Скачать 150.91 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №97 Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста» Дата проведения: 16.01.2014 г. Подготовила: Зам. зав. по ВМР Марченко Н.В. Ангарск, 2014 Содержание: Теоретическая часть
Практическая часть
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В процессе непосредственно образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:
обучения, виды моделей. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции (Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.), формировании представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф.Гаркушина), в конструировании (Л.А.Парамонова). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех разделах дошкольного воспитания. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. 2.Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды. 3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).
Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Можно отметить следующие недостатки:
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа. На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы необходимо научить детей, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению. Каждый этап имеет подробное описание. I этап. Рассмотрим приемы наглядного моделирования, используемые в работе над такими видами связного монологического высказывания, как:
Наиболее легким видом связного монологического высказывания является пересказ. Работа по развитию навыка пересказа у детей начинается с трех лет и предполагает формирование следующих умений:
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Лучше всего начать с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Например, воспитатель рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предложить им самим разложить заместители в нужном порядке. После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух). В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В сказке «Три медведя» решить с детьми какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия. При проведении такого рода непосредственно образовательной деятельности особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому, до начала НОД обсуждается, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок использует заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа. В сказке «Красная шапочка» круг красного цвета обозначает Красную шапочку. При соотношении величин героев, заместителями являются полоски разной длины. В сказке «Теремок» героев замещают полоски, разной длины, самая маленькая серая полоска мышка, больше полоска зеленого цвета лягушка и т.д. Иногда на занятиях или в организованной деятельности используется цветовая символика, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными. В сказке «Иван Царевич», Баба Яга или Злой Волк обозначаются чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым. II этап На следующем этапе используем картинно-графический план. Все модели выступают здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций). С помощью картинно-графического плана (мнемотаблицы), представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и стихи.
Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учим детей выделять существенные признаки предмета. - принадлежность к родовидовому понятию; - величина; - цвет; - форма; - составляющие детали; - качество поверхности; - материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); - как он используется (какую пользу приносит)? - за что нравится (не нравится)? По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: · предметные картинки; · силуэтные изображения; · геометрические фигуры. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
7. Применение схем для заучивания стихотворений У многих детей при заучивании стихотворений возникают трудности. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формируются приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Особенно эффективны при разучивании стихотворений мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Воробей Воробей по лужице Прыгает и кружится. Перышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая Чил, чив, чил! А. Барто Этапы работы над стихотворением
Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что использование наглядного моделирования в процессе непосредственно организованной коммуникативной деятельности является важным звеном в развитии связной речи детей. На каждом возрастном этапе у детей формируются: - умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли; - умение пересказывать небольшие произведения; - совершенствование диалогической речи; - умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; - умение описывать предмет, картину; - умение драматизировать небольшие сказки; - воспитывать желание говорить как взрослый. Значительное место в решении этих задач отводится – непосредственно образовательной коммуникативной деятельности, играм и речевым упражнениям, тематика которых разнообразна. Литература: 1.Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. – 1997 2. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 3.Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006 С. 346 4.Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. – М: ВЛАДОС, 2003. |
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории... Института дошкольного воспитания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований... |
||
Уроки 31, 32. Тема : Развитие связной речи. Противопоставление жизненного... Делать выводы из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать... |
Литература глухов М. М., Елизаров В. П., Нечаев А. А. Алгебра, Т. 1, Т. М.: Гелиос арв, 2003 Группа. Подгруппа. Разложение группы по подгруппе. Теорема Лагранжа и ее следствия. Порядки элементов и экспонента группы |
||
Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста Особенно важным данный процесс является для маленького ребенка, т к он тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий... |
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... |
||
Лекция для родителей о правах, обязанностях и ответственности родителей... Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечивать возможными для них средствами заботу о ребенке, способствовать... |
Непосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка |
||
Методическая разработка по формированию звукопроизношения у дошкольников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями... |
Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 "Машенька" |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |