Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Приказ № 95 от «04» 09.2013г.
Директор __________ /Попов А.Д./
Рабочая программа
Литературное чтение
УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета « Литературное чтение» для 3 класса
разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной.
Программа рассмотрена Программа согласована на МО учителей начальных классов с зам. директора по НМР МБОУ Саранпаульская СОШ МБОУ Саранпаульская СОШ Протокол №1 от «30» 08.2013. «02» 09. 2013. руководитель МО _________ С.И.Третьякова _________ Р.М. Капшук
Пояснительная записка.
1. Роль и место дисциплины
|
Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искус ства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказы вает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Литературное чтение — один из основных пред метов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способст вует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
|
2. Адресат
|
Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательной школы.
|
3. Соответствие Государственно му образовательному стандарту
|
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова-ния, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программмы Л.Ф.Климановой, М.В.Байкиной «Литературное чтение».
|
4. Цели и задачи
|
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
|
5. Специфика программы
|
Формирование навыков чтения и других видов речевой деятельности.
Повышение уровня коммуникативной культуры.
Формирование читательской компетентности.
|
6. Основные содержательные линии курса
|
Основные содержательные линии предмета «Литературное чтение» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе разделами «Круг детского чтения», «Виды речевой и читательской деятельности», «Опыт творческой деятельности».
|
7. Структура программы
|
Самое великое чудо на свете.
Устное народное творчество.
Люблю природу русскую. Осень. Зима. Весна.
Великие русские писатели.
Литературные сказки.
Были-небылицы.
Люби живое.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
По страницам детских журналов.
Зарубежная литература.
|
8. Требования к результатам
|
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) ) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, те. Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения(изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, сопоставляя самостоятельно краткую аннотации.;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственнные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, сопоставлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи(повествование-создание текста по аналогии, рассуждение-письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
|
9. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
|
В результате изучения литературного чтения ученик 3 класса должен • бегло, выразительно читать текст;
• выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного(скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
• улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
• составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
• устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
• описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
• самостоятельно знакомиться с книгами, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
• научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
|
10. Формы организации учебного процесса
|
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий и путешествий, создание проектов.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
|
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
|
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
|
12. Итоговый контроль
|
Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания, рост техники чтения.
Три раза в год (1 раз в триместр) оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме тематической проверочной работы.
В течение триместра для оценки знаний и умений учащихся проводить устный опрос.
Текущий контроль в форме беседы, рассказа, теста, пересказа, декламации наизусть
|
13. Объем и сроки изучения
|
Изучается в течение года, 4 часа в неделю, итого 136 часов в год.
|
Тематическое планирование.
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Знакомство с учебником по литературному чтению Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
|
Вводный урок. 1час.
|
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выпол нении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений.
|
Самое великое чудо на свете. 4часа.
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Путешествие в прошлое.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучной сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект «Сочиняем волшебную сказку».
|
Устное народное творчество. 13 часов.
Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучной сказки. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка» . Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского. Русские поэты XIX – XX веков. Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом произведении.
|
Поэтическая тетрадь 1. 11 часов.
Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». И.З.Суриков «Детство», «Зима».
|
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радо сть, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. Рисунки И. Билибина. Соотнесение рисунков с текстом, их сравнение. Басни. Герои басен. Характеристика их поступков. Инсценирование басен. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Тема и главная мысль рассказов. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов. Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
|
Великие русские писатели. 21 час.
А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане …».
И. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».
М.Лермонтов «Горные вершины …», «На севере диком стоит одиноко …», «Утёс», «Осень». Л. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихотворения о природе. Настроение стихотворения. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
|
Поэтическая тетрадь 2. 7 часов.
Н.А.Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором …», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Бальмонт «Золотое слово». И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».
|
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказок. Характеристика героев. Нравственный смысл сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
|
Литературные сказки. 8 часов.
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
|
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Приём сравнения – основной приём описания. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
|
Были - небылицы. 10 часов.
М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И.Куприн «Слон».
|
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
|
Поэтическая тетрадь 1. 7 часов.
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон». А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.Есенин «Черёмуха».
|
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Заголовок – входная дверь в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. Определение жанра произведения. Герои произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Озаглавливание текста. Составление плана. Краткий пересказ. Нравственный смысл рассказа.
|
Люби живое. 17 часов.
М.Пришвин «Моя Родина». И.Соколов – Микитов «Листопадничек». В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б.Житков «Про обезьянку». В.Дуров «Наша Жучка». В.Астафьев «Капалуха». В.Драгунский «Он живой и светится …»
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выразительное чтение стихотворений. Проект: «Праздник поэзии».
|
Поэтическая тетрадь 2. 7 часов.
С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
А.Барто «Разлука», «В театре».
С.Михалков «Если».
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. Особенности речи героев. Чтение по ролям. Особенности юмористического рассказа. Восстановление порядка событий.
|
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.13часов.
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П.Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон», «Друг детства».
|
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Выразительное чтение.
|
По страницам детских журналов. 7 часов Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.Сеф «Весёлые стихи».
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ .Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
|
Зарубежная литература. 10 часов.
Мифы Древней Греции. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|