Государственное бюджетное общеобразовательное




Скачать 0.54 Mb.
Название Государственное бюджетное общеобразовательное
страница 1/4
Дата публикации 18.06.2014
Размер 0.54 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение

средняя общеобразовательная школа № 78

Калининского района

Нравственные и духовные ориентиры.

К чему нужно стремиться современным людям?

Выполнила: ученица 9Б класса

Мацуева Ирина Александровна

Руководитель: учитель литературы

Мельникова Вероника Вадимовна

Санкт- Петербург

2014 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… ..стр. 3

О литературе XVIII-XIX веков……………………………………………...стр. 5

Что такое нравы………………………………………………………………стр. 6

Глава 1.

Нравы русского общества конца XVIII и XIX веков и их отражение в русской литературе того времени.

1.1 Отношение к семейным традициям, родительскому слову:

  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»…………………………………..стр. 7

  • А.С.Пушкин «Метель»………………………………………………..стр. 8

  • А.С.Пушкин «Станционный смотритель»…………………………..стр. 9

1.2 Отношение к образованию:

  • А.С.Грибоедов «Горе от ума»………………………………………стр. 11

  • Д.И.Фонвизин «Недоросль»…………………………………………стр.12

  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин»…………………………………….стр. 14

1.3 Отношение к деньгам и власти:

  • Н.В.Гоголь «Ревизор»……………………………………………….стр. 16

  • А.С.Грибоедов «Горе от ума»………………………………………стр. 17

  • М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»………………...стр. 18

1.4 Отношение к «заграничному»:

  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин»……………………………………стр. 20

  • А.С.Грибоедов «Горе от ума»………………………………………стр. 21

1.5 Отношение к любви и браку:

  • А.С.Пушкин «Дубровский»…………………………………………стр. 22

  • Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»………………………………………стр. 24

  • И.С.Тургенев «Первая любовь»…………….……………………....стр. 25

1.6 Отношение к служению:

  • А.С.Грибоедов «Горе от ума»………………………………………стр. 26

  • Д.И.Фонвизин «Недоросль»………………………………………...стр. 27

  • Н.В.Гоголь «Ревизор»……………………………………………….стр. 28

Глава 2.Исследовательская часть. ………………………………………...стр. 29

Список используемой литературы………………………………………...стр. 36

Цель исследования

  1. Исследовать картину российских нравов в произведениях русских писателей XVIII-XIX века

  2. Выяснить с помощью исследования изменились ли нравы, идеалы в современном обществе

  3. Заинтересовать учащихся старших классов произведениями писателей XVIII- XIX века, предложить задуматься над кругом нравственных проблем, отраженных в них

Актуальность

В современном мире молодое поколение теряет нравственные ориентиры и нравственные формы поведения: не слушают советов взрослых, забывают и рано покидают родителей, думают, что счастье в деньгах, женятся или выходят замуж за состоятельного человека, ради получения какой-либо выгоды, гонятся за богатством, слепо подражают иностранному. Утратилось значение слова «венчание», сейчас венчаются скорее потому, что это дань моде, считают, что этот шаг не обязывает их хранить любовь и верность своему спутнику всю оставшуюся жизнь. Многие из этих проблем были актуальны и в XVIII-XIX веке, но писатели, чьи произведения вошли в золотой фонд литературы, пытались направить своих современников на правильный путь, указать на проблемы общества, «болевые точки», чтобы в бурном море жизни человек себя не потерял. С помощью данного проекта я бы хотела показать, что несмотря на то что нравы современного общества во многом изменились, произведения писателей XVIII-XIX века могут и современному человеку дать духовные и нравственные ориентиры. Как говорит Радищев в своём произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель».

Практическая значимость

Данная работа может быть использована преподавателями на уроках литературы, также учениками для подготовки к урокам по литературе или на классном часе по теме духовно-нравственное воспитание личности. Работа может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня в 8-11 классе. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки к экзаменам.

Литература конца XVIII и XIX века

В русской литературе XVIII века отразились изменения в общественной жизни России, которые связаны с деятельностью Петра I. В этот период начинают издавать больше книг научного и публицистического содержания. В русский язык входят многие иностранные слова, которые обозначали новые для русских людей понятия. Одновременно по указанию царя книги начинают писать не на церковнославянском, а на общеупотребительном русском языке. В середине XVIII века русская литература испытала сильное влияние классицизма — литературного направления, сложившегося в Западной Европе и взявшего образцами произведения античной Греции и Рима. Русский классицизм, хотя следовал основным пра­вилам этого литературного направления, все же имел ряд особенностей. Во-первых, в произведениях русских классицистов чувствуется тесная связь с современной действительностью. Во-вторых, в русском классицизме значительное место принадлежит такому жанру, как сатира. В-третьих, многие произведения русских писателей XVIII века создавались на основе отечественных сюжетов, что свидетельствует об интересе к родной ис­тории.

XIX век в русской литературе называют «Золотым веком». Литература этой поры – явление уникальное, исключительное, несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды. Именно этот век – созвездие великих произведений, которые до сих пор горят и никогда не угаснут. Наши любимые и знаменитые на весь мир писатели поднимают очень много разнообразных тем, которые актуальны в наше время. Благодаря поэтам и авторам многочисленных выдающихся произведений мы можем «понять самого себя, поднять веру в себя и развить стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, мужество», как писал М.Горький. Именно в XIX веке развиваются новые идеалы, цели, стремления, и всё это с помощью произведений А.С.Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева и множества других писателей. Сейчас мы можем наслаждаться результатами этих трудов и изучать ту эпоху и вместе с тем самих себя.

Русская классическая литература XIX века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге, о службе… Как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались через поиск «героя времени». В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» о любви, о счастье человека, о нравственных ценностях и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.

Литература начала утверждать высокие принципы свободы личности. XIX век - век разочарований в идеалах века ХVIII. Упование на разум, попытка воплотить в жизнь общественный идеал, основанный на рациональных принципах, обернулось террором Великой французской революции, которая так и не привела к торжеству свободы, равенства и братства. Неудовлетворенное желание – это страдание и мука, а удовлетворенная страсть порождает скуку.

Так жизнь человека качается подобно маятнику между страданиями и скукой. Высшее благо – это полное удовлетворение воли, но это невозможно, ибо только отсутствие желания является путем освобождения от мирового зла.

Таким образом, всю русскую литературу XIX века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.

Стремление проникнуть в глубины человеческой души и одновременно постичь социальную природу общества и тех законов в соответствии, с которыми происходит его развитие, стало основным отличительным качеством русской литературы XIX века. В ней отразился человек и общество того времени, нравы и стремление к идеалам. Настоящее исследование противоречивой и «загадочной русской души».

Что такое нравы?

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение. Это одно из двух свойств духа человека, включающее волю, любовь, милосердие, хотение, страсти. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

В этой работе представлены только некоторые аспекты данного вопроса.

Нравы

Отношение к семейным Отношение к деньгам

традициям и родительскому и к власти

слову

Отношение к образованию

Отношение к «заграничному»

Отношение к любви и браку

Отношение к служению

Глава 1.

Нравы русского общества конца XVIII и XIX веков и их отражение в русской литературе того времени

1.1 Отношение к семейным традициям, родительскому слову

Дом, семья — это место, которое надо очень беречь, весь внешний мир оставив за дверью.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Одна из ведущих тем повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» тема дома, семьи, семейных отношений. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте.

Главный герой повести Пётр Гринёв – человек нравственно прочный, не пытающийся избежать расплаты за свои поступки. В своих мемуарах Гринев вспоминает о своем детстве, родителях, о знакомстве с семьей Мироновых, о своей любви к Маше.

В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства – Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни.

Здесь главными являются родительские наказы Гриневу и Маше, их соблюдение.

Отец наказывал Гриневу: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Гринев следует наказу своего отца, потому что он уважает мнение родителей, принимает этот наказ как мудрый целостный совет. Поведение главного героя, вырвавшегося на свободу, кажется, на первый взгляд, не соответствующим родительскому наказу и представлению о законах чести.

Но когда Петр решает жениться на Маше, он сразу отправляет письмо домой, чтобы получить родительское благословение. А когда Маша узнает, что родители Гринева не дали благословения, отказывается выходить замуж за Петра, потому что думает, что родители Петра не хотят принимать её в семью. Несмотря на то, что Маша очень любила Гринева, она не могла пойти на такое. Марья Ивановна решила, что они не должны быть вместе, так как без благословения не будет им счастья.

Когда в Белгородской крепости перед штурмом Маша прощалась с родителями, отец ей даёт наказ: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша». Поэтому она и уважала мнение родителей Петра, так как соблюдала слово своих близких. И в награду за то, что она была верна, никогда не забывала своих родителей, чтила их слова, она получает своё заслуженное счастье.

А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

Мы видим, что родительское слово в «Капитанской дочке» стоит превыше всего, и Пушкин на фоне всех событий произведения, выделяет тему родителей как одну из главных.

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Я.Л. Сухомлинский

А.С.Пушкин «Метель»

Как построить свою судьбу так, чтобы быть счастливым в браке? Жениться по горячей страстной любви или делать этот шаг осмотрительно, советуясь с родителями и получив их благословение?

В произведении А.С.Пушкина «Метель» повествуется о взаимной страстной любви между Марьей Гавриловной и Владимиром Николаевичем.

Марья Гавриловна «была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена». Она добрая, искренняя, воодушевлённая девушка, идеал Пушкина.

Владимир Николаевич – «бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне». Безумно любил Машеньку, не мог и дня прожить без неё.

Почему же любовь вспыхнула между такими разными людьми: бедным и богатым?

Маша подражала героиням прочитанных ею романов, она хотела быть похожей на них. Романтическая привязанность между ней и бедным прапорщиком могла бы послужить основой какого-нибудь литературного произведения. Но была ли Маша влюблена в своего избранника? Возможно, она только воображала, что любит его, представляя своего избранника в образе героя любимых романов, и на самом деле это было лишь увлечение.

Родители Маши не дают благословения на этот брак. Но разве можно было остановить влюблённых? Маша решается сбежать из дома и тайно венчаться с Владимиром. Ночью ей стало плохо. Как мне кажется, именно её нездоровое состояние предвещало неудачный финал этой истории. Но тайному венчанию помешало необычное обстоятельство – метель.

Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Метель — сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило. Автор использует такие глаголы, как «метёт», «завывает», «слепит». Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.

В описании поездки Владимира говорится: «…сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле, тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю». Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.

Маша полуживая от страха и мучимая совестью ждет жениха, но он опаздывает. Вдруг в церкви появляется молодой офицер, которого метель-судьба случайно завела в это место. Его принимают за жениха, и он, решив поиграть с фортуной, венчается с чужой невестой. В последнюю минуту, уже после объявления молодых мужем и женой, обнаруживается подмена. Офицер в спешке покидает церковь. Невеста падает в обморок. Жизнь кончена. Как жить дальше?

Своих героев автор, в конце концов, приводит к счастливому финалу. Жизнь ставит все на свои места. Но чем герои заслужили это?

Маша обвенчалась, дала клятву перед Богом, и потому сохраняет верность неизвестному ей человеку. За преданность и верность слову Судьба даёт ей вознаграждение. Она встречает Бурмина. Он любит ее, она - его. Но для себя героиня не рассматривает ни малейшей возможности быть с ним вместе. И в тот момент, когда она ждет от него признанья, Бурмин рассказывает ей, что не может переступить через клятву, которую дал перед Богом четыре года назад: «Я женат уже четвертый год, и не знаю, кто моя жена, и где она!» Он рассказывает свою историю Марье Гавриловне. Она бледнеет и говорит, что той невестой была она. Молодой полковник бросается к ее ногам.

Маша и Бурмин выдержали испытание. Маша, нарушив родительское слово, была наказана судьбой. Но поскольку Маша смогла выстоять, судьба даёт ей второй шанс. А метель — это, с одной стороны, символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни, а с другой, символ самого Провидения, Высшего судьи.

Брак – тяжелое испытание, и счастливым он может быть лишь тогда, когда слова Верность, Честь, Терпение – не только слова. Таков нравственный ориентир, оставленный нам великим писателем.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

А что если человек не сам решает нарушить нравственные законы, а жизнь ему предлагает такие обстоятельства и он только следует за ней?

Повесть «Станционный смотритель» — это история о блудном сыне, вернее, о блудной дочери, перенесенная в другие, не евангельские, жизненные обстоятельства. Это и история о позднем раскаянии.

Пушкин описывает судьбу «маленького» человека, который работает на почтовой станции. Многие проезжающие на каретах люди останавливаются на ней. Но если же на улице плохая погода, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, то всё своё недовольство проезжающий вымещает на станционном смотрителе.

Станционного смотрителя зовут Самсон Вырин. У него есть дочка, Дуня – «миленькая кокетка», прекрасная барышня, искренняя и добродушная. Она живет вдвоем с отцом, мать у неё умерла.

Дуня любила отца, помогала ему во всем и ухаживала за ним. Однажды на станцию приезжает молодой гусар Минский. Увидев Дуню, столь привлекательную девушку, он не мог её упустить. Гусар сделал вид, что заболел и ввёл в заблуждение отца. Обманом увозит он Дуню к себе. Интересно, что писатель почти не дает внешнего описания героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает очень четко и отчетливо через поступки и речь.

Пушкин сочувствует своему герою и глубоко его уважает: человек низшего сословия, выросший в нужде, тяжком труде, не забыл, что такое порядочность, совесть и честь. Более того, качества эти он ставит выше материальных благ. Бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души. Автор не зря вводит в повесть такую деталь, как картинки с изображением истории блудного сына на стене в доме Вырина. Как и отец блудного сына, Самсон готов был простить. Вот только Дуня не возвращалась. Страдания отца усугублялись тем, что он хорошо знал, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...». Попытка разыскать дочь в огромном Петербурге закончилась ничем. Смотритель нашёл Минского, который при встрече был холоден: « Что, брат, тебе надобно? Дуню не отдам. Она будет счастлива, даю тебе честное слово». Вот тут и сдался станционный смотритель — запил окончательно и через некоторое время умер, не дождавшись дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.

Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала навестить отца, пропала, не была и на его похоронах. Лишь спустя какое-то время сельское кладбище посетила «прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами и черной моськой на роскошной карете». Она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». В этом и заключается величие человеческого страдания и раскаяния.

«Станционный смотритель» — история о позднем раскаянии блудной дочери.

Судьба Дуни сложилась довольно счастливо: она любима, у нее есть семья. Но она обречена всю жизнь испытывать чувство вины из-за того, как поступила со своим отцом, и чувство это постоянно будет её тревожить.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное бюджетное общеобразовательное icon Творческий проект
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №315
Государственное бюджетное общеобразовательное icon Центрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Государственное бюджетное общеобразовательное icon Программам государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Обеспечение образовательной деятельности оснащенными зданиями, строениями
Государственное бюджетное общеобразовательное icon Развитие умения различать приставки и предлоги
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72
Государственное бюджетное общеобразовательное icon Задача: Придать интерьеру оригинальность
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №315
Государственное бюджетное общеобразовательное icon Научно-практическая работа «Метод полуреакций»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №302
Государственное бюджетное общеобразовательное icon Отчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25
Государственное бюджетное общеобразовательное icon Основная образовательная программа основного общего образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение самарской области средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением...
Государственное бюджетное общеобразовательное icon Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное общеобразовательное icon Список участников номинация "Художественное слово"
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции