Дополнительного образования детей




Скачать 138.54 Kb.
Название Дополнительного образования детей
Дата публикации 09.06.2014
Размер 138.54 Kb.
Тип Образовательная программа
literature-edu.ru > Математика > Образовательная программа


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ПЕНЖИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
«МУЗИЦИРОВАНИЕ»

Адаптированная образовательная программа в рамках предмета

«Инструментальное музицирование» Фортепиано.

Срок реализации программы 4 года.
Рассчитана

на детей в возрасте от 6-9 лет до 10-13 лет

Составители программы- преподаватели МОУ ДОД

«Пенжинская детская школа искусств»:

Селезнева Татьяна Ивановна

Рементова Ольга Владимировна

Феодосова Наталья Олеговна.

село Каменское 2011 год

УТВЕРЖДАЮ__________________


Директор МОУ ДОД ПДШИ

О.В. Рементова

______ 20____-год.


Рекомендован

Заседанием педагогического совета

Протокол заседания №____

от « ___»_______20____год.

Пояснительная записка.
Образовательная программа «Музицирование» является неотъемлемой частью музыкальных дисциплин и занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Изучение данного предмета дает возможность приобщения детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения. В тесной связи с другими предметами эта дисциплина способствует развитию творческих навыков, формирует музыкальный вкус, расширяет кругозор.

Необходимость и целесообразность обучению музицированию, т.е. подбору по слуху мелодий и аккомпанемента, чтению с листа, умению аккомпанировать и играть в ансамбле, возникла неслучайно. Современное художественное образование приобретает массовый характер, в музыкальные школы приходят не только одаренные дети, но и учащиеся со средними и слабыми музыкальными способностями, не ориентированные на дальнейшее профессиональное обучение, но желающие получить навыки музицирования.

Поэтому получение навыков самостоятельной реализации творческих потребностей учащихся дается именно на уроках по музицированию.

Данная программа рассчитана на обучающихся в детской школе искусств на фортепианном отделении. Программа включает теоретический и практический материал, способы обучения для преодоления технических сложностей, достижения ощутимых результатов.
Для учебного процесса необходимы

дифференцированные модели обучения:

- Развитие природных способностей детей на основе элементов ТРТЛ (теория развития творческой личности);- Формирование навыков игры на инструменте на основе разработки тематических модулей по музыкальному воспитанию детей и развитию творческого воображения;

Воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой и умения ориентироваться в музыкальном материале с использованием различных форм урока.
В основе программы лежат принципы доступности и последовательности обучения, используются новые сборники по фортепиано, читке с листа, аккомпанементу, обновлен репертуар.
Цели и задачи.
Цели обучения - формирование устойчивого интереса к музицированию.
Задачи предмета - опираясь на песенный репертуар, близкий эмоциональному миру ребенка, создать условия для формирования и закрепления различных слуховых и исполнительских навыков.
Обучающие: научить ребенка разбирать нотный текст, совершенствовать навыки чтения нот с листа, подбору по слуху, транспонированию.
Воспитательные: создать необходимые условия для того, чтобы вовлечь ребенка в область художественного творчества, использовать дидактические игры, творческие мероприятия с участием педагогов, учеников, родителей.
Развивающие: реализация исполнительских и творческих возможностей учащихся, достижение возможности художественного самовыражения, осуществление межпредметных связей, оптимизация учебного процесса, повышение коммуникабельности.


Форма и режим занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Время проведения урока 0,5 часа (22,5 минуты). Урок по музицированию можно совмещать с предметом по выбору, ансамблем, аккомпанементом, фортепиано и проводить с несколькими учениками.

Результаты процесса обучения оцениваются по полугодиям на контрольных уроках и на зачете (раз в году). Отдельные формы работы можно включать в программу Академического концерта. Песни со своим аккомпанементом, песни с выученным аккомпанементом, ансамблевые номера включаются в классные, шефские и школьные концерты. По желанию педагога зачет по предмету «Музицирование» можно провести в форме праздничного концерта.
В каждом классе планируется работа по следующим разделам:
1. Подбор по слуху мелодий и аккомпанемента.

2. Чтение с листа.

3.Пение с аккомпанементом и аккомпанемент в вокальных ансамблях.


Календарный план

Класс

Количество часов

в неделю

Количество учебных недель

Количество часов по учебному плану









год









год

1


0,5

9

7

10

8

34

4,5

3,5

5

4

17

2

0,5

9

7

10

8

34

4,5

3,5

5

4

17

3

0,5

9

7

10

8

34

4,5

3.5

5

4

17

4

0,5

9

7

10

8

34

4,5

3,5

5

4

17


Способы определения результативности и подведения итогов определяются оценкой в конце урока или на концерте. На итоговый урок выносится программа, охватывающая весь репертуарный комплекс, состоящий не менее 3-4 произведений. Итоговая оценка учитывает успехи, продвижение учащегося в течение всего периода обучения по предмету.
Учебно-тематический план
Первый класс

1.Подбор по слуху.

Подбор по слуху мелодии на трех – пяти трех ступенях мажора и минора от любых звуков. Метроритмический рисунок с использованием четвертей, восьмых и половинных нот. Объем 4-8 тактов.
Подбор по слуху аккомпанемента

1. Один звук на главных ступенях лада.

2.Квинты на главных ступенях лада.

3.Тоническая квинта и сексты на 1 и 7 ступенях (гармонические и мелодические), выполняющие роль субдоминанты и доминанты.

Развитие творческих навыков

1.Вариационные комбинации подобранных мелодий.

2.Сочинение и запись ритмического рисунка к стихам.

3.Сочинение мелодии на стихи в заданном диапазоне(3-5звуков).

2. Чтение с листа.

Подготовительные упражнения на развитие чувства ритма:

1.Чтение метроритмического рисунка ритмослогами, со счетом, с хлопками, постукиванием.

2.Ритмические остинато под музыку в исполнении преподавателя.
Чтение с листа на двух нотных станах в двух ключах.

Чтение с листа мелодии с аккомпанементом в виде квинты, отдельными звуками, крупными длительностями.

3.Пение с аккомпанементом.

Работа ведется со второго полугодия и включает две формы работы:

1. Ученик поет и аккомпанирует себе с дублированием мелодии.

2.Ученик поет и аккомпанирует себе без дублирования мелодии.

Музыкальный материал - песни с легким аккомпанементом, подобранные песни и песни, выученные по нотам, с подобранным аккомпанементом.
Второй класс.

1. Подбор по слуху.

Мелодии для подбора с использованием 5-6 ступеней мажора и минора. Мелодии с интонационными и ритмическими усложнениями (четверть с точкой), объем 4-8 тактов.
Транспонирование мелодий от всех звуков с определением тональности с использованием 5-6 ступеней мажора и минора.
Подбор по слуху аккомпанемента:

1.Трезвучия на главных ступенях лада.

2.Использование квартсекстаккордов, секстаккордов.
Творческие задания:

1. Сочинение мелодий на заданный аккомпанемент.

2. Сочинение мелодий на стихи.
2.Чтение с листа.

1. Чтение с листа мелодий с небольшим расширением диапазона. Аккомпанемент - интервалы, изложенные крупными длительностями.

2.Чтение с листа простых мелодий, изложенных интервалами (до квинты).

3. Параллельное движение мелодии в двух руках.
3.Пение с аккомпанементом

Пение с аккомпанементом подобранных мелодий. Аккомпанемент распределяется в обеих руках (в левой руке - главные ступени лада, в правой- интервалы или аккорды).

Пение с аккомпанементом выученных песен, доступных по трудности.
Третий класс.

1. Подбор по слуху.

1.Мелодии для подбора в диапазоне семи ступеней мажора и минора, в пределах одной тональности. Объем мелодии - 4-8 тактов.

2.Ритмические усложнения: шестнадцатые, восьмые с шестнадцатыми, пунктирный ритм, размеры три восьмых, шесть восьмых.

Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до трех знаков

Подбор по слуху аккомпанемента:

1.Закрепление позиционно удобных гармонических оборотов.

2.Знакомство с жанровыми формами(польки, вальс), песни (колыбельная песня), марш.

Творческие задания:

1.Сочинение мелодий на заданный аккомпанемент с различными фактурными формулами.

2.Построение простой двухчастной формы.

3. Сочинение вступлений и заключений к песням.
2. Чтение с листа.

1.Расширение диапазона в мелодиях.

2.Произведения с использованием трезвучий в гармоническом и мелодическом виде.

3.Произведения с использованием интервалов в мелодической линии и в сопровождении.
3. Пение с аккомпанементом.

Песни народные, детские с простым аккомпанементом. Диапазон песни - удобный для ученика.

Постепенное введение усложнений в аккомпанементе: подголосков, движений басовой линии, дублирование мелодии в других регистрах.
Четвертый класс.

1. Подбор по слуху.

1.Мелодии для подбора по слуху более интонационно развиты.

2.Мелодии с отклонениями в параллельную тональность.

Подбор аккомпанемента:

1.Использование новых гармонических формул.

2.Усложнения в фактурных формулах: разложенные трезвучия и септаккорды в тесном расположении, знакомство с более широким расположением.

3 Использование в аккомпанементе синкопированного рисунка.

Транспонирование подобранных и выученных песен с аккомпанементом.

2.Чтение с листа.

1. Более развитые мелодические линии, усложнения в мелодическом рисунке: от поступенного движения - к ломанным и скачкообразным линиям.

2. Усложнения в аккомпанементе - в соответствии с усложнениями в подборе по слуху и в пении с аккомпанементом.

3. Разнообразие фактурного изложения с постепенным усложнением.

Чтение с листа облегченных переложений классических произведений с преподавателем в четыре руки.

Чтение с листа несложных произведений вокальной музыки: ученик играет аккомпанемент, преподаватель играет и по возможности поет вокальную линию.

3. Пение с аккомпанементом.

1. В репертуаре - детские песни с простой фактурой, ритмический рисунок усложняется. Тесситура вокальной линии удобна для пения.

2.Знакомство с нетрудными произведениями вокальной музыки: песни народов мира, песни В.А. Моцарта, Л. Бетховена, русских композиторов начала 19 века
Содержание программы.


  1. Подбор по слуху мелодий и аккомпанемента.

Подбор по слуху активно формирует слуховые представления. Основой развития слуховых представлений является ладовое чувство, поэтому подбор по слуху следует начинать с мелодий и попевок, наиболее ярко передающих ладовую окраску.

Первоначальные интонации-повторы звука, поступенное движение вверх и вниз, движение по звукам трезвучия на 1-3-5 ступенях мажора и гармонического минора.

Подбор мелодий основан на запоминании интонаций, анализе с помощью педагога характера звуковысотного движения, прохлопывании метра, ритмического рисунка и запись ритмического рисунка, подбор и транспонирование.

Знакомство с интервалами в игровой форме помогает услышать изменение высоты звука. Каждому интервалу дается какой-либо образ, например: секунда - «ежик», кварта-«лошадка» и т.п. Работа с интервалами включает в себя не только слушание интервала, исполнение его двумя руками, но и запоминание графического изображения интервала.

Ко всем подобранным и выученным мелодиям ученик подбирает аккомпанемент отдельными звуками на главных ступенях лада. Все теоретические объяснения идут в игровой, доступной для детей форме.

Далее аккомпанементом становятся квинты на главных ступенях лада.

Все теоретические объяснения идут в игровой, доступной детям форме. Далее аккомпанементом становятся квинты на главных ступенях лада, к концу второго полугодия в аккомпанемент можно ввести тоническую квинту и сексты на первой и седьмой ступенях, выполняющие функции субдоминанты и доминанты. Начальные упражнения-это вариационные комбинации одной и той же мелодии. Они могут послужить толчком к развитию творческой инициативы в дальнейшей работе.

На первых этапах обучения импровизация неразрывно связана с текстом: запись ритмического рисунка к стихам, изменение размера, сочинение мелодии на стихи.

Во втором классе диапазон мелодий расширяется незначительно. Это также мелодии в квинтовом и секстовом диапазоне. Интонационно мелодии немного усложняются, ритмически также –вводятся четверть с точкой и шестнадцатые.

Любые ритмические усложнения должны прорабатываться через движения(хлопки, проговаривание ритмослогов), игру в ансамбле, в сольном исполнении и затем в подборе по слуху.

Когда ученик освоил игру трезвучия и его обращений, можно усложнить и форму аккомпанемента на основе тонической квинты и секст на первой и седьмой ступени: это тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд и доминантовый секстаккорд, трезвучия на главных ступенях лада.

В третьем классе ученик осваивает жанровые формулы марша, польки, вальса, колыбельной, песни, разделяя аккорд на бас и интервалы и по –разному их комбинируя.

В любом виде работы необходимо использовать творческие задания: изменить мелодию, придумать свою на тот же аккомпанемент, сочинить вступление, заключение, используя следующие приемы развития мотивоа песни: повтор, вариационный, секвентный.

В четвертом классе для подбора по слуху можно использовать мелодии с отклонениями в параллельную тональность и тональности первой степени родства. Работа по слуху сливается с работой по пению с аккомпанементом.

Чтение с листа- сложный навык, требующий требующий взаимосвязи зрительного видения звуковысотной и ритмической графики, развитых слуховых представлений, четкой координации в движении рук и ориентации на клавиатуре.

Задача начального периода обучения –сформировать первоначальные элементарные умения. Формы работы направлены на развитие чувства ритма, подбор по слуху, упражнения, помогающие развитию ориентации на клавиатуре на нотном стане Необходимо воспитывать ощущение внутренней пульсации через развитие счетной моторики. Чтение с листа начинается с небольших пьесок в двух ключах, диапазон постепенно расширяется. Основная задача при чтении с листа–непрерывное распознание нотных знаков в их временной организации. В аккомпанементе сначала квинты, затем отдельные звуки и интервалы в пределах квинты крупными длительностями.

Чтение с листа вокальных произведений развивает эмоциональный мир учащихся, расширяет интонационный словарь, доставляет удовольствие, формирует желание к дальнейшему самостоятельному музицированию.

Пение с аккомпанементом-форма работы в которой ученик поет используя навыки, полученные на предметах « Хор» и « Сольфеджио», и сам себе аккомпанирует.Навыки аккомпанемента своему исполнению не менее сложны, чем навыки аккомпанемента в ансамбле партнеру. Умению создать единое целое из звучания разных фактур-голоса и фортепианной партии- учеников необходимо обучать. Эта форма работы развивает музыкальные способности: с помощью поэтического слова, слившегося с музыкальной мыслью, ученик работает над выразительностью интонации, развивается гармонический слух.

Пением с аккомпанементом можно начинать заниматься со второго полугодия первого года обучения. Ученик работает с мелодиями , которые уже подбирал, Работа дублируется в двух вариантах: мелодия дублируется в правой руке; мелодия только поется, аккомпанемент распределяется между двумя руками. Также можно использовать простейшие образцы детских песен или адаптированные преподавателем аккомпанементы в зависимости от исполнительских навыков ученика. Постепенно вводятся ритмические и фактурные усложнения. Репертуар включает и образцы классической музыки и песенные аккомпанементы, подбор по слуху, транспонирование, чтение с листа. Уделяется внимание работе над художественным образом. Вокальные произведения и их поэтический текст помогают понять какому внутреннему импульсу соответствуют различные музыкальные выразительные средства: ритм, темп, мелодическая направленность, динамические нюансы. Работа над такими произведениями помогает глубже понять и полюбить музыку и облагораживает личность ребенка.
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо:

- наличие контингента обучающихся и профессиональных специалистов.

- кабинет, оснащенный музыкальным инструментом( фортепиано, синтезатор).

- нотная литература.

Примерный репертуарный список из программы « Музицирование» составитель Л. Б. Дьякова Москва 2006 год.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительного образования детей icon Образовательная программа дополнительного образования детей «беседы по искусству»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительного образования детей icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в рамках программы дополнительного образования по мультипликации
Дополнительного образования детей icon Здоровьесберегающие технологии в группах раннего развития детей в...
Наталья Викторовна Семейникова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования мбоу дод «дюц «Горизонт», г. Протвино
Дополнительного образования детей icon Образовательная программа муниципальное бюджетное образовательное...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» является муниципальным...
Дополнительного образования детей icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Дополнительного образования детей icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Дополнительного образования детей icon Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»
...
Дополнительного образования детей icon Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного
Дополнительного образования детей icon Заседание республиканской научно-методической секции заместителей...
Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи
Дополнительного образования детей icon Положение о смотре-конкурсе кабинетов муниципального автономного...
М автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» (далее дтдиМ). Положение...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции