ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
|
Федеральный компонент
|
Математика
|
Дисциплина «Математика» относится к федеральному компоненту цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» учебного плана специальности 080505 Управление персоналом и адресована студентам первого и второго курса (1, 2, 3 и 4 семестры обучения). Дисциплина реализуется на факультете управления ИЭУП РГГУ кафедрой моделирования в экономике и управлении.
Предметом дисциплины являются основные понятия линейной алгебры, аналитической геометрии и математического анализа, используемые в управлении и решении практических задач.
Цель дисциплины – общематематическая подготовка студентов, необходимая для освоения математических и статистических методов в управлении и экономике.
Задачи:
изучение основ математического аппарата;
приобретение студентами навыков математической постановки и решения классических задач математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, использования математики при изучении современной теории управления;
развитие логического и алгоритмического мышления, умения строго излагать свои мысли;
выработка навыков в области математического исследования теоретических и практических задач экономики и управления;
формирование у студентов понимания весомости аргументации, подкрепленной математическими расчетами на основе математических моделей.
В результате изучения дисциплины студент должен знать основные понятия аналитической геометрии; основные понятия и теоремы линейной алгебры; основы математического анализа – теорию пределов и непрерывности, дифференциальное и интегральное исчисления, методы исследования функций одной и двух переменных, основные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений, теорию рядов; уметь анализировать управленческие проблемы с применением полученных знаний в области аналитической геометрии; использовать математический аппарат теории матриц, анализировать и решать системы линейных уравнений; решать типовые математические задачи указанных разделов; применять полученные знания к исследованию прикладных задач экономики и управления; обладать навыками применения современного математического инструментария для решения задач управления; методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки экономических явлений и процессов управления; методами математического анализа при исследовании сложных процессов и выработке обоснованных управленческих решений.
Учебной программой предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: аудиторные занятия (232 часа), из них лекции -126 часов, семинары – 14 часов, практические занятия – 80 часов, лабораторные занятия – 12 часов.
Формой итогового контроля знаний студентов являются: зачеты в 1 и 3 семестрах и экзамены во 2 и 4 семестрах обучения.
|
информатика
|
Дисциплина «Информатика» относится к федеральному компоненту цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» учебного плана специальности 080505 Управление персоналом и адресована студентам 1 и 2 курсов (1-3 семестры обучения). Дисциплина реализуется кафедрой моделирования в экономике и управления факультета управления Института экономики, управления и права РГГУ.
Предметом дисциплины является изучение теоретических основ информатики как фундаментальной науки и способов использования современных методов хранения, преобразования и передачи информации в области экономики и управления с помощью технических средств и программного обеспечения персональных компьютеров.
Цель дисциплины - ознакомить студентов с основными фундаментальными понятиями информатики как науки о законах и методах измерения, хранения, обработки, сбора и передачи информации с использованием вычислительной техники.
Задачи:
- сформировать у студентов теоретическую базу для последующего изучения новых информационных технологий и их применения в экономике;
- выработать у студентов прочные навыки практического владения персональными компьютерами и типовыми программными средствами информатизации офисных функций.
Особенностью курса является его ориентация на рассмотрение задач, связанных с будущей деятельностью студентов в сфере экономики и управления. В лекциях приводятся соответствующие примеры, для выполнения лабораторных работ и контрольных вопросов подбираются соответствующие материалы из экономической литературы.
В результате изучения дисциплины студент должен знать базовые понятия и теоретические основы информатики и новых информационных технологий, основы обеспечения информационной безопасности, технические средства и программное обеспечение современных персональных компьютеров, основы построения алгоритмов и конструирования структур данных для решения прикладных задач, методы составления программ на современных языках программирования, основы современной технологии программирования; уметь работать с современными пакетами прикладных программ: текстовыми редакторами и табличными процессорами; обладать навыками составления программ для решения экономических и управленческих задач на персональных компьютерах.
Общий объем курса 272 часа, из них аудиторных 140 часов. Учебным планом предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (68 часов) и лабораторные занятия (72 часа).
Формой итогового контроля знаний студентов являются зачет во 2 семестре и экзамен в 1 и 3 семестрах обучения.
|
Концепции современного естествознания
|
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к федеральному компоненту цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» учебного плана специальности 080505 Управление персоналом и адресована студентам первого курса (1 семестр обучения). Дисциплина реализуется кафедрой истории науки факультета истории, политологии и права РГГУ.
Предметом дисциплины является целостное описание природы и человека на основе научных достижений, смены научных парадигм, методологий в общекультурном и историческом контексте.
Цель дисциплины – дать студентам общее представление о современной естественнонаучной картине мира, сформировать у них целостный научный взгляд на мир, тем самым повысить компетентность студентов в вопросах естественнонаучного характера.
Задачи:
развитие представлений о естествознании как о специфической предметной области;
формирование представлений о глобальных идеях, свойственных естествознанию как системе естественных наук;
формирование представлений о двух стратегиях (классической и неклассической) естественнонаучного мышления и их характерных познавательных принципах;
создание единой естественнонаучной картины мира (ЕНКМ) как неотъемлемой части Единой картины мира;
формирование представлений о месте и роли человека в эволюции Земли и Вселенной в целом.
В результате изучения дисциплины студент должен знать основные этапы развития науки о природе; основные концепции и особенности современного естествознания, концепции пространства и времени, принципы симметрии и законы сохранения, об иерархии структурных уровней организации материи (микро-, макро- и мегамир), о самоорганизации в живой и неживой природе, о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами, о специфике живого, воспроизводства и развития живых систем, о взаимодействии организма и среды, принципах эволюции, о месте человека в эволюции Земли и Космоса, ноосфере и парадигме коэволюции; уметь применять знания в области естественных наук в профессиональной деятельности; определять специфику той или иной научной дисциплины, ее влияние на развитие общества и отдельных его компонентов; обладать навыками ведения дискуссий по проблемам естествознания, навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации по естествознанию, критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, самообразования и учебной работы с использованием информационных технологий.
Учебной программой предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: аудиторные занятия - 34 часа, из них лекции – 20 часов, семинары – 14 часов.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 1 семестре обучения.
|
Национально-региональный (вузовский) компонент
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭВРИСТИКА
|
Дисциплина «Информационная эвристика» относится к региональному компоненту цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» учебного плана специальности 080505 Управление персоналом и адресована студентам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется научно-практическим центром «Эвристика» РГГУ.
Предметом дисциплины является совокупность сведений о носителях информации в прошлом и настоящем, об особенностях протекания информационных процессов в обществе, а также о сумме приемов и методов поиска, отбора и хранения информации.
Цель дисциплины – представить многообразие видов информационных ресурсов в области социальных и гуманитарных наук, сформировать представление о специфике поиска научной информации и особенностях оформления результатов научных исследований.
Задачи дисциплины:
сформировать у студентов навыки поиска научной информации в электронной среде и традиционных видах справочно-поискового аппарата библиотек и информационных центров;
научить основам культуры оформления квалификационных и научно-исследовательских работ.
В результате изучения дисциплины «Информационная эвристика» студент должен знать современное состояние и организацию информационной инфраструктуры Российской Федерации, основные информационные ресурсы по специальности, основы библиографического описания в соответствии с действующими государственными стандартами; уметь работать со справочно-поисковым аппаратом библиотек, музеев, научных и учебных центров, вести поиск информации в библиографических и полнотекстовых базах данных, глобальном информационном пространстве по конкретной теме в рамках своей специальности, извлекать информацию из описания документа; организовывать справочный аппарат учебной и исследовательской работы; обладать навыками работы в области современных методов информационного поиска, отбора и хранения информации, а также навыками создания библиографических описаний и оформления библиографических ссылок на документы разных видов.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (12 часов), лабораторные занятия (18 часов). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 40 часов.
Формой итогового контроля знаний студентов для дневного отделения является зачет (1 семестр).
|
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
|
Дисциплина «Компьютерные сети» относится к региональному компоненту цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» учебного плана специальности 080505 Управление персоналом и адресована студентам 2 курса (3 семестр обучения). Дисциплина реализуется на факультете управления ИЭУП РГГУ кафедрой моделирования в экономике и управлении.
Предметом дисциплины являются программно-технические компьютерные системы, объединяемые с помощью передающих сред в единые комплексы, именуемые сетями. Компьютерные сети включают в себя очень мощный программный и технический инструментарий, служащий для создания, обработки и передачи любой информации.
Цель дисциплины - ознакомить студентов с базовыми средствами сетевых информационных технологий: техническим и программным обеспечением, протоколами, средствами управления и контроля в сетях, средствами передачи файлов, электронной почтой и удаленным администрированием.
Задачи:
- выработать у студентов грамотное теоретическое представление о базовых средствах компьютерных сетей;
- сформировать у студентов прочные навыки практического владения основами передачи информации, а также инструментарием.
В результате изучения курса студент должен знать базовые понятия и теоретические основы проектирования и применения сетей, основы обеспечения информационной безопасности; технические средства компьютерных сетей, сетевое программное обеспечение современных персональных компьютеров, основы построения сетей, методы подготовки информации к передаче, протоколы информационного обмена, правила и методы установления сетевых соединений, базовые сетевые службы; уметь работать с современным сетевым программным обеспечением: клиентскими программами протокола передачи файлов, клиентскими программами удаленного администрирования, электронной почтой, вспомогательными программами сетевых служб; владеть приемами и навыками передачи данных, а также техникой настройки сетевого программного обеспечения персональных компьютеров.
Общий объем курса составляет 60 часов, из них 48 аудиторных часов. Учебной программой предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (20 часов), лабораторные занятия (28 часов). Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 3 семестре.
|
Дисциплины и курсы по выбору студента
|
СИСТЕМА ИНТЕРНЕТ
|
Дисциплина «Система интернет» относится к курсам по выбору цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» учебного плана специальности 080505 Управление персоналом и адресована студентам 2 курса (4 семестр обучения). Дисциплина реализуется на факультете управления ИЭУП РГГУ кафедрой моделирования в экономике и управлении.
Предметом дисциплины является Всемирная компьютерная сеть Интернет как социально-технический феномен, включающий в себя огромные объемы разнообразной информации, а также набор правил и протоколов, определяющих порядок создания, получения, размещения и хранения этой информации в различных видах и представлениях.
Цель дисциплины – ознакомить студентов с базовыми средствами всемирной сети передачи и хранения информации Интернет: основными понятиями, протоколами, программным и техническим обеспечением, информационно-поисковыми серверами, основами подготовки и проектирования Web-сайтов, базовыми принципами безопасности и защиты данных.
Задачи:
выработать у студентов грамотное теоретическое представление о базовых средствах системы Интернет;
сформировать у студентов прочные навыки практического владения основами поиска и передачи информации, а также проектирования и представления web-страниц.
В результате изучения курса студент должен знать базовые понятия и теоретические основы навигации и информационного поиска в сети Интернет, основы представления информации в виде Web-сайтов, основы обеспечения информационной безопасности; программные средства навигации в сети, почтовые программы, вспомогательное мультимедийное программное обеспечение; инструментарий проектирования и размещения в сети собственных web-страниц, оснащенных современными средствами представления информации; уметь работать с современным сетевым программным обеспечением Интернета: браузерами, web-серверами, средствами разметки гипертекста, почтовыми программами, системами администрирования; владеть приемами и навыками информационного поиска и передачи информации в мировой сети, а также техникой проектирования гипертекстовых документов.
Общий объем курса 100 часов, из них аудиторных – 30 часов. Учебной программой предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (18 часов) и лабораторные занятия (12 часов).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 4 семестре.
|
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
|
Дисциплина «Экономика природопользования» относится к курсам по выбору цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» учебного плана специальности 080505 Управление персоналом и адресована студентам 2 курса (4 семестр обучения). Дисциплина реализуется на факультете управления Института экономики, управления и права РГГУ кафедрой мировой экономики.
Предметом дисциплины являются основы экологического мышления, глобальные и региональные экологические проблемы и их влияние на мировую экономику.
Цель дисциплины - приобретение базовой подготовки для эффективной деятельности в сфере эколого-экономических проблем, формирование навыков практического решения задач рационального природопользования, изучение экономических основ регулирования человеческой деятельности в целях экологической безопасности.
Задачи:
достичь понимания природы не только как источника ресурсов, но и как общего дома всего человечества;
получение знаний в области эколого-экономических проблем производства;
изучение моделей и специфики природопользования на его разных уровнях;
ознакомление с экономической оценкой природных ресурсов;
получение знаний в области экономической оценки ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду;
рассмотрение основных механизмов управления природопользованием;
изучение специфики и моделей природопользования в таких сферах деятельности как сельское и лесное хозяйство, недропользование, а также природопользования в странах и регионах разных типов.
В результате освоения дисциплины «Экономика природопользования» обучающийся должен знать характер и последствия взаимодействия человека и природной среды; иметь представление о принципах устойчивого эколого-экономического развития планетарной цивилизации и России; суть глобальных экологических проблем, региональные экологические проблемы; нормативные акты в сфере природопользования и охраны окружающей среды; основные направления экологизации экономического развития и выхода из экологических кризисов; сущность и методические основы оценки природно-ресурсного потенциала; действие экономических механизмов природопользования: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования; методы управления рациональным природопользованием; показатели экономической эффективности природоохранных мероприятий; уметь характеризовать виды загрязнений окружающей среды; рассчитать плату за загрязнение окружающей природной среды и плату за природные ресурсы, за хранение и размещение отходов; разработать природоохранную программу предприятия, региональную природоохранную программу; определить природно-ресурсный потенциал на примере регионов России; проводить эколого-экономическую и социальную оценку последствий природных и техногенных катастроф; обладать навыками и основными методиками анализа процессов и явлений, происходящих в природопользовании, владеть методиками расчета показателей экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, графическим методом при исследовании мезо- и макроэкономических проблем природопользования, навыками подготовки аналитических материалов по глобальным и региональным экологическим проблемам и проблемам природопользования.
Общий объем курса 100 часов, из них аудиторных – 30 часов. Учебной программой предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (20 часов), семинарские занятия (10 часов).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 4 семестре обучения.
|
|