Учитель литературы Маевская О. С




Скачать 41.36 Kb.
Название Учитель литературы Маевская О. С
Дата публикации 08.06.2014
Размер 41.36 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Литературный бал

учитель литературы Маевская О.С.
«МЕНЯ ПЛЕНЯЕТ ВИХОРЬ БАЛЬНЫЙ...»
Невозможно переоценить роль театра в процессе изучения литературы в школе. Художественный образ на сцене приобретает пластическую выразительность, становится зримым, вызывая у зрителей яркие переживания, живые разнообразные эмоции. Театральное действо позволяет осуществить погружение зрителя в прошлое, вызвать эффект соучастия, обогащая внутренний мир ребенка разными впечатлениями.
Участие детей в театральных студиях и отдельных инсценировках помогает им глубже понять психологию героев, их взаимоотношения с другими персонажами, постичь атмосферу действия и проникнуть в авторский замысел. Развивающее значение этой деятельности состоит в том, что ребенок приобретает навыки выразительной речи, интонирования, у него формируется умение держаться свободно без стеснения перед большой аудиторией.
Но участие ребят в инсценировке художественных произведений преследует также еще одну цель: средствами театра закрепляются в детской памяти услышанное и познанное на уроках литературы, возвращение на сцене к уже «пройденному» произведению дает возможность увидеть его по-новому, остановить внимание на тех страницах, которые были когда-то только пролистаны.
Чтобы воскресить в памяти несколько страниц уже такой далекой от нас эпохи, зажечь свечи, услышать звуки скрипки и фортепьяно, увидеть скользящие по паркету пары, мы пригласили всех на бал литературных героев. Здесь можно отдохнуть душой от «железного» XXвека в «золотом» XIX, попробовать представить себя на месте девочки, ожидающей своего первого бала, или молодого человека, для которого бал - единственное место, где он может публично высказать свои политические взгляды.
Знаменитая сцена первого бала Наташи Ростовой является поворотной и в ее судьбе, и в судьбе Андрея Болконского, а также имеет огромное идейное значение: изображая танцующую Наташу, Толстой отвечает на один центральных вопросов романа: «Что есть красота?». Наша литературная композиция дает к тому же возможность вспомнить прекрасные строки русской лирики: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Толстого, А.Фета. В предложенной нами композиции мы постарались объединить стихи, звучащие на сцене, отрывки из прозаических и драматических произведений одной темой: бал. Мы не пытались объять необъятное: сцена бала встречается чуть ли не в каждом произведении русской литературы XIX века, мы же остановились лишь на некоторых, наиболее важных и, с нашей точки зрения, сценичных. Предлагая сокращенный вариант литературного сценария, не указывая, какие именно музыкальные произведения должны звучать на сцене, мы не настаиваем на именно таком порядке следования сцен композиции и оставляем большой простор творческой фантазии учителя.
Декорации гостиной XIX века. Горят свечи. Звучит музыка. Появляется хозяин (хозяйка), обращается к залу:
- Почти все съехались, и здесь нам будет тесно,

Прошу вас в залу, господа!

Mesdames, пожалуйте туда.
Музыка стихает. В исполнении учащихся звучат отрывки из романа «Евгений Онегин»:
Глава 1. Строфа XXIXдо слов «О вы, почтенные супруги...».
Глава 7, строфа LI от слов «Там теснота, волненье, жар».
Глава 1. Строфа XXX.
Глава1. Строфа XXXIII.
Ученик читает стихотворение А.Толстого «Средь шумного бала».
Звучат строки из романа «Евгений Онегин» - глава 1, строфа XXVII.
Ученица исполняет монолог Наташи Ростовой (т.2, т.З, гл. XVI романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
«Неужели так никто не подойдет ко мне...
... весело будет танцевать со мною».
Ученик читает от лица князя Андрея «Князь Андрей любил танцевать... ожившим и помолодевшим».
От автора: строки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», глава 1, строфа XXVIII.
В исполнении учениц сцена из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (начало гл.9, диалог двух дам).
Ученик читает монолог Чичикова (гл.8):
«Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!.. И вспоминать даже о нем не хочется.»
От автора:
Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс...
(Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», глава 7, строфа LIII). Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен».
В исполнении учеников сцена из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Монолог Чацкого « В той комнате незначащая встреча...» (действие 3, явление 19)
От автора:
Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин», глава 5, строфа XLI).
Пары, танцующие вальс.
В исполнении учеников сцена из драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад», действие 3, сцена 1, выход 3.
Хозяйка: Не худо бы немного отдохнуть.
Дама: Так жарко здесь, что я растаю.
Гость: Настасья Павловна споет нам что-нибудь...
Нина:

Романсов новых, право, я не знаю.

А старые наскучили самой.
Дама: Ах, в самом деле, спой же, Нина, спой.
Хозяйка:

Ты так мила, что, верно, не заставишь

Себя просить напрасно целый час.
Нина:

Но слушать со вниманьем мой приказ,

Хоть этим наказаньем вас авось исправишь!
(Поет)
Звучит романс на стихи русских поэтов XIX века.
Ученик выразительно читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Я видел раз ее в веселом вихре бала».
Вальсирующие пары.
На сцене в исполнении учеников диалог Печорина и княжны Мери.
(М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», глава «Княжна Мери», запись от 22 мая).
От автора: строки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», 5 глава, строфа XLII.
Ученики читают «диалог» Онегина и Татьяны из 8 главы романа «Евгений Онегин»:
«Нет, поминутно видеть Вас...
.. .Что с Вами днем увижусь я...» («Письмо Онегина»)
«А мне, Онегин, пышность эта...
...Я буду век ему верна». (Строфы XLVI-XLVII)
Звучит музыка. Ученик читает стихотворение А.Фета «Бал».
Звучит песня на стихи А. Вознесенского «Вальс при свечах».
Стихает музыка. Гаснут свечи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель литературы Маевская О. С icon «Карельские поэты о А. С. Пушкине»
Учитель: Пашинская Г. Ф. – учитель русского языка и литературы Рускеальской основной школы
Учитель литературы Маевская О. С icon «Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей
Автор- учитель русского языка и литературы, учитель – дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна
Учитель литературы Маевская О. С icon Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство...
Автор – учитель русского языка и литературы, учитель- дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна
Учитель литературы Маевская О. С icon Пояснительная записка. Пояснительная записка. Факультатив по русскому...
Программу разработала учитель русского языка и литературы мкоу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Леонова О. Э
Учитель литературы Маевская О. С icon Урок литературы «Тропа к Пушкину»
Учитель русского языка и литературы моу – средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово Красноборова Елена Михайловна. Красноярский...
Учитель литературы Маевская О. С icon Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло...
Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Учитель литературы Маевская О. С icon Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...
Учитель литературы Маевская О. С icon Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе
Учитель литературы Маевская О. С icon Учитель русского языка и литературы
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Учитель литературы Маевская О. С icon Урока: урок-закрепление Тема урока: «Books»
«Учитель, скорее назовите эти пять книг!» воскликнул ученик. «Но чтобы понять, что это за книги, продолжил свой урок учитель, тебе...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции