Комитет администрации Угловского района
по образованию и делам молодёжи Алтайского края
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Павловская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы
______________ А.В. Попов
Приказ № _____
от «__» __________ 2013 г.
|
|
|
Программа курса внеурочной деятельности
в 1 классе
по общеинтеллектуальному направлению
«Смекай, решай»
Программу разработал
учитель начальных классов
Никулаичева
Марина Михайловна
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Смекай, решай» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-
развитие краткости речи;
-
умелое использование символики;
-
правильное применение математической терминологии;
-
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
-
умение делать доступные выводы и обобщения;
-
обосновывать свои мысли.
Основные методы:
1.Словесный метод:
-
Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
-
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
-
Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
-
Тренировочные упражнения;
-
практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
-
Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
-
Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.
В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
· работать с разными источниками информации;
· пользоваться изученной терминологией;
· ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
· выполнять инструкции при решении учебных задач;
· изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
· сравнивать, анализировать полученную информацию;
· рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
· раскрывать общие закономерности;
· составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
· работать в группе, в паре;
· решать открытые и закрытые задачи;
· определять последовательность осуществления логических операций.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 -8 лет в течение 1 года обучения в объёме 34 часа и предназначена для учащихся 1 класса.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
-участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
-Воспитанники должны уметь общаться с людьми;
- вести исследовательские записи,
-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Смекай, решай».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
-
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-
воспитание чувства справедливости, ответственности;
-
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
-
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
-
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
-
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
-
Анализировать правила игры.
-
Действовать в соответствии с заданными правилами.
-
Включаться в групповую работу.
-
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
-
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
-
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
-
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
-
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
-
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов по теме
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)
|
Дата проведения
|
Предметные результаты
|
Метапредметные результаты (УУД)
|
-
|
На что похоже геометрические фигуры?
|
1
|
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
-
|
Задачи в стихах
|
1
|
решать открытые и закрытые задачи;
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
-
|
Из истории математики. Как люди научились считать.
|
1
|
научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
-
|
Игры с числами.
|
1
|
прикидки результата и его оценки
|
Л. развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
П. Анализировать правила игры
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Задачи на сообразительность.
|
1
|
научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
|
Л. развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
П. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Задачи на внимание.
|
1
|
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
|
Л. развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Задача-смекалка. Задача-шутка
|
1
|
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Шарады. Ребусы.
|
1
|
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
-
|
Задачи в стихах.
|
1
|
решать открытые и закрытые задачи;
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
-
|
Магические квадраты.
|
1
|
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.
|
1
|
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
|
Л. воспитание чувства справедливости, ответственности
П. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
-
|
Истинные и ложные высказывания.
|
1
|
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения
|
Л. воспитание чувства справедливости, ответственности
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
-
|
Задачи со спичками. Задачи-смекалки
|
1
|
прикидки результата и его оценки
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Анализировать правила игры
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Задачи – смекалки. Задачи-шутки. Задачи со спичками
|
1
|
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Анализировать правила игры
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Весёлые задачки. Загадки. Ребусы
|
1
|
уметь составлять ребусы и загадки, вести поисковую и исследовательскую работу.
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Как предметы можно измерять на глаз
|
1
|
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Сравнение фигур.
|
1
|
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур.
|
1
|
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
|
Л. воспитание чувства справедливости, ответственности
П. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Геометрические фигуры. Лабиринты.
|
1
|
научиться решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Анализировать правила игры
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Как получить новую фигуру из разрезных частей.
|
1
|
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Симметрия фигур.
|
1
|
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Какая геометрическая фигура исчезла?
|
1
|
решать логические упражнения;
|
Л. развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
П. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Игра «Конструктор».
|
1
|
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Анализировать правила игры
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Задачи в стихах на сложение.
|
1
|
решать открытые и закрытые задачи;
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Задачи в стихах на вычитание.
|
1
|
решать открытые и закрытые задачи;
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Весёлые задачки.
|
1
|
решать открытые и закрытые задачи;
|
Л. воспитание чувства справедливости, ответственности
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Разгадывание весёлых задачек и как их составить.
|
1
|
уметь составлять ребусы и загадки, вести поисковую и исследовательскую работу.
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
-
|
Занимательные задачи
|
1
|
решать открытые и закрытые задачи;
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Логические задачи
|
1
|
прикидки результата и его оценки
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
|
|
-
|
Задачи, решаемые подбором.
|
1
|
прикидки результата и его оценки
|
Л. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
П. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Р. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
К. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
|
|
-
|
Геометрическая викторина.
|
1
|
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Математическая газета
|
1
|
уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Математический турнир.
|
1
|
уметь составлять ребусы и загадки, вести поисковую и исследовательскую работу.
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии
К. Включаться в групповую работу
|
|
-
|
Математический КВН
|
1
|
уметь составлять ребусы и загадки, вести поисковую и исследовательскую работу.
|
Л. развитие любознательности, сообразительности
П. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Р. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
К. Включаться в групповую работу
|
|
|