Из опыта работы в гендерных классах
Бойлохова Саргылана Николаевна-учитель математики
высшей категории
МБОУ- «Верхневилюйская средняя общеобразовательная
школа №2 имени М.Т.Егорова»
Проблема гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер», который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Между мальчиками и девочками существуют различия в познавательной сфере: в развитии памяти, мышления, восприятии, усвоении учебного материала. В этой связи важен переход от одинакового обучения девочек и мальчиков к обучению, способствующему формированию познавательных интересов с учетом гендерных способностей. Сегодня делаются попытки решить данную проблему – создаются образовательные учреждения, разрабатываются программы. Однако содержание образования имеет экспериментальный характер.
С 2009 года на базе нашей школы открылись гендерные классы с 5-го по 8-ой, по инициативе Учредителя школы- Главы улуса В.С.Поскачина. Отношение к этому эксперименту было двоякое и со стороны учителей, и родителей. Были созданы условия общения мальчиков и девочек вне урока.
Хотя в гендерных классах девочек и мальчиков обучаю математике третий год и второй год являюсь классным руководителем коллектива мальчиков, хочу поделиться накопленным опытом.
Гендерный подход в школьном образовании является инновационной методикой. Я, как учитель-практик с 28-ним педстажем, осмелюсь утверждать, что реализация гендерного подхода при обучении математике среднего звена основывается на трех китах:
Создание комфортных условий (адаптация).
Этап, на котором разбирались плюсы и минусы гендерного обучения, уже пройден. Теперь необходимо предлагать и продвигать новые методики, которые помогли бы учителям находить индивидуальный подход к каждому ученику. Рассказать о новых технологиях обучения массовой аудитории и объяснить людям всю важность гендерного подхода в воспитании подрастающего поколения. Учитель должен разработать программу, изучать научно-методическую литературу, разработать методические рекомендации для создания комфортных условий. Особенно тяжело переживается учеником ситуация, когда он знает, что другие эту задачу решают. И здесь очень много зависит от оценки учителя. Если учитель говорит: «Я так и знала, что ты не решишь,» - а это не только психические, но и физиологические потери. Если один, два, три раза ребенок не смог выполнить задание, то после этого он и не ищет решения. Задания должны быть дифференцированного характера.
Необходимо, чтобы каждый ученик в течение дня испытывал успех и преодолевал трудности. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы трудности приводили к фазе истощения.
Развитие и обучение с учетом индивидуальных особенностей.
Методы и формы обучения математике в классах мальчиков должны быть направлены на снижение статического утомления, энергетическую разрядку и более высокий темп подачи материала с минимальным количеством повторения пройденного. Закрепление знаний должно проводиться в форме соревнований, диспута и т.д. Материал преподносится путем логических обоснований.
В классах девочек предпринимается создание уютной атмосферы сотрудничества, групповая работа. В процессе обучения девочек преобладает объяснительно-иллюстративный метод подачи материала.
Для эффективности обучения математике на уроках использую различные технологии:
Проектная технология;
Разноуровневое обучение;
Технология решения исследовательских задач;
Здоровьесберегающие технологии;
Обучение в сотрудничестве и т.д.
с учетом гендерных особенностей.
Хотя, конечно, одной любви мало, нужны знания. Но без любви к ученику никакие знания не помогут вырастить личность, раскрыть все то лучшее, что подарила природа именно этому мальчику или этой девочке. А они очень разные, поэтому и проявлять свою любовь нужно по разному.
Вывод: результатом гендерного обучения для девочек является большая уверенность в себе, настойчивость, независимость и участие в общественной деятельности. Для мальчиков является преодоление страха неудачи, умение справляться с агрессией, повышение степени социализации и ответственности.
В нашей школе в результате эксперимента было выявлено, что степень обученности и качество знаний по математике учащихся в гендерных классах были выше, чем в смешанных. У мальчиков произошла оптимизация динамики эмоционального состояния и снижение невротизации. В девичьих классах стабилизировалось состояние здоровья и значительно вырос уровень воспитанности по сравнению со смешанными классами.
|