Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе




Скачать 61.97 Kb.
НазваниеТрансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе
Дата публикации17.06.2014
Размер61.97 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
трансформация МОТИВОВ душИ и железА в отечественной И зарубежной литературе

Л.М. Махиянова

Российская Федерация, Москва, Российский университет дружбы народов
Железный век. За ним следует бронзовый. Как долго, как долго ещё ждать, пока вернутся, следуя круговороту, более мягкие эпохи: век глины, век земли?

«Железный век», Дж.М. Кутзее

(1. – С. 87 )
Действие романа Нобелевского лаурета Дж. М. Кутзее «Железный век» (1990) происходит в Южной Африке 1980-х годов, перед читателем проносятся все ужасающие события того времени: гражданская война, апартеид, военные столкновения, убийства, погромы... И отсюда становится понятен символизм названия: железный век здесь – это определённый период в развитии человечества, но не в понимании историков и археологов, а в неком глобальном, моральном смысле.

«Крепче железа», – говорит главная героиня романа миссис Каррен о женщине-негритянке, которая благословляет своего пятнадцатилетнего сына на борьбу за права своего народа, а на деле – отправляет его на верную смерть. По Кутзее, это – мир железных людей, лишённых души, доброты и сострадания, людей чёрствых и жестоких. А ведь именно об этом говорили ещё древние греки, которые делили историю человечества на пять веков, называя наше время железным веком!

С одной стороны – прогресс, с другой – катастрофа. С одной стороны – эволюция, движение вперёд, с другой – падение нравов и потеря человечности.

Попытки разрешить эти противоречия, понять, как связаны между собой душа человека и железо (под которым подразумевается в том числе и научно-технический прогресс), мы встречаем во многих литературных произведениях. Эти мотивы реализуются в них совершенно по-разному, а сам эпитет «железный» может обладать как положительными, так и отрицательными коннотациями.


Железо || душа

Антитеза «железо – душа» в литературе во многом навеяна реально существовавшим и существующим по сей день противостоянием природы (читай: души) и цивилизации (читай: железа).

О губительных последствиях активной урбанизации и победы прогресса над стихией с болью пишет, например, Н.А. Некрасов («Железная дорога», 1864):

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то косточки русские

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? (2. – С. 314)

(Здесь и далее курсив мой – Л.М.)

Спустя годы Некрасову будет вторить Сергей Есенин, лирический герой которого наблюдает за тем, как жеребёнок не может обогнать чугунный паровоз, «храпящий железной ноздрёй» («Сорокоуст», 1920):

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница? (3. – С. 51),

а затем эта традиция будет продолжена представителями «деревенской прозы».

Символ железа зачастую усложняется тем, что он как бы оживает в лице определённых героев – носителей идеи прогресса, противостоящих «детям природы».

Вот, например, что пишет критик А. Жолковский, анализируя рассказ А. П. Платонова «Фро» (1936): «Героиня буквально задыхается в железном мире» и жаждет настоящей, искренней, человеческой любви. Любви человека к человеку, а не человека к железу, как у её отца (который спит, «обнимая одной рукой паровозный котёл, как живот всего трудящегося человечества») или как у Фёдора (который, «обнимая жену … сам превращался в микрофараду и в блуждающий ток»)!» (4. – С. 32).

Необходимо отметить и другое направление, в котором развивается в литературе мотив железа. Речь идёт об общечеловеческой трактовке этого мотива, о чём говорилось в начале данной работы. Для подтверждения достаточно вспомнить то, как Е.Замятин в своей антиутопии «Мы» (1920) разоблачает диктаторов и убийц всего человеческого в человеке: «Неподвижная, как из металла, фигура того, кого мы именуем Благодетелем. Лица отсюда, снизу, не разобрать <...> Но зато руки... Так иногда бывает на фотографических снимках: слишком близко, на первом плане поставленные руки – выходят огромными, приковывают взор – заслоняют собою всё. Эти тяжкие, пока ещё спокойно лежащие на коленях руки – ясно: они – каменные, и колени – еле выдерживают их вес... И вдруг одна из этих громадных рук медленно поднялась – медленный, чугунный жест…» (5. – С. 187). Можно вспомнить также героя булгаковского «Собачьего сердца» (1925) Клима Чугункина, говорящая фамилия которого как нельзя лучше характеризует и этого никчёмного пьяницу, и отношение к нему самого автора.

Итак, антитеза «железо – душа» во многом обусловлена жизненными реалиями и общечеловеческим, исторически сложившимся разделением этих понятий. Тем не менее, в литературе найдется немало примеров, не соответствующих формуле «железо || душа», и такие примеры, на наш взгляд, достойны отдельного рассмотрения.
Железо + душа

Подобная комбинация, если вдуматься, не является необычной. В нашем сознании давно и прочно укрепились такие сочетания, как «железный характер», «железная воля» и даже «железная леди», вызывающие, несомненно, положительные ассоциации.

Вспомним, например, историю Павки Корчагина, известную всем по роману Н.Островского «Как закалялась сталь» (1932) или преклонение перед храбростью и решительностью советских воинов в «Балладе о гвоздях» Н.Тихонова (1919):

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей (6. – С. 32).

Оговоримся, что абсолютно положительный образ железа как двигателя прогресса в советской литературе был обусловлен идеологией государства: в бесчисленных произведениях о пуске Кузнецкстроя, строительстве Донбасса и т.п. подчинение природы технике, живого – неживому трактуется как великое благо. В более позднем стихотворении Сергея Есенина, который в начале своего творчества с болью писал о победе «стальной конницы» читаем: «Через каменное и стальное / Вижу мощь я родной стороны» («Неуютная жидкая лунность…», 1924) (3. – С. 87).

Ещё одной, на наш взгляд, необычной иллюстрацией мотива единения железа и души является рассказ раннего М. Булгакова «Стальное горло» (1925). К главному герою, недавно окончившему медицинский факультет и приехавшему на практику в глухую деревушку, привозят девочку, спасти которую может лишь операция. Молодой врач делает ей трахеотомию и вставляет в горло серебряную трубочку. Парадоксально, но железо воскресило умирающее тело, вдохнуло жизнь в «синие, громаднейшие» глаза:

«Вы знаете, что в деревнях говорят? Будто вы больной Лидке вместо её горла вставили стальное и зашили. Специально ездят в эту деревню глядеть на неё. <...>

– Так и живёт со стальным? – осведомился я.

– Так и живёт». (7. – С. 29)

«Железные» герои, обладающие чутким сердцем и тонкой душой, встречаются и в знакомых нам с детства волшебных сказках. Вспомним хотя бы Железного Дровосека из «Волшебника Изумрудного города» А.Волкова (1939), который с самого начала предстаёт читателям не как робот, не как железка, а как железный человек. Самое заветное желание Дровосека – иметь сердце, потому что без него он не может жениться на прекрасной девушке, которую полюбил когда-то давно, когда «был ещё из мяса и костей»: «Я, человек без сердца, не имею права любить девушку» (8. – С. 54). Однако маленькие читатели, конечно, прекрасно понимают, что благородная душа Железного Дровосека, его умение любить, дружить и быть верным были в нём всегда, а не появились лишь тогда, когда Великий Гудвин вставил в его тело шелковое сердце.

А стойкий оловянный солдатик из сказки Г.Х. Андерсена (1838)? («На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь»). (9. – С. 15).

А «Счастливый Принц» О.Уайльда (1888)? («И сказал Господь Ангелу Своему: «Спустись в этот город, и принеси Мне самое драгоценное, что найдёшь там». Пошёл Ангел по слову Господню, взял с мусорной кучи оловянное сердечко и мёртвую птицу, и принёс их пред лицо Божие»). (10. – С. 100).

Очевидно, что во всех приведённых произведениях железо не олицетворяет абсолютное зло. Совсем наоборот – писатели-сказочники ломают стереотипы, учат своих читателей не мыслить шаблонами, не делить мир на чёрное и белое. Оксюморон, на котором строятся образы Железного Человека, стойкого оловянного солдатика или Счастливого Принца, призван продемонстрировать читателю, что далеко не всегда за чёрной, железной маской прячется такая же чёрная, железная душа. Более того, эти сказочные образы соответствуют скорее не формуле «железо + душа», а формуле «железа = душа»!

***

Затронутая в данной работе тема поистине неисчерпаема. В ходе более подробного анализа возможно обнаружить значительно больше параллелей и точек соприкосновения. Трансформация мотивов железа и души как одних из основополагающих строения мира и человеческих отношений позволяет лишний раз убедиться в противоречивости, сложности и неоднозначности жизни, которые неизменно находят своё отражение в литературе.
Список литературы

  1. Кутзее Дж.М. Железный век. – М.: Амфора, 2005.

  2. Некрасов Н. Стихотворения. – М.: Эксмо, 2007.

  3. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Художественная литература, 1985.

  4. Жолковский А. «Фро»: пять прочтений // Вопросы литературы. 1989. № 12. С. 23 – 49.

  5. Замятин Е. Мы. – М.: АСТ, 2007.

  6. Тихонов Н. Стихи и проза. – М.: Гос.из-во худ.лит., 1945.

  7. Булгаков М. Собачье сердце. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.

  8. Волков А. Волшебник Изумрудного города. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.

  9. Андерсен Г.Х. Сказки. – Казань: Татарское книжное издательство, 1978.

  10. Уайльд О. Кентервильское привидение. – М.: Тв.объединение АВАНСЦЕНА, 1993.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе iconПрограмма курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX...
Взаимодействие отечественной и зарубежной литературы дает учащимся возможность, сопоставляя исторические эпохи, творчество писателей,...

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе iconРосциус Ю. В. Р 78 Гадание: суеверие или ?
В отечественной и зарубежной печати опубликовал около тридцати работ, посвященных выявлению, анализу достоверности, интерпретации...

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе iconИсследование проблематики здоровья является одним из приоритетных...
Целью данной статьи является теоретико-методологический анализ современных зарубежных научных работ, отражающих состояние изученности...

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе iconБилеты по зарубежной литературе
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе iconЭтнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков
Е раскрываются теоретические, методологические, и эмпирические аспекты проблемы исследования интеллекта в зарубежной и отечественной...

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе iconЛитературный турнир для старшеклассников по русской классической...

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе iconПрограмма дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Дисциплина «История зарубежной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе icon2013 Синтаксический строй души – или сознающая себя душа (Заметки...
Бориса Пастернака «Определение души») // «Объятые в тысячу охватов». Сборник материалов, посвященный памяти Евгения Борисовича Пастернака...

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе iconВопросы к зачету по зарубежной литературе: Ожидания нового века. Социо-культурная атмосфера
Изменения коллективного и индивидуального самосознания. Субъект-объектный конфликт

Трансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе iconТематическое планирование по зарубежной литературе 5 класс
Произведения унт как источник возникновения художественной литературы. Скандинавские предания об эльфах, гномах и норнах

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции