Ф.И.О. Пешеходова Алла Анатольевна
Должность старший воспитатель
Категория высшая
Стаж работы 22 года
Наименование Муниципальное бюджетное дошкольное
учреждения образовательное учреждение «Центр
развития ребенка – детский сад № 15
«Страна чудес»
Номинация Оформление территорий, помещений, групп
Название Путешествие в русскую старину
работы
Путешествие в русскую старину
«Народ, который не знает своей
культуры и истории, – презренен и легкомыслен»
Н.В. Карамзин.
Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего. Поэтому для того, чтобы дать детям более конкретные знания об истории, культуре и быте русского человека в МБДОУ «Центр развития ребёнка – «Детский сад №15 «Страна чудес», создан свой мини-музей «Русская изба».
Оформление помещения представляет собой внутреннее пространство традиционного русского жилища – избы: ее устройство и убранство, подлинные экспонаты, которые рассказывают о буднях русских крестьян, о трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Все это создает картину духовного своеобразия русского народа, рассказывая об обычаях, поверьях, правилах этикета.
Стены помещения отделаны евровагонкой (блокхаусом). В печном углу избы по традиции находится русская печь, выполненная из деревянного бруска и фанеры. Огонь внутри печи нарисована ткани и всегда есть возможность «поставить» в печь чугунок. Здесь же рядом лежат настоящие березовые поленья. А когда внутри печи загорается красная подсветка – создается ощущение настоящего огня в печи.
На печи на «лоскутном» одеяле греется на печи дедушка с балалайкой (кукла би-ба-бо). Здесь же рядом лежат разные детские игрушки-забавы, выполненные из дерева, ткани и соломы.
В правом углу избы по традиции располагается красный угол – главное и почетное место в доме. В нем находится домашний иконостас. Считалось важным, чтобы при входе в избу человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. Причем иконы устанавливались на специальной полочке. Красный угол всегда держали в чистоте и украшали вышитыми полотенцами.
Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, все было приспо-соблено для приготовления пищи и ведения домашнего хозяйства. Посуда стояла на полочках, заботливо сделанных руками хозяина. Для украшения дома к празднику хозяйка покрывала их расшитыми кружевами накидками.
Здесь же у печи долгими зимними вечерами резались из деревянных чурок миски, ложки, плелись ковры, корзины и лапти.
Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели, но стол, лавки, сундук, полочки – все делалось из натурального дерева, тщательно, с любовью и было не только полезным, но и эксклюзивным для каждой избы. Любая обиходная вещь, будь то ковш, рубель или полотенце – все украшалось резьбой, росписью или вышивкой. И чем красивее была украшена домашняя утварь – тем хозяйственнее считались хозяева дома.
Особой гордостью каждого хозяина и хозяйки бала люлька для ребенка. Ее изготовили заранее, тщательно обрабатывали и украшали резными накидками. В такой люльке вырастали все дети семьи, а иногда она передавалась из поколения в поколенье. В люльке всегда лежали игрушки-забавы, сделанные руками хозяев, старшими детьми, соседями и родственниками. Здесь же недалеко располагались сундуки для одежды и приспособления для ведения хозяйства.
Экспонаты в нашей избе располагаются не за стеклом и не огорожены верёвочкой. Здесь не только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать. Организация мини-музея «Русская изба» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями воспитанников. Некоторые экспонаты подлинные, но многое сделано руками родителей и сотрудников детского сада: стены, стол, лавки, печь, полочки для посуды, полотенца с вышивкой, кружевная накидка для люльки. А игрушки-забавы для младенца сделаны руками воспитанников, посещающих кружок «Домовёнок». Ребята с большим удовольствием любят посещать нашу «Русскую избу».
Родина есть у каждого человека, где бы он в настоящее время не жил. С чего же она начинается для наших малышей? Она начинается с родного дома, близких ему людей, с родного дворика, где ребёнок гуляет со своими друзьями, с детского сада. Всё это знакомо и дорого ребёнку.
Проходят годы, человек повзрослеет, возможно покинет родные места, но останется привязанность и любовь ко всему, что с ранних лет вошло в его сердце, как самое дорогое. И возможно в памяти наших малышей останется уголок русской старины, который оформили педагоги нашей «Страны чудес»!
Литература
1. Агеева, Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: словарь – справочник / Р.А. Агеева. – М.: Academia, 2000. – 424 с.
2. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 4. – С. 33-37.
3. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2001. – С. 204-205.
4. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. – 1999. – № 1 (8). – С. 15-18.
5. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.
6. Измайлов, А.Б. Рождественские «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 130-133.
7. Лаврентьева, Л.С., Смирнова, Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнова. – М.: Издательст-
во «Паритет», 2005. – 464 с.
8. http://depositfiles.com/files/nsiwhpg4e
|