Скачать 112.46 Kb.
|
Канашевич Т.Н. «Путешествие в страну Занимательной математики» Программа факультативных занятий по математике для III – V классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения Пояснительная записка Целью факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих задач:
При отборе и построении содержания программы факультативных занятий в основу положены следующие дидактические принципы:
Методологическую основу организации факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» обеспечивает личностно-деятельностный подход, который признает центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В процессе обучения предполагается учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа факультативных занятий предусматривает работу с учащимися III – V классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 85 часов, которые распределяются следующим образом:
Такое распределение нагрузки объясняется в первую очередь психофизическими особенностями учащихся данного возраста, а также объемом изучаемого программного материала по математике для соответствующего класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы факультативных занятий для каждого класса представлено шестью разделами:
В программе предлагается определённая последовательность изучения разделов и тем, однако по усмотрению учителя возможна их перестановка, некоторые из тем могут не рассматриваться или рассматриваться частично. В рамках факультативных занятий учащиеся познакомятся с решением нестандартных, занимательных, старинных и шуточных задач, с возможностями выполнения заданий разными способами, с правилами построения логических рассуждений, с конструированием и рисованием геометрических фигур и их разверток, с заданиями на деление и разрезание геометрических фигур, с различными играми, имеющими математическую направленность, с игровыми стратегиями, математическими фокусами. Рекомендуемые формы и методы проведения занятий Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т.п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий. На факультативных занятиях могут быть использованы разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина и др. Работа учащихся должна строиться как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений. Содержание программы III КЛАСС (17* ч.) Город Загадочных чисел (2 ч.) Решение арифметических ребусов. Запись чисел по заданным условиям. Город Обыкновенных и необычных задач (4 ч.) Решение Задач-шуток. Решение заданий на смекалку. Решение задач на сравнение. Решение задач-сказок. Решение задач, связанных с величинами. Город Математических рассуждений (2 ч.) Построение высказываний. Решение логических задач. Город Геометрических «превращений» (3 ч.) Рисование фигур, не отрывая карандаша от бумаги. Подсчет геометрических фигур. Танграм. Город Закономерностей (2 ч.) Разгадывание и продолжение логических цепочек и квадратов. Решение заданий с помощью раскрашивания. Город Магической математики (2 ч.). «Крестики-нолики». Выигрышные ситуации. Математические фокусы. *В 17 часов включается 1 час, отводимый на проведение олимпиады, и 1 час – викторина. Ожидаемые результаты К концу обучения учащиеся III класса могут:
IV КЛАСС (34* ч.) Город Загадочных чисел (5 ч.) Использование арабских и римских цифр для записи чисел. Запись числа разными способами. Задания на восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, замененных буквами. Математические кроссворды. Игры с числами. Город Обыкновенных и необычных задач (8 ч.) Решение задач на взвешивание. Решение задач на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. Решение задач по сумме или разности и кратному отношению. Задачи, связанные с величинами. Решение арифметических текстовых задач разными способами. Рациональный способ решения арифметической задачи. Оригинальные решения арифметических задач. Решение задач-сказок. Город Логических рассуждений (4 ч.); Построение высказываний. Истинные и ложные высказывания. Значение слов «каждый», «любой», «хотя бы один». Решение логических задач с помощью рассуждений. Решение логических задач с помощью составления таблиц. Решение задач на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами. Решение задач на упорядочивание множеств. Использование приемов рациональных вычислений. Город Геометрических «превращений» (4 ч.); Геометрические фигуры и тела. Построение и конструирование геометрических фигур. Решение задач на деление и разрезание геометрических фигур. Рисование фигур, не отрывая карандаша от бумаги. Решение задач на построение и изменение геометрических фигур из заданного количества палочек (спичек). Оригами. Построение и выбор маршрута. Город Закономерностей (3 ч.); Установление и продолжение закономерностей. Игры с буквами и цифрами. Город Магической математики (6 ч.). Игры с фишками. Выигрышные ситуации. Математическое лото. Решение задач-шуток. Математические фокусы. *В 34 включены 4 часа, отводимые на олимпиаду, викторину, турнир знатоков и КВН. Ожидаемые результаты К концу обучения учащиеся IV класса могут:
V КЛАСС (34* ч.) Город Загадочных чисел (6 ч.) Знакомство с недесятичными системами счисления. Запись числа разными способами. Восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, замененных буквами. Разгадывание математических кроссвордов. Игры с числами. Город Обыкновенных и необычных задач (8 ч.) Решение задач на переливание жидкости. Решение задач на уравнивание данных. Решение задач, связанных с промежутками. Решение задач на планирование действий. Решение задачи, связанных с величинами. Решение арифметических текстовых задач разными способами. Оригинальные способы решения арифметических задач. Решение комбинаторных задач. Город Математических рассуждений (6 ч.); Решение логических задач с помощью рассуждений. Решение логических задач с помощью составления таблиц. Задачи, решаемые с конца. Решение арифметических задач с недостающими данными. Приемы рациональных вычислений. Решение задач с помощью графов. Город Геометрических «превращений» (5 ч.); Построение и конструирование геометрических фигур. Развертки. Решение задач на деление и разрезание геометрических фигур. Заполнение площади геометрической фигуры геометрическими фигурами меньшей площади. Геометрические иллюзии. Город Закономерностей (3 ч.); Составление закономерностей. Магические квадраты. Орнаменты. Город Магической математики (6 ч.). Игры с шашками. Игры с домино. Выигрышные ситуации. Предсказания. Математические фокусы. *В 34 часа включены 2 часа, отводимые на олимпиаду и игру «Мозговой штурм» Ожидаемые результаты К концу обучения учащиеся V класса могут:
Рекомендуемая литература
|
Программа факультативных занятий по английскому языку «Страноведение... Программа факультативных занятий по страноведению Великобритании и США разработана на основе Концепции учебного предмета «Иностранный... |
Программа факультативных занятий по английскому языку «введение в... Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных... |
||
Программа факультативных занятий по английскому языку «культура речевого... Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и... |
Программа факультативных занятий для VI класса ... |
||
Программа факультативных занятий для IX-XI (X-XI) классов Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
Программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных... Программа факультативных занятий включает в себя шесть крупных разделов. Каждый из них делится на темы, в основу которых заложено... |
||
Учебная программа факультативных занятий по математике для 11 класса... Автор: Ананченко Константин Онуфриевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и методики преподавания... |
Образовательные программы начальной школы Учебный план для I-III классов дагестанских общеобразовательных учреждений разработан на основе федерального государственного стандарта... |
||
Обобщающий факультативный курс по всемирной истории новейшего времени... Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных... Программа факультатива «Основы источниковедения» предназначена для 10-11 класса общеобразовательных учреждений |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |