того, о чем говорится в главном предложении. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы и др.: Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своей соседкой; Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок; Для того чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед.

Сложный союз может расчленяться, то есть первая часть используется как соотносительное слово в главном предложении, а вторая выполняет роль союза: Все это сказано для того, чтобы возбудить внимание к жизни многотысячной армии начинающих писателей; Я пригласил вас, господа; с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие; Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки.

18.Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными.

Придаточные предложения уступительные содержат указание на условие, вопреки которому осуществляется то, о чем говорится в главном предложении. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзов хотя, несмотря на то что, пускай, пусть, даром что и др. а также сочетаний вопросительно-относительных местоимений или наречий с частицей ни (кто ни, что ни, как ни, где ни, куда ни, сколько ни и др.): Он весь был ясно виден, даром что ехал в тени; Хотя казаков было мало, Левинсон почувствовал вдруг сильное волнение, как в первый, давнишний период его военной деятельности; Несмотря на то что, Семенов говорил чистую правду и действительно был хорошим механиком, все в нем раздражало Василия; Пусть он себя не прославил, сделал себя он сильней.

Союз несмотря на то что может употребляться в расчлененном виде; ср.: Раскольников молчал и не сопротивлялся, несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться. – Несмотря на то, что ветер свободно носился над морем, тучи были неподвижны.

19.Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

Придаточные предложения сравнительные поясняют содержание главного предложения путем сравнения, основанного на каких-либо ассоциациях. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союзов как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как если бы и др.: Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы; Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески; Дед относился к Митрию двояко, словно перед ним было два человека; Они трудились на протяжении всех дней войны, как если бы это был один день.

20.Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия.

В этом типе придаточных предложений указывается на следствие, которое вытекает из содержания главного предложения. Прикрепляются они к главному предложению с помощью союза так что: У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потемках; Вдруг, правда, развеселится, пойдет в пляс, так что с чердака опилки сыплются.

21.Сложноподчиненные предложения с придаточными сопоставительными.

В предложениях этого типа содержание главного и придаточного предложений сопоставляется в каком-либо отношении. Средством связи обеих частей служат союзы и союзные сочетания в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как, чем…тем, если…то и др.: Чем ближе к натуре, тем лучше; В начале рассказа многие обращались невольно глазами к портрету, но потом все вперились в одного рассказчика, по мере того как рассказ его становился занимательней; Сливаясь друг с другом, они покрыли небо сзади нас, тогда как впереди оно еще было ясно; Она Алексея еще не видела, между тем как все молодые соседки только об нем и говорили.

22. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.

Придаточные предложения присоединительные содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении. Средствами связи обеих частей служат союзные слова что, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего: Обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи; Его не было дома, почему я и оставил записку; Правда была в том, что он на самом деле лишился чувств, как и признался сам; Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул ее, отчего тут же раздался оглушительный выстрел.

23.Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями делятся на три группы:

- с однородным подчинением (однородными называются одноименные придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения или к нему в целом. Между собой эти предложения связываются сочинительной или бессоюзной связью и потому называются придаточными соподчиненными: Мать с жгучей ревностью видела, что вечерние впечатления владеют ребенком даже в течение следующего дня, что даже на ее ласки он не отвечает с прежней безраздельностью, что, сидя у нее на руках и обнимая ее, он с задумчивым видом вспоминает Иохима - с неоднородным (параллельным) подчинением ( неоднородными называются придаточные предложения разноименные, то есть относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения: Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его; Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки);

- с последовательным подчинением (Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой; Настоящую песню скворца надо слушать ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстиями на восток).

ЗАПОМНИ!

При последовательном подчинении в придаточных предложениях не должны повторяться одни и те же союзы и союзные слова. Например: Я был так низок, что у меня дрогнуло сердце от радости, что выдержал характер и дождался, что она вышла первая.

24. При последовательном подчинении придаточное предложение, которое поясняет главное, называется придаточным первой степени. Оно является главным для придаточного второй степени.

ЗАПОМНИ!

Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения, например; Есть люди, которых любят все и которые тем не менее никогда не были любимы.

25. Бессоюзные сложные предложения – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союза или союзных слов).

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме). Например: Наступила настоящая зима, земля покрылась белоснежным ковром; Снег уже незаметно подтаивал: солнце начало припекать.

26. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

а) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова а именно), например: Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана; Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа;

б) если в первом предложении при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь; Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя;

Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, понюхал: пахнет медом (пропущено: и почувствовал, что).

Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу: земля задрожала;

в) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что), например: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская дорога.

27. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

а) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий, например: Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал; Игнат спустил курок – ружье дало осечку;

б) если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части, например: Дуб держится – к земле тростиночка припала; Косили версту – выкосили грош;

в) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части, например: Хвалы приманчивы – как их не пожелать?

г) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда), например: Пашню пашут – руками не машут; Лес рубят – щепки летят;

д) если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если), например: Любишь кататься – люби и саночки возить; На печи лежать – трудодней не видать;

е) если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой: Молвит слово – соловей поет.

28. В большинстве случаев тире в бессоюзном сложном предложении ставится тогда, когда основная часть высказывания (соответствующая по смыслу главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится во второй части, а первая часть (соответствующая придаточному предложению сложноподчиненных предложений) имеет подчиненное по смыслу значение (указывает условие, время, причину, уступление). Ср.: Пора вставать: уже семь часов (основное высказывание содержится в первой части, во второй – указывается причина); Уже семь часов – пора вставать (причина указывается в первой части, во второй – следствие).

29. Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением: Я думал – волк.

30. Абзац – это отрезок текста от одной красной строки до другой», заключающий в себе обычно несколько предложений, реже – только одно предложение. Примером деления текста на абзацы может служить начало рассказа А.П.Чехова «Каштанка»:

Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой - очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.

День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул: - Каштанка, пойдем!

31. Период (от греч. обход, круг, круговращение) – это сильно распространенное предложение (чаще всего многочленное), характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение. Первая часть произносится с постепенно нарастающим повышением голоса, затем следует явно выраженная пауза, после которой наступает заметное понижение голоса.

32. Прямая речь представляет собой передачу чужого высказывания, сопровождаемую авторскими словами.

33. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же она начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире: Маленькая девочка бежала и кричала:

- Не видали маму?

34. Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово пишется с прописной буквы; вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка - после них.

35. Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставится запятая (вопросительный, восклицательный знаки, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы.

36. Если слова автора стоят внутри прямой речи, то знаки ставятся в зависимости от места разрыва, а именно:

а) если на месте разрыва не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

б) если на месте разрыва должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

в) если на месте разрыва должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, либо многоточие, то эти знаки сохраняются перед словами автора и после соответствующего знака ставится тире; после слов автора ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы (возможно написание строчной буквы, если многоточие в конце первой части прямой речи стояло бы в середине предложения: «Я хотел бы… - запнулся он,- просить вас об одолжении»).

37. Если в авторских словах имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы.

38. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая и тире (если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком либо многоточием, то запятая опускается).

39. Если реплики в диалоге следуют в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней при помощи тире. Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается.

40. Косвенная речь – это передача чужой речи в форме придаточного предложения: Гуров рассказал, что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке.

41. Цитаты оформляются следующим образом:

а) цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только в начале и в конце текста, то есть начальные кавычки ставятся только один раз, а не перед каждым абзацем;

б) если цитата синтаксически связывается с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы, например: А.М.Горький в одной из своих статей по вопросам литературы указывает, что «поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем»;

в) если цитата, стоящая после слов автора оформляется как прямая речь, то используется соответствующая пунктуация (двоеточие перед цитатой, начальные кавычки, прописная буква в первом слове цитаты);

г) если цитата стоит в начале синтаксического целого и слова автора следуют за ней, то первое слово цитаты пишется с прописной буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается со строчной ( пропуск части текста обозначается многоточием), например: «…Следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если бы он сделал это – Печорин был бы неправдив»,- писал А.М.Горький в статье о Лермонтове;

д) если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения, в середине цитаты, когда пропущена часть текста; после текста цитаты (перед конечными кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца;

е) если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка, например: В одной из своих литературных статей А.М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…»;

ж) если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения ( в печати такие места выделяются особым шрифтом), то он должен оговорить это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире, например: (подчеркнуто нами. – Г.Г.). Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски.

з) библиографическая справка при цитате дается или после самой цитаты, или, чтобы облегчить чтение, в конце страницы в виде сноски. Сама справка должна быть точной, то есть в ней указывается автор (инициалы и фамилия), название цитируемого произведения, издательство, место и год издания, страница;

и) если в начале или в конце цитаты (то же относится к прямой речи) встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком (так называемые елочки и лапки);

к) если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то те же самые знаки не повторяются после кавычек, например: Читали ли вы роман Чернышевского «Что делать?»

42. Текст – это устное или письменное речевое произведение, в котором общий замысел автора воплощается в форме рассказа, делового письма, стихотворения, расписки, пословицы, дипломатической ноты, телеграммы, рекламы и пр.

Текст характеризуется совокупностью основных признаков: целостностью, законченностью, связностью, тематическим, композиционным и логическим единством.

43. Тема текста – это круг проблем или фактов, увиденных и осмысленных писателем, журналистом, ученым, школьником и др., положенных в основу художественного произведения, журналистского расследования, научной или научно-популярной статьи, сочинения, деловых бумаг и др. Тема может включать микротемы – части смысловой основы текста. Раскрытию темы служит заголовок и все структурные части текста, обеспечивая его тематическое единство.

44. Научный стиль употребляется в сфере научной деятельности. Основная функция научной речи – сообщение (проинформировать и доказать). Это определяет особенности научной речи.

45. Стилевые черты научной речи:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Программы по русскому языку для основной школы 5-9 классы....
Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В. В. И др.//Программно-...
Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Рабочая программа По русскому языку
Программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской (5-9 классы)...
Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс для базового уровня
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений...
Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Пояснительная записка Статус документа
Примерной программы (основно­го) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М....
Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Учебно-тематическое планирование по русскому языку Классы 10 Количество...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку. М. «Просвещение»
Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Рабочая программа по русскому языку 6 класс на
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,...
Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Пояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении...

Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Рабочая учебная программа по русскому языку 10 класс для базового уровня
Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10 -11 классы» Н. Г....
Правила по русскому языку (9 10 классы) icon Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции