Уроках математики




Скачать 391.61 Kb.
Название Уроках математики
страница 1/6
Дата публикации 22.06.2014
Размер 391.61 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Математика > Урок
  1   2   3   4   5   6


Содержание



  1. Формирование навыков творческой работы на уроках математики …………..3

2. Пояснительная записка……………… 13

  1. Методическая карта занятия ………….18

  2. Технологическая схема урока…………25

  3. Ход урока ………………………………27

  4. Приложения…………………………….43

  5. Заключение …………………………….58

8. Список литературы …………................60

Формирование навыков

творческой работы

на уроках математики
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Очень часто под основной целью математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии. Но не менее важно воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому необходимо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.

Задача преподавателя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей студентов, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Студентов необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Творческая деятельность студентов не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел, ставятся новые задачи и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.

Преподаватель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих студентов. В равной степени он должен быть очень терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако, если все делается профессионально и честно, то рано или поздно, студент себя проявит.

Математика - наука “замечательная”. В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать студентов к поиску истины. Показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять, научиться применять и тогда все запомнится само собой.

В творческом поиске легких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развиваются навыки самоконтроля и самооценки.

Методы и формы развития творческой деятельности студентов

Можно выделить ряд основных моментов и элементов математики, возможных для использования развития навыков творчества:

  • Изготовление геометрических фигур, тематических плакатов

  • Поиск интересных математических загадок и логических задачек

  • Составление задач по готовым решениям

  • Кроссворды, ребусы, шарады

  • Игровые технологии (урок-соревнование, урок КВН и т.д.)

  • Опережающее обучение

  • Информационные технологии (применение интерактивной доски, компьютера – мультимедийные презентации).

Преподаватель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным студентом, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с преподавателями других дисциплин. В процессе обучения формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности студентов. Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материалы.

Изучая жизнь и деятельность ученого – математика, студенты имеют достойный пример для подражания, который побуждает их к творческой деятельности, к исследовательской работе при изучении нового материала.

На уроках по геометрии студенты изучают историю зарождения геометрических знаний в Египте, о дальнейшем их развитии в Греции, о греческом ученом Евклиде, который все созданное до него по геометрии привел в единую стройную систему. Студенты исследуют не только математические труды ученого, но и исторические предпосылки, вклад Евклида в развитие других наук. В результате проведенного исследования делаются выводы о значимости работ Евклида, о необходимости их изучения на данном этапе обучения.

Чтобы у студентов выработалось отношение к людям, к самому себе, развивались творческие способности, нужно, чтобы окружающая жизнь, его деятельность требовали от него активного выражения этого отношения. Одним из эффективных средств является решение математических задач.

Большие возможности для развития творческой деятельности студентов предоставляют практические работы. В процессе их выполнения студенты совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться им, обнаруживают связь математики с жизнью.

Примеры практических работ:

1) задания по вычислению объемов, площадей;

2) вычерчивание диаграмм;

3) составление разного рода смет;

4) измерительные работы на местности;

5) моделирование.

Огромное значение для развития творческой деятельности играют дидактические игры, которые можно использовать на различных этапах урока.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. В первую очередь коллективные игры в группе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если студенты, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.
Пример: Дается домашнее задание, к следующей паре изучить тему «Производная функции» с использованием дополнительного материала. Проверка изучения материала проходит в виде аукциона “Преподаватель и студенты”. Студенты находят материал, затем вместе суммируются все те новые факты, которых нет в учебнике, и осмысливаются.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Пример: При изучении геометрии возникает необходимость повторить все теоремы, проверить, как их усвоили студенты. Обычный опрос не вызывает должного интереса. Поэтому можно использовать игровую форму занятий “Конкурс геометров”. Заблаговременно подготовить слайды с заданиями - рисунки к теоремам. Задание состоит в том, чтобы установить соответствие между рисунком и теоретическим материалом, а также заметить, каких элементов на каждом из них недостает. Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую теорему.

Для этой формы работы рекомендуется применение интерактивной доски.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в разных учебных ситуациях.

Пример: На уроках геометрии студенты знакомятся с различными фигурами. Появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включаются следующие задания. Опишите рисунок (чертеж), используя те данные, которые заданы. Запись можно вести символически. В описание рисунка включаются более сложные фигуры, с которыми студенты знакомятся на уроках, то есть рисунок усложняется. Этим способом развивается не только ум, но и речь. Математическая культура речи получает развитие, чего трудно добиться другими методами. Предлагается задание на дом: придумать рисунок и описать его. В начале урока геометрии студенты поочередно показывают задание. Они видят творчество других, и это побуждает творить еще лучше. Для этого необходимо глубоко знать учебный материал.

Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность студентам овладеть математикой “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы студенты учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.

Примеры творческих заданий:

1. Проиллюстрировать применение математических понятий, терминов на примерах из жизни.

2. Сочинить частушки, стихи о математике.

3. Написать сочинение, эссе на тему «Математика с нами и вокруг нас».

4. Придумать свою задачу, оформить ее и решить на данную тему.

Одним из важнейших средств развития творческой деятельности является исследовательская работа студентов.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность студентов под руководством педагога, связанная с решением студентов творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, изучение теории, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы и их сравнение с литературными данными.
Примеры исследовательских работ:

1. “Развитие математики: этапы, проблемы, достижения. Первобытнообщинный строй”. Выбор темы обусловлен тем, что математика является неотъемлемой частью человеческой культуры, и поэтому каждому человеку полезно знать фрагменты истории этой науки, имена ее творцов, сущность их вклада в ход эволюции.

2. “Математические преобразования”. Лабораторно - исследовательская работа. Цель работы – показать, что математика является экспериментальной наукой. Успех приносит не столько применение готовых рецептов и жестких моделей, сколько математический подход к явлениям реального мира.
Также наиболее эффективно для развития творчества - использование национально-регионального компонента, который позволяет приобщить студентов к духовной культуре народа, его традициям, способствует формированию и развитию народного идеала человека, его языковых, нравственных ценностей.
Одним из признаков творчества считается создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса.

Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который обеспечивает:

  1. Построение образов продуктов труда;

  2. Создание программного поведения в неопределенных проблемных ситуаций;

  3. Средства создания образов, заменяющих активную деятельность (т.е. моделирование процессов или объектов).

Еще один непременный компонент творчества - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Творчество человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются.

"Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши" – так считал К.Д. Ушинский, известный педагог. Ознакомившись с работами современных ученых, педагогов и психологов, используя свой опыт преподавания, хочу заострить внимание на одном из основных условий, при котором возникает и развивается интерес к учению! "Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен".


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики icon Возможна ли эргономизация математики?
Математика — одна из разновидностей человеческой деятельности, поэтому логично поставить вопрос об эргономизации математики
Уроках математики icon Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...
Уроках математики icon Пояснительная записка к планированию спецкурса по математике 5 класса «Логические задачи»
Ое время в классах с углубленным изучением математики, е учителя математики пришли к убеждению, что необходима предварительная подготовка...
Уроках математики icon «Антология математических четверостиший»
Математики такие же люди, а значит – актеры. Во время проведения недели математики все желающие могут попробовать себя в роли актера...
Уроках математики icon Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Поэтому н аряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию...
Уроках математики icon Использование тсо на уроках в мкоу «Кизлярская гимназия №6 им. А. С. Пушкина»
Наиболее лучшему усвоению программ способствует использование тсо на уроках и внеурочное время
Уроках математики icon Рабочая программа по учебному предмету Математика 6 класс. Учителя моу ачинской«сош №1»
«Математика 6 класс» авторы Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Цели обучения математики в общеобразовательной...
Уроках математики icon Уроках чтения и окружающего мира. Цели и задачи
Это занятие дополняет знания учащихся полученных на уроках чтения и окружающего мира
Уроках математики icon План зам по увр ашураловой С. Р. на декабрь 2012г. №
Поклассный контроль в 6 кл. Организации труда учащихся на уроках: отношение учащихся к учебным предметам: психологический климат...
Уроках математики icon Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции