Программа кружка «Занимательная математика»




Скачать 0.69 Mb.
Название Программа кружка «Занимательная математика»
страница 1/5
Дата публикации 14.06.2014
Размер 0.69 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4   5

Рассмотрено на заседании ШМО учителей, реализующих ФГОС

протокол №____ от ______2013г.

Руководитель ШМО _____/Казюлина Н.В./

Утверждено приказом от 30.08.11г №____

Директор школы __________/И.Э. Емельянова/

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Кирсановская СОШ


ПРОГРАММА

КРУЖКА

«Занимательная математика»

(рассчитана на детей 7-11 лет)

(срок реализации 4 года)

Составитель: Галиева А.И.

учитель начальных классов

с. Кирсановка 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является программой дополнительного образования. Тип программы – развивающая.

Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с:

  • Федеральным государ­ственным образовательным стандартом начального общего обра­зования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 6.10.2009г. №373;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России;

  • Планируемыми результатами начального общего образования.

При разработке программы использованы:

  • Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2011г.


Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентирован на общекультурные цели обучения математике и направлен на развитие у учащихся интуиции, образного (пространственного) и логического мышления (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.

Цели: формирование и развитие образного логического мышления

Задачи:

  • Дать материал для умственной гимнастики, для тренировки сообразительности и находчивости.

  • Отрабатывать арифметический и геометрический навык;

  • Подготовить ум для более серьезной работе.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

В Концепции модернизации российского образования и введении Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ставится задача по формированию «целостной системы универсальных учебных действий» и формулирование планируемых результатов.

ИКТ в работе кружка: демонстрации презентаций и мультимедиа, поиск информации в Интернете.

Кружок «Занимательная математика» проводится еженедельно в течение 35 минут.

Характер материала определяет назначение кружка:

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме.

Характер и назначение материала того или иного вида.

Обоснование актуальности кружка и возможности её реализации.

Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс).

Формировать у них математические знания и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.

Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

  • Коллективная работа;

  • Креативность (творчество);

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

  • Научность;

  • Сознательность и активность учащихся;

  • Наглядность.

Формы:

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игр, дидактические игры и упражнения, математические игры (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;

  • Поощрение;

  • Наблюдение;

  • Коллективная работа;

  • Игра.

Приемы:

  • Анализ и синтез;

  • Сравнение;

  • Классификация;

  • Аналогия;

  • Обобщение.

  • Программа кружка направлена на формирование следующих УУД

  • (универсальных учебных действий)

  • Личностные УУД:

  • -самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям)

  • - смыслообразование (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)

  • - нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей)

  • Регулятивные УУД:

  • - саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)

  • - целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)

  • Познавательные УУД:

  • 1) общеучебные:

  • - формулирование цели занятия;

  • - поиск и выделение необходимой информации из данной;

  • - осознанное построение своего ответа;

  • 2) логические:

  • - анализ данных объектов;

  • - классификация данных объектов;

  • - установление связей объектов;

  • 3) постановка и решение проблемы:

  • - формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)

  • Коммуникативные УУД:

  • - сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;

  • - разрешение спорных ситуаций;

  • - выражение собственных мыслей по данному вопросу;

  • - управление партнёром и партнёрами в групповых работах;



Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1 Мотивация к изучению математики.

2 Формирование личностного смысла изучения математики.

3 Готовность слушать собеседника и вести диалог

4 Уметь работать в группах.

5 Уметь доказывать способ правильного решения.

6 Уметь опровергать неправильное направление поиска.

1. Приобретение начального опыта применения математических знаний.

2. Использование начальных математических знаний.

3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом

5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

6.Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;

7.Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

8.Отличать кривые и плоские поверхности;

9.Уметь читать графическую информацию;

10.Дифференцировать видимые и невидимые линии;

11.Конструировать геометрические фигуры;

12.Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

13.Уметь различать существенные и несущественные признаки.

14.Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.



1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха

2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

3 Овладение способностью принимать и сохранять цели

4 Овладение навыками смыслового чтения текстов

5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности


Учебно-тематический план

кружка «Занимательная математика» 1-4 класс.

1 класс (33 часов)

п/п

Тема

Краткое содержание

Количество часов

Дата










Всего

Теория

Практика




Кол-во







33

6

27




1-3

Взаимное расположение предметов.

Уточняются пространственные отношения "слева-справа", "перед-за" т.д.

3



3




4-5

Графические диктанты. Решение ребусов.

Закрепление и проверка знаний и пространственных

представлений.

Учатся решать ребусы.

2

1

1




6-8

Задания на развитие логики, памяти, мышления.




3



3




9-11


Поверхности, линии, точки.

У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхности, умение проводить линии и изображать их на рисунках.

3

1

2




12-15

Математические игры.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

3




3




15-17

Занимательные задачи.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

3




3




18-20

Обобщающие занятия

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

3

1

2




21-22

Линии кривые прямые

Формирование представления о прямой и кривой линии.

2

1

1




23-25

Геометрические

фигуры

Знакомство с простыми фигурами круг, треугольник, квадрат

3

1

2




26

Ребусы

Совершенствование в разгадывании ребусов

1




1




27-28

Математические

Игры.

Задачи-шутки

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

2




2




29-30

Кроссворды

Формирование умения решать кроссворды

2

1

1




31

Головоломки

Формирование умения решать головоломки

1




1




32-33

Обобщающие занятия

Проверка полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2




2



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «Занимательная математика» icon Программа предметного кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»...
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Программа кружка «Занимательная математика» icon Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся...
...
Программа кружка «Занимательная математика» icon Константин Константинович Платонов Занимательная психология Константин...
Издательство «римис» – лауреат Литературной премии им. Александра Беляева 2008 года
Программа кружка «Занимательная математика» icon Анатолий Константинович Ларионов занимательное грунтоведение рецензент...
«Занимательное грунтоведение» задумано автором как третья книга, повествующая о новых разделах геологии, сформировавшихся и развившихся...
Программа кружка «Занимательная математика» icon Программа учебной дисциплины «Управление данными»
«Математика», «Информатика», «Программирование на языках высокого уровня», «Дискретная математика», «Объектно-ориентированное программирование»,...
Программа кружка «Занимательная математика» icon «А» упало, «Б» пропало Занимательная история опечаток
«"А" упало, "Б" пропало Занимательная история опечаток»: Центрполиграф, Мим-дельта
Программа кружка «Занимательная математика» icon Основная образовательная программа 231300 Прикладная математика Квалификация...
Преподаваемая дисциплина является средством решения математических задач при помощи программирования на языке C++
Программа кружка «Занимательная математика» icon Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника»
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» А. С. Пушкин
Программа кружка «Занимательная математика» icon Русский язык математика история этика природоведение география
Математика. 5-9 классы (М. Н. Перова — научный редактор программы; Б. Б. Горскин, А. П. Антропов, М. Б. Ульянцева)
Программа кружка «Занимательная математика» icon Программа учебник методическое обеспечение обоснование выбора хозяинова...
Рабочая тетрадь в двух частях. Москва «Просвещение» 2011 г. М. И. Моро Контрольные работы по математике Москва «Экзамен» 2011 г....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции