Математического развития




Скачать 4.07 Mb.
Название Математического развития
страница 1/27
Дата публикации 28.09.2014
Размер 4.07 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
3. А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр,

М. Н. Полякова, А. М. Вербенец


ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ

МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

детей дошкольного возраста



ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

ББК 74.102 М69

Авторы: 3. А. Михайлова, Е- А. Носова, А. А. Столяр. М. Н. Полякова,

А М. Вербенец и др.

Рецензенты: Р. Ф. Малых, канд. психологически* наук, доцент; Г. Н. Гришкова. кандидат педагогических наук.
Научные редакторы: М. И. Калинина, кандидат педагогических наук, доцент, О. А. Граничина, кандидат физико-математических наук, доцент.

Допущено Учебно-методйческим объединением п0 направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) ПедаГ°гика
Михайлова 3. А. и др.

М69 Теории и технологии математического ^вияЛсдете.Ий,Д°~ школьного возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПР£сс-»> 20U8-- J84 с-> ил л.

ISBN 978-5-89814-441-8

В учебном пособии представлены теоретические основы и со­временные технологии развития у детей дошкольного возраста ло гико-математических представлений. Раскрыты предматематиче-ское и предлогическое содержание, педагогические технологии раз­вития у детей представлений (о свойствах и отношениях предметов, пространственно-временных категориях, о числах, связях и зависи­мостях). Среди педагогических технологий особо выделена про блемно-игровая технология как наиболее эфФективная в Реализа" ции идей развивающего образования.

Для студентов факультетов дошкольного образования педаго­гических университетов, институтов, преподавателеи педагогиче ских колледжей, магистров и аспирантов.

ББК 74.102

©3. А. Михайлова и др., 2^)8r,r>cr, ISBN 978-5-89814-441-8 ©Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

Содержание
Предисловие 6

Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории

и технологий развития математических представлений
у детей дошкольного возраста
13

Михайлова 3. А.

1.1. Истоки методики развития математических представ-

лений у детей дошкольного возраста и этапы ее
становления 13

1.2. Теории и методика математического развития детей

дошкольного возраста (20—50-е гг. XX в.) (второй
этап развития методики) 21

1.3. Научно обоснованная дидактическая система форми-

рования элементарных математических представ-
лений в 50—60-е гг. XX в. (третий этап развития
методики) 30

1.4. Психолого-педагогические исследования 60—70-х гг.

XX в. и передовой педагогический опыт в области
теории и технологий математического развития
детей 35

1.5. Современное состояние теории и технологии

математического развития детей дошкольного
возраста 36

Глава 2. Теоретические основы развития математических

представлений у дошкольников 50

Столяр А. А.

  1. Множества 51

2.2Отношения 64

  1. Числа 69

2.4Геометрические фигуры 76
2.5Величины и их измерение 85

2.6 алгоритмы 93
2.

Глава 3. Содержание и технологии развития математических

представлений у детей дошкольного возраста 102

Носова Е. А.

3.1. Общая характеристика содержания математических

представлений у детей дошкольного возраста ………………………………102

3.2. Способы познания свойств и отношений в дошколь-

ном возрасте Ill

Михайлова 3. А.

3.3. Особенности и методика освоения детьми дошкольно-

го возраста формы предметов и геометрических
фигур 131

3.4. Особенности и методика освоения детьми дошкольно-

го возраста размеров предметов и величин 147

3.5. Особенности и методика развития у детей дошкольно-

го возраста представлений о массе предметов и
способах измерения массы 164

3.6. Развитие пространственных представлений в дошколь-

ном возрасте 170

3.7. Развитие временных представлений у детей дошколь-

ного возраста 181

3.8. Освоение количественных отношений, чисел и цифр

детьми дошкольного возраста 194

3.9. Освоение простейших зависимостей и закономерно-

стей в дошкольном возрасте 236

Полякова М. Н.

3.9.1. Развитие понимания сохранения количества и вели-
чины у детей дошкольного возраста 236

Михайлова 3. А.

1,9*2. Особенности и методика освоения детьми 4—6 лет

последовательности действий 250

ГлЛва 4. Организация процесса математического развития детей
дошкольного возраста
259

Михайлова 3. А., Полякова М. Н.

4.1. Современные технологии логико-математического

развития и обучения детей дошкольного

возраста 259

Вербенец А. М.

4.2. Моделирование как средство логико-математического

развития детей дошкольного возраста 277

4.3. Реализация идеи интеграции в логико-математиче-

ском развитии дошкольников 307

11оликова М. Н.

4.4. Развивающая среда как средство развития математи-

ческих представлений дошкольников 322

Вербенец А. М.

4.5. Использование познавательных книг математического

содержания и рабочих тетрадей в логико-матема-
тическом развитии дошкольников 337

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Михайлова 3. А., ХарькоТ. Г., Чеплашки-
на И. Н. Конспекты логико-математических игр
для детей 4—5 лет 353

11РИЛОЖЕНИЕ 2. Михайлова 3. А. Развивающие математиче-
ские игры для детей дошкольного возраста. Классифи-
кация по цели и способу достижения результата 370

11 РИЛОЖЕНИЕ 3. Словарик основных понятий 372

ЛИТЕРАТУРА 376

Предисловие

Преобразования, происшедшие за последние годы в сфере об­разования России, вызвали необходимость существенных измене­ний в содержании изучаемых студентами учебных дисциплин и технологиях преподавания их.

В учебном пособии «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» для студентов факультетов дошкольного образования педагогических факультетов раскрыта система знаний о закономерностях математического развития детей, видах познавательной деятельности как средствах развития математических представлений у детей, представлены современ­ные технологии. Система знаний, которыми овладевают студен­ты, включает: понятийный аппарат, теоретические положения (утверждения и разъяснения), различные взгляды на одну и ту же проблему, технологии и т. д.

Учебное пособие разработано на основе воззрений современ­ной гуманистической педагогики, психологии и педагогики раз­вития. В нем учтены принципы создания целесообразной педаго­гической среды, стимулирующей развитие, закономерности на­копления ребенком логико-математического опыта в ходе различных видов деятельности, свойственных детям дошкольного возраста.

В основу конструирования данного учебного пособия и учеб­но-методических разработок для студентов положена структур­но-логическая (поэтапная) технология обучения в ВУЗе.

Принципиальные положения, на основе которых сконструи­ровано содержание учебного пособия, представлены целостной интеграцией содержания учебной дисциплины и технологий с идеями гуманизации (индивидуально-личностной, культурологи­ческой).

Содержание образовательного процесса излагается в учебном пособии по общепринятой при изучении педагогических дисцип­лин логике. В учебном пособии реализован внутридисциплинар-ный вариант интеграции, что обеспечивает интенсификацию обу­чения (Т. А. Стефановская, 2000 г.). Излагается теория вопроса и вслед за этим — содержание и методика реализации в практике современного дошкольного образовательного учреждения техно­логий логико-математического развития детей: традиционных, современных, авторских; их вариативность.

Логика изложения содержания, принятая авторами учебного пособия, постепенно подключает студентов к рассматриваемым в учебнике проблемам. Первоначально изучаются вопросы истории становления теории и методики развития математических пред­ставлений у дошкольников, ее современное состояние, затем про­исходит переход к основной части учебной дисциплины, которая представляет собой теоретические основы содержания обучения и развития у детей математических представлений и технологии реализации математического развития в практике дошкольного воспитания. Завершается изучение учебной дисциплины освое­нием студентами вопросов организации процесса развития мате­матических представлений в дошкольном возрасте, познаватель­ного и личностного развития ребенка и изучением методических аспектов этой деятельности.


Логика изложения учебного содержания

Вопросы

Студент познает

Исторические этапы становления теории и методики развития мате­матических представлений у детей дошкольного возраста

. Истоки методики

/ Становление и развитие теории и / методики на протяжении XX века / t (содержательный аспект)

/ Роль отдельных педагогов-исследова­телей в развитии методики (Е. И. Ти-

v хеева, Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголева

и др.); «школ» и направлений: сенсор­ного воспитания детей (М. Монтессори,

\ Л. А. Венгер и др.)

. \ Изучение теории и методики развития \ количественных и числовых представ-\ лений у детей в процессе обучения \ (А. М. Леушина)

V Основные идеи монографического и вычислительного методов обучения

Современное состояние теории и методики развития математических представлений у детей дошкольно­го возраста

/ Специфика математических представ-/ лений ребенка дошкольного возраста

/ Обоснование принципов отбора со-/ / держания обучения

/ Ориентировка на возрастные возмож­ности освоения детьми предматемати-

—*• ческого и предлогического содержа­ния

\ Общая характеристика концепту-\ альных подходов к содержанию и ме-\ V тодам развития у детей математиче-\ ских представлений

\ Технологии, обеспечивающие станов-\ ление и развитие логико-математиче­ского опыта ребенка

Вопросы




Студент познает

Предмет учебной дисциплины

Обусловленность отбора содержания и проектирования технологий разви­тия математических представлений у детей дошкольного возраста основны-/ ми закономерностями их индивиду-/ ального развития, данными диагно-/ стики

Содержание математического разви­тия детей

\ Связь учебной дисциплины «Теория и \ технологии математического развития дошкольников» с другими науками: детской психологией и дошкольной педагогикой

Закономерности познания детьми дошкольного возраста свойств предметов и отношений между ними. Современные технологии развития и обучения

Особенности познания детьми разме-/ ра, формы, массы предметов. Чувст-/ венное и логическое познание

/ Сравнение как один из логических способов познания

Освоение свойств и отношений пред-—* метов в играх и упражнениях с блока­ми Дьенеша

\^ Схематические и знаково-символиче-ские способы познания и отражения \ отношений

\ Настольно-печатные развивающие * игры. Роль взрослого в развитии у детей умений решать познавательные задачи

Вопросы




Студент познает

Освоение пространственно-вре­менных отношений в дошколь­ном возрасте

Генезис пространственных представ­лений в дошкольном возрасте. Содер­жание ориентировки в пространстве. Восприятие времени детьми дошколь-/ ного возраста

„ Игры и упражнения на развитие

1 пространственной ориентации

V Моделирование как средство освое-\ \ ния пространственных и временных \ отношений

Технологии развития временных и пространственных представлений







Развитие количественных пред­ставлений у детей. Современные технологии обучения

Особенности познания детьми коли-^ чественных и числовых отношений

Концепции развития числовых пред-—* ставлений у детей

Цветные счетные палочки Кюизенера \ как дидактическое средство познания \ чисел и освоения деятельности счета \ детьми дошкольного возраста

Моделирование числовых отношений, использование знаковых систем

Вопросы

Студент познает




Освоение простейших функцио­нальных зависимостей в дошколь­ном возрасте

Содержание зависимостей и особен-. ности освоения их детьми

I Познание детьми инвариантности на

/ примере изменения объема жидкости, массы, количества пластичных и

—* дискретных материалов. Самостоя­тельное экспериментирование детей с

. этими материалами. Игры-экспери ментирования

* Освоение детьми закономерности следования. Решение логических за­дач и выполнение алгоритмов. Игры типа «Вычислительные машины»

Организация процесса логико-ма­тематического развития и вос­питания детей. Методическое руководство процессом развития логико-математических представ­лений у детей. Содержание и тео­
ретические основыПроектирование процесса развития и . обучения детей

/ Предметно-развивающая среда — ис-/ * точник и средство развития математи-/ ческих представлений у детей

Выбор эффективных средств реализа­ции процесса развития математиче­ских представлении у детей

^\ Формы организации детской деятель-\ ности

\ Интеграция разных видов детской деятельности




Предложенная логика изучения учебного курса позволяет из­бежать дублирования изучаемого материала (от изучения вопро­сов истории — к изучению содержания и методов; затем — к ор­ганизации обучения и вопросам личностного и познавательного развития детей в деятельности).

В общем процессе развития и саморазвития студентов в ходе освоения данной учебной дисциплины значимым является постепенное становление у них педагогической рефлексии. Сту­денты не только осваивают технологии развития логико-матема­тических представлений у детей, но и овладевают умением само­стоятельно адаптировать их к имеющимся условиям, оценивать их результативность. Осмысление методологических основ, под­ходов к конструированию содержания и технологий в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения детей дает возможность студенту накапливать собственный пе­дагогический опыт, оценивать результативность своей педагоги­ческой деятельности, анализировать изменения, происходящие в современном образовании.

Круг читателей учебного пособия «Теории и технологии мате­матического развития детей дошкольного возраста» весьма обши­рен. Это:

  • студенты факультетов дошкольного образования педагогиче­ских институтов и университетов;

  • преподаватели соответствующих учебных заведений (которые могут уточнить концепции развития математических пред­ставлений у детей дошкольного возраста; сопоставить и срав­нить взгляды авторов разных учебных пособий; утвердиться в собственных позициях и т. д.);

  • магистры, аспиранты педагогических высших учебных заведе­ний;

  • преподаватели педагогических колледжей;

  • воспитатели детских садов, старшие воспитатели (они будут читать книгу с целью освоения теоретических основ процесса развития логико-математических представлений у детей, под­ходов к реализации современных технологий обучения и вос­питания; выбора необходимых для конкретной реализации содержания обучения и развития дидактических средств, ме­тодов и приемов и т. д.).

Студентам, обучающимся по данному учебному пособию, ре­комендуется пользоваться хрестоматией «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» (Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008 г.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Математического развития icon Учебно-методическое пособие по курсу «методы программирования» для...
Ученым советом механико-математического факультета 29 марта 2005 г., протокол №5
Математического развития icon План работы заместителя директора по увр терентьевой Е. Н
Доведение до учителей школы проекта мгу «Концепция развития математического образования в рф»
Математического развития icon Анализ работы школьного методического объединения учителей математического...
Мо в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания...
Математического развития icon Программа факультативных занятий по математике для III v классов общеобразовательных учреждений
Целью факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся....
Математического развития icon И резервы роста
Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института ран
Математического развития icon Общие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Математического развития icon Методы вычислений с контролем точности на квазиравномерных сетках
Работа выполнена в Институте математического моделирования Российской Академии Наук
Математического развития icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла б-2 (курс по...
Математического развития icon Бикомпактные разностные схемы и численная диагностика особенностей
Работа выполнена в отделе физико-химических свойств вещества Института математического моделирования ран
Математического развития icon Заседание шмо учителей Естественно математического цикла мкоу«Карахунская сош»
Нормативно-правовая основа разработки программы составлена на основе следующих документов
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции