Скачать 180.82 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы: Тюрин Д.В. Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии c:
2Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Маркетинг» являются научить слушателей пользоваться минимальным маркетинговым инструментарием и примерами опыта других фирм в организации маркетинга, выполнении основных его функций, чтобы работая в компании и получив маркетинговую задачу, слушатель смог бы организовать и провести данную работу, опираясь на полученные теоретические знания и рассмотренные практические примеры. Задачами преподавания дисциплины являются следующие:
Курс раскрывает теоретические и практические основы построения основных направлений маркетинга на предприятии силами сотрудников маркетингового подразделения, а также с привлечением сторонних специализированных агентств с акцентом на оптимальные исполнения в условиях дефицита финансовых и трудовых ресурсов. Курс раскрывает теоретические и практические основы маркетинга, принципы использования маркетинговых инструментов в деятельности. Изучение данного курса необходимо для формирования у специалистов разного уровня квалификации представления о методах организации, проведения и анализа маркетинговой информации, проведения опросов и прочих мероприятий, которые могут быть реализованы в рамках структурной иерархии маркетингового подразделения компаний и отдельных специалистов данного сектора. По итогам курса слушатели смогут самостоятельно разрабатывать план маркетинговой активности на предприятии, выбрать адекватные задачам методы, сделать выводы и разработать рекомендации по совершенствованию решения маркетинговых задач своей фирмы. Преподавание курса сопровождается графической и иллюстративной информацией в форме презентаций PowerPoint. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДля бакалаврской программы настоящая дисциплина является базовой дисциплиной. Ее преподавание проводится на третьем курсе одновременно с изучением дисциплин профессионального цикла базовой части. Изучение дисциплины «Маркетинг» основывается на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения положений экономической теории, философии, общего менеджмента и других дисциплин, имеющих отношение к предметной области учебного курса. Дисциплина закладывает фундамент для самостоятельной деятельности студентов бакалавриата в области подготовки и проведения маркетинговых мероприятий в рамках близкой к проблематике курса выбранной темы для написания и защиты выпускных квалификационных и бакалаврских работ, а также для их дальнейшей работы в академической или практической сфере после окончания обучения в бакалавриате. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • В области экономической теории • В области общего стратегического менеджмента • В области статистики и эконометрики • В области управления проектами • В области управления персоналом Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Маркетинговые коммуникации • Маркетинговые исследования • Маркетинговое планирование 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковДомашнее задание - эссе – анализ примеров успешного и неудачного маркетинга известных компаний за последние три года. Необходимо подобрать и дать оценку маркетинговой активности компаний по темам (один удачный и один неудачный пример по каждой тематике): сегментирование, рекламная деятельность, брендинг, маркетинговые исследования. Оценивается по 10-балльной шкале (Одз). Вес работы в итоговой оценке 30% ( k1). Выполнение промежуточной контрольной работы является основанием допуска студента на итоговый экзамен по курсу. Итоговый экзамен - контрольный тест с закрытыми вопросами на знание теоретических основ курса: 10 вопросов, при полном ответе на каждый вопрос студент получает 1 балл. Работа считается зачетной при условии получения студентом 5 и более баллов. При не достижении данного показателя студент автоматически получает «незачет» по дисциплине. Оценка за контрольную работу (Оитог) выставляется в следующей пропорции набранных баллов за ответы на вопросы: 5 ответов – 4 балла, 6 – 5 баллов, 7 – 6 баллов, 8 – 7 баллов, 9 – 8 баллов, 10 – 9 баллов, ответ на дополнительный устный вопрос для ответивших на все вопросы теста – 10 баллов. Вес работы в итоговой оценке 70% ( k2). 6.2Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает выполненные домашние работы - эссе студентов с презентацией результатов работы на семинарских занятиях, а также результаты экзаменационного письменного теста на знание теории курса. Преподаватель оценивает домашнюю работу студентов: правильность выполнения самостоятельной работы, полноту освещения тем, логичность проведенного анализа, аргументированность доводов. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Онакопленная Итоговая= k1* Одз + k2 * Оитог Способ округления накопленной итоговой оценки: в пользу студента. На экзамене студент может получить дополнительный теоретический вопрос в форме собеседования, ответ на который оценивается в 1 дополнительный балл. 7Содержание дисциплиныТема 1. Сущность и назначение маркетинга • Подходы к определению маркетинга. • Объекты маркетинга. Рынок: понятие, виды и принцип рынка. • Маркетинговый процесс на предприятии. • История и этапы развития маркетинга. • Современные концепции маркетинга: социально-ответственный маркетинг, маркетинг партнерский отношений, латеральный и кастомизированный маркетинг, маркетинг, ориентированный на стоимость. • Стратегический и операционный маркетинг. • Комплекс функций маркетинга. • Развитие маркетинга в России: специфика и проблематика. Современный маркетинг в России. Основная литература: И.В.Липсиц, Д.В.Тюрин и др. «Маркетинг» Учебник для бакалавров. Под ред. И.В.Липсица – М.: Геотар-Медиа, 2012 – Глава1, стр. 9-82 Тема 2. Сегментирование потребителей. • Понятие и критерии сегментирования на потребительском и промышленном рынках. • Причины разделения рынка. Особенности сегментов. • Этапы сегментирования потребителей. Разновидности сегментирования. Выбор целевого сегмента и его позиционирование. • Построение схемы позиционирования товаров в глазах потребителей. Возможные стратегии позиционирования. Задачи эффективного позиционирования. • Поведение потребителей: маркетинг-микс (комплекс маркетинга) – 4р продавца и 4с потребителя, состав и политика развития маркетинг-микса, факторы, влияющие на поведение потребителя, этапы принятия решения о покупке. Основная литература: Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник - М.: Инфра-М, 2012 – Глава 4, стр. 91-97 Тема 3. Маркетинговые коммуникации в продвижении товаров и услуг. • Понятие маркетинговых коммуникаций. Направления коммуникаций. Интегрированный подход. • Виды обращений в комплексе маркетинговых коммуникаций. Состав и особенности видов коммуникаций. Источники запланированных и незапланированных обращений. • Цели маркетинговых коммуникаций: основные и дополнительные. Назначение маркетинговых коммуникаций. • Модель процесса прохождения маркетинговых коммуникаций. Основные понятия процесса, особенности этапов. Основная литература: И.В.Липсиц, Д.В.Тюрин и др. «Маркетинг» Учебник для бакалавров. Под ред. И.В.Липсица – М.: Геотар-Медиа, 2012 – Глава 9, стр. 310-317, 329-339 Тема 4. Брендинг • Фирменный стиль в брендинге. Элементы фирменного стиля. • Виды и функции товарных знаков. • Понятие товарного знака, торговой марки и бренда: особенности и различия. • История развития брендинга. Прообразы современного торгового знака. • Подходы к понятию брендинга. Назначение брендинга для компании. Достоинства бренда для продавцов, производителей и потребителей. • Основные характеристики и функции бренда. Особенности видов товарных знаков. • Зонтичные бренды: особенности, зонтичные стратегии, подходы к их формированию, возможные проблемы использования, условия успешной реализации. • Отличия промышленного бренда от потребительского. Бренд-архитектура. • Этапы создания бренда. Позиционирование бренда. Составляющие разработки стратегии бренда. Рекомендации по созданию идеи бренда. Нейминг. Управление брендом. Основная литература: И.В.Липсиц, Д.В.Тюрин и др. «Маркетинг» Учебник для бакалавров. Под ред. И.В.Липсица – М.: Геотар-Медиа, 2012– Глава 9, стр. 317-329 Тема 5. Маркетинговые исследования • Понятие и виды маркетинговых исследований. • Функции маркетинга. Исследовательско-аналитическая функция, особенности и состав. • Основные проблемы, требующие полевых исследований потребителей. Методы полевых исследований. • Методы качественных и количественных исследований. Основные формы опросов. Достоинства и недостатки анкетирования и интервью. Формы проведения личных формализованных интервью. • Этапы и методы проведения исследований конкурентов. Основная литература: Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник - М.: Инфра-М, 2012 – Глава 4, стр. 75-117, Глава 6, стр. 165-200 8Образовательные технологииПри проведении обучения используются презентации в программе Power Point, компьютерные программы для редактирования текстов и работы с электронными таблицами, а также информация, собираемая через интернет и открытые СМИ. На лекциях и на семинарских занятиях проводится разбор практических задач и кейсов, проведение деловых, ролевых игр. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Для текущего контроля проводится эссе - самостоятельная домашняя работа и промежуточная контрольная работа9.2Для оценки качества освоения дисциплины проводится итоговый экзамен - письменный контрольный тест на 30 мин. (ответы на закрытые вопросы)Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникИ.В.Липсиц, Д.В.Тюрин и др. «Маркетинг» Учебник для бакалавров. Под ред. И.В.Липсица – М.: Геотар-Медиа, 2012 10.2Основная литература1. Ф.Котлер «Маркетинг-менеджмент» - Питер, 2012 2. Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник - М.: Инфра-М, 2012 10.3Дополнительная литература3. Д.В.Тюрин «Маркетинговые исследования: организация и проведение в компании» Учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2013 4. И.С. Березин Маркетинговый анализ: принципы и практика, российский опыт. – М.: Эксмо, 2007 5. И.С. Березин Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. – М.: Юрайт, 2012 6. Ф. Котлер, Г. Арметронг, Д. Сондерс, В. Вонг "Основы маркетинга" – М.: издательский дом Вильямс, 2007 7. Ж-Ж.Ламбен Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг. – СПб: Питер, 2005 8. Г.Л.Багиев, В.М.Тарасевич «Маркетинг» Учебник для вузов – Питер, 2012-12-02 9. Л.Е.Басовский, Е.Н.Басовская «Маркетинг» - М.: Инфра-М, 2010 10. «Маркетинг: теория и практика» Базовый курс. Под ред. С.В.Карповой – М.: Юрайт, 2012 11. Д.А. Шевченко «Реклама. Маркетинг. PR» Словарь терминов. – М.: РГГУ, 2012 12. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. - СПб: Издательство «Питер», 2001 13. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 14. Леманн, Дональд Р. Управление продуктом.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 15. Луис В. Штерн, Адель И. Эль-Ансари, Энн Т. Кофлан. Маркетинговые каналы. – Изд. Дом «Виль-ямс», 2002 16. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: практическое руководство. – М.: Изд-во «дело и сервис», 2002 17. Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообразования. — СПб.: Питер, 2004 10.4Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
Автор программы: К.э.н., доцент Д.В.Тюрин |
Программа дисциплины Маркетинговый анализ и аудит для направления... ... |
Рабочей программы учебной дисциплины: / / рабочая программа учебной дисциплины ... |
||
Программа дисциплины «История литературной критики» (1780-1860-е)... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |
Учебной дисциплины «Теория текста и дискурса» Для направления подготовки магистров «Филология» «Теория текста и дискурса» является составной частью дисциплины «Теория специализированной области филологии» для магистерской программы... |
||
Учебной дисциплины «Основы этнолингвистики» Для направления подготовки магистров «Филология» Наименование дисциплины: «Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология» |
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |
||
Программа дисциплины «История русской литературы (адаптационный курс)»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки |
Программа дисциплины «Компьютерные инструменты лингвистических исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 035800.... |
||
Учебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного... Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»... |
Рабочая программа дисциплины Образы природы в философском осмыслении... Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Программа направлена на подготовку... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |