Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»




Скачать 86.98 Kb.
НазваниеУрок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Дата публикации18.05.2014
Размер86.98 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
МБОУ «Цветковская гимназия»

Урок литературы в 8 «б» классе на тему:

"У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт трагедии.

«Вечные» проблемы и их разрешение в произведении"



Провела: учитель русского языка

и литературы Исмаилова Р.Т

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы проблемного изложения, ИКТ.

Формы: сообщения учащихся, беседа , тест

Цель: Познакомить учащихся с трагедией У.Шекспира “Ромео и Джульетта”

Задачи:

- Рассмотреть особенности времени, историю создания трагедии Шекспира;

- Выявить влияние окружающих на главных героев;

- Развить умение давать оценку прочитанному тексту, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал;

- Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Шекспира, воспитывать интерес к творчеству и личности;

- Воспитывать эстетические чувства через восприятие классической музыки, произведений искусства; умение общаться при работе в группах.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

портрет У. Шекспира (слайд №1);

на уроке, как музыкальное сопровождение, можно использовать музыку из балета “Ромео и Джульетта”.

Ход урока

1. Организационный: Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Запись темы урока, знакомство с эпиграфом.

Постановка цели.



Эпиграф

Джордж Байрон:

Непостижимое слово человек

И как постичь столь странное явленье?

Пожалуй, сам он знает меньше всех

Своих земных путей предназначенье.

Слово учителя.

Наш урок посвящен великому английскому драматургу эпохи Возрождения Уильяму Шекспиру, который вобрал в себя все сколько-нибудь значительное из великой эпохи человечества и сумел облечь мысли, верования, борьбу своего времени в образы немеркнущей силы, отлить жизнь общества и человека в такие художественно обобщенные типы, что его произведения продолжают жить и удивлять нас, читателей.

Чтобы понять сложный мир писателя, поэта, драматурга, надо обратиться к эпохе, в которой он жил и творил.

3. Сообщения учеников об Эпохе Возрождения

Первый ученик:

Что такое Возрождение?

Эпоха Возрождения — это время подъема многих европейских стран, которое охватывает два века — ХV и ХVI. В ту пору стремительно росли города, развивалась торговля, купцы отправляли свои корабли в далекие плавания. Появились люди, не желавшие соглашаться с тем, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что радость и блаженство достижимы только после смерти. Этих людей называли гуманистами. Благодаря их деятельности были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античности. Отсюда и происходит слово «Возрождение». Но вскоре это слово стало обозначать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей. Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства. Одна из величайших гуманистических идей эпохи нашла свое выражение в словах принца Гамлета — героя пьесы Шекспира: «Что за великое созданье — человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чуден! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

Второй ученик: Англия эпохи Возрождения.

В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже, чем к примеру, в Италии, открывает эпоху английского возрождения Томас Мор (1478—1535), а закрывает Шекспир (1564 -1616). Долгий трехвековой итальянского гуманизма в Англии укладывается в рамки одного ХVI века. На мгновение освежив величием человеческого духа, радости открытия и познания мира, пронеслось над страной Возрождение, пронеслось и погасло.

Время это было в Англии трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. В Англии более интенсивно, чем где-либо в Европе, складывался капиталистический способ производства. Это был период бурного роста богатства и одновременно широкого распространения нищеты.

4. сообщение учеников о У.Шекспире.

Слово учителя:

О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды, которыми обросли его жизнь и творчество, мнения, догадки, гипотезы, некоторые документы, которые касаются в основном имущественных дел драматурга и его великие произведения. О его театральной деятельности имеются более подробные сведения. О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений, так как в глазах современников он отнюдь не был таким великим человеком, каким его признали последующие поколения. Не случаен и эпиграф, выбранный мною для нашего урока. (прочитать эпиграф: слова Дж.Байрона). Думал ли сам Шекспир, что его творчество переживет века, и мы, живущие в XXI веке, будем изучать его произведения и интересоваться его жизнью.

- А теперь внимательно слушаем сообщение о жизни Шекспира, записываем в тетради основные положения.

Первый ученик:

Фамилия Шекспира когда-то была очень распространена во всей Англии. Этимологическое значение ее - потрясатель (shake) копья (sреаг или sреге). По-русски этому соответствовала бы фамилия Копьев. Фамилия, видимо, указывает на военное происхождение и косвенно как бы подтверждает дворянские притязания отца Шекспира.

Шекспир родился в маленьком провинциальном городке Стратфорте, расположенном на реке Эйвон. Отец Шекспира был состоятельным ремесленником и торговцем. Свое детство Шекспир провел среди простых людей, глубоко усвоив живой народный язык. Начальное образование будущий драматург получил в грамматической школе Стратфорда, где главным предметом изучения были древние языки. Здесь Шекспир усвоил латынь и древнегреческий. На этом его официальное образование закончилось, так как четырнадцатилетнего возраста он был вынужден помогать отцу в делах. Однако Шекспир стал весьма образованным для своего времени человеком, постоянно занимаясь самообразованием, пополняя недостающие знания чтением книг. В возрасте восемнадцати лет Шекспир женился, а через три — четыре года отправился в Лондон в поисках заработка. Его отец к этому времени испытывал серьезные житейские неприятности, лишился денег и почетного положения, которое некоторое время занимал в Стратфорде.

Второй ученик:

В Лондоне Шекспир сменил несколько профессий и только в 1594 окончательно связал свою судьбу с театром. Он вошел в актерское товарищество своего известного земляка, талантливого актера Бёрбеджа. Труппа именовала себя «Слуги лорда-камергера». В 1599 году Бёрбедж открывает театр «Глобус», который стал лучшим среди шести лондонских театров. Успех театра во многом зависел от его репертуара, который создал Шекспир, уже несколько лет увлекающийся литературной деятельностью. Ранние опыты Шекспира были переделкой и «подновлением» уже существующих сюжетов, позднее он перешел к созданию собственных произведений. В труппе Шекспира более ценили как драматурга, а не как актера, хотя на сцене он оставался лет до сорока. В 1612 году Шекспир расстался с театром и вернулся в Стратфорд, где жил до самой смерти. Последние пьесы, написанные Шекспиром для его труппы, относятся к 1612- 1613 годам. После этого драматург замолчал. Исследователи предполагают, что последние четыре года жизни Шекспир болел. Скончался великий драматург в возрасте 52 лет и был похоронен под алтарем храма Святой троицы в родном городе.

4. Беседа по вопросу: основные события и герои трагедии

- где происходят события трагедии? (итальянский город Верон, затем в Мантуе)

- время действия? (5 дней, от воскресенья до пятницы)

С этим связана стремительность действия, его напряженность.

- Что имеет, по замыслу автора, важное значение в пьесе? (роковая случайность, предопределенность судьбы героев: “Судьба играет мной”, - говорит Ромео (акт 3, сцена 1). “Душа моя полна предчувствий мрачных!” - это слова Джульетты (акт 3, сцена 5). И очень точно ожидающий героев конец предсказывает Лоренцо: “Таких страстей конец бывает страшен,/ И смерть их ждет в разгаре торжества” (акт 2, сцена 6). Слова, звучащие в прологе к трагедии, предрекающие неизбежную смерть героев: “Весь ход любви их, смерти обреченной”. И здесь же о судьбе героев говорится как о “судьбе ужасной”. Таким образом, мотив судьбы и рока звучит в трагедии “Ромео и Джульетта” с самого начала, предопределяя развязку событий.)

- Обратите внимание на акт 2 трагедии (Здесь снова речь заходит о том, что страсть ведет к могиле: “Былая страсть поглощена могилой – страсть новая ее наследства ждет…”)

- Почему, как вы думаете, в трех остальных актах трагедии прологов нет? (В них нет уже необходимости, исход событий определен)

- И, тем не менее, не судьба и не роковая страсть повинны в гибели Ромео и Джульетты. Что погубило их? (Их погубили существующие порядки, те моральные установки, которые были приняты в их среде, роковая вражда, причина которой давно забыта, представление о кровавой мести, память о которой еще жива.)

- И все же любовь торжествует. Как автор показывает, что любовь побеждает вражду? (Происходит примирение семей, Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки над могилами своих детей. Трагедия завершается утверждением силы любви, преобразующей жизнь и людей.)

- Каков образ Джульетты Капулетти? (Для Джульетты любовь – подвиг. Она выступила против установленных правил, бросила вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, она отвергла жестокие установки общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее выше условностей. Она не боится пойти против воли своих родителей, которые прочат ей в женихи блестящего Париса. Ею движет искреннее и глубокое чувство к изгнаннику Ромео. Ей чужд практицизм, она не хочет слушать советы кормилицы. Из наивной девочки, полюбив Ромео, она вырастает в прекрасную в своей преданности женщину. В любви раскрывается красота души героини, Джульетта привлекает своей искренностью, умом и нежностью. )

- Каков образ Ромео? (Ромео вырастает в пьесе на наших глазах, последовательно походя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом деле это чисто “мозговое”, надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое живое чувство. С этой минуты все его слова и поступки полны энергии и решительности, а вместе с тем большой внутренней простоты и искренности.

Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большой высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим.)

- В свое время Данте завершил поэму словами о всепобеждающей силе любви: “Любовь, что движет солнце и светила”. Но свою поэму Данте назвал “Комедия”, потому что у нее счастливый конец. “Ромео и Джульетта” Шекспира – трагедия. Но трагизм “Ромео и Джульетты” лиричен, он пронизан поэзией юности и всепобеждающей силой любви. Лирическим трагизмом овеяны и заключительные слова пьесы:

Но нет печальней повести на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

5. театрализованное представление. Постановка акта 3 сцены 5 «Ромео и Джульетта».

Четверо учеников играют роли (Муридбеков Р.,Баскова А.,Насибова С.,Магомедова Д.).



6. Итог урока.

Вывод по теме урока.

7. Домашнее задание: написать небольшое сочинение по трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

8. Викторина

Если останется время можно провести небольшую викторину.

- Вы внимательно слушали, а теперь проверим, что же вы запомнили из сегодняшнего урока?

Вопросы викторины по биографии и творчеству Шекспира:

- В каком городе родился У.Шекспир? (Стратфорд-на-Эйвоне)

- Что в переводе на русский язык означает фамилия Шекспира?

( потрясающий копьем)

- Какие предметы усвоил Шекспир в стратфордской школе? ( латынь и древнегреческий язык)

- Сколько лет было Шекспиру, когда он переехал в Лондон? (21- 22 года)

- Как назывался театр, с которым сотрудничал Шекспир? (театр «Глобус»)

- Где похоронен Шекспир? (под алтарем храма Святой Троицы в Стратфорде)

- В каких жанрах писал Шекспир свои произведения? (сонеты,

-поэмы, стихотворения, пьесы)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconСписок литературы на лето для 8 гуманитарного класса
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Сон в летнюю ночь». «Гамлет». «Король Лир».* «Буря»

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconУрок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconУрок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconУрок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?"
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconУрок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconУрок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…»
Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconУрок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...

Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» iconЛитература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции