Скачать 197.35 Kb.
|
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889) Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Сюжет
Герои Генералы
Мужик (народ)
Средства художественной выразительности в сказке
Сказки Салтыкова-Щедрина и народные сказки
Сказка «Дикий помещик» (1869)
Сюжет
Образ помещика
Отличительные черты сказки
Средства художественной выразительности в сказке
Фантастическое и реальное в сказке
Сказка «Премудрый пескарь» (1883)
Сюжет
Образ «премудрого пискаря»
Аллегория в сказке
Совмещение пространств
Сатирическое изображение героев сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» «Сказки» — одно из самых ярких творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр сказки помогал писателю в обстановке свирепой правительственной реакции говорить о наиболее острых проблемах эпохи, показывать те стороны действительности, к которым сатирик был непримирим. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - одна из самых ярких и запоминающихся сказок Щедрина. В ее центре - два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове. Живя в Петербурге, генералы не знали никаких трудностей. Они ходили на службу в регистратуру, и служба эта сформировала у них только одно умение - поизносить-«Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Тем не менее генералы заслужили и пенсию, и личную кухарку, и все то, что позволило их старости быть сытой и безмятежной. Очнувшись однажды утром посреди острова, они испытали настоящий шок, потому что оказалось, что без посторонней помощи эти взрослые мужчины не могут ни добыть себе пищу, ни приготовить ее. Создавая образы генералов, Салтыков-Щедрин активно использует гротеск. Огромным открытием для героев становится то, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». По их представлению, «булки в том самом виде родятся, как их по утром к кофею подают». Неумение обслужить самих себя в генералах пробуждает животные инстинкты: один откусывает у другого орден и немедленно проглатывает его. Генералы умеют только доклады писать да почитывать «Московские ведомости ». Другой пользы обществу они принести не могут. Фантастический сюжет помогает сатирику показать героев сказки в самом неприглядном виде. Герои предстают перед читателем глупыми, беспомощными, жалкими существами. Единственным спасением для них становится простой мужик. Перепуганные до смерти своим положением, генералы обрушиваются на него с гневом: «Спишь, лежебок!». По их мнению, мужик для того только и существует, чтобы обслуживать их генеральскую надобность. Однако автор сатирически изображает не только генералов, но и самого мужика. Он осуждает его за покорность, за способность забыть самого себя ради удовлетворения прихотей господских. Нарвав генералам яблок, мужик и себе берет одно, но кислое. Он большой умелец: «Может и огонь добыть, и приготовить пищу, умеет выжить на необитаемом острове». Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчеркивая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сварить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужичиной» . Однако все старания мужика направлены на благо генералов. Он даже дно лодки устилает для них лебяжьим пухом, и с таким его поведением Салтыков — Щедрин не может согласиться. Мужик демонстрирует невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самоуважения, холопскую преданность. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнуша-лися», — пишет автор. Генералы неблагодарны: их спаситель за все получает рюмку водки и пятак серебра. Но самое печальное, что большего он и не требует. С сарказмом говорит автор о генеральском вознаграждении: «Однако и об мужике не забыли...» В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показал не просто отношения отдельно взятых генералов и мужика — он в аллегоричной форме обрисовал отношения власти и народа в России. Сатирик противопоставил господствующую верхушку общества бесправным народным массам. Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречиями. Восхищает мастерство сатирика, с которым он сумел подойти к самым сложным, острым проблемам своего времени и которые показал в миниатюрных картинах. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось. — Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, — сказал один генерал, — вижу, будто живу я на необитаемом острове... Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал. — Господи! да что ж это такое! где мы! — вскрикнули оба не своим голосом. И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности. Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру. Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену. — Теперь бы кофейку испить хорошо! — молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал. — Что же мы будем, однако, делать? — продолжал он сквозь слезы. — Ежели теперича доклад написать — какая польза из этого выйдет? — Вот что, — отвечал другой генерал, — подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, что-нибудь и найдем. Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли. — Вот что, ваше превосходительство: вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! — сказал один генерал, который, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее. (М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) B1. Как называется творческий метод, признающий существование объективных социально-исторических закономерностей и являющийся ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина? B2. Какой способ выражения авторской оценки выбрал М.Е. Салтыков-Щедрин для осмеяния российской действительности? ВЗ. Как называется жанр эпического фольклора, особенности которого нашли отражение в стилистике «Повести...» Салтыкова-Щедрина: «жили да были», «по щучьему велению, по моему хотению», «сказано — сделано» и т.д.? B4. Назовите термин, использующийся в фольклористике, обозначающий форму традиционного сказочного начала: «жили-были...», «в некотором царстве...». B5. Как называется прием фантастического преувеличения, при использовании которого правдоподобие в «Повести...» Салтыкова-Щедрина уступает место карикатуре? B6. К какому приему иносказания, характерного для басен, притчей и т.д., прибегает в своих произведениях М.Е. Салтыков-Щедрин? B7. Напишите терминологическое название элемента композиции, представляющего собой описание природы: «Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море». В8. Как называется разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, середине или конце сказки, например, «по щучьему велению, по моему хотению»? В1. Реализм В2. Сатира В3. Сказка В4. Зачин В5. Гротеск В6. Аллегория или эзопов язык В7. Пейзаж В8. Присказка И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение... - А что, ваше превосходительство, - сказал он радостно, - если бы нам найти мужика? - То есть как же... мужика? - Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы! - Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет? - Как нет мужика - мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает! Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика. Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было. - Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать! Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: "Не дать ли и тунеядцу частичку?" Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: "Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!" - Довольны ли вы, господа генералы? - спрашивал между тем мужичина-лежебок. - Довольны, любезный друг, видим твое усердие! - отвечали генералы. - Не позволите ли теперь отдохнуть? - Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку. Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать. (М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) В1. К какому роду литературы относится произведение М.Е.Салтыков_Щедрин? В2. Какому этапу развёртывания событий в сюжете соответствует приведённый эпизод? В3. Каким обращением выражено отношение генералов к мужику? В4. Сытной трапезе генералов предшествовал впроголодь проведённый день на острове. Что составило «ужин» генерала, бывшего когда-то учителем каллиграфии, накануне вечером? В5. Каким понятием обозначается в литературоведении значимый, специально выделенный элемент материального мира, предметная подробность, позволяющая охарактеризовать героя или ситуацию (например, верёвка, которой мужика привязали к дереву)? В6. Как называется стилистически сниженная лексика, характерная для устной разговорной речи (например, характерная для устной разговорной речи (например, «от работы отлынивает», «брюхом кверху»)? С1. Какие противоречивые качества мужика проявляются в данном фрагменте? С2. В каких произведениях русских писателей аллегория становится основным художественным приёмом и в чём сходство и различие этих произведений со сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина? В1. Эпос В2. Развитие действия В3. Лежебок В4. Орден В5. Деталь В6. Просторечие |
Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» Читая сказки,вы проникаете в чудесный,загадочный,тайнственный мир. Сегодня мы с вами вспомним сказки,которые учат нас уму-разуму,а... |
||
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке.... «Ходит по земле сказка… Ходит, рассказывая детям об одном и том же. Добро, рассказывает она, побеждает зло; чистосердечие лучше хитрости;... |
В каком году родился А. С. Пушкин? Ответ. Пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка... |
||
Книга известного британского психолога Дж. Равена посвящена тем типам... Здесь рассказывается о том, как люди представляют себе функционирование общества и собственную роль в обществе. Эта книга о «британском... |
8 часов Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки |
||
1. Понятие о русском языке. Этноязык и литературный язык. Основные варианты этноязыка Русский язык — один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, национальный язык русского народа, в том числе... |
Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»,... |
||
В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» Гоголь. Н. В. Тарас Бульба. Старосветские помещики. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем |
Урок №1 Тема: «Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский... Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |