Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г




Скачать 81.4 Kb.
Название Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г
Дата публикации 21.06.2014
Размер 81.4 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Журнал»Высшее образование сегодня», Москва, №11, 2013г.
Эссе – шаги в специальность и науку
Начну со слов Президента США Дж.Форда1):

«Если бы мне пришлось вернуться в колледж, я бы сосредоточился на двух предметах: искусстве писать и искусстве говорить перед аудиторией».

Беседую с американцем, который заканчивает вуз в США. Выясняю, что эссе – сочинения студенты пишут по всем предметам, постоянно, в неделю 3-4 эссе. Отнимает много времени, за месяц 15, за 10 месяцев – 150, за 5 лет – 750 эссе. Другими словами – не отходи от компьютера, думай, формулируй, печатай, посылай преподавателю.

И тут возникает серия вопросов:

- нужно ли так «мучить» студентов,

- что это такое «эссе»,

- каков объём и содержание эссе,

- можно ли просто позаимствовать (скачать) текст из интернета,

- кто и когда проверит эту «писанину»,

- где писать эссе – дома или в аудитории (под присмотром преподавателя),

- как оценивать эссе,

- эссе – только для бакалавров, или магистров, или докторов философии.

С трудом вспоминаю свои школьные сочинения. Какую выбрать тему, с чего начать, как построить работу и … как это пришло в голову кому – то давать такие сложные задания школьникам. Мы же не писатели, мы ещё подростки и … вдруг, сочиняй. Это казалось трижды невозможным. Когда же выяснилось, что писать необходимо, то все эти панические мысли испарились. Надо, нет вариантов. А вопрос встал – как? И дело понемногу наладилось.

Мы, школьники, оказались в читальных залах библиотек, стали лихорадочно смотреть каталоги, выбирать литературу и т.д. Сочинение заполнило всё, остальное куда-то отошло, забылось. А чистый листок бумаги продолжал оставаться нетронутым.

В последние годы в школах и вузах стала внедряться тестовая система оценки знаний. Нажатием кнопок учащийся отвечает на вопросы. Он не говорит, он не пишет. Такой подход имеет свои минусы и об этом много писали. Вряд ли есть необходимость повторяться.

А ведь запомнились школьные сочинения. И теперь думаешь – не зря их писали. И глубже стали понимать собственно литературное сочинение, и литературную критику и … научились «сочинять» собственные мысли, формулировать их и излагать на бумаге. Много не сделали, но всё же…

_______________

1) Душенко К.В. Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин. 5-е изд., исправленное.- М., Эксмо, 2011. -672 с.: ил.; 561 с.

Нужно ли студентам вузов писать сочинения? Ответ положительный, продиктован следующими соображениями:

- специалист с высшим образованием будет писать и писать самые различные по содержанию деловые письма, заключения и рецензии, объяснительные, пояснительные, сопроводительные письма и записки;

- изложение мыслей на бумаге позволяет лаконично, точно, иногда образно и ярко, передать содержание идеи, соображений, указаний, рекомендаций;

- новые идеи, новые предложения нужно излагать письменно, доходчиво, просто;

- умение изложить мысли на бумаге сказывается положительно на логике мышления и устной речи;

- безграмотность, как таковая, постепенно исчезает у человека пишущего.

В печати приводится много фактов косноязычия, неумения правильно говорить по-русски русских людей, ошибок в написании простых слов. Выход из положения один – учиться писать. Как учили классики – писать, писать и писать. Можно и по другому – печатать, печатать и печатать.

Что следует понимать под «эссе»?

Ниже приводятся принятые в литературе определения.

«Эссе. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно».1)

И ещё один вариант:

«Эссе (фр.essai опыт, наброски) прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по к.-л. вопросу; ближе всего к понятию э. находится жанр очерка; в целом термин используется для обозначения сочинений, жанр которых трудно определить точнее». 2)

_________________________________

1) Ожегов С.И. Словарь русского языка – М., Русский язык, 1989.- 924 с.

__________________

2) Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн: Современный литератор, 2006 - 976 с.

Приведенные определения показывают:

- понятие «эссе» относится к литературным произведениям,

- «эссе» - не имеет строгих правил построения,

- «эссе» – далеко не полностью соответствуют тому содержанию, которое вкладывают в него в высшей школе.

В итоге отметим: - название «эссе» следовало бы заменить на (возможное): сочинение, научные записки, взгляд, видение

- термин «эссе» на западе уже принят и, наконец, - до появления лучшей замены следует сохранить понятие «эссе».

В нашем представлении эссе – это свободное изложение известных знаний и собственных соображений по заданной теме.

Объем и содержание эссе зависят от специальности автора, изучаемой дисциплины, личности автора. У специалистов технических наук сочинения будут короче, а у гуманитариев – длиннее. Указывать количество страниц вряд ли нужно. А по характеру работы нужно отметить следующее:

- необходимо раскрыть содержание заданной темы,

- и руководителю, и студенту помнить, что эссе – это приоткрытая дверь (окно, форточка) в научно – исследовательскую работу;

- не следует писать «вокруг» и «около» темы.

Композиция эссе. Первый шаг любого сочинения – это составление плана. Как видно, нужно начать с какого- то вступления, затем идет основное содержание, а далее выводы, заключение, список литературы (при работе дома).

Во вступлении нужно вскрыть общее содержание темы. В содержательной части следует отразить актуальность и новизну работы, методику проведения исследования (своего или по литературе), полученный результат, его значимость и эффективность. В выводах надо подвести итоги работы.

Конечно, эссе можно строить по-разному. Многое зависит от того, каков характер работы – только учебный, учебный и исследовательский, только исследовательский.

Можно ли «скачать», позаимствовать чужой текст из Интернета или другого источника?

Когда заходит речь о рекомендуемой литературе, я предлагаю аспирантам список, который их, как правило, не удовлетворяет. Аспирант хочет увидеть книгу по своей диссертационной теме. Говорю, что такую книгу может написать только он сам после проведения соответствующих исследований. Нечто подобное я рекомендую руководителю обучаемых - задавать такую тему эссе, по которой не может быть в Интернете ничего (или почти ничего). Что же это за тематика, что в ней следует отразить: 1) время действия, сегодняшний или вчерашний день, или то, что называется актуальностью, в литературе многое можно найти по теме, но всё это отражает прошлое; 2) пространство, место действия, конкретный регион, зона, город, район; 3) методология или методика, например, действие не одного, а 2-3 факторов, исторический или социологический (философский, экологический) подход.

В конечном счете тема эссе должна быть так сформулирована, чтобы по ней найти и переписать что-то было невозможно. Это не исключает реферативности работы по существу темы. Собственно реферативный или поисковый характер работы зависит от: а) уровня автора эссе- бакалавр, магистр, доктор философии; б) нацеленности преподавателя, в) уровня развития (способности) обучаемого.

Возникает вопрос о проверке «эссе», кто и когда. Здесь важным является вопрос об оплате труда преподавателя. Ничего из затеи с эссе не получится без должного стимулирования преподавателя.

Где писать эссе – в аудитории или дома. Ответ – и там, и там. После того, как работа подготовлена дома, проверена и принята, организуется написание эссе в аудитории за один академический час в присутствии преподавателя.

Как оценивать эссе? В качестве критериев оценки нужно принять:

- наличие ответа по теме,

- полноту ответа,

- присутствие элементов новизны,

- грамотность изложения.

Возможно раздельное оценивание по каждому критерию.

Для кого эссе – бакалавров, магистров, докторов?

Совокупность эссе – у бакалавров должна стать основой дипломной работы, у магистра – магистерской диссертации, у доктора философии – докторской диссертации.

Эссе – это шаги в специальность и науку.

Эссе по содержанию меняется – от простого к сложному и очень сложному (табл.1)


  1. Содержание эссе



№№




Реферативный характер

Поисковый характер

Исследовательский подход

1

Бакалавр

+ + +

+

-

2

Магистр

+

+ +

+

3

Доктор




+ +

+ + +



Содержание эссе в связи со специальностью студента, предметом изучения (физика или философия) существенно меняется. Особенно это относится к подготовке бакалавров. Для них по многим предметам эссе должно носить реферативный характер. Однако по специальным предметам и на старших курсах эссе может быт не только реферативного, но и поискового, исследовательского характера.

Опыт проведения учебных занятий с включением написания эссе поставлен автором в курсе «Методология и методика научных исследований». Тема была у всех магистрантов одна, но индивидуальная. Название темы: «Актуальность и научная новизна исследования». Каждый должен был написать текст применительно к теме своей магистерской диссертации. Переписать что-то было сложно и подчас невозможно. Если общие положения по актуальности проблемы можно где-то найти, то уж научную новизну нужно выработать самому. И, естественно, увязать актуальность темы с её научной новизной. Текст эссе мог быть использован в дальнейшем в качестве части диссертации.

Магистранты написали (напечатали) свою работу дома и сдали на проверку. Из 12 человек одна написала на отлично. И актуальность темы, и научная новизна были раскрыты достаточно полно, предложения построены стилистически верно, орфографических ошибок не было. Эта студентка закончила бакалавриат с красным дипломом.

Большинство магистрантов с задачей не справились, не смогли раскрыть актуальность исследования, а научную новизну им пришлось дополнительно прорабатывать с научным руководителем. Для многих изложение мыслей на бумаге было мучительным испытанием.

После сдачи письменной работы магистранты в аудитории в присутствии преподавателя снова писали эссе по этой же теме.

После написания эссе в аудитории магистранты выступали с краткими докладами и пытались ответить на вопросы присутствующих. Дискуссии проходили через все доклады и обсуждения.

В связи с описанным опытом отметим:

- для магистрантов это было испытание на знание специальности, русского языка, умение логично мыслить, умение построить фразу и всю работу в целом;

- а также – умение изложить свою мысль устно, ответить на вопросы, задать вопрос, поучаствовать в дискуссии;

- это также был нужный шаг в подготовке магистерской диссертации;

- на проведение таких занятий нужно время;

- для преподавателя это большая нагрузка.

В качестве выводов и предложений нужно подчеркнуть несколько важных положений:

1) следует уйти от тестирования и глухонемого общения преподавателя со студентами;

2) индивидуализировать занятия путем устного и письменного общения; и бакалавр, и магистр должны говорить, делать доклады, писать эти доклады, писать сочинения- эссе, участвовать в дискуссиях в обязательном порядке.

3) живое общение преподавателя с учащимися в группе с использованием и на основе написанных работ, заслушанных докладов, сделанных на виду группы студентов, позволяет сделать учебный процесс не только полезным, но и интересным.

Главная цель – научить мыслить, писать и говорить.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Анкета соискателя ncjob ( North Cyprus Job )
Образование (среднее, среднее специальное, высшее, неоконченное высшее – почеркнуть)
Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Публичный отчет муниципального казённого дошкольного образовательного...
Руководитель Рудых В. П.– первая квалификационная категория, высшее педагогическое образование
Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010»
Образование: высшее (Ростовский Государственный университет по специальности «история».)
Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Справочник «Высшее профессиональное образование в России»
Развлекательные истории для детей и взрослых, творчество мальчишек и девчонок, конкурсы с веселыми призами
Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Самообразования
Образование, название учебного заведения, факультет: высшее, бгспа, факультет русского языка и литературы
Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Попов Олег Александрович Цель резюме: получение должности Ведущий / Главный дизайнер
Образование: высшее, 1983 -1989 Рязанская Государственная Радиотехническая Академия
Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Учебно-методический комплекс дисциплины: Теория и методика обучения...
Образование высшее: 1980-1984г. Талдыкорганский педагогический институт им. И. Жансугурова
Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Белоглазова Г. Н. М.: Высшее образование, 2009, 135 с. Ендовицкий,...
Тема: Организация потребительского кредитования без обеспечения в коммерческом банке. Банк Сбербанк
Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Дошкольное образование: от требований к стандарту
Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», который войдет в силу с 1 сентября 2013г, дошкольное образование...
Журнал Высшее образование сегодня, Москва, №11, 2013г icon Образование Неоконченное высшее с 09. 1998 по 12. 2000 зцпто, дизайнер...
Совершенствование профессиональных навыков в области компьютерной графики, а именно Web-графика, векторная, обработка изображений...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции