«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения




Название«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения
страница1/6
Дата публикации18.05.2014
Размер0.69 Mb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6
Литературная игра

 

«Брейн-ринг»

 

Цели:  повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения,

Воспитывать любовь к литературе, чувство товарищества ,коллективизма,                                               развивать речь,      мышление.

 

Оборудование: звуковые сигналы, выставка книг.

Правила игры: участники делятся на две команды. Первой отвечает команда, которая быстрее даст сигнал. Выигрывает команда, набравшая максимальное количество очков.

 

1. Однажды одному высокопоставленному человеку приснился вещий сон.

- Что приснилось этому человеку?

- Что предвещал этот сон?   (две крысы, Н.В.Гоголь «Ревизор».)

 

2. Какое произведение заканчивается словами :

«И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну.»     (М.Ю.Лермонтов  «Мцыри»)

 

3. Назовите Эпиграф к повести А.С.Пушкина «Капитанская Дочка».

(Береги честь смолоду).

 

4. «Человек создан для счастья, как птица для полета».

-Назовите произведение и автора  (В.Г.Короленко «Парадокс»)

 

5. У царя Николая Павловича было прозвище «Палкин».

-Почему? В каком произведении мы об этом узнаем? (Л.Н.Толстой  «После бала»)

 

6. Вот нахмурил царь брови черные

    И навел на него очи зоркие,

    Словно ястреб взглянул с высоты небес

    На младого голубя сизокрылого.

- Назовите имя царя? (Иван Васильевич Грозный)

- Назовите автора и произведение. («Песня про купца Калашникова. М.Ю Лермонтов.)

 

7. Рассказ Сэтона Томпсона «Снап». У Джека был такой характер, что он мог прислать адскую машину или бешеного хорька вместо щенка, поэтому я дожидался посылки с некоторым любопытством. Когда она прибыла, я увидел, что на ней написано…..

- Что было написано на посылке?  (Опасно)

 

8. Назовите фамилию знахаря, который умел заговаривать зубную боль. Известно, что звали его Яков Васильевич.

(Овсов.»Лошадиная фамилия» А.П.Чехов)

 

9. «Острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след».

- Кто кого искал и кого нашли? (Два генерала искали мужика и нашли. М.Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».)

 

10. Сейчас я вам назову имя писателя В.Алов, а вы назовите хотя бы одно его произведение. (Н В.Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»)

 

11. Назовите средство передвижения одного влюбленного, который для выполнения желания возлюбленной согласен на все, даже продать душу дьяволу. (Черт, Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»)

 

12. Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка, в пестрядевой рубахе и латаных портах.

-У меня в руке то, из-за чего его судят. Что это?  (Гайка. А.П.Чехов.  «Злоумышленник»)

 

13. Как назывался кисломолочный продукт, который одной героине достался совершенно бесплатно, а другой стоил небольшого унижения?   (Сыр. «Ворона и лисица» И.А.Крылов.)

 

14. Символ несгибаемого мужества, несмотря на то, что с рождения был инвалидом. Прожил короткую, но удивительную жизнь и погиб в огне вместе с возлюбленной. (Г.Х.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»)

 

15. Девятилетний мальчик, обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, пишет письмо.

-Назовите адрес, по которому он отправил письмо.   (На деревню дедушке. А.П.Чехов «Ванька»)

 

16. Есть ли жизнь на Марсе? А на астероиде, который назывался Б-12?

(А.Экзюпери «маленький принц»)

 

17. О том, что Солоха- ведьма, многие догадывались.

-Какие доказательства при этом приводились?

(Парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; черной кошкой перебегала дорогу; у попадьи свинья закричала петухом, надела шапку отца Кондрата и убежала назад; однажды пришла ведьма с распущенною косою, начала доить коров, а подоив, намазала губы рассказчику чем-то таким гадким, что он плевал после этого целый день.)

 

18. «Вот в Сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь»

- Какого числа и месяца родилась царевна?

(7 января – Рождество (6 января); 19 января –Крещение (18 января))

 

19. Как называется история с переодеванием. Назовите эпиграф к этому произведению. (А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». «Во всех ты, душенька, нарядах хороша»).

 

20. Кто такие Гнедой, Заседатель, Чубарый? (Лошади Чичикова).

 

21. Кто такой Варфоломей и почему его причислили к лику святых? (Сергий Радонежский).

 

22. Как связана усадьба Ясная поляна и литература? Кто здесь жил и какие произведения этого автора вы знаете? (Л.Н.Толстой. «Война и мир», «кавказский пленник», «Хаджи-Мурат»)

 

23. Болдино, Тригорское, Михайловское, петровское, Старица, Болдино, Торжок.

_ Назовите имя, которое связано с этими местами. (А.С.Пушкин)

 

24. Из «Капитанской дочки». Савельич подал Пугачеву прошение.

- Что это?- спросил Пугачев.

- Прочитай, так изволишь увидеть, ответил Савельич.

- Что прочитал Пугачев в прошении? (ничего, он не умел читать.

Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?.)

 

25. В басне И.А.Крылова «Любопытный» герой басни , рассказывая об увиденном в кунцкамере, отметил и букашек, и мелких жучков.

-А чего он не увидел, и в связи с этим назовите литературный фразеологизм.

(Слона-то я и не приметил.)

 

 

 

Конкурс "Доскажи стихотворную строку"

Нам не дано предугадать, 
Как слово наше отзовется, — 
И нам сочувствие дается, 
Как нам дается благодать...


(Тютчев)

 

Умом Россию не понять, 
Аршином общим не измерить: 
У ней особенная стать — 
В Россию можно только верить.


(Тютчев)

 

Удрученный ношей крестной, 
Всю тебя, земля родная, 
В рабском виде Царь небесный 
Исходил, благословляя
.

(Тютчев)

 

О, как убийственно мы любим! 
Как в буйной слепоте страстей 
Мы то всего вернее губим, 
Что сердцу нашему милей!..


(Тютчев)

 

Как сердцу высказать себя? 
Другому как понять тебя? 
Поймет ли он, чем ты живешь? 
Мысль изреченная есть ложь.

(Тютчев)

 

 

Ушел!.. Ах! от господ подалей; 
У них беды себе на всякий час готовь, 
     Минуй нас пуще всех печалей 
     И барский гнев, и барская любовь.

(Грибоедов)

 

 Ах, матушка, не довершай удара! 
        
Кто беден, тот тебе не пара!

(Грибоедов)

 

Он слова умного не выговорил сроду, — 
     Мне все равно, что за него, что в воду.

(Грибоедов)

 

 

А впрочем, он дойдет до степеней известных, 
        
Ведь нынче любят бессловесных

(Грибоедов)

 

 

 

 

 Пиши в четверг, одно уж к одному, 
А может в пятницу, а может и в субботу, 
Я должен у вдовы, у докторши, крестить. 
     Она не родила, 
но по расчету 
        По моему: должна родить
. —

(Грибоедов)

 

 Вкус, батюшка, отменная манера; 
        На все свои законы есть: 
Вот, например, у нас уж исстари ведется, 
        Что по отцу и сыну честь;

(Грибоедов)

 

Когда из гвардии, иные от двора 
        Сюда на время приезжали, — 
        Кричали женщины: ура! 
        И в воздух чепчики бросали!


(Грибоедов)

 

 

Если крикнет рать святая: 
«Кинь ты Русь, живи в раю!» 
Я скажу: «Не надо рая, 
Дайте родину мою».


(Есенин)

 

Отговорила роща золотая 
Березовым, веселым языком, 
И журавли, печально пролетая, 
Уж не жалеют больше ни о ком.


(Есенин)

 

Дай, Джим, на счастье лапу мне, 
Такую лапу не видал я сроду. 
Давай с тобой полаем при луне 
На тихую, бесшумную погоду.


(Есенин)

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ! 
Потому, что я с севера, что ли, 
Я готов рассказать тебе поле, 
Про волнистую рожь при луне. 
Шаганэ ты моя, Шаганэ.


(Есенин)

 

 

Так забудь же про свою тревогу, 
Не грусти так шибко обо мне. 
Не ходи так часто на дорогу 
В старомодном ветхом шушуне.


(Есенин)

 

Люблю отчизну я, но странною любовью! 
     Не победит ее рассудок мой. 
          Ни слава, купленная кровью, 
Ни полный гордого доверия покой, 
Ни темной старины заветные преданья 
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,


(Лермонтов)

 

Я ждал. И вот в тени ночной 
Врага почуял он, и вой 
Протяжный, жалобный как стон 
Раздался вдруг
... и начал он 
Сердито лапой рыть песок, 
Встал на дыбы, потом прилег,


(Лермонтов)

 

И беден был ее наряд; 
И шла она легко, назад 
Изгибы длинные чадры 
Откинув. Летние жары 
Покрыли тенью золотой 
Лицо и грудь ее; и зной 
Дышал от уст ее и щек.


(Лермонтов)

 

  Погиб поэт! — невольник чести — 
        Пал, оклеветанный молвой, 
        
С свинцом в груди и жаждой мести, 
        Поникнув гордой головой!..


(Лермонтов)

 

 

Когда же через шумный град 
Я пробираюсь торопливо, 
То старцы детям говорят 
С улыбкою самолюбивой:


(Лермонтов)

 

Выхожу один я на дорогу; 
Сквозь туман кремнистый путь блестит; 
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, 
И звезда с звездою говорит.


(Лермонтов)

 

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

 

 

 

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг 
     Исчезнет при слове рассудка; 
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — 
     Такая пустая и глупая шутка...


(Лермонтов)

 

На севере диком стоит одиноко 
На голой вершине сосна 
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим 
Одета, как ризой она.


(Лермонтов)

 

Так я молил твоей любви 
С слезами горькими, с тоскою; 
Так чувства лучшие мои 
Обмануты навек тобою!


(Лермонтов)

 

Под ним струя светлей лазури, 
Над ним луч солнца золотой... 
А он, мятежный, просит бури, 
Как будто в бурях есть покой!


(Лермонтов)

 

Прощай, немытая Россия, 
Страна рабов, страна господ, 
И вы, мундиры голубые, 
И ты, им преданный народ.


(Лермонтов)

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные... 
Чужды вам страсти и чужды страдания; 
Вечно холодные, вечно свободные, 
Нет у вас родины, нет вам изгнания.


(Лермонтов)

 

Ночевала тучка золотая 
На груди утеса-великана; 
Утром в путь она умчалась рано, 
По лазури весело играя;


(Лермонтов)

 

А если сегодня мне, грубому гунну, 
кривляться перед вами не захочется — и вот 
я захохочу и радостно плюну, 
плюну в лицо вам 
я — бесценных слов транжир и мот.


(Маяковский)

 

Послушайте! 
Ведь, если звезды зажигают — 
значит — это кому-нибудь нужно?


Значит — кто-то хочет, чтобы они были? 
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?


(Маяковский)

 

«Лошадь, не надо. 
Лошадь, слушайте — 
чего вы думаете, что вы их плоше? 
Деточка, 
все мы немножко лошади, 
каждый из нас по-своему лошадь».


(Маяковский)

 

Прямо дороженька: насыпи узкие, 
Столбики, рельсы, мосты. 
А по бокам-то всё косточки русские... 
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?


(Некрасов)

 

Вернулись. У каждого полно лукошко, 
А сколько рассказов! Попался косой, 
Поймали ежа, заблудились немножко 
И видели волка... у, страшный какой!


(Некрасов)

 

И он мне грудь рассек мечом, 
И сердце трепетное вынул, 
И угль, пылающий огнем, 
Во грудь отверстую водвинул.


(Пушкин)

 

И долго буду тем любезен я народу, 
Что чувства добрые я лирой пробуждал, 
Что в мой жестокий век восславил я Свободу 
         И милость к падшим призывал.


(Пушкин)

 

И сердце бьется в упоенье, 
И для него воскресли вновь 
И божество, и вдохновенье, 
И жизнь, и слезы, и любовь.


 

(Пушкин)

 

В пустыне чахлой и скупой, 
На почве, зноем раскаленной, 
Анчар, как грозный часовой, 
Стоит — один во всей вселенной


(Пушкин)

 

Лишь я, таинственный певец, 
На берег выброшен грозою, 
Я гимны прежние пою 
И ризу влажную мою 
Сушу на солнце под скалою.


(Пушкин)

 

Мчатся тучи, вьются тучи; 
Невидимкою луна 
Освещает снег летучий; 
Мутно небо, ночь мутна. 
Еду, еду в чистом поле; 
Колокольчик дин-дин-дин... 
Страшно, страшно поневоле 
Средь неведомых равнин!


(Пушкин)

 

 

Бог помочь вам, друзья мои, 
И в бурях, и в житейском горе, 
В краю чужом, в пустынном море 
И в мрачных пропастях земли!


(Пушкин)

 

Прекрасно море в бурной мгле 
И небо в блесках без лазури; 
Но верь мне: дева на скале 
Прекрасней волн, небес и бури
.

(Пушкин)

 

Любовь и дружество до вас 
Дойдут сквозь мрачные затворы, 
Как в ваши каторжные норы 
Доходит мой свободный глас.


(Пушкин)

 

Но мысль ужасная здесь душу омрачает: 
     Среди цветущих нив и гор 
Друг человечества печально замечает 
Везде невежества убийственный позор.


(Пушкин)

 

Все хлопает. Онегин входит, 
Идет меж кресел по ногам, 
Двойной лорнет скосясь наводит 
На ложи незнакомых дам; 
Все ярусы окинул взором, 
Всё видел: лицами, убором 
Ужасно недоволен он;


(Пушкин)

 

Под голубыми небесами 
Великолепными коврами, 
Блестя на солнце, снег лежит; 
Прозрачный лес один чернеет, 
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит
.

(Пушкин)

 

Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя, 
То по кровле обветшалой 
Вдруг соломой зашумит, 
То, как путник запоздалый, 
К нам в окошко застучит.


(Пушкин)

 

По дороге зимней, скучной 
Тройка борзая бежит, 
Колокольчик однозвучный 
Утомительно гремит.


(Пушкин)

 

Мой первый друг, мой друг бесценный! 
И я судьбу благословил, 
Когда мой двор уединенный, 
Печальным снегом занесенный, 
Твой колокольчик огласил.


(Пушкин)

 

Исполнились мои желания. Творец 
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, 
Чистейшей прелести чистейший образец.

(Пушкин)

 

На холмах Грузии лежит ночная мгла; 
         Шумит Арагва предо мною. 
Мне грустно и легко; печаль моя светла; 
         Печаль моя полна тобою,


(Пушкин)

 

Подруга дней моих суровых, 
Голубка дряхлая моя! 
Одна в глуши лесов сосновых 
Давно, давно ты ждешь меня.


(Пушкин)

 

«Волхвы не боятся могучих владык, 
     А княжеский дар им не нужен; 
Правдив и свободен их вещий язык 
     И с волей небесною дружен.


Пушкин)

 

 

Поэт! не дорожи любовию народной. 
Восторженных похвал пройдет минутный шум; 
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, 
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм


(Пушкин)

 

Свершилось! Темные свернулися листы; 
На легком пепле их заветные черты 
Белеют... Грудь моя стеснилась. 
Пепел милый, 
Отрада бедная в судьбе моей унылой, 
Останься век со мной на горестной груди...


(Пушкин)

 

Пред ней задумчиво стою, 
Свести очей с нее нет силы; 
И говорю ей: как вы милы! 
И мыслю: как тебя люблю!


(Пушкин)

 

Сижу за решеткой в темнице сырой. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюет под окном
,

(Пушкин)

 

Ревет ли зверь в лесу глухом, 
Трубит ли рог, гремит ли гром, 
Поет ли дева за холмом — 
         На всякий звук 
Свой отклик в воздухе пустом 
         Родишь ты вдруг.


(Пушкин)

 

На заре ты ее не буди, 
На заре она сладко так спит; 
Утро дышит у ней на груди, 
Ярко пышет на ямках ланит


(Фет)

 

Облаком волнистым 
Пыль встает вдали; 
Конный или пеший — 
Не видать в пыли


 (Фет)

 

Шепот, робкое дыханье, 
        Трели соловья, 
Серебро и колыханье 
        Сонного ручья,


(Фет)


Как велит простая учтивость,

               Подошел ко мне, улыбнулся,

               Полуласково, полулениво

               Поцелуем руки коснулся -

               И загадочных, древних ликов

               На меня поглядели очи...

               Десять лет замираний и криков,

               Все мои бессонные ночи

               Я вложила в тихое слово

               И сказала его - напрасно.

               Отошел ты, и стало снова

               На душе и пусто и ясно.

(Ахматова)

 

        Я научилась просто, мудро жить,

        Смотреть на небо и молиться богу,

        И долго перед вечером бродить,

        Чтоб утомить ненужную тревогу.

[Ахматова )

 

               В соседнем доме окна жолты.

               По вечерам - по вечерам

               Скрипят задумчивые болты,

               Подходят люди к воротам.

[Блок А. )

 

            И голос был сладок, и луч был тонок,

            И только высоко, у царских врат,

            Причастный тайнам, - плакал ребенок

            О том, что никто не придет назад.

[Блок А. )

 

               Ты и во сне необычайна.

               Твоей одежды не коснусь.

               Дремлю - и за дремотой тайна,

               И в тайне - ты почиешь, Русь.

[Блок А. )

 

               В моей душе лежит сокровище,

               И ключ поручен только мне!

               Ты право, пьяное чудовище!

               Я знаю: истина в вине!

[Блок А. )

       Как тяжело ходить среди людей

       И притворяться непогибшим,

       И об игре трагической страстей

       Повествовать еще не жившим.

[Блок А. )

 

 

О доблестях, о подвигах, о славе

        Я забывал на горестной земле,

        Когда твое лицо в простой оправе

        Передо мной сияло на столе.

[Блок А. )

 

О, я хочу безумно жить:

                  Всё сущее - увековечить,

                  Безличное - вочеловечить,

                  Несбывшееся - воплотить!

[Блок А. )

 

     И вечный бой! Покой нам только снится

                 Сквозь кровь и пыль...

     Летит, летит степная кобылица

                 И мнет ковыль...

[Блок А. )

 

И на перины пуховые

          В тяжелом завалиться сне...

          Да, и такой, моя Россия,

          Ты всех краев дороже мне.

[Блок А.)

Вы, чьи широкие шинели

          Напоминали паруса,

          Чьи шпоры весело звенели

          И голоса.

 

          И чьи глаза, как бриллианты,

          На сердце вырезали след -

          Очаровательные франты

          Минувших лет.

 

 

Литературная викторина для

 учащихся 11-х классов
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconУрок игра по литературе в 5 классе Брейн- ринг «Басни И. А. Крылова»
Описание игры. Класс делится на три команды во главе с капитаном. Участники по очереди выбирают конверты с заданиями. Время на обдумывание...

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconУроках чтения и окружающего мира. Цели и задачи
Это занятие дополняет знания учащихся полученных на уроках чтения и окружающего мира

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconЛитература для чтения 4 класс обучения
Фет. А. К., Толстой. А. А., Ахматова. Ю. П. Кузнецов Произведения для самостоятельного чтения учащихся

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconВнеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов. Тема: «Лингвистический брейн-ринг»

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconПроизведения Для самостоятельного чтения
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит…». «Помню долгий зимний вечер…»

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconПроизведения для самостоятельного чтения 5-8 классы
...

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconБрейн -ринг Что?
Внимание!!! На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Ответы на блиц-вопросы даются сразу, без обсуждения. Каждый ответ оценивается...

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconВнеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг
В соревновании участвуют 2 команды по 6 человек. Задание команды получают одновременно, сигналом готовности к ответу служит поднятый...

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы

«Брейн-ринг» Цели: повторить изученные на уроках и во время самостоятельного чтения произведения iconТема: Природа в музыке и поэзии
Цели: показать красоту и величие русской природы через литературные и музыкальные произведения; повторить экологические правила;...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции