Скачать 4.07 Mb.
|
3. А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ детей дошкольного возраста ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ББК 74.102 М69 Авторы: 3. А. Михайлова, Е- А. Носова, А. А. Столяр. М. Н. Полякова, А М. Вербенец и др. Рецензенты: Р. Ф. Малых, канд. психологически* наук, доцент; Г. Н. Гришкова. кандидат педагогических наук. Научные редакторы: М. И. Калинина, кандидат педагогических наук, доцент, О. А. Граничина, кандидат физико-математических наук, доцент. Допущено Учебно-методйческим объединением п0 направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) ПедаГ°гика Михайлова 3. А. и др. М69 Теории и технологии математического ^ви™яЛсдете.Ий,Д°~ школьного возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПР£сс-»> 20U8-- J84 с-> ил л. ISBN 978-5-89814-441-8 В учебном пособии представлены теоретические основы и современные технологии развития у детей дошкольного возраста ло гико-математических представлений. Раскрыты предматематиче-ское и предлогическое содержание, педагогические технологии развития у детей представлений (о свойствах и отношениях предметов, пространственно-временных категориях, о числах, связях и зависимостях). Среди педагогических технологий особо выделена про блемно-игровая технология как наиболее эфФективная в Реализа" ции идей развивающего образования. Для студентов факультетов дошкольного образования педагогических университетов, институтов, преподавателеи педагогиче ских колледжей, магистров и аспирантов. ББК 74.102 ©3. А. Михайлова и др., 2^)8r,r>c„r, ISBN 978-5-89814-441-8 ©Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 Содержание Предисловие 6 Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории и технологий развития математических представлений у детей дошкольного возраста 13 Михайлова 3. А. 1.1. Истоки методики развития математических представ- лений у детей дошкольного возраста и этапы ее становления 13 1.2. Теории и методика математического развития детей дошкольного возраста (20—50-е гг. XX в.) (второй этап развития методики) 21 1.3. Научно обоснованная дидактическая система форми- рования элементарных математических представ- лений в 50—60-е гг. XX в. (третий этап развития методики) 30 1.4. Психолого-педагогические исследования 60—70-х гг. XX в. и передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития детей 35 1.5. Современное состояние теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста 36 Глава 2. Теоретические основы развития математических представлений у дошкольников 50 Столяр А. А.
2.2Отношения 64
2.4Геометрические фигуры 76 2.5Величины и их измерение 85 2.6 алгоритмы 93 2. Глава 3. Содержание и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста 102 Носова Е. А. 3.1. Общая характеристика содержания математических представлений у детей дошкольного возраста ………………………………102 3.2. Способы познания свойств и отношений в дошколь- ном возрасте Ill Михайлова 3. А. 3.3. Особенности и методика освоения детьми дошкольно- го возраста формы предметов и геометрических фигур 131 3.4. Особенности и методика освоения детьми дошкольно- го возраста размеров предметов и величин 147 3.5. Особенности и методика развития у детей дошкольно- го возраста представлений о массе предметов и способах измерения массы 164 3.6. Развитие пространственных представлений в дошколь- ном возрасте 170 3.7. Развитие временных представлений у детей дошколь- ного возраста 181 3.8. Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста 194 3.9. Освоение простейших зависимостей и закономерно- стей в дошкольном возрасте 236 Полякова М. Н. 3.9.1. Развитие понимания сохранения количества и вели- чины у детей дошкольного возраста 236 Михайлова 3. А. 1,9*2. Особенности и методика освоения детьми 4—6 лет последовательности действий 250 ГлЛва 4. Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста 259 Михайлова 3. А., Полякова М. Н. 4.1. Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста 259 Вербенец А. М. 4.2. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста 277 4.3. Реализация идеи интеграции в логико-математиче- ском развитии дошкольников 307 11оликова М. Н. 4.4. Развивающая среда как средство развития математи- ческих представлений дошкольников 322 Вербенец А. М. 4.5. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-матема- тическом развитии дошкольников 337 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Михайлова 3. А., ХарькоТ. Г., Чеплашки- на И. Н. Конспекты логико-математических игр для детей 4—5 лет 353 11РИЛОЖЕНИЕ 2. Михайлова 3. А. Развивающие математиче- ские игры для детей дошкольного возраста. Классифи- кация по цели и способу достижения результата 370 11 РИЛОЖЕНИЕ 3. Словарик основных понятий 372 ЛИТЕРАТУРА 376 Предисловие Преобразования, происшедшие за последние годы в сфере образования России, вызвали необходимость существенных изменений в содержании изучаемых студентами учебных дисциплин и технологиях преподавания их. В учебном пособии «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» для студентов факультетов дошкольного образования педагогических факультетов раскрыта система знаний о закономерностях математического развития детей, видах познавательной деятельности как средствах развития математических представлений у детей, представлены современные технологии. Система знаний, которыми овладевают студенты, включает: понятийный аппарат, теоретические положения (утверждения и разъяснения), различные взгляды на одну и ту же проблему, технологии и т. д. Учебное пособие разработано на основе воззрений современной гуманистической педагогики, психологии и педагогики развития. В нем учтены принципы создания целесообразной педагогической среды, стимулирующей развитие, закономерности накопления ребенком логико-математического опыта в ходе различных видов деятельности, свойственных детям дошкольного возраста. В основу конструирования данного учебного пособия и учебно-методических разработок для студентов положена структурно-логическая (поэтапная) технология обучения в ВУЗе. Принципиальные положения, на основе которых сконструировано содержание учебного пособия, представлены целостной интеграцией содержания учебной дисциплины и технологий с идеями гуманизации (индивидуально-личностной, культурологической). Содержание образовательного процесса излагается в учебном пособии по общепринятой при изучении педагогических дисциплин логике. В учебном пособии реализован внутридисциплинар-ный вариант интеграции, что обеспечивает интенсификацию обучения (Т. А. Стефановская, 2000 г.). Излагается теория вопроса и вслед за этим — содержание и методика реализации в практике современного дошкольного образовательного учреждения технологий логико-математического развития детей: традиционных, современных, авторских; их вариативность. Логика изложения содержания, принятая авторами учебного пособия, постепенно подключает студентов к рассматриваемым в учебнике проблемам. Первоначально изучаются вопросы истории становления теории и методики развития математических представлений у дошкольников, ее современное состояние, затем происходит переход к основной части учебной дисциплины, которая представляет собой теоретические основы содержания обучения и развития у детей математических представлений и технологии реализации математического развития в практике дошкольного воспитания. Завершается изучение учебной дисциплины освоением студентами вопросов организации процесса развития математических представлений в дошкольном возрасте, познавательного и личностного развития ребенка и изучением методических аспектов этой деятельности. Логика изложения учебного содержания
Предложенная логика изучения учебного курса позволяет избежать дублирования изучаемого материала (от изучения вопросов истории — к изучению содержания и методов; затем — к организации обучения и вопросам личностного и познавательного развития детей в деятельности). В общем процессе развития и саморазвития студентов в ходе освоения данной учебной дисциплины значимым является постепенное становление у них педагогической рефлексии. Студенты не только осваивают технологии развития логико-математических представлений у детей, но и овладевают умением самостоятельно адаптировать их к имеющимся условиям, оценивать их результативность. Осмысление методологических основ, подходов к конструированию содержания и технологий в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения детей дает возможность студенту накапливать собственный педагогический опыт, оценивать результативность своей педагогической деятельности, анализировать изменения, происходящие в современном образовании. Круг читателей учебного пособия «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» весьма обширен. Это:
Студентам, обучающимся по данному учебному пособию, рекомендуется пользоваться хрестоматией «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» (Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008 г.). |
Учебно-методическое пособие по курсу «методы программирования» для... Ученым советом механико-математического факультета 29 марта 2005 г., протокол №5 |
План работы заместителя директора по увр терентьевой Е. Н Доведение до учителей школы проекта мгу «Концепция развития математического образования в рф» |
||
Анализ работы школьного методического объединения учителей математического... Мо в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания... |
Программа факультативных занятий по математике для III v классов общеобразовательных учреждений Целью факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся.... |
||
И резервы роста Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института ран |
Общие вопросы психологии развития Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... |
||
Методы вычислений с контролем точности на квазиравномерных сетках Работа выполнена в Институте математического моделирования Российской Академии Наук |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла б-2 (курс по... |
||
Бикомпактные разностные схемы и численная диагностика особенностей Работа выполнена в отделе физико-химических свойств вещества Института математического моделирования ран |
Заседание шмо учителей Естественно математического цикла мкоу«Карахунская сош» Нормативно-правовая основа разработки программы составлена на основе следующих документов |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |