Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по




Скачать 150.91 Kb.
Название Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по
Дата публикации 07.06.2014
Размер 150.91 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №97

Семинар – практикум

для воспитателей
Тема: «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи

детей дошкольного возраста»

Дата проведения:

16.01.2014 г.
Подготовила: Зам. зав. по ВМР

Марченко Н.В.

Ангарск, 2014

Содержание:

Теоретическая часть

1.

Актуальность темы

3

2.

Сущность моделирования как наглядно-практического метода обучения, виды моделей.

3 – 4

3.

Особенности использования моделирования в непосредственно образовательной коммуникативной деятельности.

5

4.

Использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой

5 – 7

5.

Использованием моделей при обучении детей составлению описательных рассказов

7 – 8

6.

Использованием моделей при обучении детей составлению творческих рассказов

8 – 9

7.

Применение схем для заучивания стихотворений


9




Заключение

10




Литература


11

Практическая часть

  1. подгруппа – разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста.



  1. подгруппа - разработка плана по самообразованию для молодого специалиста на тему: «Развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста».




Работа в творческих группах




  1. Актуальность темы

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В процессе непосредственно образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к НОД. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.



  1. Сущность моделирования как наглядно-практического метода

обучения, виды моделей.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

 

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.

Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции (Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.), формировании представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф.Гаркушина), в конструировании (Л.А.Парамонова). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех разделах дошкольного воспитания.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:
1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2.Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).



  1. Особенности использования моделирования в непосредственно образовательной коммуникативной деятельности.


Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;

  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

  • уровень информативности высказывания чаще всего низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;

  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

  • планы и условные обозначения, используемые в них и многие другие.

На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).


  1. Использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой


Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.

 На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы необходимо научить детей, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

Каждый этап имеет подробное описание.

I этап.

Рассмотрим приемы наглядного моделирования, используемые в работе над такими видами связного монологического высказывания, как:

  • пересказ;

  • описательный рассказ;

  • творческий рассказ.

Наиболее легким видом связного монологического высказывания является пересказ. Работа по развитию навыка пересказа у детей начинается с трех лет и предполагает формирование следующих умений:

  •   усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

  • формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

  • передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Лучше всего начать с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Например, воспитатель рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При  разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предложить им самим разложить заместители в нужном порядке. После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В сказке «Три медведя» решить с детьми какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении такого рода непосредственно образовательной деятельности особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому, до начала НОД обсуждается, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок использует заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа. В сказке «Красная шапочка» круг красного цвета обозначает Красную шапочку. При соотношении величин героев, заместителями являются полоски разной длины. В сказке «Теремок» героев замещают полоски, разной длины, самая маленькая серая полоска мышка, больше полоска зеленого цвета лягушка и т.д.

 Иногда на занятиях или в организованной деятельности используется цветовая  символика, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными. В сказке «Иван Царевич», Баба Яга или Злой Волк обозначаются чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым.
II этап На следующем этапе используем картинно-графический план. Все модели выступают здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).

С помощью картинно-графического плана (мнемотаблицы), представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и стихи.



  1. Использованием моделей при обучении детей составлению описательных рассказов.


Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учим детей выделять существенные признаки предмета.

- принадлежность к родовидовому понятию;

- величина;

- цвет;

- форма;

- составляющие детали;

- качество поверхности;

- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

- как он используется (какую пользу приносит)?

- за что нравится (не нравится)?

По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

 

  1. Использованием моделей при обучении детей составлению творческих рассказов.



Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

· предметные картинки;

· силуэтные изображения;

· геометрические фигуры.

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

  1. ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом;

  2. педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

  3. конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

  4. ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

  5. и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа. 

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

  • применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.


7. Применение схем для заучивания стихотворений
У многих детей при заучивании стихотворений возникают трудности. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формируются приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Особенно эффективны при разучивании стихотворений мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. 

Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая

Чил, чив, чил!

А. Барто

Этапы работы над стихотворением


  1. Выразительное чтение стихотворения.

  2. Сообщение о том, что стихотворение дети будут учить наизусть. Повторение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых – помочь детям уяснить основную мысль.

  4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной для детей форме)

  5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (дети повторяют с опорой на мнемотаблицу).

  6. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  7. Зарисовывание детьми мнемотаблицы (по памяти).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что использование наглядного  моделирования в процессе непосредственно организованной коммуникативной деятельности  является важным звеном в развитии связной речи детей. На каждом возрастном этапе у детей формируются:

- умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;

- умение пересказывать небольшие произведения;

- совершенствование диалогической речи;

- умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- умение описывать предмет, картину;

- умение драматизировать небольшие сказки;

- воспитывать желание говорить как взрослый.  

Значительное место в решении этих задач отводится – непосредственно образовательной коммуникативной деятельности, играм и речевым упражнениям, тематика которых разнообразна.

Литература:
1.Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. – 1997

2. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012

3.Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006 С. 346

4.Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. – М: ВЛАДОС, 2003.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon «Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon Программа разработана на основе исследований, проведен­ных в лаборатории...
Института дошкольного вос­питания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований...
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon Уроки 31, 32. Тема : Развитие связной речи. Противопоставление жизненного...
Делать выводы из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать...
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon Литература глухов М. М., Елизаров В. П., Нечаев А. А. Алгебра, Т. 1, Т. М.: Гелиос арв, 2003
Группа. Подгруппа. Разложение группы по подгруппе. Теорема Лагранжа и ее следствия. Порядки элементов и экспонента группы
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста
Особенно важным данный процесс является для маленького ребенка, т к он тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий...
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon Лекция для родителей о правах, обязанностях и ответственности родителей...
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечивать возможными для них средствами заботу о ребенке, способствовать...
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon Непосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon Методическая разработка по формированию звукопроизношения у дошкольников
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями...
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста подгруппа разработка плана по icon Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 "Машенька"
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции