Скачать 50.42 Kb.
|
План урока по русской литературе. Тема: Лермонтов и Кавказ. Жизненный и творческий путь поэта – художника. Цели:
Словарная работа: РЕФРЕН. Тип урока: Формирование знаний и умений. Методы обучения: Словесная, практическая. Оборудование: Портрет М. Ю. Лермонтова, компьютерные презентации. Ход урока:
Здравствуйте! Я рада увидеть вас с таким прекрасным настроением на уроке русской литературы. Как вы уже поняли, сегодня у нас урок необычный. Необычный потому, что мы будем говорить о необыкновенно талантливом человеке, с именем которого вы уже знакомы с детских лет вашей жизни.
Только что вы увидели презентацию с прекрасными портретами. Кто же изображен на этих портретах? (М.Ю. Лермонтов.) Читайте эпиграф, который вы видите на доске. Познакомив с презентацией и с эпиграфом, как вы думаете , какая у нас тема урока? (Лермонтов и Кавказ.) Молодцы! Вот на доске написаны тема и цели нашего урока. Сделайте запись на тетрадьях.
Как я уже раньше сказала, с творчеством М. Ю. Лермонтова вы давно знакомы. Давайте вспомним о нем. Кто же такой М. Ю. Лермонтов, чем он занимался, откуда он и т. д. (Ответы учащихся) ( М. Ю. Лермонтов родился в Москве 1814 году, в ночь на 3 октября. Его родители Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна. Местом их постоянного жительства являлось село Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Мать Лермонтова умерла, когда ему было еще 2 года, а отец уехал, оставив семью и ребенка. Воспитанием Лермонтова занялась бабушка.) Хорошо молодцы! А с какими его произведениями вы раннее были знакомы? (Стихотворения: «Парус», «Бородино», «Кавказ», «Смерть поэта», «Узник», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени» и многие другие.) Расскажите о них то, что вы знаете? (ответы учащихся) Молодцы! Очень хорошо, что вы помните и знаете о творчестве М. Ю. Лермонтова. Кто может объяснить, почему в формулировке темы Лермонтов назван художником. (Поэт – это художник слова. При помощи слов и художественных образов он точно и красочно может что-либо передать читателю. Михаил Юрьевич был не только поэтом, но и художником в прямом смысле этого слова – живописцем, он оставил после себя настоящие шедевры живописи.)
Предлагаю вам внимательно посмотреть презентацию и выслушать урок внимательно. Сегодня мы будем говорить о том, как Кавказ повлиял на жизнь и творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Тебе, Кавказ, суровый царь земли Я посвящаю стих небрежный… Так он писал о Кавказе. Гениальный поэт, художник, офицер, удивительный певец грусти, романтик и патриот. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника. Говоря о Лермонтове, Белинский отмечал, что поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, впечатлениями его поэтическую душу. «Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина. И после Пушкина, ни кто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его действенно величавой природы, как Лермонтов. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова и поэта и художника, сумевшего запечатлеть неуловимые мгновения вечности бесконечно далекой и навсегда ушедшей от нас прошлое. Его взор и мысли были постоянно устремлены на Кавказ, не раз вдохновлявший на создание прекрасных, удивительных поэтических творений. Впервые М. Ю. Лермонтов побывал на Кавказе в малолетнем возрасте, когда бабушка Е.А. Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправит его здоровье. Еще тогда Кавказ стал страстью Лермонтова. Вышедший из опеки бабушки, уже взрослый, он трижды приезжает на Кавказ, всегда не по своей воле – это было месть его службы, а точнее ссылки. Причиной первой ссылки на Кавказ является стихотворение «Смерть поэта», посвященное А.С. Пушкину. «Погиб поэт - невольник чести- Пал оклеветанный молвой…» Ссылка на Кавказ оказалась очень благотворительной для Лермонтова. Она дала ему возможность увидеть людей большого сердца, и сильных страстей, насладиться величественной природой, познакомиться с поэтическим творчеством народов Кавказа. Кавказ стал для поэта символом свободы, мужества и красоты. Он был близок ему по духу. Обращаясь к Кавказу, Лермонтов сказал: Он с ранних лет кипит в моей крови Твой жар и бурь твоих порыв мятежный. В 1838 году первая ссылка окончилась, но вскоре за нею последовала и вторая ( в 1840 году за дуэль с сыном французского посла Эрнестом де Барантом) 14 апреля 1841 года, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения в минеральных водах, где он написал очень много стихотворений. Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища Мартынова. Но в одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных, шутки Михаила Юрьевича задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не предавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища. Дуэль состоялась вечером 15 июля 1841 года, в результате М.Ю. Лермонтов был убит. В центре Пятигорска установлен памятник М. Юрьевичу. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цель Кавказских гор. У ног – раскрытая книга. Тело М.Ю. Лермонтова было погребено на пятигорском кладбище, у подножия горы Машук, 17 июля 1841 г. После долгих хлопот Е. А. Арсеньева, бабушка Лермонтова получила разрешение перевести его прах в свое имение – село Тарханы Пензенской губернии, где прошло детство поэта. Я уже упоминала, что Лермонтов был не только поэтом, но и великим художником – живописцем. Посмотрим на репродукцию его картин. (Включить презентацию) Что объединяет эти картины? ( Кавказ) Предлагаю вашему вниманию стихотворение М. Ю . Лермонтова «Кавказ». (на экране стих-е) Какую особенность в построении этого стихотворения вы заметили? (Повторяется последняя строчка каждой строфы) Какую роль выполняет это повторяющая строка? (Она содержит главную мысль стихотворения)
Для закрепления нового материала я предлагаю вам игру по творчеству М.Ю. Лермонтова.
« Под ним струя светлей лазури, Над ним луч света золотой…»
Кому принадлежат эти слова? « Я мало жил и жил в плену, Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог…» (Мцыри») Написать сочинение на тему: «Лермонтов и Кавказ»
Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? Выберите из предложенного списка наречий одно, которое характеризует ваше отношение к сегодняшнему уроку, озвучьте.
|
![]() | Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений,и... | ![]() | Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» |
![]() | Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» | ![]() | Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского |
![]() | Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы | ![]() | Образовательная: познакомить с содержанием стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», закрепить умения анализа произведения |
![]() | Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы | ![]() | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской... |
![]() | Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный... | ![]() | Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |