Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества




Скачать 1.22 Mb.
Название Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества
страница 1/9
Дата публикации 19.06.2014
Размер 1.22 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Основные цели и задачи.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций: формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личного развития каждого человека, и является главной особенностью.

Математические знания являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.

Основная цель развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста:

  • Формирование основ интеллектуальной культуры личности и тех качеств, которые необходимы ребенку;

  • Развитие любознательности, самостоятельности, производительности, коммуникативности, целенаправленности, творческого самовыражения.

Данный материал ориентирован на практическую реализацию ЗАДАЧ:

  • Способствовать развитию сознания детей в процессе формирования элементарных математических представлений.

  • Создавать условия для уяснения ребенком смысла представлений, обозначающих: КОЛИЧЕСТВО (много-мало, один, два или три, полный, пустой.); ВЕЛИЧИНА (большой-маленький, узкий-широкий, длинный-короткий, тонкий-толстый); ФОРМА (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.); ЦВЕТ (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный и их оттенки.); ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (сначала-потом, внутри-снаружи, справа-слева, утро, день, ночь.).

  • Содействовать появлению способности отделять признаки и свойства от предметов и на этой основе устанавливать отношения, сходства и различия.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ.

Цели и задачи развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста достижимы при условии органического сочетания обучения с воспитанием:

  • Обучение должно происходить планомерно «маленькими шажками», постепенно;

  • Индивидуальный подход каждому ребенку (т.е. темп усвоения материала);

  • Учет возрастных особенностей (специфика формы мышления);

  • Необходимый и доступный объём информации;

  • Требования формирования в речи должно появляться значительно позже требования понимания смысла.

Содержание материала характеризуется комплектностью, доступностью, целенаправленностью, систематичностью, насыщенностью, где объединены элементы арифметики, геометрии, логики, сенсорики, символики.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

В программе нашли отражение шесть основных содержательно-методических блоков.




Программный материал для детей 2-3 лет.
ВЕЛИЧИНА

Создавать условия для уяснения детьми смысла слов, обозначающих размер (большой-маленький, узкий-широкий, длинный-короткий, тонкий-толстый).

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и обозначать их в речи, т.е. соединять зрительно образ со словами.
ЦВЕТ

Учить подбирать однородные предметы по одному из признаков (цвету), определять тождество цвета, используя прием приложения объектов, друг к другу. Знакомить детей с цветами (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный) и их оттенки.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Учить детей различать, соотносить и выделять предметы по признаку (форма).
КОЛЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Привлекать детей к пониманию количественных представлений (много-мало, пустой-полный, один, два, три)

Учить уточнению представлений о количественных представлениях.
ПРОСТРАННСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Учить детей накапливать опыт практического освоения окружающего пространства (групповой комнаты, физкультурного и музыкального зала, спальной комнаты и участка ДОУ).

Учить находить предметы в пространстве того или иного помещения, определять их место нахождение. Знакомить с пространственными представлениями и с такими понятиями, как (внутри-снаружи, снизу-сверху, справа-слева.), с предлогами (над, под, перед, за, на, через, возле, у и т.д.)
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Знакомить детей с такими понятиями как «утро-вечер», «день-ночь», «сначала –потом».

Учить определять время суток.


К КОНЦУ ГОДА РЕБЕНОК УМЕЕТ:

  • Выполнять разнообразные прямые и обратные действия (открывать и закрывать, разбивать и собирать и т.д.);

  • Выполнять различные действия в соответствии с устройством предмета;

  • Понимает слова «большой-маленький», «утро-день-вечер-ночь», «влево-вправо», «перед-над! И т.д., различают один, два, три и форму предмета;

  • Различают признаки и свойства предметов и явлений;

  • Сравнивают предметы, объекты и явления по одному и более признаку;

  • Классифицируют и устанавливают сходства и различия по признаку.



Организация развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста.


Методические рекомендации.
В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности и манипуляторные игры с предметами окружающими ребенка, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как на специально-организованных занятиях, так и в активной, самостоятельной поисковой деятельности в повседневной жизни.

В ходе развития Э.М.П., создавать в группе эмоциональную, доброжелательную, увлекательную интересную сферу игры, которая радует и заинтересовывает детей, побуждает к действиям, думать, размышлять, высказываться, различать, квалифицировать, сравнивать, решать проблему, значимую задачу.

Обучение математике детей раннего возраста немыслимо без использования дидактических и пальчиковых игр, физминуток, стихов, сказок, занимательных задач и развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять элементарные математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используя занимательный материал с целью формирования представлении, ознакомления с новыми сведениями. При этом неприменимым условием является применение систем игр и упражнений, физминуток, стихов, сказок.

Особая роль в создании образовательной, развивающей, бытовой среды отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают малыша к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать.

В свободном доступе для малышей должны находиться: разнообразные наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный, бытовой, бросовый материалы, это: пуговицы, ленты ( разного цвета и размера), шнурки, шишки, желуди, различные палочки, камешки и т.д., которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации, сериации предметов; демонстрационный материал ( наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной величины и цвета0 модели геометрических фигур; раздаточный материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета), наборы посуды (различной величины) и т.д.).

Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей исходя из этого, воспитатель намечает программные методы, приемы, дидактические, пальчиковые игры и упражнения, физминутки, художественных слов.

От возраста и знаний детей зависит и сама форма организации занятий, и их структур. Отличительная особенность детей раннего возраста ситуативность их поведения и внутренняя жизнь. Все определяется наличной, воспринимаемой ситуацией. Предпочтения крайне неустойчивы, поэтому нужно четко прослеживать фронт отобранного материала для занятий по РЭМП, его объем и количество.

По ходу занятий детям необходимо представить возможность свободно перемещаться по всему пространству групповой комнаты или зала и планирования всех игр и заданий в соответствии с их потребностями. На занятиях дети могут располагаться на коврике, на подиуме, если он присутствует, разных зонах группы. Положение малышей может быть самым разнообразным: они могут сидеть на коврике, лежать, стоять на коленочках или вообще исключение этого положения.

Но самым важным моментом на занятиях РЭМТ у детей раннего возраста, это обеспечение эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

На занятиях по РЭМП необходимо показать малышу, каким образом можно пользоваться математическими знаниями и умениями в различных областях жизни, в различных видах деятельности, развивать у малышей интерес к математике, поддерживать, поощрять любое проявление полезной детской инициативы. Важно демонстрировать малышам успехи всех детей и успех каждого ребенка в отдельности.

Для более эффективного усвоения детьми основ ЭМП полезно использовать творческие, проблемные ситуации и задания: что- то придумать, догадаться, найти простейшее решение. Под грамотным руководством воспитателя дети активно ищут ответ на поставленный вопрос, они рассуждают, анализируют, сравнивают, пусть даже не редко ошибаются, отвечают не верно, но при его поддержке находят верное решение.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по РЭМП создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления и умения «двигаться» в абстрактном содержательном «поле».

Перспективный план занятий по развитию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций: формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Прямое (реальное) обучение происходит как специально организованная взрослым познавательная деятельность детей, направленная на усвоение основных понятий, установление взаимосвязей между условиями, процессом и результатом.

Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Из этого следует, что с детьми раннего возраста нельзя проводить фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызвать его желание действовать, решать практические задачи. Для этого необходимо: создание общего смыслового поля; включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к деятельности, привлечь к ней и увлечь ею и таким образом вызвать его собственное желание.

Для реализации этих задач предлагается ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ, которые проводятся в игровой форме:

  • Игры в адаптационный период (сентябрь);

  • «Месяц величин» (октябрь);

  • «Месяц цвета» (ноябрь);

  • «Месяц геометрических форм» (декабрь);

  • «Месяц количественных представлений» (январь);

  • «Месяц пространственных представлений» (февраль);

  • «Месяц временных отношений» (март);

  • «Месяц разнообразий» (апрель);

  • «А ну-ка повторяй-ка» (май).


Содержание материала характеризуется комплексностью, доступностью, целенаправленностью, систематичностью, насыщенностью, где объединены элементы: арифметики, геометрии, логики и символики.

СЕНТАБРЬ.

Игры в адаптационный период.




Название игры

Цель

Ход игры

Материалы

1 неделя


«Матрешки»



-Сделать веселый эмоциональный настрой.

-Подвести к таким понятиям как величина (большая-маленькая, низкая-высокая).

-Учить ребенка выполнять различные действия с матрешкой (открывать, закрывать, вкладывать и т.д.)

-Воспитывать бережное отношение к предметам и принадлежностям для игр


Вместе с детьми открываем матрешку, произнося следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Достать матрешку и поставить её с большой, предложить малышу сравнить их по размеру.

Продолжаем игру до самой маленькой матрешки. Когда все матрешки окажутся открытыми, предлагаем детям сложить их обратно, начиная с самой маленькой.


-Матрешка, которая вмещает еще несколько вложенных друг в друга матрешек, меньшего размера.

2 неделя



«Пирамидка»


-Вызывать у детей интерес к игре с пирамидкой;

-Учить детей нанизывать кольца от большого к меньшему и наоборот;

-Подвести детей к таким понятием, как «цвет» и «форма»;

-Продолжаем воспитывать у детей бережное отношение к дидактическому материалу.

Вместе с детьми снимаем колечки у пирамидки и выкладываем дорожку, обращаем внимание на цвет, форму и размер.

Действия выполняем под слова: «Раз колечко, два колечко, какое круглое оно, есть колечко маленькое, среднее большое. Вот оно какое!» Когда все колечки сняты предлагаем ребенку нанизывать их обратно начиная с большого.

-Пирамидка с круглыми кольцами.

3 неделя



«Две синички»


-Создать веселую обстановку.

-Подводить к пониманию такого понятия, как количество и счет;

-Учить детей не торопясь собирать спички и аккуратно ложить их в коробок;

-Развивать мелкую моторику;

-Воспитывать у детей отзывчивость.


«Две синички, две сестрички- уронили на пол спички. Сколько спичек? Раз, два, три! Поскорее собери!»

Просим детей собрать рассыпанные спички в коробок. Малыши складывают их в коробочки, а воспитатель считает их вслух. Играем на коврике.

-Две птички (плоскостные фигурки);

-Коробок спичек;

-Несколько пустых коробочек.

4 неделя

«Коробочки с карандашами»


-Создать веселую, благоприятную обстановку.

-Учить детей находить нужный по цвету карандаш, путем сравнивания карандаша и коробочки, используя прием приложения предмета к предмету.

-Продолжать развивать мелкую моторику;

-Воспитывать у детей дружелюбие и отзывчивость.

Показать детям большую коробку, где лежат перепутанные карандаши и коробки от них.

После слов: «Здесь Сережа поиграл, карандаши все побросал! Не убрал не одного, разберем после него» предлагаем разложить карандаши по коробочкам.

Обращаем внимание детей на цвет карандаша и коробки.

Играем за столом.

-4 коробки разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая).

-карандаши (по 5 карандашей разного цвета)

-Большая коробка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Приемы развития критического мышления
Цель: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся;...
Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Программа курса внеурочной деятельности в 1 классе по общеинтеллектуальному...
Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности
Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Урока русского языка. Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными...
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Е. В. Титова качество деятельности преподавателя вуза: подход к пониманию и оценке
По существу, в конечном счете, именно от качества деятельности преподавателей вузов зависит общий уровень качества образования в...
Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд»
Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы
Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Урок по изучению своей области должен быть творческим в плане деятельности...
Рабочая программа регионального курса «Родное Подмосковье» разработана на основе примерной программы по географии Московской области...
Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Генерация кода по диаграмме активностей
Продукт, вышедший на рынок первым, обладает несомненным преимуществом перед конкурентными разработками. Таким образом, в it-индустрии...
Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Изложение того, что должно быть представлено в этих докладах, мне...
И я прошу, если возможно завтра, если нет, послезавтра, к этому часу передать мне записки с вашими пожеланиями. Тогда, полагаю, мы...
Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества icon Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции